Мастер-класс ; " Толерантность - принцип терпимости и взаимоуважение между людьми"
методическая разработка по обществознанию

Ирина Арсеновна Гуатижева

формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс    «Толерантность - принцип терпимости и взаимоуважение между людьми»

Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в ОУ.

Задачи:

  • ознакомление с понятием «толерантности»;
  • показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны; создать условия для самопознания и приобретения опыта позитивного общения;
  • осознание педагогом своей индивидуальности, принятие себя как уникальной личности.

Оборудование: листы цветной и белой бумаги, шкатулка, зеркало,  индивидуальный набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш).

1. Упражнение «Аплодисменты».

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой. Прислушайтесь к этим  звукам. Теперь двумя пальцами, тремя,  четырьмя – аплодисменты стали ярче. А сейчас поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, Вы почувствовали Вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».

С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Толерантность - принцип взаимодействия между людьми».  Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Педагог, признающий необходимость  воспитания толерантности в учениках, начинает с себя: с самоанализа, с преодоления стереотипов, принятия установок толерантного сознания и  поведения. Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «толерантность»?

А что  такое  толерантность?   Ответы.

Tolerancia (испанский): Способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Tolйrance (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance (английский): Готовность быть терпимым, снисходительность.

Kuan rong (китайский): Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабский): Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение.

Толерантность, терпимость (русский): Способность терпеть что-то или кого-то, то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Толерантность – понятие многоликое.

«Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

Представитель философского крыла Владислав Ленторский предлагает 4 возможных способа понимания толерантности:

1) толерантность как безразличие (существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана)  - религиозные взгляды, ценности различных культур, этические верования, убеждения и т.д.

2) толерантность как невозможность взаимопонимания (ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать).

3) толерантность как снисхождение (привилегированное в сознании человека положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их  можно терпеть, но при этом одновременно и презирать).

4) терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог – позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в качестве критического диалога. Этот подход является самым желаемым в современной ситуации.

Основные принципы толерантности:

отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

- умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

-законопослушание, подчинение законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

- принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

В течение жизни человек общается с различными людьми, особенно это разнообразие человеческих характеров проявляется в профессиональной деятельности учителя

Толерантный учитель, педагог:

-осознает, что его воспринимают как образец для подражания;

-осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;

-поощряет творческие подходы к решению проблем;

-содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

-учит мыслить критически и умеет ценить позиции других;

-ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.

Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих учениках.


            Никто не может любить другого, если до этого не полюбил себя... Эразм Роттердамский

Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе.

Уважать каждого учащегося, видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца учителя.  Учитель - это душа процесса образования. Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы  сотрудничества в классе, школе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями, поэтому толерантность является одной из основных компетенций педагога. Если педагог толерантен,  уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, выступает по отношению к учащемуся в роли наставника, помощника, он будет оказывать позитивное влияние на других.  Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью»  в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы».

   Советы педагогам:         

  • Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к этому.
  • Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг  с другом.
  • Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
  • Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
  • Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.
  • Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
  • Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
  • Педагог, смотри на мир глазами ребенка.
  • Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
  • Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям,  а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
  • Если другие не разделяют ваших точек зрения- это не показатель их несостоятельности.
  • Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
  • Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.

ПРИТЧА О ТИПАХ ЛЮДЕЙ

Однажды ученик спросил у Мастера:

— Скажи, как мне научиться находить общий язык с любым человеком, с которым сталкивает меня жизнь?

— Это просто, — сказал Мастер. — Существует всего сто двадцать семь типов людей. Изучив все эти типы и узнав способы общения с каждым, ты не будешь никогда испытывать трудностей:

Ученик посвятил десять лет изучению ста двадцати семи типов людей и, когда счел свое обучение завершенным, отправился в большой город. Но по дороге он был остановлен разбойником и ограблен. Вынужденный вернуться к Учителю, он посетовал:

— Мне не помогло мое знание! Я пытался определить тип этого разбойника и общаться с ним соответственно, но это не помешало ему ограбить меня!

— Однако ты остался жив — это ли не результат? — сказал Мастер. — Кроме того, ты не понял главного. Ты не увидел за типом человека. 

Я желаю всем нам, за «типами» всегда рассмотреть личность ребенка, невзирая на его шалости и успешность в обучении.

Тренинг словесной оценки

Задания педагогам по группам:

1 группа  - ученик получил отметку 3. Вы хотите его поддержать, придумайте соответствующий текст.

( Я знаю, что твоя тройка- это только цифра, потому что завтра будет другой день и ты, как всегда, блеснёшь своими знаниями,  а я с удовольствием поставлю тебе высший балл).

2 группа  - ученик отказался отвечать, как вербально поступить в данном случае?

( Твой отказ отвечать я расцениваю не как вызов, а как временную передышку перед  наступлением. Главное, что мы вместе и что всё будет хорошо)

 1 группа - ученик впервые получил высокую отметку, сопроводите её какой-нибудь очень значимой фразой.

( Ребята, сегодня Аслан  получил первое публичное признание своих успехов, и пусть так будет с каждым,  и пусть так будет всегда)

2 группа  - вы ставите ученику неудовлетворительную отметку в дневник. Что вы при этом ему можете сказать?

( Наверное нет такого человека , который бы  не  получал в школе неудовлетворительные оценки,  и это не помешало совершать чудеса на избранном им пути. Думаю, что когда-нибудь ты будешь вспоминать эту оценку с улыбкой, потому что я верю в  тебя  и знаю, что ты сумеешь преодолеть временные трудности, а я всегда готов помочь тебе в твоих начинаниях).

Сейчас я перечислю знакомые, самые обычные для Вас слова. Повседневность – это кофе, отпуск, столовая, школа. Иначе говоря, самые обыденные вещи, без которых невозможна наша жизнь. Это, если можно так сказать, - неоспоримая повседневность, точки отсчета, без которых немыслим день, неделя, год. Утром – кофе, в обед – столовая, летом – отпуск, каждый день школа.

Уважаемые педагоги, какие Вы можете привести примеры из своей повседневной жизни?

Теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.

Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью   сделали его необыкновенно популярным.

Он нравится всем и  убедителен для людей разных возрастов. В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы активисты университетских молодежных движений 68 года.  Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж:

- человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

- повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах).

И символ веры, Иисус Христос,  был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют  и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь, затем  подошла к девушке по имени ………….  и протянула ей руку. Кого выбрала Любовь? А Вы? Почему?

Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист несчастен. И.С.Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбящий засыхает,  словно одинокое бесплодное дерево». Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей,  ни друзей и,  когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Китайская притча «Ладная семья»    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье и  занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом.  Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны,  решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка, решил узнать, как жители  добились такого лада, пришел к главе семьи: «Расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Тот взял лист бумаги и стал что-то писать,  писал долго,  видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:   любовь,   прощение,   терпение.  И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал за ухом и спросил: «И все?» -  «Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: «И мира тоже».

Как порой нам не хватает таких простых понятий:  ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ, ПРОЩЕНИЯ. Вы  согласны? 

У вас на столах лежат листочки, я попрошу вас слушать меня внимательно и делать то, о чем я буду Вас просить.  

Упражнение «Волшебное озеро».

А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку (у каждой группы) . Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)

Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относиться к окружающим, принимать других такими, какие они есть. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу, то это и будет проявлением толерантности. Я предлагаю Вам снова  работу в группах.   

Приём «фишбоун». Каждая группа получает лист с чертами личности. Вам необходимо разделить их все на черты толерантной  и интолерантной личности.  1 группа готовит черты толерантной личности, а 2 – интолерантной.

Черты личности: расположенность к другим, непонимание, снисходительность, терпение, чувство юмора, игнорирование, эгоизм, чуткость, доверие, нетерпимость, умение владеть собой, пренебрежение, доброжелательность, раздражительность, цинизм, альтруизм, гуманизм, умение слушать, агрессия, любознательность, способность к сопереживанию, доверие, терпимость к различиям,  уважение.  

Проверим (1 читает т-е, 2 читает и-е).

Конечно же, работая с этими листами, каждый из вас подумал о себе. Какой личностью являетесь Вы, толерантной или интолерантной.  Это  можно узнать  с помощью теста «Насколько Вы терпимы?», бланки лежат на столах.

Тест «Насколько Вы терпимы?» (О. И. Тушканова)

     1.   Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?   а) да; б) нет.

     2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто не знает правил.

     3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?  а) да; б) нет.

     4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

     5.  Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

     6.  Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же  манере.

     7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?  а) да; б) нет.

     8.  Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

     9.   В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?

 а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

 б) вступаете в спор.

    

 А теперь подсчитаем баллы. Запишите по два балла  за ответы: 1б,2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а. Суммируйте результат.

 

От 0 до 4 баллов. Вы непреклонны и даже упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете.

 6–12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны  и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?

 14–18 баллов. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на то, что человек не всегда доволен своим поведением, это ведет к напряжению, тревожности, которые, накапливаясь, оказывают неблагоприятное влияние.  Есть много способов снимать это напряжение. Например: упражнение «Чайничек». Повторяйте слова  за мной.

Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой, с дырочки пар идет. (И обратно) Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка в крышечке, крышечка в чайничке.

Предлагаю каждой группе составить  синквейн,  первой строкой которого будет слово Толерантность.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:

– тема существительное,

– два прилагательных, которые по Вашему  мнению подходят к теме существительного,

– три глагола по теме,

– осмысленная фраза на данную тему,

– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Привожу пример:

  1. Доброта
  2. Отзывчивый душевный
  3. Поддерживает помогает облагораживает
  4. Доброта спасёт мир
  5. Душевность

Синквейн на слово "Толерантность":

1.Толерантность
2.Терпимый, снисходительный
3.Принимает, располагает, прощает
4.Толерантность способствует уважению
5.Терпение

Закончим  наш мастер-класс совместной работой «Создание дерева толерантности». У каждой группы  есть индивидуальный набор,  необходимый для этого. Техника выполнения нашей работы называется квиллинг  (скручивание бумаги).

Наши листочки разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники,  разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению.  Они и есть «наши листочки», наша крона, наклеиваем их. Берем лист коричневого цвета, обводим одну  ладошку с запястьем - это будет наше дерево, наклеиваем на крону. Посмотрите, что у нас получилось? Все наши «детки-листочки» согреты нашими руками. Именно  мы должны научить наших детей быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ. Спасибо за внимание.

 И в заключение мне бы хотелось привести  слова Фредерика Саломона Перлза
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга, то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

Пожалуйста, помните всегда эти слова. Пусть сделанные вашими руками «деревья» останутся напоминанием Вам о толерантности, как об одном из важнейших принципов человеческого общения и взаимодействия.

Спасибо Вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Мне было приятно с вами познакомиться.  Любите друг друга и учитесь прощать!  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"

Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,социальной и религиозной принадлежности, взглядов,...

Разработка классного часа на тему: «О воспитании интернационализма, толерантности и терпимости»

Тема классного часа «Воспитание интернационализма, толерантности и терпимости». Студентам вместе с классным руководителем предстоит побеседовать об этих понятиях, выяснить, как каждый...

Классный час на тему: Толерантность. Проблема терпимости в классе.

Классный час способствует формированию толерантных отношений среди одноклассников. Помогает находить проблемы и пути их решения....

мастер-класс " уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка " с элементами ФГОС

Чтобы понять уникальность каждой нации, нужно знать ее историю, культуру, традиции и обычаи.Знакомство с биографией королевы Елизаветы, достопримечательностями и с необычными выражениями в английском ...

«Толерантность - принцип взаимодействия между людьми»

Формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в обра...

Мастер-класс «Формирование толерантного отношения у педагогов к детям с ОВЗ»»

Данный мастер-класс «Формирование толерантного отношения у педагогов к детям с ОВЗ» будет полезен психологам образовательных организаций при работе с педагогическим коллективом. Здесь раск...