Методическая разработка урока "Закон на страже природы"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Ягофарова Людмила Маратовна

Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zakon_na_strazhe_prirody_7.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 7 классе

Тема: «Закон на страже природы»

Тема урока по обществознанию: «Закон на страже природы»

Класс 7

Цель урокапознакомить учащихся с деятельностью экологических объединений, правилами, защищающими природу; воспитать стремление бережно относиться к природе, потребность соблюдать нормы экологического поведения.

Урок выстроен с использованием приемов технологии критического мышления

Задачи урока:

Образовательные:

- способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;

- планируется, что  к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;

- организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;

Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.

Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся, воспитывать экологическую культуру и экологическую грамотность учащихся.

Планируемые результаты

предметные: научиться объяснять значение понятий природные условия, охрана природы, заповедник, осмысливать необходимость активной деятельности общества по охране природы; характеризовать мероприятия государства по охране природы; исследовать роль и назначение наказаний за нанесение вреда окружающей среде;

метапредметные:

1) коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь слушать, принимать  чужую точку зрения, отстаивать свою; строить речевые высказывания; уметь работать в группе.

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные: умение анализировать свои поступки с точки зрения экологической морали; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Актуализация знаний

Беседа

На доске написаны понятия: экология, экологическая мораль, исчерпаемые ресурсы, неисчерпаемые ресурсы.

Ребята, определите значения представленных слов. Добавьте к этому перечню свои, которые упоминались в темах урока.

- Назовите великое экологическое правило. В чем заключается смысл экологической морали?

- Какое высказывание соответствует принципу экологической морали? Почему?

- Каковы главные правила экологической морали?

Сегодня мы переходим  к изучению новой темы на основе связи норм морали и правовых норм в области экологии.

Выполняют задание (самопроверка)

- Экология - наука,  изучающая взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.

- Поступать так, чтобы не навредить природе, не причинить ей зла

- Ресурсы, сокращающиеся по мере их использования.

- Ресурсы, качество и объем которых не изменяется в результате их использования человеком.

Нельзя требовать от природы больше, чем она может дать.

Мотивация

Беседа

слово учителя

Определение темы и цели урока

Ребята, обратите внимание на слайд. Здесь представлено три эпиграфа. Какой из них вы считаете правильным, в каком из них содержится правильное отношение человека к природе?

1. «Человек – царь Земли, на которой живет» (Ж.-Ж. Руссо).

2. Природа – кладовая, а человек в ней -  хозяин.

3. Пора бы человечеству понять,

Богатства  у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,

Она как мы – такая же живая.

Почему именно этот эпиграф Вы выбрали?

– Верно, ребята, природа нуждается в защите. На таких уроках как биология, география вы изучаете природу и уже наслышаны о различных экологических проблемах

Сегодня  на уроке мы рассмотрим с вами вопросы, касающиеся экологического законодательства.

И поэтому тема нашего урока "Закон на страже природы". Определите цель сегодняшнего урока

Выбор эпиграфа

Возможный ответ:

Потому что, там написано, что природу нужно охранять, а в двух других высказываниях говорится о потребительском отношении человека к природе.

Определение темы и цели урока

III.        Изучение нового материала

Стадия вызова

Слово учителя

кластер

Предлагаю вам обсудить вопрос рубрики «Вспомним»: каковы обязанности граждан России?

В России немало мест с названиями Овраги и Овражки, Сухой дол, Суходолье, Сухой лог. Многие деревни называют Пустошками, Беспольями. Сохранились отдельные места с красноречивыми названиями Пожарища, Пали, Пеньки и Пенечки.

О чем  свидетельствуют эти названия?

Знаменитый натуралист Александр Гумбольдт сказал: «Человеку предшествуют леса – его сопровождают пустыни».

 Как вы понимаете это высказывание?

Что означает слово «Охранять». Подберите синонимы 1-3 к слову.

Посмотрите на схему (кластер). О чем мы будем говорить, говоря об охране природы. Работаем с текстом учебника стр. 141 и рабочим листом.

Называют обязанности гражданина РФ

Слушают

О появлении оврагов, пустых и негодных земель, исчезновении воды, о лесных вырубках и пожарищах, как люди бесцеремонно относились к природе, к земле и растениям.

объясняют высказывание

Читают параграф и отвечают на вопросы    

приём «Толстые и Тонкие вопросы»

Возврат к кластеру, заполнение его

Толстые?

Тонкие?

1. Дайте объяснение, почему гражданин РФ имеет как право, так и обязанность на благоприятную окружающую среду?

2.В чем состоит роль государства по защите окружающей среды?

1. Что означает охрана природы?

2.Что подлежит охране?

3.Кто занимается охраной природы?

4.Какие действуют законы по охране природы в РФ?

 Итак, какова цель охраны природы?

Составляют вопросы, предлагаются для обсуждению классу (по вариантам)

работа с кластером

стр. 143

Сохранение природных богатств, предотвращение вредного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельностью человека

Стадия осмысления

беседа

работа с учебником –стр.143, 2 абзац

Организация работы в группах



Работа с картой

1. Знаете ли вы правила, защищающие природу?

1. Что делает государство для защиты природы?

2. Можно ли только при помощи государства осуществлять охрану природы?

3. Что могут сделать граждане, общественные организации для сбережения природы?

1. Рассмотри карту на стр.144-145. Есть ли в нашей области государственные заповедники и национальные парки? Назови их.

Работа с дополнительным материалом о государственных заповедниках и национальных парках в нашей области

беседа, чтение стр.143,участие в беседе,

Рубрика «Жил на свете человек»

147

В чем значение деятельности Василия Васильевича Докучаева?

 Можно ли сказать, что он жил заботой о России?

Ответы учащихся

кластер Заполнение последнего пункта

работа с текстом Конституции

Запишите  права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Давайте подведем итоги нашей  работы

 Какой вывод мы можем сделать?

Почему охрана окружающей среды – это задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всего мира? (заполнение логической схемы).

– О чём  заставил задуматься наш урок?

– Ребята, вы пока еще не состоите ни  в общественных организациях, не являетесь представителями власти,  но уже сейчас можете оказать посильную помощь природе. Я хочу, чтобы мы совместно с вами составили памятку "Учимся беречь природу". У вас на партах есть лепестки, напишите на них, что нужно делать, чтобы сохранить природу. А затем мы их приклеим на наш цветок.

Природа требует охраны со стороны государства, общественных организаций и граждан. И только совместными усилиями можно помочь природе и решить экологические проблемы

Природу нужно охранять, она как мы такая же живая

стадия рефлексии

Прием «телеграмма»

Выскажите самое главное: что уяснили и пожелания.

Цель урока: изучить законодательство об охране окружающей среды

Задачи урока:

Образовательные:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Местоположение и природа Древней Индии

Данная разработка урока сделана с использованием мультемидийных ресурсов. Урок комбинированный....

Методическая разработка программы "Тайны живой природы"

Прграмма "Тайны живой природы" предназначена для обучающихся 9, 10 класса.Филосовская идея, реализуемая в современной школе - свободное, разнесторонне развитие личности ребёнка средствами обучения и в...

Методическая разработка ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Изображение природы в зимнее время года"

Методическая разработка (Конспект) ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Изображение природы в зимнее время года" Тема занятия: Изображение природы в зимнее время года ...

Методическая разработка урока по теме "Природа творчества. История и современность народных художественных промыслов".

Данная методическая разработка включает в себя разработку урока.  Будет полезна учителям трудового обучения и технологии....

Методическая разработка занятия Тема: Сохраним природу Земли.

В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы и поэтому экологическое воспитание является одной из актуальнейшей проблемы современности. Которое нужно уже начинать воспитывать у детей мла...

Методическая разработка занятия "Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж"

Медодическая разработка занятия для школьной студии изобразительного искусства....