РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Морозюк Анна Николаевна

 

Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Необходимость данной программы обусловлена необходимостью в восполнении дефицитов в уровне подготовки обучающихся по предмету, а также в подготовке к государственной итоговой аттестации по учебному предмету Обществознание (включая экономику и право).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soo_aktualnye_voprosy_obshchestvoznaniya.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»

Принята на заседании

УТВЕРЖДАЮ

Методического совета

От «__»_________2022г.

 Протокол №__________

Директор ГБОУ Школа № 37

____________Т.Ю.Баринова

от «___»____________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МОСКВА

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Необходимость данной программы обусловлена необходимостью в восполнении дефицитов в уровне подготовки обучающихся по предмету, а также в подготовке к государственной итоговой аттестации по учебному предмету Обществознание (включая экономику и право).

Планирование и организация курса предусматривает соотношение теоретических и практических занятий, использование активных и интерактивных методов обучения. Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов, а также на отработку вопросов слабо отраженных в школьных учебниках. Практическая часть курса ориентирована на развитие умений обучающихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников, выработку определенного алгоритма действий при решении различных моделей заданий.

В 10 классе в течение курса происходит знакомство со структурой итогового экзамена в формате ЕГЭ, отработка умений по выполнению заданий содержательных линий «Общество. Духовная жизнь общества», «Человек. Познание», «Право». В 11 классе работа, ведется по содержательным линиям «Социальные отношения», «Экономическая сфера жизни общества», «Политика».

Результаты обучения и усвоение содержания курса

Результатом изучения курса «Актуальные вопросы обществознания» является актуализация у учащихся тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера; систематизация, углубление и закрепление обществоведческих понятий, важных при подготовке к Государственной итоговой аттестации.

Предметные результаты:

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

• формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

• формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном Российском государстве..

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• навыки смыслового чтения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Количество часов: программа рассчитана на 34 часа (68 часов в течение двух лет), 1 час в неделю.

Содержание курса

Курс изучает особенности современного общества как целостной динамично развивающейся системы и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые проверяются в ходе итоговой аттестации, но недостаточно полно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание».

Раздел 1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию

структура и содержание экзаменационной работы. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).

Раздел 2. Общество. Духовная жизнь общества

ключевые понятия и трудные вопросы. Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 ЕГЭ данных содержательных линий.

Раздел 3. Человек. Познание

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). Тренинг по выполнению заданий работы по данным содержательным линиям.

Раздел 4. Социальные отношения

обзор основных позиций, сложные вопросы. Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Вклады и сбережения. Виды обязательного и добровольного страхования (ОСАГО, ОМС, ДМС, КАСКО и др.). Пенсионная система. Социальное обеспечение в РФ. Понятие социального пособия. Виды пособий. Кредитные продукты. Ответственность и риски по кредитным обязательствам. Кредитные обязательства. Понятие кредитного риска. Банкротство заемщика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Источники финансирования бизнеса. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий данной содержательной линии.

Раздел 6. Политика

систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов. Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Избирательный процесс. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку, тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.

Раздел 7. Право

основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы. Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Административный, гражданский и уголовный процессы. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.

Раздел 8. Практикум в формате ЕГЭ

Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий. Выполнение письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий на анализ текста. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, смысловое чтение, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

Учебно-тематическое планирование

Наименование тем

Всего учебных часов

Модуль «Школьный урок»

10 класс, 34 часа

Раздел 1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

Раздел 2. Содержательные линии «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы

11

Урок-практикум “Особенности общества как динамической системы”

Раздел 3. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

9

Урок-беседа «Моральный выбор в жизни человека»

Уроки-дискуссии «Особенности религиозного воспитания в современном мире»

Практическое занятие “Образование в России: индивидуальная траектория обучающегося”

Раздел 4. «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы

14

Урок-дискуссия “Особенности российского законодательства для несовершеннолетних граждан”

Практическое занятие по темам “Особенности налогообложения в России”;

“Семейное законодательство, условия заключения и расторжения брака в РФ”

11 класс, 34 часа

Раздел 5. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

10

Проектно-исследовательская деятельность: “Социальная стратификация в обществе в историческом аспекте”

Раздел 6. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества»

12

Проектно-исследовательская деятельность: “Экономическое развитие России. Национальные проекты и международное сотрудничество”

Раздел 7. Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

12

Урок-дискуссия “Международные отношения в современном мире. Место России в мировом сообществе”

Используемая литература

  1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение.
  2. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение.
  3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 10 класс. Триактив-курс – М.: Национальное образование, 2019.
  4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 11 класс. Триактив-курс – М.: Национальное образование, 2019.
  5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Сборник 30 тренировочных вариантов ЕГЭ по обществознанию. Национальное образование, 2022.
  6. Котова О.А., Лискова Т.Е. Сборник 10 тренировочных вариантов ЕГЭ по обществознанию. Национальное образование, 2022.

Интернет – ресурсы

  1. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru 
  1. Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru 
  2. Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru 
  3. Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
  4. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
  5. 50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru 
  6. Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/ 
  7. Вопросы школьного экономического образования: международный  учебно- методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/ 
  8. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт

http://ombudsman.gov.ru

10. Официальный портал о социально-экономической ситуации в России https://объясняем.рф

11. Демоверсии, спецификации, кодификаторы https://fipi.ru/ege/demoversii- specifikacii-kodifikatory

12. Справочная правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru

13. Гарант. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru

14. ФИПИ https://fipi.ru/

Материально-техническое обеспечение

  • компьютер,
  • мульти/медиа/проектор,
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...

Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы школьной географии»

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы школьной географии»...

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории»

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 7-9 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценнос...