Открытый урок по теме "Политические партии и движения" в 9 классе
презентация к уроку по обществознанию (9 класс)

Шагинян Светлана Александровна

Открытый урок по предмету Обществознание по теме "Политические партии и движения" в 9 классе.

Урок предназначен для углубленного изучения материала и подготовки к ОГЭ по предмету Обществознание. Содержит игровую часть проведение выборов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: Обществознание

Класс: 9 класс

Тема: «Политические партии и движения».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Учитель: Шагинян Светлана Александровна

Категория: Высшая

Школа: ГБОУ школа № 601 Приморского района Санкт-Петербурга

Дополнительные средства: учебник, презентация, раздаточный материал, трибуна, урна для голосования

Цели и задачи для учителя

Цель урока - сформировать  у учащихся  представление о том, что такое политические партии  и общественно-политические движения

Задачи урока

Образовательные:

1. создать условия для формирования устойчивых знаний по теме;

2. привести примеры из существующих ранее и сейчас общественно-политических движений и политических партий

3. выявить особенности политических партий и движений

4. научить анализировать, выделять различия в особенностях и общие черты у политических партий и общественно-политических движений.

5. научить анализировать программу политических партий и делать осознанный выбор

6. закрепить в сознании учащихся представление о структуре Государственной Думы в РФ

7. познакомить с механизмом избирательной системы

8. подвести к выводу о значении участия граждан в управлении государством путем участия в демократических выборах

Развивающие:

1. развивать интерес к деятельности политических партий

2. учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия

3. продолжить формирование умений работы с информационными источниками: раздаточным материалом  

4. развить логическое мышление через установление причинно-следственных связей.

5. развить навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся при работе в группах и парах.

6. учить анализировать ответы товарищей

7. развивать самостоятельное мышление, речь учащихся

8. развивать познавательные интересы к программам политических партий в стране

Воспитательные:

1. сформировать активную гражданскую позицию,

2. показать влияние политических партий и движений на прогресс всего общества.

Цели и задачи для ученика

Цель урока - изучить структуру, основные цели и методы влияния политических партий и движений на развитие политической сферы

Задачи урока:

Образовательные:

1. сформировать представление об особенностях политических партий и движений.

2. уметь находить различия в целях и методах политических партий и движений.

3. уметь приводить примеры из существующих ранее и сейчас общественно-политических движений и политических партий 4.

4. научиться анализировать, выделять различия в особенностях и выделять общие черты у политических партий и общественно-политических движений.

5. научиться анализировать программу политических партий и делать самостоятельный осознанный выбор

6. познакомится со структурой Государственной Думы РФ 8 созыва

7. сформировать представление о механизмах избирательной системы

8. способствовать формированию гражданской ответственности и пониманию значения участия граждан в управлении государством путем участия в демократических выборах

Развивающие:

  1. изучить теоретические основы понятий «общественно-политические движения» и «политические партии»
  2. познакомиться с Законом РФ «О политических партиях»
  3. изучить особенности политических партий и движений
  4. изучить классификацию общественно-политических движений и политических партий
  5. познакомиться с этапами развития политических движений
  6. критически подходить к программе политических партий и движений
  7. научиться сотрудничать в группах  
  8. развить в себе умение сопоставлять фактические данные.
  9. уметь выражать свои мысли.
  10. уметь делать свой осознанный выбор и нести за него ответственность

Воспитательные:

1.Уметь отстаивать свое мнение

2. Иметь неравнодушное отношение к событиям в политики России

3. Сформировать представление о значении  политических партий в политической жизни общества

4. Пробудить чувства учащихся сопричастности к возможности в будущем участвовать в политической жизни общества

Тип урока - урок изучения нового материала

Форма урока: урок-лекция, беседа, урок-игра «Выборы» с элементами фронтального опроса и групповой работы

Опорные и новые понятия: политические партии, общественно-политические движения, оппозиция, активное избирательное право, пассивное избирательное право, партийные системы, многопартийность

Методы: лекция, беседа, работа с информационным материалом,  текстом учебника, игра- выборы

Оборудование: учебник, мел, доска, презентация, раздаточный материал с информацией, бюллютень для голосования, трибуна, избирательная урна для голосования

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, формы, приемы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

1.Организационный этап.

