Экзаменационный материал по обществознанию в 8 классе
тест по обществознанию (8 класс)

Экзаменационный материал по обществознанию в 8 классе в  3 вариантах  с критериями ответов и разбалловкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamennatsionnyy_material_po_obshchestvoznaniyu_8_klass.docx76.25 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценивания:

Задания первой части 1-20 оцениваются по 1 баллу, задания второй части 1, 2, 3 оцениваются по 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задания третьей части 1,2,3 оцениваются по 2 балла мах, в соответствии с выполнением полноты задания.

   Общее количество баллов за всю работу – 32.

  • на оценку «2» - от 0 до 15 баллов;
  • на оценку «3» - от 16 до 23 баллов;
  • на оценку «4» - от 24 до 28 баллов;
  • на оценку «5» - от 29 до 32 баллов.

Часть 1


Экзаменационный материал по обществознанию

8 класс


1 вариант

1. В узком смысле слова под обществом надо понимать

  1. конкретный этап в развитии народа
  2. территорию, имеющую четкие границы
  3. социальную организацию страны
  4. часть материального мира

2. В широком смысле слова под обществом надо понимать

  1. группу любителей почтовых марок
  2. всех жителей данного города
  3. учеников средней школы № 4
  4. совокупность форм объединения людей

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе. Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

4. Человека от животного отличает

  1. наличие мозга
  2. наличие инстинктов
  3. развитая кисть руки
  4. способность мыслить

5. Что свойственно человеку и животному?

  1. целенаправленная деятельность
  2. наличие инстинктов и рефлексов
  3. наличие развитого мозга
  4. членораздельная речь

6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека. Б. Природа – это мир, созданный человеком.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?

  1. выплата пенсий
  2. выставка картин
  3. съезд партии
  4. продажа акций завода

8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между

  1. милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
  2. кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын
  3. молодым человеком и инвалидом в метро
  4. владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером

9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потреб- ления.

Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

  1. индустриальному
  2. традиционному
  3. постиндустриальному
  4. информационному

11. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства. Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

  1. миграция
  2. глобализация
  3. милитаризация
  4. деградация

13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

  1. переход к постиндустриальному обществу
  2. развитие массовой культуры
  3. исчезновение биологических видов
  4. глобализация мировой экономики

14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как

  1. индивида
  2. индивидуальность
  3. субъекта
  4. личность

15. Начальным элементом процесса познания является

  1. ощущение
  2. восприятие
  3. умозаключение
  4. суждение

16. К объектам материальной культуры относятся

  1. нормы поведения
  2. книги
  3. церемонии
  4. традиции

17. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?

А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества. Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?

  1. о массовой культуре
  2. о народной культуре
  3. об элитарной культуре
  4. о поп-культуре

19. Категории «добро» и «зло» относятся к

  1. искусству
  2. морали
  3. образованию
  4. религии

  20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни. Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Часть 2.

1. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

  1. авторство произведений культуры не может быть установлено
  2. произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя
  3. широкий охват аудитории
  4. возникла в связи с появлением СМИ

Черты сходства

Черты отличия

2. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОТНОШЕНИЯ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

А) поставщика сырья и производителя товара

1) экономическая

Б) избирателя и кандидата в депутата

2) политическая

В) лидера парламентской фракции и члена партии

Г) покупателя и продавца

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны ли современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %)

Полностью свободны

12

По большей части свободны

34

По большей части находятся под контролем общества

35

Полностью контролируются государством

10

Затрудняюсь ответить

9

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и обведите правильные..

  1. Мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам.
  2. Каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля.
  3. Каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.
  4. Около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства.
  5. Большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственной власти

Часть 3.

Культура как сфера духовного производства

В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура - это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.

Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).

Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Сохранению отобранных культурных творений служат... архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации пре- подавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит уровень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.

2. Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте?

3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?

