План - конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Глобальные проблемы современности"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Урок разработан в системе Способа диалектического обучения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тенсина Г.Н. , урок выведения новых знаний, МБОУ «Мигнинская СШ»

Урок обществознания в 6 классе

Тема урока: Глобальные проблемы человечества.

I. Образовательно – развивающие цели урока:

1.1. Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: глобальные проблемы, экологические глобальные проблемы, демографические глобальные проблемы, проблема войны и мира, проблема международного терроризма.

1.2. Применение обучающимися опорных понятий: проблема, глобализация, индустриальное общество, информационное общество.

1.3.Овладение обучающимися универсальными учебными действиями:

познавательными:анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, доказательство, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выявление причинно-следственных связей.

регулятивными:определение познавательной цели; контроль в форме сличения действий и его результата с заданным эталоном; оценка и самооценка;

коммуникативными:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

1.4. Развитие  у обучающихся предметных умений:формулировать определение предметных понятий (глобальные проблемы, экологические проблемы, демографические проблемы, проблема войны и мира, проблема международного терроризма); приводить единичные примеры глобальных проблем современного общества; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными глобальными проблемами; выдвигать гипотезы о причинах возникновения глобальных проблем человечества и их последствиях.

II. Воспитательные цели:

2.1 Формирование мировоззрения обучаемых на основе философских категорий: общее – особенное – единичное, причина – следствие, общее – частное.

2.2. Развитие у обучаемых личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно – эстетическое оценивание.

Оборудование: компьютер и проектор, презентация «глобальные проблемы человечества», раздаточный материал (комплект карточек №1 -6,  рабочий лист с заданиями).

Заявка на оценку  (12 обучающихся)

«5» - 25  баллов  и более

«4» - 19 – 24 балла

«3» - 14 – 18 баллов

Домашнее задание к уроку:

1. Прочитать §4.

2. Подвести понятия соответствующие теме урока под философские категории первичное – вторичное, причина – следствие, общее – частное, общее – особенное – единичное  (по 1 примеру на каждую  категорию).

План – конспект урока

Деятельность учителя

Баллы,

время

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

10 сек.

Знакомство школьников с заявкой на оценку.

«5» - 25 балла и более

«4» - 19 – 24 балла

«3» - 14 – 18 баллов

Назначение арбитров по рядам.

Планирование оценки:

– Запланируйте, какую оценку вы хотите получить, и поставьте её в тетради на полях напротив даты

50 сек.

Знакомятся с заявкой на оценку.

Ставят на полях тетради запланированную оценку

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Мотивирует учащихся к определению цели урока:

Фронтальная работа

Прокомментируйте статистические данные. О чем они свидетельствуют?

1. Количество белых медведей резко сократилось, и они уже фактически исчезли из естественной среды обитания, причем никакие изменения не могут спасти ситуацию.

2. Сегодня в мире  накоплено столько ядерного оружия, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле.

3. По прогнозам ученых, к 2050 г. Эфиопия, Нигерия и Пакистан увеличат численность населения примерно в 3 раза. Индия к своему населению около 1 млрд. человек прибавит еще 600 млн. Китай, где правительство осуществляет жёсткие меры по ограничению рождаемости, к 1 млрд. 250 млн. человек к 2040 прибавит еще 300 млн.

● Как вы думаете, какое понятие будет темой  сегодняшнего урока?

Правильно это проблемы. А что такое проблема?

Может ли отдельный человек или государство решить данные проблемы самостоятельно?

Эти проблемы касаются всего мирового сообщества и называются глобальными проблемами, т. е.   охватывающими весь земной шар, всемирные.

запишите тему нашего урока в тетрадь.

Объявление темы урока.

 Тема урока: Глобальные проблемы современности.

Определение целей урока.

– Исходя из темы урока, сформулируйте вопросы по Карточке №1, ответы на которые будут целью, целями урока. В ней обозначены предлагаемые вопросительные слова, которые дополняются понятием.

5 мин.

По 1 б. за версию

По 1 б. за каждую версию цели

        

Высказывают предположения по поводу того, о чем свидетельствуют факты и о том  какое понятие будет темой урока.

Предполагаемый ответ учеников:

Эти факты свидетельствуют о том, что в мире существует  много проблем.

Предполагаемые ответы учеников:

Темой нашего сегодняшнего урока будет понятие проблемы.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения

Проблема – это ситуация которая требует решения.

Ни одна страна не может решить данные проблемы на своей территории.

С помощью карточки №1 формулируют вопросы -  понятия, которые будут являться целями урока.

