Урок обществознания "Истина и ее критерии"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Ямалова Ольга Борисовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istina_i_ee_kriterii_urok_v_10_kl.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  обществознание

Класс: 10 «к»

Тема:  «Истина и ее критерии»

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
  • расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
  • способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
  • создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
  • развивать творческую деятельность.

Специальные материалы и оборудование:

  • ксерокопии с высказываниями и заданиями
  • презентация на тему урока

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Изучение нового материала.

Слайд №1.

“Лишь тот умен, кто понимает,

Что неучен, что мало знает!”

Абу Шукур

Как вы думаете почему, я начинается урок с высказывания древневосточного мудреца....  (ответ учащихся: знание – сила)

Слайд №2.

«От перемены мест слагаемых сумма не меняется»

«Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего»

«Человек – биосоциальное существо»

  • Мы будем изучать именно то, что объединяет эти выражения.

 (подводим учащихся к тому, что все эти выражения верны и ищем синоним слову «верны» - истинны)

            Итак, с чем мы сегодня познакомимся и что нам необходимо будет узнать.

(вместе формулируем цели и задачи урока)

Слайд №3.

§22. Истина и ее критерии

)

  • Записываем тему урока в тетрадь
  • Пока ваши тетради открыты, прошу вас самостоятельно записать определение «истины» ориентируясь лишь на собственные знания. В конце урока мы сравним определения.

(учащиеся записывают определение в течении пары минут)

  • Ребята, на ваших партах листы с определениями. Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?

( при разборе ответов указываем на недостатки /подчеркнуты/ каждого определения кроме истинного)

  • Итак, общепринятым определением истины является… (корректируем ответы учащихся и приводим примеры в опровержение первых 4-х определений)

Слайд №4.

  1. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. (гелиоцентризм)
  2. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. (гром и молния - Перун)
  3. Истина – это то, во что верит человек. (атеист и религиозный человек)
  4. Истина – достоверное, правильное знание (наказание ученика учителем горохом)
  5. Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

ИСТИНА – это … соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

(точный термин выходит анимацией позже)

Слайд №5. Философы и их определения истины

  • Ребята, вы, конечно, обратили внимание, что существует много трактовок нашего термина. И все потому что существует несколько видов истины (абсолютная, относительная)
  • Обратите внимание на листочки с заданиями на ваших партах. В задании №2 вам необходимо соотнести определение с самим понятием.

Слайд №6.

  1. Абсолютная истина

А). это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

  1. Относительная истина

Б). это неполное, неточное, ограниченное знание, соответствующее определенному уровню развития общества.

(определение под литерой «В» - лишнее)

  • Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

(записываем виды истины в тетрадь)

  • Теперь давайте глядя на слайды определим каким видам истины соответствуют примеры.

Слайд №7.

Пример первый – сок (относительная истина)

Слайд №8.

Пример второй – дважды два (абсолютная истина)

  • Итак, от чего же зависят критерии истины? Посмотрим на слайды…


Слайд №9. Слайд с часами.    

Который час? Если бы это были настоящие часы, то люди слева и справа могли ответить иначе.

  • Взгляните пожалуйста на ваши индивидуальные листы.

Что изображено в задании № 3?

Слайд №10. Лица.

Кто изображен? А если вверх ногами?

Слайд №11. Яблоко.

Большое или маленькое … давайте поднесем ладошки.

  • Итак ребят от чего зависят критерии истины? От той позиции с которой вы даете определение. Иначе говоря – от тех критериев на которые вы опираетесь. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

  • В зависимости от позиций выделяют разные критерии истины
  • Взгляните на задание №4 на листах и стрелочками соотнесите взгляды с критериями истины.
  • Но прежде давайте вспомним на какие идеи опирается каждое из этих направлений познания (краткие ответы учащихся)

Слайд №12.  Таблица критериев истины

Взгляды

Критерии истины

Эмпирики

Чувственный опыт

(истина лишь то, что можно почувствовать)

Рационалисты

Разум

(истина лишь то, что можно осознать и описать логикой и разумом)

Конвенционалисты

Конвенция

(истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенция»)

Прагматики

Практика

(истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач)

Слайд №13. Заключительный слайд с афоризмами Гёте.

Ребята сейчас на уроке вы учитесь. Не бойтесь ошибаться, ибо не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!

Подведение итогов урока:

  • Рефлексия (что нового узнали?)
  • Сравнение ранее написанных определений с книжным вариантом
  • Что понравилось/не понравилось
  • Отметки с комментариями и Д/З (стр 227-234, выписать св-ва истины)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку "Истина и ее критерии"

Материалы к уроку "Истина и ее критерии"...

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Презентация к уроку по теме "Вид. Критерии и структура"

Презентация к уроку по теме "Вид. Критерии и структура"...

Презентация к уроку «Микро- и макроэволюция. Критерии вида»

презентация к уроку «Микро- и макроэволюция. Критерии вида»...

Урок по теме: "Вид. Критерии вида. Популяция"

Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида. Популяция"...

Конспект урока биологии "Вид, его критерии, структура", 9 класс

Методическая разработка урока биологии "Вид, его критерии, структура", 9 класс...