     Часть 1

Часть 2

Часть 3


Ответы Вариант 1

задания

Ответ

1

1

2

4

3

3

4

4

5

2

6

1

7

3

8

4

9

4

10

2

11

4

12

2

13

3

14

4

15

1

16

2

17

1

18

2

19

2

20

4

задания

Ответ

1

2314

2

1221

3

134


1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть выделены следующие смысловые части:

  1. взаимодействие культуры и духовного производства;
  2. сохранение и распространение достижений культуры.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены две смысловые части текста

2

Выделена одна смысловая часть текста

1

Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

2. Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы следующие функции культуры в обществе:

  1. она формирует духовный мир общества и человека;
  2. обеспечивает общество системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.

Названы две функции культуры в обществе

2

Названа одна функция культуры в обществе

1

Функции культуры в обществе не названы или ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть отмечены следующие составляющие:

  1. материальные элементы;
  2. кадры специалистов;
  3. социальные институты.

Названы три составляющих духовного производства

2

Названы две составляющих духовного производства

1

Названа одна составляющая духовного производства или ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Часть 1


Экзаменационный материал по обществознанию

8 класс


2вариант

1. В узком смысле слова под обществом надо понимать

  1. политическую организацию данной страны
  2. социальную организацию данной страны
  3. танцевальный коллектив
  4. часть материального мира

2. В широком смысле под обществом надо понимать

  1. всё человечество
  2. рабовладельческое общество
  3. спортивный коллектив
  4. население страны

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого – либо действия. Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

4. Человека от животного отличает

  1. наличие инстинктов
  2. наличие сознания
  3. способность к воспроизводству
  4. приспособляемость к окружающим условиям

5. Что свойственно и человеку и животному?

  1. наличие инстинктов и рефлексов
  2. целенаправленная деятельность
  3. наличие членораздельной речи
  4. способность к коллективной деятельности

6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.

Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?

  1. предвыборная компания
  2. создание произведений искусства
  3. научное открытие
  4. создание материальных благ

8. К политической сфере общества относятся отношения между

  1. инспектором ГИБДД и водителем
  2. кандидатом в депутаты и его избирателями
  3. тренером и его командой
  4. продавцом и покупателем в магазине

9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.

Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

10. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?

  1. традиционному
  2. индустриальному
  3. постиндустриальному
  4. информационному

11. Верны ли суждения о типах общества?

А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство. Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

  1. индустриализация
  2. деградация
  3. милитаризация
  4. глобализация

13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

  1. повышение роли образования в жизни человека
  2. усовершенствование технологии
  3. увеличение продолжительности жизни человека
  4. распространение алкоголизма и наркомании

14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как

  1. индивида
  2. индивидуальность
  3. субъекта
  4. личность

15. Истинным можно считать знание, которое

  1. наиболее полно соответствует окружающему миру
  2. является результатом научного эксперимента
  3. требует доказательств
  4. признано властями данного государства

16. К объектам материальной культуры относятся

  1. орудия труда
  2. нормы поведения
  3. церемонии
  4. традиции

 17. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.

Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

18. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей – критики, искусствоведы, высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

  1. элитарной
  2. народной
  3. поп-культуре
  4. массовой

19. Нормы морали в отличие от норм права

  1. регулируются государством
  2. касаются только определённой группы людей
  3. регулируют поведение всех людей
  4. изменяются в связи со сменой правительства

20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.

Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Часть 2.

1. В приведённом списке указаны черты сходства моральных и религиозных норм и отличия моральных норм от религиозных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторю колонку – порядковые номера черт различия.

  1. выполняют функцию регулятора поведения человека
  2. возникли до появления государства
  3. основаны на мнении людей о правильном поведении
  4. регулируют поведение людей, разделяющих определённые верования

Черты сходства

Черты отличия

2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) заполнение налоговой декларации

1) политическая

Б) выборы депутатов Государственной Думы

2) экономическая

В) создание политической партии

Г) введение налога на добавленную стоимость

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

3. В стране Н. был проведён социологические опросы. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете материальное положение вашей семьи»? Результаты опросов представлены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ в (%)

1997

2007

Очень хорошее и хорошее

10

15

Среднее

44

54

Очень плохое и плохое

44

29

Затрудняюсь ответить

2

2

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и обведите правильные.