Предполагаемые ответы учеников:

Что называется глобальными проблемами?

Что считается причинами глобальных проблем?

Каковы свойства и виды глобальных проблем?

В чес заключается сущность решения глобальных проблем?

III. Актуализация знаний

Повторение опорных понятий посредством понятийного диктанта.

- Прослушав определения понятий, установить, каким понятиям принадлежат существенные признаки в данных определениях, и записать понятия  в тетрадь:

1) тип общества, в котором преобладает сфера услуг,  автоматизация и компьютеризация производства, главную роль играют информация и знания (информационное общество)

2) процесс в результате которого происходит социально – экономическое, культурное сближение различных стран и народов, укрепляются связи между государствами на различных уровнях (глобализация).

3) тип общества,  для которого характерны преобладание промышленности в структуре экономики,  высокая доля городского населения, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция (индустриальное общество).

А) Индивидуальный труд

B) Самопроверка по образцу на слайде. Выявление и распознавание, в каких понятиях допущены ошибки. Анализ определений.

C) Самооценка индивидуального труда (сколько верно записанных понятий, сколько баллов)

3 мин.

По 1 б. за верно записанное понятие

(максимум 3 б.)

 Устанавливают, каким понятиям принадлежат существенные признаки в предложенных на слайде определениях. Записывают понятия в тетрадь.

Правильные ответы:

  1. информационное общество
  2. глобализация
  3. индустриальное общество

Осуществляют самопроверку по образцу на слайде. Выявляют и распознают, в каких понятиях допущены ошибки.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа по теме урока.

Задание 1. С помощью словаря в учебнике дайте определение понятия глобальные проблемы. Выделите родовой и видовые признаки данного понятия (подчеркните сплошной линией родовой признак и  волнистой линией видовые признаки)

Задание 2. Прочитайте стр. 46 – 48 (читать начинайте с последнего абзаца на стр. 46)  в учебнике и выполните задания.  Подготовьтесь устно называть элементы пропущенные в таблице.

Заполните пропуски в таблице.

Вид глобальных проблем

Примеры,

иллюстрирующие глобальную проблему

загрязнение атмосферы

уничтожение  животных и растений

вырубка лесов

Огромные запасы ядерного оружия,

Деятельность международных террористических организаций.

Демографические проблемы

Задание 3. Прочитав выражения, установите, какие из них являются определением понятия и докажите, свою точку зрения. В каждом выражении назовите определяемое понятие.

1. Экологические проблемы – это глобальные проблемы, связанные с отношением человека к природе, сохранностью окружающей среды.

2. Демографические проблемы (проблемы народонаселения)  - это проблемы которые относят к глобальным проблемам.

3. Проблема войны и мира – это глобальная проблема связанная с предотвращением новой мировой войны и  обеспечением мирных условий развития всех стран и народов.

Задание 4. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие.

Понятия

Ближайший родовой признак

Образование озоновых дыр

Увеличение доли пожилых людей в структуре населения

Экологические проблемы

Глобальные проблемы

Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий

 

Нехватка чистой питьевой воды

А. Индивидуальный труд.

B. Простая кооперация.

Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда и подготовьте выступление:

1 группа: задания 1,3.

2 группа: задание 2.

3 группа: задание 4.

С. Сложная кооперация.

Выступление представителей групп. Принимаются возражения, дополнения.

 3 мин.

По 1 б. за верное определение видового и родовых признаков.

(максимум 2 балла)

8 мин.

По 1 б. за каждый пропущенный элемент в таблице (максимум 9 баллов)

3 мин.

По 1 б. за правильный ответ.

(максимум 3 балла)

3 мин.

По 1 б. за верно названный ближайший родовой признак

(максимум  6 баллов)

3 мин.

По 1 б. выступаю-щим от групп

По 1 б. за дополнения, возражения

Правильный ответ:

Глобальные проблемы –  проблемы, проявляющиеся в мировом масштабе и угрожающие гибелью всему человечеству, решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств.

Родовой признак: проблемы.

Видовые признаки: проявляются  в мировом масштабе и угрожают гибелью всему человечеству, решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств.

Правильный ответ:

Заполните пропуски в таблице.

Вид глобальных проблем

Примеры,  иллюстрирующие глобальную проблему

Экологические проблемы

загрязнение атмосферы

уничтожение  животных и растений

вырубка лесов

загрязнение Мирового океана

истощение почв

изменение климата

шумовое загрязнение

исчерпание природных ресурсов

Проблема войны и мира

огромные запасы ядерного оружия,

деятельность международных террористических организаций.

