Подготовка обучающихся к ОГЭ-2023 по обществознанию
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)

Клейменова Елена Валерьевна

Методическая разработка предназначена для учителей обществознания, может быть полезна ученикам 9 классов и их родителям. Содержит пояснительную записку и учебно-тематический план, который можно использовать как раздаточный материал для выстраивания индивидуального маршрута ученика при подготовке к ОГЭ. Родители и ученики не всегда представляют объем материала, который должен быть усвоен учеником, так как в 9 классе программа изучения предмета содержит лишь разделы "Право" и "Политика". Данная разработка поможет восполнить этот пробел. Темы взяты из Кодификатора тем по обществознанию, созданного ФИПИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_oge_kleymenova.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

План подготовки к ОГЭ- 2023  по обществознанию

Учитывая небольшое количество времени, отводимое на прохождение курса обществознания в 9 классе (35 часов, 1 час в неделю), необходимо вести более интенсивную и плотную подготовку к сдаче Основного государственного экзамена.

Цель: подготовить выпускников 9 класса для успешной сдачи основного государственного экзамена.
Задачи плана:

- повысить уровень знаний учеников;

- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.

- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;

- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Структура экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Проверяются широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни обществ.

Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация,

систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого

уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 8 заданий с развёрнутым ответом. Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме.

Темы, которым планируется уделять особое внимание в курсе обществознания 9 класса:

 «Человек и общество» и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика»  (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой   грамотности), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики  и социального управления» (задания 13, 14), «Право» (задания 16–18).

Особое внимание следует уделять работе над форматом экзаменационных заданий, выработке умений находить общее и различия в понятиях и явлениях социальной жизни, находить соответствия между фактами и явлениями по обществоведческой тематике, умений анализировать статистические данные и делать выводы, исходя из этого анализа.  Важным представляется вырабатывать у учащихся умения и навыки по анализу текста (задания 21 - 24), формулировать свои выводы и излагать их письменно.

Индивидуальный план  занятий для подготовки к ОГЭ по обществознанию

 в 2022 – 2023 учебном году

Тема

Форма/вид работы

Срок выполнения

Раздел I. Нормативно - правовые документы по предмету

1

Сайт ФИПИ. ОГЭ 2023 г. Демоверсия, кодификатор, спецификация.

Справочник Баранова П.А.

Типовые варианты ОГЭ – 2023, под редакцией О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой

Ознакомление с перечнем тем по Кодификатору на сайте ФИПИ

Ноябрь

Раздел II.«Сфера политики и социального управления»

2

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство.

Теория пройдена в ходе занятий в соответствии с КТП по предмету. Индивидуальное изучение по справочнику П.А. Баранова

Сентябрь-октябрь

3

Практическое решение заданий по теме:  Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ

индивидуально, самостоятельно

ноябрь

4

Практическое решение заданий с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс)

индивидуально и в группе под контролем учителя

октябрь

5

Контроль результатов работы учащихся

решение работы

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=B7T3hDLpeUqwTZeV6lSfXg

ноябрь

Раздел II «Право»

6

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность  несовершеннолетних

Теория изучается в ходе занятий по обществознанию в соответствии с КТП по предмету. Индивидуальное изучение по справочнику П.А. Баранова.

ноябрь-декабрь

7

Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ

индивидуально, самостоятельно

ноябрь-декабрь

8

Практическое решение заданий с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс)

индивидуально и в группе под контролем учителя

декабрь-январь

9

Контроль результатов работы учащихся

решение работы 1

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=IctJecKuCEKofDtHHnpzEA

решение работы 2

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=G8NO-SwITUi9cc3TF5OXOQ

январь

Раздел III «Экономика»

10

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств, семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. 

индивидуально, самостоятельно (справочник П.А. Баранова)

январь-февраль

11

Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ

индивидуально, самостоятельно

январь

12

Практическое решение заданий по теме с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс)

индивидуально и в группе под контролем учителя

февраль

13

Контроль результатов работы учащихся

решение работы 1

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=gz0gSkGfgkqJYC_-ia3z0Q

решение работы 2

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=On-lnbkWrEKVcfSRr8xJKA

февраль

Раздел IV  «Социальная сфера»

14

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы.  Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

индивидуально, самостоятельно (справочник П.А. Баранова)

февраль-сер.марта

15

Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ.

индивидуально, самостоятельно

февраль

16

Практическое решение заданий по теме с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс)

индивидуально и в группе под контролем учителя

март

17

Контроль результатов работы учащихся

решение работы

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=GBQvxkkEN0evw3RE6JxkWA

март

Раздел V «Человек и общество»

18

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.  Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

индивидуально, самостоятельно (справочник П.А. Баранова), повторение материала за 8 класс на консультации учителя

март

19

Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ.

индивидуально, самостоятельно

март

20

Практическое решение заданий по теме с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс)

индивидуально и в группе под контролем учителя

март

21

Контроль результатов работы учащихся

решение работы

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=alQUwwzJZESDsSFYKhEYtg

март

Раздел VI «Сфера духовной культуры»

22

Сфера духовной культуры и ее особенности.  Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.  Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

индивидуально, самостоятельно (справочник П.А. Баранова), повторение материала за 8 класс на консультации учителя

апрель

23

Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ, работа в сборнике Котовой,Лисковой

индивидуально и в группе под контролем учителя

апрель

24

Контроль результатов работы учащихся

решение работы

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=TRpHf_3kt0aaEXgdi6jgrg

апрель

Раздел VII «Решение КИМ»

25

Практическое решение КИМ  по ОГЭ-2023

тренировочные варианты на сайте https://soc-oge.sdamgia.ru/ индивидуально

апрель-май

26

Практическое решение КИМ  по ОГЭ-2023

решение КИМ -2023 сборника Котовой, Лисковой в группе под контролем учителя

апрель-май

27

Участие в пробном экзамене

формат ОГЭ

по расписанию

Раздел VIII «Психологическая и организационная подготовка»

28

Работа с нормативными документами: правила для участников ГИА; правила заполнения бланков;  инструкция по выполнению работы;

консультации учителя

 в течение года

29

Индивидуальная встреча с родителями учащихся, требующих педагогической поддержки.

беседа, составление плана работы

в течение года

30

Психологическая подготовка к экзамену: режим дня и организация познавательной деятельности, порядок выполнения заданий, формирование положительного настроя на решение заданий как привычного образа действий

консультации учителя индивидуально и в группе

в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучающе- тестирующие системы с использованием Интернет – технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»

Создан аннотированный список ссылок Интернет- ресурсов для прохождения учащимися 9-11-х классов он-лайн тестирования  при подготовке к егэ по истории и обществознанию...

Методические рекомендации по использованию проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию

На уроках и во внеурочной деятельности применяю проектную технологию, которая способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят ...

Организационно-методические основы эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию .

Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.Задание типа С8 - Составление детализированного плана....

Программа подготовки обучающихся 11-го класса к ЕГЭ по обществознанию

Программа подготовки содержит все основные разделы: направления и содержание деятельности, сроки реализации, анализ результатов, календарно-тематическое планирование, методические рекомендации и ...

Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию

Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию включает авторскую методику работы...

Программа подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию

Программа, на основе которой проводится подготовка учащихся к ГИА....