РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.10 "Обществознание" по профессии СПО: "Поварское и кондитерское дело"
рабочая программа по обществознанию

Данная модифицированная рабочая программа по обществознанию может быть использованна  преподавателями СПО.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_16_gruppa_.doc416.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ          УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                            РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ                                                                                    «БАТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

П. А. ПОЛОВИНКО»

Рассмотрена на заседании                                                           «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогического совета                        Врио директора ГБПОУ РО «БТЖТиС»

Протокол №_____                                                    им. Героя Советского Союза                    

От «____» ________2023 г.                                                          П.А. Половинко

                                                                                 ___________ А.В. Старостина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 «Обществознание»

по профессии СПО: Поварское и кондитерское дело»

Батайск

2023

Согласована на заседании                                                              

методического объединения                                          

общеобразовательных дисциплин                      

Протокол № _______                                                    

От «____» _________ 20___ г.

Председатель МО

____________ (Ф.И.О.)

        Рабочая программа ОУД.05 «Обществознание» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413);  

- Приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 г. №1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;

- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание», утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО 29.09.2022 г. протокол №13;

- Приказа Минпросвещения России от 24.08.2022 г. №782 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- ФГОС СПО по профессии 23.01.09 «Поварское и кондитерское дело»

- Учебного плана ГБПОУ РО «БТЖТиС» им. Героя Советского Союза П.А.Половинко по профессии СПО: 23.01.09  «Поварское и кондитерское дело»

Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Батайский техникум железнодорожного транспорта и строительства» имени Героя Советского Союза П.А. Половинко».

Разработчик: И.В. Шкарупа - преподаватель истории и обществознания высшей  квалификационной  категории

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                       ОУД. 05  Обществознание

1.1.  Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии Машинист Локомотива.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины

Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.

Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с основной школой являются:

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества; 

- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;

- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования;

- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению.

Содержание программы дисциплины Обществознание также направлено на формирование  следующих личностных результатов:

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(Портрет выпускника)

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.  

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 11

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 12

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Выполняющий профессиональные навыки в сфере сервиса домашнего и коммунального хозяйства/гостиничного дела

ЛР 13

Способный ставить перед собой цели под для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий;

ЛР14

Содействующий формированию положительного образа и поддержанию престижа своей профессии

ЛР15

Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства;

ЛР 16

Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений.

ЛР 17

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные субъектом Российской Федерации
[1] (при наличии)

Выполняющий профессиональные навыки в сфере сервиса домашнего и коммунального хозяйства/гостиничного дела с учетом специфики субъекта Российской Федерации

ЛР 18

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями
[2] (при наличии)

Выполняющий профессиональные навыки в сфере сервиса домашнего и коммунального хозяйства/гостиничного дела

ЛР 19

Выполняющий профессиональные навыки в сфере сервиса домашнего и коммунального хозяйства/гостиничного дела с учетом специфики субъекта Российской Федерации

ЛР 20

Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению

ЛР 21

Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить

ЛР 22

Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости

ЛР 23

Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости

ЛР 24

Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий

ЛР 25

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической  информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение        определять         назначение         и         функции         различных

социальных, экономических и правовых институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

 предметных:

  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность         представлений         о         методах         познания

социальных явлений и процессов;

  • владение         умениями         применять         полученные         знания         в

повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

В результате освоения дисциплины ОУД.06. «Обществознание (включая экономику и право)» студент должен знать:

  1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  4. особенности социально-гуманитарного познания;
  5. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам;

уметь:

  1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, развития;
  2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  4. раскрывать на примерах изученного теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных тестов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать, обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с очки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  8. подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  9. приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
  10. успешно выполнять типичные социальные роли; сознательно взаимодействовать с различными социальными институтами;
  11. совершенствовать собственную познавательную деятельность;
  12. критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществлять самостоятельный поиск, анализировать и использовать собранную социальную информацию;
  13. решать практические жизненные проблемы, возникающие в социальной деятельности;
  14. ориентироваться в актуальных общественных событиях, определяя личную гражданскую позицию;
  15. предвидеть возможные последствия определенных социальных действий;
  16. оценивать происходящие события и поведение людей, с точки зрения морали права;

реализовывать и защищать права человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские обязанности, осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.

 

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные[3]

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно

к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; У

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;  

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;  

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;  

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

-- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

и способность их использования в познавательной и социальной практике

сформировать знания об (о):

- обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации;

- человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;

- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике;

- системе права и законодательства Российской Федерации;

- владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;

- владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

сформировать знания об (о):

-  особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;

- владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;

- сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;

- уметь определять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:

-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты

сформировать знания об (о):

- особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;

- отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;

- владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

- готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

-  владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

- владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

1) сформировать знания об (о):

обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;

основах социальной динамики;

особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности;

перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации;

человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности;

особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;

значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике;

роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений;

социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;

конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;

системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации;

правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений;

системе права и законодательства Российской Федерации;

2) уметь характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства;

3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;

4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства;

5) связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование;

6) владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;

7) владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

8) использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач;

9) владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;

10) готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства;

11) сформировать навыки оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;

12) владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;

- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского обществ

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду

- владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации;

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Объем учебной дисциплины

72

в том числе в форме практической подготовки

Самостоятельная учебная работа

-

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

72

в том числе:

теоретическое обучение

52

практические занятия

20

лабораторные занятия

-

консультации по темам

-

Промежуточная аттестация

консультация

-

- зачет

- дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов учебной дисциплины

Коды компетенций формированию которых способствует элемент программы (ПК, ОК)

Уровень освоения

 раздела, темы

в том числе

на практическую подготовку по указанному занятию

1

2

3

4

Введение

Раздел 1.  Человек в обществе

12

Содержание учебного материала

3

Тема 1.1.

Общество и общественные отношения. Развитие общества[4]

1

Общество как система.

1

ОК 01

ОК 05

2

2

Общественные отношения. Типы обществ.

1

ОК 01

ОК 05

2

3

Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов

1

ОК 01

ОК 05

2

Тема 1.2. 

Биосоциальная природа человека и его деятельность

Содержание учебного материала

5

1

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности.

1

ОК 01

ОК 05

2

2

Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности

1

ОК 01

ОК 05

2

3

Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание

1

ОК 01

ОК 05

2

В том числе, практических занятий

№ 1

Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения

2

ОК 01

ОК 05

Содержание учебного материала

Тема 1.3.

Познавательная деятельность человека. Научное познание

4

1

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии.

1

ОК 01

ОК 05

2

2

Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.

1

ОК 01

ОК 05

2

В том числе, практических занятий

№ 1

 Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности

2

ОК 01

ОК 05

Раздел 2. Духовная культура

12

Содержание учебного материала

Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества

2

1.

Духовная деятельность человека

1

ОК 03

ОК 05

ОК 06

2

2

Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм

1

ОК 03

ОК 05

ОК 06

2

Содержание учебного материала

Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире

1

1

Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.

1

ОК 02

ОК 03

2

Содержание учебного материала

Тема 2.3.

Религия

1

1.

Религия, её роль в жизни общества и человека.

1

ОК 02

ОК 03

2

Содержание учебного материала

Тема 2.4

Искусство

3

1

Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.

1

ОК 02

ОК 03

2

В том числе, практических занятий

№ 1

Достижения современного российского искусства

2

ОК 02

ОК 03

Раздел 3. Экономическая жизнь общества

26

Содержание учебного материала

Тема 3.1.

Экономика- основа жизнедеятельности общества

3

1.

Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни

1

ОК 02

ОК 03

2

В том числе, практических занятий

№1

Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов

2

ОК 01

ОК 05

Содержание учебного материала

Тема 3.2.

Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты

5

1.

Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.

1

ОК 01

ОК 03

ОК 09

2

2.

Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции.

1

ОК 01

ОК 03

ОК 09

2

3.

Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия

1

ОК 01

ОК 03

ОК 09

2

В том числе, практических занятий

№ 1

Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения

2

ОК 01

ОК 05

Содержание учебного материала

Тема 3.3.

Рынок труда и безработица.  Рациональное поведение потребителя

3

1

Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости.

1

ОК 01

ОК 03

ОК 09

2

2

Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.

Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества

2

ОК 01

ОК 03

ОК 09

2

Содержание учебного материала

Тема 3.4.

Предприятие в экономике

4

1

Предприятие в экономике. Цели предприятия.

1

ОК 01

ОК 03

2

2

Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль.

2

ОК 01

ОК 03

2

3

Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации

1

ОК 01

ОК 03

2

Содержание учебного материала

Тема 3.5.

Экономика и государство

1

2

2

Экономика и государство.

1

ОК 01

ОК 09

2

Содержание учебного материала

Тема 3.6.

Основные тенденции развития экономики России и международная экономика

2

ОК 01

ОК 09

2

1

Мировая экономика

1

ОК 01

ОК 09

2

2

Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг.

1

ОК 01

ОК 09

2

Раздел 4. Социальная сфера

12

Содержание учебного материала

Тема 4.1.

Социальная структура общества. Положение личности в обществе

3

1

Социальная стратификация, ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества

2

ОК 01

ОК 05

2

2

Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.

1

ОК 01

ОК 05

2

Содержание учебного материала

Тема 4.2.

Семья в современном мире

1

1

Брак и семья

1

ОК 01

ОК 05

2

Содержание учебного материала

Тема 4.3.

Этнические общности и нации

1

1

Миграционные процессы в современном мире.

1

ОК 05

ОК 06

2

Содержание учебного материала

Тема 4.4.

Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения

3

1

Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.

1

ОК 05

ОК 06

2

В том числе, практических занятий

№1

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов.

2

ОК 01

ОК 05

2

Раздел 5. Политическая сфера

12

Содержание учебного материала

Тема 5.1.

Политика и власть. Политическая система

6

1

Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.

2

ОК 05

ОК 06

2

2

Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе

2

ОК 05

ОК 06

2

В том числе, практических занятий

№1

Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм государства

2

ОК 01

ОК 05

Содержание учебного материала

Тема 5.2.

Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники

4

1

Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике.

Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.

Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания

2

ОК 05

ОК 06

2

В том числе, практических занятий

№1

Избирательная система в Российской Федерации

Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства

2

ОК 01

ОК 05

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

30

Содержание учебного материала

Тема 6.1.

Право в системе социальных норм

3

1

Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права.

1

ОК 01

ОК 05

ОК 09

2

В том числе, практических занятий

№ 1

Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации

2

ОК 01

ОК 05

Содержание учебного материала

Тема 6.2.

Основы конституционного права Российской Федерации

3

1

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации

1

ОК 01

ОК 05

ОК 09

2

2

Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.

1

ОК 01

ОК 05

ОК 09

2

3

Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

1

ОК 01

ОК 05

ОК 09

2

Содержание учебного материала

Тема 6.3.

Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений

4

1

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

1

ОК 01

ОК 05

ОК 09

2

2

Семейное право. Трудовое право

1

ОК 01

ОК 05

ОК 09

2

В том числе, практических занятий

№1

Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников

2

ОК 01

ОК 05

Содержание учебного материала

Тема 6.4.

Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство

2

1

Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность

1

ОК 01

ОК 05

ОК 09

2

2

Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду

1

ОК 01

ОК 05

ОК 09

2

Содержание учебного материала

Тема 6.5.

Основы процессуального права

3

1

Конституционное судопроизводство

1

ОК 02

ОК 05

ОК 09

2

2

Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях

1

ОК 02

ОК 05

ОК 09

2

3

Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса

1

ОК 02

ОК 05

ОК 09

2

Промежуточная аттестация

2

Всего

72

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.1. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.

Оборудование учебного кабинета обществознания:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационные пособия и модели;

- учебная доска и т.п.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

Лицензионное программное обеспечение.

-

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

  • многофункциональный комплекс преподавателя
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, схем);  
  • информационно-коммуникативные средства;
  • комплект технической документации,  в том числе паспорта на средства обучения,  инструкции по  их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

3.2.1. Печатные издания[5]

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей.: учебник. – М., 2015.

2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей. Практикум:  учеб.пособие. – М., 2015.

3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей. Контрольные задания:  учеб.пособие. – М., 2015.

4. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий  и специальностей социально-экономического профиля: учебник. – М., 2017

5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2015

 

3.2.2. Дополнительные источники

          1. Горелов  А.А. ,Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей  социально-экономического профиля : учебник .- М.,2017

 Обществознание в таблицах, 10-11-класс, Баранов  П.А.—М.: 2012

  1. ЕГЭ 2017 .Обществознание . Тренировочные задания .Баранов П.А. , Шевченко С.В.-М.: 2016.
  2.  ЕГЭ 2017 .Обществознание . Репетиционные варианты О.А.Котова , Т.Е.Лискова .-М.: 2017.

.



  1. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Критерии оценки 

Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены

Методы оценки 

Какими процедурами производится оценка

Умения: теоритические знания применять к конкретным жизненным ситуациям в обществе

роль науки, образования и искусства в современном мире;

формы и разновидности культуры;

сущность и значение религии;

тенденции духовной  жизни в современной России.

характеризовать многообразие культурной жизни;

анализировать актуальную информацию; раскрывать на примерах изученные теоретические положения

 должны показать знания:

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

многовариантность общественного развития .

должны уметь:

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм,

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Демонстрация владения способами применения теории в практике .

Демонстрация

владения знаниями и применения их при изучении многовариантности общественного развития.

 Показ овладения способами выполнения творческих заданий.

Устный и письменный опросы

Практические, контрольные  работы (методы: таблицы, сочинения , рассуждения)

Самостоятельные работы по выполнению заданий

Устный и письменный опросы

Практические, контрольные  работы (методы: таблицы, сочинения , рассуждения)

Самостоятельные работы по выполнению заданий

Самостоятельные работы по выполнению заданий

 Показать знания по вопросам:

главные вопросы экономики, основные рыночные структуры;

 уметь:

характеризовать экономическую политику РФ, налоговую и денежно-кредитную политику;

объяснять роль государства в экономике;

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия экономических наук.

Показ овладения  знаниями по экономическим вопросам

 Показ овладения  знаниями по экономическим вопросам

 Показ овладения  знаниями по экономическим вопросам

Коллективные и индивидуальные опросы

Практические, контрольные  работы (методы: графики, таблицы)

Устные и письменные опросы , практические и контрольные работы.