Демографические проблемы

демографический взрыв

нулевой прирост

Предполагаемые ответы учеников:

Верные ответы: 1 и 3.

Примерные ответы: 1. В первом выражение определяемое понятие – экологические проблемы. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и  обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно,  первое выражение является верным определением понятия.

2. Во втором выражение определяемое понятие – демографические проблемы. Указан родовой признак,  - глобальные проблемы, но нет видовых признаков. Следовательно,  данное выражение не является определением понятия демографические проблемы.

3. В третьем выражении определяемое понятие – проблема войны и мира. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и  обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно,  первое выражение является верным определением понятия.

Правильный ответ:

Задание 4. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие.

Понятия

Ближайший родовой признак

Образование озоновых дыр

Экологические проблемы

Увеличение доли пожилых людей в структуре населения

Демографические проблемы

Экологические проблемы

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы

Проблемы

Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий

Проблемы войны и мира

Нехватка чистой питьевой воды

Экологические проблемы

Представители от групп высказывают общее мнение от группы (по 1 мин.).

Остальные участники слушают докладчика, сравнивая свое мнение с мнением группы и ответами на слайдах, делают дополнения.

Фронтальная работа

Сформулировать версии, гипотезы  в виде суждения о причинах возникновения глобальных проблем человечества и их последствиях.

3 мин.

По 2 б. за каждую верно сформулиро-ванную версию, гипотезу

Предполагаемые ответы учеников:

- Экологические  проблемы возникла вследствие  усиления воздействия человека на природу.

 - Демографическая глобальная проблема возникла вследствие резкого роста численности населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

  •  - Одной из причин глобальных проблем является усиление взаимосвязи и взаимозависимости между разными странами и регионами.
  •  - Причиной проблемы войны и мира является неравномерное развитие стран, которое приводит к конфликтам между ними.
  •  - Глобальные проблемы являются опасными,  поскольку могут привести к гибели человечества.
  •  - Экологические глобальные проблемы являются опасными вследствие того, что ухудшается здоровье людей, сокращается продолжительность жизни.
  •  - Проблема войны и мира является очень опасной,  так как в мире накоплены огромные запасы ядерного оружия, использование которого может привести к гибели человечества.

V. Закрепление и структурирование новых знаний.

Задание 5. Определить о каких видах глобальных проблем идет речь в ситуациях предложенных в начале урока:

1. Количество белых медведей резко сократилось, и они уже фактически исчезли из естественной среды обитания, причем никакие изменения не могут спасти ситуацию.

2. Сегодня в мире  накоплено столько ядерного оружия, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле.

3. По прогнозам ученых, к 2050 г. Эфиопия, Нигерия и Пакистан увеличат численность населения примерно в 3 раза. Индия к своему населению около 1 млрд. человек прибавит еще 600 млн. Китай, где правительство осуществляет жёсткие меры по ограничению рождаемости, к 1 млрд. 250 млн. человек к 2040 прибавит еще 300 млн.

А. Индивидуальный труд.

B. Простая кооперация.

Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда и подготовьте выступление:

1 группа: задания 1 ситуация

2 группа: задание 2 ситуация

3 группа: задание  3 ситуация

С. Сложная кооперация.

Выступление представителей групп. Принимаются возражения, дополнения.

Фронтальный  опрос по проблемным вопроса сформулированным в начале урока:

Что называется глобальными проблемами?

Что считается причинами глобальных проблем?

Каковы свойства и виды глобальных проблем?

В чес заключается сущность решения глобальных проблем?

6  мин.

По 1 б. за правильный ответ

(максимум 3 балла)

По 1 б.  за ответ на вопрос - понятие

Правильные ответы:

1. Экологические проблемы.

2. Проблема войны и мира.

3. Демографическая проблема.

Представители от групп высказывают общее мнение от группы (по 1 мин.).

Остальные участники слушают докладчика, сравнивая свое мнение с мнением группы и ответами на слайдах, делают дополнения.

Примерные ответы обучающихся:

Глобальными проблемами называются проблемы проявляющиеся в мировом масштабе и угрожающие гибелью всему человечеству, решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств.

Причинами глобальных проблем считаются усиление воздействия человека на природу, увеличение численности населения, неравномерное развитие стран, которое приводит к конфликтам между ними, использование ядерного оружия.

Существуют такие виды глобальных проблем как экологические, демографические, проблема войны и мира.

Сущность решения глобальных проблем заключается в международном  сотрудничестве.