Учитель приветствует учеников и проверяет их готовность к уроку.  Учитель настраивает класс на изучение нового материала. Представляет присутствующих гостей.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Активизация мыслительной деятельности посредством освещения основных этапов урока.

Форма:фронтальная

Метод - рассказ

Познавательные: Учитель формирует в учащихся умение слушать и отвечать на вопросы

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность

Создание атмосферы взаимного уважения между учителем и учениками

Краткий план-конспект

Здравствуйте, ребята. Вспомним с вами тему, которую мы изучали на прошлом уроке «Участие в политической жизни» и подумаем как гражданин может участвовать в политической жизни общества?

2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель помогает вспомнить политические права граждан и привести примеры как гражданин может участвовать в политической жизни…

Ученики называют: участие в выборах, референдуме, создание общественных организаций и политические партии

Личностные–  формирование учебно-познавательного интереса к изученному материалу

Регулятивные- умение самостоятельно определять цели своего обучения

Формирование рабочей атмосферы. Повторение в памяти наиболее значимых аспектов изученной темы прошлого урока «Участие гражданина в политической жизни»

3. Актуализация знаний.

Учитель направляет деятельность учеников в русло определения темы занятия.

Учащиеся отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачи нового урока. Вырабатывают план нового занятия.

Форма работы - фронтальная

Методы - беседа,  устный опрос, метод проблемного изложения

Личностные–  формирование учебно-познавательного интереса к изученному материалу

Познавательные: научить логическому анализу информации, выявлению причинно-следственных связей и последствий, построению речевого высказывания в устной и письменной форме

Регулятивные: Определить с учениками цель учебной деятельности, направить их на осознание себя в ней.

Выработка общего направления изучения нового материала. Пробуждение интереса к теме урока.

Краткий план-конспект

1. Почему возникали различные общественно-политические движения?

2. Какие виды общественно-политических движений мы знаем?

4.1. Изучение нового материала

Учитель координирует учебную деятельность и рассказывает основные положения новой темы. Учитель знакомит с  определением «Общественно-политические движения», дает его под запись. Вместе с учениками формирует  основные особенности движений, приводит примеры из истории и современной жизни. Знакомит с этапами развития движений. Знакомит с классификацией видов движений. Задает вопросы из примеров названных движений и к какому виду относится

Ученики отвечают на вопросы учителя. Записывают определение в тетрадь.

Приводят примеры движений: феминистское движение, движение зеленых, за мир…

Вместе формулируют особенности общественно-политических движений. На раздаточном листе (Приложение №1, таблица №1) дописывают в пустой колонке пояснения напротив видов движений, если им требуется пояснение.

Называют примеры движений и соотносят с видом на классификации.

Форма работы - фронтальная

Методы - беседа,  устный опрос, метод проблемного изложения.

Форма работы-письменная, индивидуальная.

Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала

Коммуникативные: Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, умение слушать и слышать окружающих, успешно отвечать на вопросы

Формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия

Краткий план-конспект

1. Почему возникали политические партии?

2. Какие виды политических партий мы знаем?

3. В чем специфика организаций политических партий?

4.2.Изучение нового материала

Учитель знакомит с  определением «политические партии», знакомит с Законом РФ «О политических партиях». Учитель дает определение под запись - политические партии. Вместе с учениками он формулирует основные особенности политических партий, различия в их организационной структуре, объясняет в чем состоит суть такого явления как оппозиция.  .

