Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развития современного общества, познакомиться с особенностями научных знаний, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки. На уроке используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nauka_8_klass.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Учителя: Постниковой Елены Анатольевны ГБОУ № 454
Класс: 8
Предмет: обществознание
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникативная
Тема урока: Наука в современном обществе.
Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развития современного общества, познакомиться с особенностями научных знаний, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.
Задачи урока:
- обучающая: познакомить с ключевыми понятиями (наука, уровни научного познания, нравственность в науке, функции науки);
-развивающая: продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, делать выводы, обобщать информацию, оценивать исторические явления, развивать навыки смыслового чтения, оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о науке. способствовать развитию умений находить нужную информацию, преобразовывать её в соответствии с поставленной задачей
-воспитательная: способствовать выработке собственной гражданской позиции.
Оборудование: учебник «Обществознание 8 класс» под ред. Боголюбова, презентация.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Знакомство с темой, целями и планом урока.
Актуализация:
Кто помнит физика Ландау, Он много сделал для науки,
Известный бард возьмёт гитару, И тайны атома порой,
Свои куплеты пропоёт, Когда у массы есть покой.
Но только сведущий поймёт! Его пример для молодёжи,
Я им когда-то восхищался, Профан в науке корчит рожи,
Казалось, замысел удался, Но гений формулу открыл,
Хотел, как он, учёным стать, Да будет вечной пара сил!
Закон природы изучать!
(Марк Львовский К 100-летию физика Льва Ландау)
(слайды с фото ученых)
- Как бы Вы определили тему нашего урока?
Учащиеся отвечают
Учитель. Что такое наука? Вопрос, который человечество изучает уже много веков. Наука – сложное динамичное явление, но при этом самое прекрасное и нужное в жизни человека. Наука развивалась не одно поколение, сталкивая разумы, отличающихся мировоззрений людей. Наука – это труд, напряжённый и ежедневный. Это древняя, неутолимая жажда познания и творения жажда поделиться им. Наука непременное условие общественного прогресса, она не имеет ничего постоянного, она не может остановиться, важен поиск, целенаправленное движение. Наука не имеет национальности, социальных статусов. Ценность науки – счастье, которое она приносит людям!
Цели урока (слайд): (Приём «Домысливание»). Предлагается тема урока и слова «помощники»:
Нам предстоит узнать о…..
Мы поговорим о……
Мы сможем…..
С помощью слов «помощников» учащиеся формулируют цели урока.
II. Изучение нового материала
Учитель.
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «наука»? (Ученики называют ассоциации).
- Что же такое наука? (давайте обратимся к словарю – стр.249)
Запись в тетради:
Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человека в нем.
Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение достоверных знаний о реальной действительности и на их теоретическую систематизацию.
Наука — это специализированная деятельность людей, которые пытаются поставить общие, абстрактные вопросы, не связанные с сиюминутными потребностями, и создают систему знаний о природе, обществе и человеке.
Это одна из форм общественного сознания, включающая как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму научных знаний.
Цель науки — познание, поиск истины.
Научное знание по своей природе является систематизированным. В нем принято выделять несколько элементов. Предлагаю вам составить кластер к термину – «наука». Схема на слайде, а заполнить вам ее придется самим, используя материал учебника
(стр.87). Работать вы можете в парах.
С целью проверки все данные появляются на слайде.
Учитель: Наука - это особая система знаний. Ознакомьтесь с соответствующим разделом в учебнике и выпишите в тетради отличительные признаки науки:
— оперирует научными фактами;
— использует категории и законы логики;
— даёт систематизированные знания;
— опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.);
— использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия).
С целью проверки все данные появляются на слайде.
Учитель: Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень: итоги наблюдений, измерений, экспериментов.
Теоретический уровень: теории, законы и принципы.
Учащиеся фиксируют в тетради схему (слайд)
Учитель: Какова же роль науки? Понять это можно через её функции: (слайд)
-культурно-мировоззренческая – формирует мировоззрение, научные представления
-познавательно-объяснительная – наука становится фактором производственного процесса, развитие техники зависит от развития научных знаний
-прогностическая – данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического для управления культурными процессами
Учащиеся записывают в тетрадь
Учитель: Формулирует проблемные вопросы
— Какими качествами должен обладать настоящий ученый?
- Должен ли он обладать высокими моральными качествами? Почему?
Учащиеся отвечают (мини-дискуссия)
Учитель: Наука и нравственность далеко не такие противоположные понятия, как часто полагает обыденное сознание. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей и императивов разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается область реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм.
Изучив материал рубрики «Документ» на с. 90, 91 учебника, выполните задание к нему. Учащиеся отвечают
Вопросы к документу:
- Что означает слово «манифест»? (При затруднении обратитесь к словарю.)
- С какой целью учёным предлагается собраться на международную конференцию?
- Кем считают себя учёные, подписавшие данный Манифест?
- В чём учёные видят опасность новой войны с использованием ядерного и водородного оружия?
- Какой вопрос учёные ставят перед человечеством в данном документе?
- В чём учёные видят пользу соглашения о запрещении ядерного оружия?
- В чём учёные, подписавшие Манифест, видят свой общественный долг?
Учитель: Продолжаем работу в парах.
Прочитать стр.73 «Технопарки и их значение» и составить дневник двойных записей.
Прочитать стр. 74 «Роль современной науки» и составить кластер
Учащиеся отвечают
III. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель: Наш урок подходит к концу. Продолжите фразы.
• Я хочу сказать... • Мне больше всего удалось... • Для меня было открытием, что...
V. Домашнее задание: § 11; задания 2 или 4 рубрики «В классе и дома» на с. 94 учебника (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".
Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....
Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....
Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"
Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Выборы в демократическом обществе"
Конспект урока может быть использован в 10 классе при изучении раздела "Политическая сфера"...
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"
Технологическая карта и презентация урока обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...
Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».
Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...
Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс
Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...