VI. Домашнее задание

Прочитать параграф 16, подвести понятия соответствующие теме урока под философские категории первичное – вторичное, причина – следствие, общее – частное, общее – особенное – единичное  (по 1 примеру на каждую  категорию)

1 мин.

По 2 б. за каждый пример подведения под философс-кую категорию

Записывают домашнее задание в дневник.

Предполагаемые ответы учеников:

Первичное - вторичное

глобальные проблемы человечества

пути решения глобальных проблем

Причина - следствие

усиление воздействия человека на природу

экологические проблемы

Общее - частное

глобальные проблемы

демографические проблемы

Общее – особенное - единичное

глобальные проблемы

экологические проблемы

загрязнение атмосферы

VII. Подведение итогов урока

a) определение степени достижения целей поставленных в начале урока;

b) подсчёт баллов, заработанных на уроке;

c)выявление арбитрами активных участников группы для награждения их поощрительными баллами;

d) соотнесение обучающимися количества баллов с заявкой на оценку;

e) выявление учащихся, получивших запланированную оценку;

f) выявление обучающихся, получивших оценку выше/ниже запланированной;

g) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки.

1 мин.

Подсчитывают баллы, заработанные на уроке, соотносят заработанные баллы с заявкой на оценку.

Приложение 1 к уроку

Статистические данные

1. Количество белых медведей резко сократилось, и они уже фактически исчезли из естественной среды обитания, причем никакие изменения не могут спасти ситуацию.

2. Сегодня в мире  накоплено столько ядерного оружия, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле.

3. По прогнозам ученых, к 2050 г. Эфиопия, Нигерия и Пакистан увеличат численность населения примерно в 3 раза. Индия к своему населению около 1 млрд. человек прибавит еще 600 млн. Китай, где правительство осуществляет жёсткие меры по ограничению рождаемости, к 1 млрд. 250 млн. человек к 2040 прибавит еще 300 млн.

Приложение 2 к уроку

Задание 1. С помощью словаря в учебнике дайте определение понятия глобальные проблемы. Выделите родовой и видовые признаки данного понятия (подчеркните сплошной линией родовой признак и  волнистой линией видовые признаки)

Задание 2. Прочитайте стр. 46 – 48 (читать начинайте с последнего абзаца на стр. 46)  в учебнике и выполните задания.  Подготовьтесь устно называть элементы, пропущенные в таблице.

Заполните пропуски в таблице.

Вид глобальных проблем

Примеры иллюстрирующие глобальную проблему

загрязнение атмосферы

уничтожение  животных и растений

вырубка лесов

Огромные запасы ядерного оружия,

Деятельность международных террористических организаций.

Демографические проблемы

Задание 3. Прочитав выражения, установите, какие из них являются определением понятия и докажите, свою точку зрения. В каждом выражении назовите определяемое понятие.

1. Экологические проблемы – это глобальные проблемы, связанные с отношением человека к природе, сохранностью окружающей среды.

2. Демографические проблемы (проблемы народонаселения)  - это проблемы которые относят к глобальным проблемам.

3. Проблема войны и мира – это глобальная проблема,  связанная с предотвращением новой мировой войны и  обеспечением мирных условий развития всех стран и народов.

Задание 4. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие.

Понятия

Ближайший родовой признак

Образование озоновых дыр

Увеличение доли пожилых людей в структуре населения

Экологические проблемы

Глобальные проблемы

Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий

 

Нехватка чистой питьевой воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока обществознания в 6 классе. Практикум по теме: "Школа" УМК Л.Н. Боголюбова

Урок обществознания в 6 классе по УМК Боголюбова Л.Н. - практикум по теме "Школа". Цель: О - усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации; применение полученных знаний на практике; поиск...

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

План-конспект урока английского языка "Образ жизни и проблемы престарелых людей" 11 класс

План-конспект урока английского языка "Образ жизни и проблемы престарелых людей" 11 класс...

"Демографические проблемы в современной РФ и пути их решения" План-конспект урока обществознания, 11 кл

Урок - семинар  "Демографические проблемы в современной РФ и пути их решения" расчитан на 2 часа. 1 час посвящается составлению плана семинара, ознакомению учащихся с вопросами и литера...

План конспект урока для 10 класса по теме "Экологические проблемы"

Данный конспект урока содержит ссылку на фильм  и на задания в интернете....

Сценарный план урока обществознания 11 класс, тема : "Политическая сфера современного общества"

В ходе урока использованы приемы ТРКМ, что позволяет учащимся активо работать и усваивать материал....