  1. Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.
  2. Более половины опрошенных в 2007 году граждан считают своё материальное положение сред- ним.
  3. Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают своё материальное положение очень хорошим.
  4. Увеличилось количество граждан, считающих своё материальное положение плохим.
  5. Более 2/3 опрошенных граждан не считают своё материальное положение хорошим.

Часть 3.

Религия и культура

Каждая религия имеет свое мировоззрение, веру в то, что существуют боги, требующие от нас определенного поведения. Первоначально люди верили, будто боги хотят, чтобы им поклонялись. Религия - это не только вера в бога (богов); она также включает различные ритуалы и молитвы, совершаемые, чтобы их умилостивить. Богов можно было умилостивить принесением даров - плодов или жертвенных животных. Дары приносились или как жертва в ознаменование уже полученного блага (например, рождение ребенка), или чтобы вымолить у богов удачу (например, хороший урожай). В религиях, возникших позднее, принесение в жертву животных часто порицается как отход от истинных требований Бога, каковыми являются праведность жизни и справедливость. Поэтому эти религии требуют от своих последователей духовной жертвы - самоотречения, молитвы и добрых дел.

Существует много обрядов, с помощью которых люди поклоняются Богу. С их помощью религиозные люди освящают определенные события в своей жизни или в жизни своего народа. Существуют как личные, так и общественные обряды. Примерами религиозных обрядов являются причащение и крещение христиан или паломничество в Мекку у мусульман. Во многих странах основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью.

Религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя и порой самая великая литература в каждой культуре была религиозной. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных произведений был написан для религиозных событий. Религия была источником изобразитель- ного искусства. Самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами.

По материалам сайта . Internet-school. ru

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?

3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?

Часть 1

Часть 2


Ответы

задания

Ответ

1

3

2

1

3

3

4

2

5

1

6

2

7

4

8

2

9

2

10

2

11

3

12

4

13

4

14

4

15

1

16

1

17

2

18

1

19

3

20

3

№ задания

Ответ

1

1234

2

2112

3

235


  1. вариант


Часть 3

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть выделены следующие смысловые части:

  1. понятие «религия»;
  2. религиозные обряды;
  3. влияние религии на культуру.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены три смысловые части текста

2

Выделены одна - две смысловые части текста

1

Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы следующие черты:

  1. наличие веры в существование богов;
  2. осуществление обрядов и ритуалов поклонения богам.

Названы две характерных черты религии

2

Названа одна характерная черта религии

1

Характерные черты религии не названы или ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть отмечены следующие способы:

  1. соблюдение обрядов;
  2. принесение даров или жертв.

Названы два способа

2

Назван один способ

1

Способы не названы или ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Часть 1


Экзаменационный материал по обществознанию 8 класс


  1. вариант

1. В узком смысле слова под обществом следует понимать

  1. территорию, имеющую определённые границы
  2. социальную организацию страны
  3. объединение любителей старинных книг
  4. политическую организацию государства

2. В широком смысле под обществом надо понимать

  1. сотрудников одной фирмы
  2. первобытное общество
  3. учащихся одной школы
  4. всё население планеты Земля

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

4. Человека от животного отличает

  1. физическая активность
  2. наличие инстинктов
  3. развитая речь
  4. наличие разнообразных ощущений

5. Что свойственно и человеку и животному?

  1. приспособление к природным условиям
  2. целенаправленная деятельность
  3. способность создавать орудия труда
  4. развитая членораздельная речь

6. Верны ли следующие суждения о природе? А. Исторически природа «старше» общества.

Б. Природа является единственным творцом культуры.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?

  1. экономической
  2. социальной
  3. политической
  4. духовной

8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?

  1. производителя товара и его покупателя
  2. учителя и ученика
  3. глав соседних государств
  4. правонарушителя и адвоката

9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.

Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?

  1. индустриальному
  2. традиционному
  3. информационному
  4. постиндустриальному

11. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.

Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

12. Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции

  1. милитаризации современного мира
  2. деградации современного общества
  3. глобализации современного общества
  4. дезинтеграции современного мира

13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

  1. рост народонаселения планеты
  2. кризис перепроизводства
  3. научно-технический прогресс
  4. переход к постиндустриальному обществу

14. Какой признак характеризует человека как личность?

  1. активная жизненная позиция
  2. физическое и психическое здоровье
  3. свойства темперамента
  4. особенности внешности

15. К формам чувственного познания относится

  1. суждение
  2. наблюдение
  3. ощущение
  4. умозаключение

16. К объектам нематериальной культуры можно отнести

  1. язык
  2. жилые дома
  3. кинофильм
  4. орудия труда

17. Верны ли следующие суждения о народной культуре?

А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры. Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?

  1. о массовой культуре
  2. о народной культуре
  3. об элитарной культуре
  4. о поп-культуре

19. Выражение «муки совести» относится к области

  1. религии
  2. морали
  3. праву
  4. науке

20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.

Б.        Принадлежность        человека        к        определённой        национальности        является        проявлением        его предписанного статуса.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Часть 2.

1. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.

  1. передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
  2. развитие сети образовательных учреждений
  3. господство религии
  4. бурное развитие науки, совершение научных открытий

Черты сходства

Черты отличия

2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) съёмки нового телесериала

1) социальная

Б) открытие приюта для бездомных

2) духовная

В) научное открытие

Г) выплата пенсий

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ

(в %)

Очень хорошая

4,8

Скорее хорошая

28,1

Скорее плохая

37,1

Очень плохая

28

Затрудняюсь ответить

2,2

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и обведите правильные.

  1. Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
  2. Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.
  3. Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.
  4. Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.
  5. Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.

Часть 3.

Социальный статус

Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Яркий пример - известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетной профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России - главный социальный статус этого человека.

По материалам сайта: http://www.anriintern.com

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?

Часть 1

Часть 2

Часть 3.


Ответы

задания

Ответ

1

3

2

4

3

3

4

3

5

1

6

1

7

2

8

1

9

4

10

2

11

4

12

3

13

1

14

1

15

3

16

1

17

2

18

3

19

2

20

3

задания

Ответ

1

1324

2

2121

3

13


3 вариант

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть выделены следующие смысловые части:

  1. понятие «социальный статус»;
  2. статусный набор;
  3. главный статус.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи

фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены три смысловые части текста

2

Выделены одна - две смысловые части текста

1

Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе дано определение: «социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей».

Приведены примеры:

  1. водитель - участник дорожного движения и инспектор ГИБДД;
  2. режиссер-постановщик спектакля и артист, играющий роль в спектакле.

Дано определение, приведены два примера

2

Дано определение и приведён один пример

1

Определение не дано, примеры не приведены или ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должно быть отмечено, что это «совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком», назван главный статус и неглавные.

Дано понятие, назван главный статус и неглавные

2

Дано понятие, назван главный или неглавные статусы

1

Понятие не дано, главный статус и неглавные не названы или ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты по обществознанию 9 класс.

Комплект билетов по обществознанию подготовлен с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.Экзаменационные билеты охватывают содержание ку...

Экзаменационный материал по обществознанию 10кл.

Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса составлен на основе:    - Федерального компонента Государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образования   ...

Экзаменационный материал по обществознанию 10кл.

Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса составлен на основе:    - Федерального компонента Государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образования   ...

Экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень)

Переводная экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) к учебнику под редакцией Боголюбова...

Экзаменационная работа по обществознанию 6 класс

Переводная экзаменационная работа по обществознанию 6 класс к учебнику под редакцией Боголюбова...

Экзаменационные билеты по обществознанию. 6 класс

Экзаменационные билеты составлены с учетом ФГОС на основе учебного пособия  "Обществознание. 6 кл. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой"....