Ученики отвечают на вопросы учителя, самостоятельно работают с текстом учебника, определяют цели и методы политических партий, делают выводы, высказывают свое мнение по проблеме. На раздаточном листе (Приложение №1, таблица №2) дописывают в пустой колонке пояснения напротив видов политический партий, если им требуется пояснение.

Называют примеры политических партий и соотносят с видом на классификации

Рассказ, работа с учебником, работа с картой запись определений, беседа, поисковая деятельность, заполнение таблиц

Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала; Умение  работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

Коммуникативные: Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, умение слушать и слышать окружающих, успешно отвечать на вопросы

Наиболее полное раскрытие нового материала и первичное запоминание новой информации. Решение поставленных в начале урока задач.

План-конспект

Сейчас необходимо посмотреть на ваш раздаточный материал в таблицу № 3  «Отличия политических партий и движений» и соединить линиями позиции, которые отличаются у общественно-политических движений и политических партий.

Когда вы выполните это задание, внизу под таблицей необходимо ответить письменно на вопрос: «Что общего у общественно-политического движения и политической партии?»

5.1.Закрепление  нового материала

Учитель задает вопросы, направление на поиск пробелов в новой системе знаний учащихся.

Ученики самостоятельно сравнивают особенности политических партий и движений и находят отличия.

Формулируют общие признаки…

Форма работы-письменная, индивидуальная.

Регулятивные: выявление пробелов в знаниях и выделение аспектов, которые необходимо изучить.

Познавательные: Умение  работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

Окончательное усвоение знаний и определение уровня  применения новых практических умений

5.2. Закрепление  нового материала

Учитель просит назвать выявленные отличия в партиях и движениях и назвать общие признаки.

Учитель просит проверить самые главные отличительные и общие признаки и демонстрирует экран слайда.

Общие признаки: Выражают политические цели и

интересы различных слоёв населения.

Объединяют людей для политических действий.

Отличия партии: Имеют чёткую структуру.

Стремятся к получению власти.

Отличия движений: Нет чёткой структуры.

Не стремятся к получению власти.

Ученики называют отличия и общие признаки партий и движений.

Ребята проверяют самостоятельно свои варианты ответов и вносят исправления.

Форма работы- устный опрос, фронтальный.

Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала; Умение  работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

Формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия

Краткий план-конспект

Обращаясь к вопросу о существовании политических партий в стране, мы можем с вами увидеть страны, где отсутствуют политические партии вообще, где присутствует одна или несколько политических партий.

Как вы думаете по какому критерию делятся партийные системы и как их можно назвать?

Приведите примеры стран, где нет никакой политической партии, где есть только одна политическая партия, только две или несколько….

6.Изучение нового материала

Учитель знакомит с  определением «Партийные системы». Учитель дает определение под запись - политические партии. Вместе с учениками он формулирует причины различия видов партийных систем, вместе с учениками приводит примеры существующих партийных систем в мире.

Ученики записывают определение в тетрадь. Самостоятельно приводят примеры, сравнивают существующие партийные системы в мире и формулируют критерий отличия.

Письменная. Устный фронтальный опрос.

Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала; Умение  работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

Развивать память, мышление, речь, познавательные интересы. Наиболее полное раскрытие нового материала и первичное запоминание новой информации

Краткий план-конспект

Для того, чтобы представить что такое один из видов партийной системы и как борются за власть политические партии мы с вами поучаствуем сейчас в процедуре выборов.

Представим, что в нашем государстве сформировалась двухпартийная система и две политические партии борятся за свои места в парламенте государства. А мы жители этого государства. Нам предстоит сейчас выслушать выступления двух политических партий и после этого проголосовать за какую-нибудь из них.

Партии приглашаются к выступлению.

7.1.Применение изученного

Учитель настраивает класс на игру-выборы. Представляет по очереди политические партии (две): «Социалистическая партия» и «Монархическая партия», предоставляет им время для выступления.

Ученики выслушивают выступления политических партий, анализируют, сравнивают, принимаю самостоятельное решение кого они поддерживают. Перед учениками выступают две политические партии, в каждой из них 2-3 человека. (Разработка программы было домашним заданием)

Форма работы устная, групповая.

Личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества, своего народа и своей страны – России.

Коммуникативные: Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала

Развивать самостоятельного мышления, речи учащихся

Краткий план-конспект

Сейчас вы услышали выступления двух политических партий. На ваших столах лежит избирательный бюллетень и вам сейчас предстоит сделать свой выбор. В бюллетене можно поставить только одну галочку напротив одно из политической партии или против всех. Если вы поставите две галочки или не поставите, бюллетень будет считаться испорченным.

В нашем государстве есть также такой орган как центральная избирательная комиссия, которая будет осуществлять контроль за ходом выборов и подводить итоги. Просьба всех заполнить свои избирательные бюллетени и опустить их в эту урну для голосования (ящик). Просьба представителя ЦИКа пройти с урной и собрать бюллетени. После этого вернуться за свой стол и подвести подсчет голосов.

В то время пока ЦИК подводит подсчет голосов я познакомлю вас с составом Государственной Думы РФ 8 созыва, которая работает сейчас.  

7.2.Организационный момент

(Физкультминутка)

Учитель назначает ЦИК. Показывает как заполнить бюллетень (Приложение №2) и как его бросить в урну для голосования.

Ученики начинают заполнять бюллетени. Ученик, который представляет ЦИК обходит класс с ящиком для голосования. Ребята голосуют.

Игра-выборы.

Личностные–  формирование учебно-познавательного интереса к изученному материалу,  уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях

Познавательные: Умение  работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, Регулятивные: умение организовывать свою деятельность иллюстрациями и др.

Развитие самостоятельного мышление

7.3.Первичное усвоение новых знаний

Учитель знакомит с составом ГД РФ 8 созыва. Вместе с учениками он называет политические партии, которые представлены в ГД и политических лидеров, которые возглавляют эти партии.

Ученики слушают, дополняют, приводят примеры политических партий и их лидеров.

Устный фронтальный опрос.

Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения.

Коммуникативные: Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала; Умение  работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

Развивать память, мышление, речь, познавательный интерес к политической жизни страны

7.3. Организационный момент

Учитель спрашивает ЦИК о результатах выборов. Фиксирует данные на доске. Просит поздравить победителей.

ЦИК (назначенная первая парта учеников) информирует о результатах выборов. Остальные ученики слушают. Поздравляют аплодисментами победителей.

Игра-выборы

Коммуникативные: Умение работать индивидуально и в группе

Личностные: Учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны.

Пробуждение чувства учащихся сопричастности к политической жизни общества

Краткий план-конспект

Наш урок подошел к концу. Просьба ко всем участникам написать в раздаточных листах ответы на последние вопросы. «Что нового я сегодня узнал?», «Что мне понравилось?». Если кто-то хочет и готов  высказать свое мнение, то можно высказать его вслух.

6. Рефлексия

Учитель задает вопросы, направленные на саморефлексию.

Ученики записывают ответы в раздаточном листе. Некоторые ученики отвечают устно и учитель ведет с ними диалог.

Устный опрос, беседа. Письменный опрос.

Регулятивные: Оценка полученной информации и хода урока, подведение учениками итогов собственной деятельности.

Коммуникативные: Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

Оценка уровня познания и осознания нового материала.

Формирование собственной позиции по любому вопросу, волнующему обществу.

6.Домашнее задание

Учитель определяет задание: параграф 7 прочитать, быть готовыми к написанию теста. Если есть желающие выполнить дополнительное задание, то можно создать новую политическую партию и написать ее программу.

Ученики записывают домашнее задание, уточняют, если что-то непонятно.

Приложение 1

Раздаточный материал по теме «Политические партии и движения»

Таблица №1 «Классификация общественно-политических движений»

Основная классификация

Виды движений

Пояснения/примеры

Сфера деятельности

Социально-политические

Конфессиональные

Экономические

Экологические

Антивоенные

Отношение к существующему политическому строю

Революционные

Контрреволюционные

Реформаторские

Консервативные

Количество участников

Массовые

Элитарные

Шкала политического спектра

Левые

Центристские

Правые

Масштаб деятельности

Местные

Региональные …

Социальный состав

Профессиональные

Молодежные

Женские…

Степень и форма организации

Стихийные

Слабо организованные

С высокой степенью организации

Таблица №1 «Классификация политических партий»

Основная классификация

Виды партий

Пояснения/примеры

Идеологическая направленность

Социал-демократические

Коммунистические

Консервативные

Либеральные

Клерикальные

Националистические

Участие в осуществлении власти

Правящие

Оппозиционные

Легальные

Нелегальные

Способ организации

Кадровые

Массовые

Шкала политического спектра

Левые

Центристские

Правые

Социально-классовый критерий

Буржуазные

Мелкобуржуазные

Трудящихся

Способ деятельности

Реформистские

Революционные

Тип членства

Открытые

Закрытые

Таблица №3 «Отличия политических партий и движений»

Соедините линиями позиции, которые отличаются у общественно-политических движений и политических партий:

Общественно-политические движения:

Политические партии:

1

Стремление к воздействию на власть в нужном для них направлении

а

Стремление к завоеванию власти

2

Приближены к обыденной жизни людей

б

Стремление к участию во власти

3

Выражение частных интересов той или иной группы людей

в

Наличие политической программы

4

Нефиксированное членство

г

Наличие структуры/организации (руководящие органы, фиксированное членство, устав, разветвленная сеть местных организаций)

5

Пестрый социальный состав

д

Долговременность действия

6

Необязательность полного идеологического единения участников

е

Объединяет людей, имеющих близкие взгляды на общественное и государственное устройство

7

Не имеют строгой иерархии/структуры

ж

Стремится создать массовую опору

8

Зависят от популярности лидера

Наличие политической программы

9

Кратковременность существования

Что общего у общественно-политического движения и политической партии?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключительная часть урока:

Что нового я сегодня узнал ?_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мне сегодня понравилось?___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2

Избирательный Бюллетень

для голосования

Выборы депутатов в Государственную Думу РФ

Поставьте пожалуйста галочку около партии, программу которой вы поддерживаете и кандидатов в депутаты от этой политической партии вы хотели бы видеть в Государственной Думе РФ.Галочка должна быть только одна, в противном случае бюллетень будет недействительным.

Социалистическая партия России___________________________________/_____/

Консервативная партия России_____________________________________/_____/

Против всех______________________________________________________/_____/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Музыка и движение"

20.04.2013 на базе музыкальной школы г. Нижнеудинска Иркутской области прошло районное методическое мероприятие. Я давала два открытых урока по предметам "Музыка и движение" и "Работа с хором мальчико...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ «Задачи на движение» 6 класс 2013 – 2014 уч. год

Повторить понятие, что такое движение, обобщить знания о зависимости между величинами: скорость, время, расстояние, совершенствовать умения решать задачи на движение, совершенствовать навыки устного и...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Открытый урок по английскому языку "Олимпийское движение" 9 класс

Цели: обобщить материал по теме "Олимпийские игры".углубить и расширить знания по теме.совершенствовать умения и навыки практического владения английским языком по данной теме по следующим видам речев...

Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе. Тема: Скольжение на груди и на спине с движением ног кролем. Игра «Мяч по кругу».

Цели и задачи:Обучение плаванию способами «кроль на груди», «кроль на спине» с движением ног.Укрепление здоровья, закаливание организма.Совершенствование умения плавать под водой.Развитие быстроты, ло...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 5 классе (ФГОС) на тему «Обучение ведению мяча на месте и в движении».

В данной статье говорится об овладении способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом, овладение техникой ведения мяча....