Элективный курс по обществознанию «Права и обязанности несовершеннолетних», для обучающихся 7-х классов, 34 часа
элективный курс по обществознанию (7 класс)

Курс направлен на формирование правовой культуры учащихся, расширяет знания учащихся по различным отраслям права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti_nesovershennoletnih.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

     «Утверждаю»                                        «Согласовано на МС»                        

Директор  МАОУ г.Иркутска СОШ №63                     _________________                               

________________   Г.И. Толстых                                     протокол № _______ от                        

«_____»____________2019  г.                          «____»_____________2019   г.                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №63

Права и обязанности несовершеннолетних

Программа элективного курса для обучающихся 7  классов.

Составитель: Никитенко Зоя Александровна,

 учитель истории и обществознания,

        

Иркутск, 2019

Пояснительная записка

Модернизация российского общества требует развития человеческого потенциала, формирования нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в современном все более усложняющемся мире.

Интеграция России в общемировое пространство, реформирование ее социально – экономической и политической сферы, переход к рыночным отношениям, помимо позитивных перемен, оказали негативное воздействие на общественную нравственность, гражданское самосознание, социальную сферу жизни. Серьёзные изменения в общественной жизни, информатизация общества, глобализация, войны, террористические акты  - это тот мир, в котором рождаются и растут наши дети. Изменились темпы развития ребенка, его психологические и физиологические особенности.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому и правовому воспитанию. Поэтому школа должна сделать все возможное, для гражданского, общекультурного и правового становления личности.

В последние годы выходит много новых документов в системе образования, которые направлены на изменение системы обучения и воспитания. Федеральные государственные образовательные стандарты, «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  уделяют особое внимание в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров подрастающего поколения.  

В «Концепции воспитания детей Иркутской области» сформулированы основные цели и задачи воспитания на основе современного национального воспитательного идеала.

Одной из главных проблем на сегодняшний день является проблема правовой безграмотности населения. Правовое воспитание личности ложиться на школу, как на учреждение, которое охватывает все подрастающее поколение.

В настоящие время очень остро стоят проблемы алкоголизма, наркомании, курения среди молодого поколения.  В последнее время наблюдается рост суицидов и гибели от несчастных случаев среди несовершеннолетних. Растет число преступлений и правонарушений, совершенных подростками.

Актуальность элективного курса состоит в том, что ученикам 7 – х классов, возраста 13 – 14 лет, в доступной для них форме будет рассказано об их правах и обязанностях, о юридической ответственности несовершеннолетних, её видах. Курс призван прививать у учащихся положительное отношение к основам семьи и брака, бережное отношение к окружающей среде, уважение к  правам других людей. В школьной программе изучение предмета «Право» предусмотрено в 10 классе. Изучение права также предусмотрено в изучении предмета «Обществознание». Так как нормы права, регламентирующие права и обязанности несовершеннолетних разбросаны по разным законодательным актам: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Конвенция о правах ребёнка и т.д., возникла необходимость создать программу курса «Права и обязанности несовершеннолетних», где были бы соединены воедино и поданы в доступной для детей форме их основные права и обязанности.

Курс разработан для учащихся 7- х классов и рассчитан на 34 часа.

Цель курса: Формирование правовой культуры учащихся.

Задачи курса:

1.Ознакомление учащихся с  основными законодательными актами, содержащими информацию о правах и обязанностях несовершеннолетних.

2. Создание условий для формирования правовой культуры личности.

3. Формирование навыков работы с юридической литературой, практическое применение знаний на практике.

Формы подведения итогов реализации программы.

Формами начальной диагностики является собеседование с учениками.

Промежуточная аттестация, включает в себя наблюдения за практической работой учащихся, где ученики будут решать задачи, связанные с правами и обязанностями несовершеннолетних, будет проведено тестирование и  игра «Брейн – ринг», по вопросам курса. 

Итоговая аттестация предполагает создание группового проекта и его защита.

Технологии, методики обучения:

  • Групповая работа                
  • Уровневая дифференциация;
  • Проблемное обучение;
  • Поисковая деятельность;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровые формы работы.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные нормативно – правовые акты;
  • источники информации;
  • права несовершеннолетних;
  • обязанности несовершеннолетних;
  • юридическую ответственность несовершеннолетних.

Личностные   и   метапредметные результаты

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к праву, понимания необходимости знания и соблюдения законов;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности

Содержание курса

Глава 1. Понятие прав и законных интересов несовершеннолетних:

 Понятие прав и законных интересов несовершеннолетних. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Ювенальная юстиция.

Глава 2. Международные документы о правах несовершеннолетних: 

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,

Декларация прав ребенка 1959 г.,

Конвенция о правах ребенка 1989 г.

Глава 3. Конституция Российской Федерации

Права и обязанности человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Отражение прав и обязанностей несовершеннолетних по конституции РФ.

Раздел 4. Несовершеннолетний – как субъект семейных правоотношений.

Государственная семейная политика. Многодетные семьи. Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье. Тайна усыновления (удочерения).

Родительские права и обязанности. Опекунство совместное. Ограничение родительских прав. Лишение родительских прав.       Восстановление в родительских правах. Устройство ребенка в семью опекуна (попечителя). Опека и попечительство. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет. Приемная семья. Приемные родители. Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право ребенка на алименты. Право ребенка на защиту.

Раздел 5. Трудовое право и несовершеннолетние.

Глава 42 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет».  Заключение трудового договора с несовершеннолетним. Ограничения при реализации трудовых прав несовершеннолетних, установленные законом в целях защиты их интересов. Эмансипация.

Раздел 6. Правовое положение несовершеннолетнего по гражданскому и административному праву. Гражданский кодекс РФ, ГК РФ Статья 26Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

КоАП, правонарушения, привлечение к административной ответственности, административная ответственность  несовершеннолетних, наказания для несовершеннолетних..

Раздел 7.  Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений.

Уголовный кодекс РФ, преступления, направленные против несовершеннолетних.

Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений:  в преступную группу либо совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, употреблении спиртных напитков или одурманивающих веществ, в совершении антиобщественных действий, в занятие бродяжничеством и тд.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Раздел 8. Ювенальная политика: сущность, объекты, субъекты, цели, задачи и принципы Понятие и содержание ювенальной политики. Объекты ювенальной политики: малолетние, несовершеннолетние, семьи, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях и другие. Субъекты ювенальной политики: молодые граждане, молодые семьи.

Тематическое планирование по курсу «Права и обязанности несовершеннолетних»

Тема

Количество часов

1.

Понятие прав и законных интересов несовершеннолетних.

1

2.

Международные документы о правах несовершеннолетних.

3

3.

Конституция Российской Федерации.

2

4.

Несовершеннолетний – как субъект семейных правоотношений.

4

5.

Трудовое право и несовершеннолетние

5

6.

Правовое положение несовершеннолетнего по гражданскому и административному праву.

4

7.

Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений.

5

8.

Ювенальная политика.

4

9.

Разработка и защита проекта.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по обществознанию 11 класс "Избирательное право"

Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов ивключает в себя теоретические и практические заня­тия   Задачи курса: развитие интереса к изучению истории избирательно...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса "Общая биология" по подготовке к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов

Данная программа составлена на 2 года по 1 часу в неделю с целью повторения, систематизации и закрепления основных вопросов биологии для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ...

Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.

Тема занятия  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....

Программа элективного курса по обществознанию "Человек в современном мире" для обучающихся 9 классов

Программа элективного курса по обществознанию, направленная на подготовку обучающихся к ГИА по обществознанию  за курс основной школы...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...