Статья "Создание условий для мотивации обучающихся старших классов к проектной деятельности"
статья по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс)

Шагинян Светлана Александровна

В статье рассматриваются виды мотиваций и применение их при организации работы над проектами с обучающимися старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_2022.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Шагинян Светлана Александровна,

Учитель обществознания,

Зам. директора по УВР

ГБОУ школы №601

Приморского района

Санкт-Петербурга

Создание условий для мотивации обучающихся старших классов к проектной деятельности

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в настоящее время является обязательной для освоения обучающимися основного общего и среднего общего образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами образования. Проявляется это и в разработке учебных и исследовательских проектов при изучении какого-либо предмета в виде домашнего задания или дополнительного творческого задания ученикам. Также и в разработке и защите индивидуального проекта обучающимися 9-ых и 10-ых классов. Действительно, отношение к самому проекту как и к любой творческой деятельности у всех обучающихся разное; кто-то берется с интересом, а для кого-то это тяжело и не интересно.

Что же можно сделать, чтобы это было интересно для обучающегся? Как его смотивировать к этой деятельности?

Ели обратиться к словарю,  то мотивация – это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. Она представляет совокупность мотивов.

Психологи рассматривают процесс мотивации как состоящий  из нескольких этапов:

  • Появление цели.
  • Определение способов ее достижения.
  • Постановка задачи.
  • Достижение.
  • Получение результата.

По видам выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация формируется в самом человеке. К ней относится: мечта, стремление к самореализации, творчеству, хобби; самоутверждение; любопытство; убежденность. В случае со старшеклассниками это может быть: возможность более углубленной подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по предмету, знакомство с будущей профессией или направлением профессиональной деятельности, обеспокоенность социально-экономическими проблемами в обществе.

Вжным моментом во внутренней мотивации выступает чувство свободы выбора.  Чем более интересна тема или актуальна для исследователя, тем с большим интересом он будет ей заниматься.

Внешняя мотивация – это факторы, безусловно, появляющиеся извне. Например, необходимое условие для подтверждения освоения основной образовательной программы защита индивидуального проекта обучающимися 9-ых классов. Надо потому, что надо всем. И здесь, особого успеха достигают проекты тех обучающихся, которые смогли совместить в себе и внешнюю и внутреннюю мотивацию. Надо сделать проект: сделаем, но сделаем по той теме, которая волнует и интересует обучающегося.

В данном случае внешняя и внутренняя мотивации могут выступать единым стимулом для работы.

К одной из разновидностей мотивации относится Положительная мотивация, когда человек получает заряд положительных эмоций, которые помогают ему двигаться дальше к достижению своей цели. Это идеальный вариант. И личность педагога-наставника, учителя, вдохновителя здесь очень важна. Подбадривать, хвалить, контролировать, поправлять, радоваться вместе, подавать собственный пример- это одно из условий успешной работы над проектом обучающегося старшей школы. Старшеклассники еще учатся и наставник, а тем более который не только руководит проектной работой, но и вдохновляет-просто необходим.

Примеры положительной мотивации обучающихся старшей школы:

  • похвала, публичное признание заслуг среди одноклассников, среди учителей;
  • материальное стимулирование- хорошей оценкой по предмету, знания по которому задействованы в проектной деятельности;
  • встречи, знакомство с интересными людьми;
  • позитивное общение, обмен эмоциями;
  • развитие личности, внутренний рост;
  • углубление знаний по интересующему предмету.

Однако, в ходе работы над проектом может встретиться и Отрицательная мотивация – это избегание негативных переживаний. Она также может являться стимулом для ускорения работы. Однако это происходит только в случае сильных кратковременных стрессоров. Например, замечание за несвоевременно выполненную работу. Может привести к тому, что ученик больше не будет пропускать сроки намеченные для выполнения определенных проектных задач. Однако при длительном и регулярном негативном воздействии ученик будет чувствовать подавленность, что может привести его, наоборот, к нежеланию выполнять вообще что-нибудь.

Безусловно, Положительная мотивация работает лучше негативной. Роль учителя- использовать больше положительной мотивации, чем отрицательной: больше вдохновения и совместной творческой работы и меньше замечаний. Защита индивидуального проекта обучающимися старшей школы должна преследовать несколько целей: раскрытие способностей обучающегося, укрепление знаний по предметам, профориентации, выбор жизненного пути, расширение жизненного кругозора, способность решать практико-ориентированные задачи. Несомненно одно: проект над которым обучающийся работал с интересом и вдохновением будет выполнен более качественно с большим творческим подходом. Положительные эмоции, радость и гордость от полученного результата могут способствовать более успешной проектной деятельности во взрослой жизни при защите своей курсовой или диплома в Университете до защиты своего проекта/предложения/стартапа на будущей работе.

Автор статьи имеет успешный опыт подготовки команд старшеклассников для участия в районных и городских конкурсах: «Что? Где? Когда?», «Гражданские дебаты», «Ворошиловский стрелок», командные конкурсы, организованные НИУ ВШЭ «Компас жизни» и «Успешный выпускник» в течении последних 7-ми лет. Большинство ребят, которые участвовали в конкурсах, несмотря на загруженность при подготовке, отмечают удовольствие от самого творческого процесса, общения и сплочения в команде, собственного самообразования, расширению кругозора, раскрытия своих возможностей и появления новых знакомых. Для некоторых участие в такого рода мероприятиях в старшей школе становится своеобразным трамплином. У них появляется чувство «Я могу!» и определенный жизненный драйв, который продолжает действовать уже в ВУЗе…. Став студентами, такие молодые люди не боятся знакомиться и общаться с интересными людьми, участвовать в проектах и конкурсах. Они более открыты и деятельностны по сравнению с другими. Приходилось слышать от успешных выпускников, что если бы не участие в конкурсах в свое время в школе, я не поверил бы что смогу и не достиг бы того, чем занимаюсь сейчас… Это действительно очень ценно и значимо. Значит, конкурсы раскрывают способности и потенциалы и заряжают энергией на будущее.

 Дайте ученику крылья в детстве и он многое сможет во взрослой жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Применение проектных и информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов"

Мучительная, но успешная (на 80%) попытка выполнения компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности для аттестации - подтверждения высшей категории учителя трудового об...

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся  к изучению биологии...

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии...

Статья по теме: «Проектная деятельность учащихся старших классов на внеурочной деятельности по французскому языку» Учитель: Кирсанова В.В. ГБОУ гимнази

В нашей гимназии  всегда уделяется большое внимание участию старшеклассников в проектной деятельности,  вовремя занятий на внеурочной деятельности.Новый образовательный стандарт делает подго...

План коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся средних классов в условиях инклюзии путем включения их в совместную деятельность

Разработана коррекционно-развивающая программа для пятиклассников, обучающихся в условиях инклюзии, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации через совместную деятельность для детей...