ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
статья по обществознанию (10 класс)

В статье рассматривается процесс формирования функциональной грамотности на уроках обществознания в общеобразовательных учреждениях. Описываются особенности заданий, которые используются на уроках обществознания и которые включены в ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotn.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Ортякова Инна Константиновна

преподаватель общественных дисциплин

Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования функциональной грамотности на уроках обществознания в общеобразовательных учреждениях. Описываются особенности заданий, которые используются на уроках обществознания и которые включены в ГИА.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетенции, обществознание, саморазвитие, социализация.

Современное общество развивается динамично. При этом современный человек подвергается сильному воздействию и в тоже время при этом он должен уметь правильно действовать и ориентироваться в информационном потоке, чтобы нормально функционировать в социуме. Именно поэтому современный человек должен постоянно саморазвиваться, чтобы быть готовым к эффективному участию в жизни общества. Школьные годы – ценностный этап существования ребенка: он начинает регулярно учиться в образовательном учреждении, распределяется сфера взаимодействия с социумом, меняется его социальная позиция, возрастает потребность в самовыражении. В середине 1960-х гг. впервые прозвучали речи о функциональной грамотности. При этом сам термин был введен в 1965 г. на Всемирном конгрессе министров образования в Тегеране в процессе борьбы с неграмотностью. Современные же общеобразовательные учреждения, понимая важность подготовки обучающихся к жизни в таком социуме, уделяют внимание формированию функциональной грамотности.

Под самой функциональной грамотностью подразумевается способность человека взаимодействовать с окружающими людьми и при это быстро приспосабливаться к постоянным изменениям. Функциональная грамотность подразумевает умение человека решать жизненные задачи в совершенно разных сферах жизнедеятельности, основываясь именно на прикладных знаниях. В исследованиях PISA базовыми навыками обучающихся считаются: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотность и глобальные компетенции [1, С. 14].

Если первый период сводился к полифункциональной грамотности при основном владении чтением и письмом, то позднее полифункциональная грамотность стала рассматриваться в самом широком смысле: она включает в себя также компьютерную грамотность, социально-политическую, финансовую и т. д.

Учебный предмет «Обществознание» направлен на исследование общества, которое воспринимается как целостная система. В рамках уроков по данному предмету у обучающихся происходит процесс формирования личности и его активной гражданской позиции. Особую значимость на уроках могут иметь и следующие методы: деловые и ролевые игры, веб-квесты, дебаты и т. д. Важно почеркнуть, что степень понимания обучающимися проблем определяется не только содержанием обществознания в качестве учебного предмета, но и социально-психологического климата, который образуется в классе.

Для формирования функциональной грамотности в общеобразовательных учреждениях используют не только обычные пересказы материала, но и функциональное чтение, чтение вариативных источников и проведение исследовательских работ. Необходимо заметить, что сам термин «функциональная грамотность» тесно связан с ситуативной особенностью людей, потому что возникает в определенной ситуации в качестве особенности личности, которая определяет уровень владения и применения знаний разных людей в зависимости от определенной ситуации.

Весь процесс развития функциональной грамотности на уроках обществознания осуществляется при решении заданий, проблемных ситуаций и вопросов. И главной целью является формирование способности обучающихся использовать такие знания и умения при решении проблемных ситуаций в жизни.

На уроках обществознания могут быть использованы такие приемы, как «Корзина», «Синквейн», «Кластер» или SWOT-анализ. Например, может быть организована работе в группе. При этом каждая группа занимается подготовкой анализа одного из типов экономических систем (традиционной, командной, рыночной). При выступлении перед классом обучающиеся заполняют матрицу и в конце делают вывод. В результате обучающиеся должны прийти к понятию смешанной экономики [2].

В обществознании довольно много тем, которые позволяют проводить активные дискуссии. Например, при изучении темы «Инфляция и семейная экономика» в 8 классе обучающимся прививаются навыки финансовой грамотности. В процессе игры они должны найти общую стоимость школьной формы, которую могут искать и интернете, или в магазинах. Итогом работы должна стать составленная смена затрат на приобретение комплекта школьной формы. Все обучающиеся должны выбрать наиболее рациональный вариант.

Функциональная грамотность на уроках «Обществознание» может быть осуществлена и в процессе изучения темы «Правоохранительные органы» в 9 классе. При этом обучающимся дается задание заполнить таблицу «Функции правоохранительных органов». Заранее обучающиеся получают опережающее задание на ознакомление. После заполнения таблицы они моделируют ситуацию из жизни, которая могла бы применить полученные знания на практике [3, С. 50].

Вышеуказанные задания помогут найти обучающимся максимально быстрое решение в совершенно разных жизненных ситуациях. И еще одним примером формирования функциональной грамотности может послужить игра «Я-экскурсовод». При выполнении данного задания обучающиеся самостоятельно разрабатывают маршрут экскурсии по городу или зданию. В старших классах возможно проведение деловой игры, темы будут затрагивать те ситуации, с которыми обучающиеся могут столкнуться в будущем. Это может быть игра «Я-избиратель» или «Я-потребитель». Так же некоторые задания могут быть направлены на решение бытовых проблем.

Формирование финансовой грамотности является одной из главных задач в рамках функциональной грамотности, которая решается именно на уроках «Обществознания». Финансовая грамотность рассматривается в качестве результата в процессе финансового образования. У обучающихся формируются навыки по планированию собственных доходов и расходов, формированию долгосрочных сбережений и финансовой подушки безопасности, совершении рационального выбора финансовых услуг.

Нельзя не заметить, что формирование функциональной грамотности требует от обучающихся довольно высокого уровня профессиональной компетенции учителей в данной области. Сам по себе предмет «Обществознание» позволяет разрабатывать много новых методов и способов решения проблемы баланса между предметными и метапредметными результатами.

Таким образом, можно сказать, что предмет «Обществознание» обладает широкими возможностями для того, чтобы формировать функциональную грамотность у обучающихся. Именно задания по функциональной грамотности могут помочь облегчить процесс становления личности и социализации обучающихся в современном обществе. Решение заданий на уроках «Обществознания» дает широкие возможности для использования их в целях формирования функциональной грамотности обучающихся. Например, при изучении финансовой грамотности на уроках обществознания происходит создание условий для воспитания ответственного семьянина и гражданина, рационального пользователя и потребителя. В результате формирования функциональной грамотности обучающиеся получают полный комплект главных компетенций. Они позволяют использовать приобретенные познания в фактических моментах. Кроме того, они позволяют благополучно использовать компетенции в процессе общественного приспособления.

Список литературы

  1. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. № 4 (61). — С. 13–33.
  2. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект. Электронное научное издание Альманах «Пространство и Время образования». — 2015. — Т. 8. Вып. 1. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt/ viewer [дата обращения 21.04.2021].
  3. Колесникова Г. Е. Формирование финансовой грамотности школьников на уроках обществознания / Г. Е. Колесникова // Научно-педагогический журнал «Учитель Алтая». – 2022. – № 2(11). – С. 49-52. 
  4. Методические рекомендации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся [Текст]: сборник методических рекомендаций / Авт.-сост. О.Н. Бершанская, Т.Ю. Ерёмина, Г.А. Кобелева, Н.В. Носова, С.А. Окунева, А.В. Ряттель. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. – 135 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Урок – семинар, разработанный на основе технологии СДО, как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках обществознания

Отличительная особенность семинаров, разработанных в системе   СДО – структура, которая обеспечивает наивысшую степень самостоятельности обучаемых при подготовке к нему и реализацию кр...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности...