Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развития современного общества, познакомиться с особенностями научных знаний, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки. На уроке используется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_nauka_8_klass.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Учителя: Постниковой Елены Анатольевны                                     ГБОУ № 454

Класс: 8

Предмет: обществознание

Тип урока: урок открытия нового знания.  

Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникативная

Тема урока: Наука в современном обществе.

Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развития современного общества, познакомиться с особенностями научных знаний, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.

Задачи урока:

- обучающая: познакомить с ключевыми понятиями (наука, уровни научного познания, нравственность в науке, функции науки);

 -развивающая: продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, делать выводы, обобщать информацию, оценивать исторические явления, развивать навыки смыслового чтения, оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о науке. способствовать развитию умений находить нужную информацию, преобразовывать её в соответствии с поставленной задачей

-воспитательная: способствовать выработке собственной гражданской позиции.

Оборудование: учебник «Обществознание 8 класс» под ред. Боголюбова, презентация.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока.

 Актуализация:

Кто помнит физика Ландау,                                                Он много сделал для науки,

Известный бард возьмёт гитару,                                         И тайны атома порой,

Свои куплеты пропоёт,                                                        Когда у массы есть покой.

Но только сведущий поймёт!                                              Его пример для молодёжи,

Я им когда-то восхищался,                                                  Профан в науке корчит рожи,

Казалось, замысел удался,                                                   Но гений формулу открыл,

Хотел, как он, учёным стать,                                              Да будет вечной пара сил!

Закон природы изучать!

(Марк Львовский К 100-летию физика Льва Ландау)

 (слайды с фото ученых)

- Как бы Вы определили тему нашего урока?

Учащиеся отвечают

Учитель. Что такое наука? Вопрос, который человечество изучает уже много веков. Наука – сложное динамичное явление, но при этом самое прекрасное и нужное в жизни человека. Наука развивалась не одно поколение, сталкивая разумы, отличающихся мировоззрений людей. Наука – это труд, напряжённый и ежедневный. Это древняя, неутолимая жажда познания и творения жажда поделиться им. Наука непременное условие общественного прогресса, она не имеет ничего постоянного, она не может остановиться, важен поиск, целенаправленное движение. Наука не имеет национальности, социальных статусов. Ценность науки – счастье, которое она приносит людям!

Цели урока (слайд): (Приём «Домысливание»). Предлагается тема урока и слова «помощники»:

 Нам предстоит узнать о…..

Мы поговорим о……

Мы сможем…..

    С помощью слов «помощников» учащиеся формулируют цели урока.

II.  Изучение нового материала

 Учитель.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «наука»?  (Ученики называют ассоциации).

 - Что же такое наука?  (давайте обратимся к словарю – стр.249)

Запись  в тетради:

Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человека в нем.

 Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение достоверных знаний о реальной действительности и на их теоретическую систематизацию.

Наука — это специализированная деятельность людей, которые пытаются поставить общие, абстрактные вопросы, не связанные с сиюминутными потребностями, и создают систему знаний о природе, обществе и человеке.

    Это одна из форм общественного сознания, включающая как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму научных знаний.

    Цель науки — познание, поиск истины.

      Научное знание по своей природе является систематизированным. В нем принято выделять несколько элементов. Предлагаю вам составить кластер к термину – «наука». Схема на слайде, а заполнить вам ее придется самим, используя материал учебника

(стр.87). Работать вы можете в парах.

С целью проверки все данные появляются на слайде.

Учитель: Наука - это особая система знаний. Ознакомьтесь с соответствующим разделом в учебнике и выпишите в тетради отличительные признаки науки:

— оперирует научными фактами;

— использует категории и законы логики;

— даёт систематизированные знания;

— опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.);

— использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия).

С целью проверки все данные появляются на слайде.

Учитель: Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень: итоги наблюдений, измерений, экспериментов.

Теоретический уровень: теории, законы и принципы.

Учащиеся фиксируют в тетради схему (слайд)

Учитель: Какова же роль науки? Понять это можно через её функции: (слайд)

-культурно-мировоззренческая – формирует мировоззрение, научные представления

-познавательно-объяснительная – наука становится фактором производственного процесса, развитие техники зависит от развития научных знаний

-прогностическая – данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического для управления культурными процессами

Учащиеся записывают в тетрадь

Учитель: Формулирует проблемные вопросы

— Какими качествами должен обладать настоящий ученый?

-  Должен ли он обладать высокими моральными качествами? Почему?

Учащиеся отвечают (мини-дискуссия)

    Учитель: Наука и нравственность далеко не такие противоположные понятия, как часто полагает обыденное сознание. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей и императивов разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается область реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм.

Изучив материал рубрики «Документ» на с. 90, 91 учебника, выполните задание к нему. Учащиеся отвечают

Вопросы к документу:

- Что означает слово «манифест»? (При затруднении обратитесь к словарю.)

- С какой целью учёным предлагается собраться на международную конференцию?

- Кем считают себя учёные, подписавшие данный Манифест?

- В чём учёные видят опасность новой войны с использованием ядерного и водородного оружия?

- Какой вопрос учёные ставят перед человечеством в данном документе?

- В чём учёные видят пользу соглашения о запрещении ядерного оружия?

- В чём учёные, подписавшие Манифест, видят свой общественный долг?

Учитель: Продолжаем работу в парах.

Прочитать стр.73 «Технопарки и их значение» и составить дневник двойных записей.

 Прочитать стр. 74 «Роль современной науки» и составить кластер

Учащиеся отвечают

III. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: Наш урок подходит к концу. Продолжите фразы.

• Я хочу сказать...      • Мне больше всего удалось...  • Для меня было открытием, что...

V. Домашнее задание: § 11; задания 2 или 4 рубрики «В классе и дома» на с. 94 учебника (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".

Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"

Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Выборы в демократическом обществе"

Конспект урока может быть использован в 10 классе при изучении раздела "Политическая сфера"...

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"

Технологическая карта и презентация урока  обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс

Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...