 Устные и письменные опросы , практические и контрольные работы.

показать  знания по вопросам:

сущность социальных норм;

многообразие социальных групп;

и сущность межнационального сотрудничества и межнационального конфликта.

 должны уметь:

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации,семью с точки зрения социальных норм.

Демонстрация владения знаниями по социальным вопросам.

  Демонстрация умения поиска нужной информации ее систематизации.

Демонстрация владения знаниями по социальным вопросам.

Демонстрация умения поиска нужной информации ее систематизации.

Демонстрация умения теоретические знания  применять к конкретным жизненным ситуациям

Устный и письменный опросы

Практические, контрольные  работы (методы: графики, таблицы , схемы.)

Практические, контрольные  работы (методы: графики, таблицы , схемы.)

 Практические, контрольные  работы (методы: графики, таблицы , схемы.)

должны знать:

основные понятия;

сущность политических институтов и отношений;

структуру избирательной системы РФ;

особенности политической системы в РФ.

должны уметь:

характеризовать участников политического процесса;

оценивать политическую жизнь в РФ;

ориентироваться в актуальных политических событиях, определять личную гражданскую позицию.

 Умение выполнять

Практические задания:

Демонстрация владения знаниями по  политическим вопросам.

Демонстрация умения теоретические знания  применять к конкретным жизненным ситуациям.

 Демонстрация умения теоретические знания  применять к конкретным жизненным ситуациям

Устный и письменный опросы

Практические, контрольные  работы (методы: таблицы, схемы ,графики ).

Устный и письменный опросы

Практические, контрольные  работы (методы: таблицы, схемы ,графики

 Практические, самостоятельные работы по выполнению заданий.  

должны знать:

роль права  в жизни общества

современные правовые принципы;

права и обязанности граждан.

должны уметь:

характеризовать основы права в РФ, отрасли российского права;

подготавливать устное выступление, творческую работу по правовой проблематике.

Демонстрация умения теоретические знания  применять к конкретным жизненным ситуациям.

 Демонстрация умения поиска нужной информации ее систематизации подготовки сообщения .

Демонстрация умения теоретические знания  применять к конкретным жизненным ситуациям

Устный и письменный опросы.

Самостоятельные работы по выполнению заданий

 Самостоятельные работы по выполнению заданий

 Самостоятельные работы по выполнению заданий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным  ситуациям.

Овладение способами решения  профессионально направленных задач  

Практические, контрольные  работы (методы: наблюдения, проверки, анализа)

Самостоятельные работы по выполнению заданий

ОК 02. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Демонстрация полученных  умений работы с дополнительной литературой.

Проверка результатов

самостоятельной  работы по выполнению заданий

(методы: таблицы, схемы ).

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

. Показ овладения методами общения. Демонстрация умений брать ответственность на себя и отвечать за  результат деятельности.

Проверка результатов самостоятельной работы

(методы: таблицы, схемы).

ОК 04. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

Владение умениями составлять схемы, расчеты.

Самостоятельные работы по выполнению заданий

ОК 05. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Осуществлять устную и письменную коммуникацию

Демонстрировать умения работы с техническим текстом

Показ овладением методами общения Владение компьютерными технологиями при составлении и защите презентаций на

Деловые игры

Коллективные и индивидуальные проекты

Самостоятельные работы по выполнению заданий

ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Владение и демонстрация культуры поведения, культуры речи, демонстрация нравственных подходов к общению. Овладение  методами и способами без конфликтного общений в условиях коллективной деятельности

Наблюдения и анализ результатов в процессе аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности

ОК 07. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности для исполнения воинской обязанности.

Выполнение правил здорового образа жизни в процессе учебной деятельности

Наблюдения и анализ результатов в процессе аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности


[3] Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)

[4]  В рамках темы возможно проведение входной диагностики (входного контроля) - на усмотрение преподавателя.

[5] Образовательная организация при разработке основной образовательной программы, вправе уточнить список изданий, дополнив его новыми изданиями и/или выбрав в качестве основного одно из предлагаемых в базе данных учебных изданий и электронных ресурсов, предлагаемых ФУМО СПО, из расчета не менее одного издания по учебной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины математика для профессии 19.01.17 Повар, кондитер (на базе основного общего образования)

Изучение дисциплины направлено на формирование общих компетенций согласно ФГОС по  программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 190117 Повар, кондитер:ОК1. Понимать сущность и социал...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производств...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства м...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования отделочного производства» (общие профессии производств

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования...

Рабочая программа ОГСЭ 05 "Психология общения", 43.02.15 "Поварское и кондитерское дело", 2020

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:1) ФГОС СПО по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»,  утвержденный Приказом Министерства образо...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

          Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык  разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионально...