Практика обучения детей с ОВЗ на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию

Курочкина Маргарита Юрьевна

Практика обучения детей с ОВЗ на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика работы с учащимися ОВЗ на уроках истории и обществознания.

 Курочкина М.Ю., учитель истории и обществознания МБОУ «ТСОШ №3»

       В  настоящее время в современных школах увеличивается с каждым годом количество детей, которые  относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

       Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать. Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока.

 В нашей школе на сегодняшний день обучаются 12 детей с ОВЗ, из них 6 человек обучаются в преподаваемых мною 5-8 классах. Это дети с задержкой психического развития.  Ребята обучаются инклюзивно в классе.

Для меня, как и для каждого учителя актуальной проблемой в своей педагогической деятельности является поиск эффективных методов и приёмов обучения. В своей профессиональной деятельности придерживаюсь общих принципов и правил коррекционной работы, а так же использую активные приёмы, методы для активизации учебной деятельности учащихся с ОВЗ.

Общие принципы и правила коррекционной работы

Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент;

Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;

Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);

Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока.

Так, в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные эмоциональные приветствия, психологический настрой.

1. Психологический настрой.

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда начинаем.

2.Метод «Ассоциации»

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово … (назвать ключевое слово из темы урока)? Например, при изучении темы по обществознанию «Особенности подросткового возраста» слово «возраст»

3.Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка

  Для того чтобы ребенок с ОВЗ активно включался  в работу на уроке, ставлю перед ним посильные задачи. Ситуация успеха стимулирует его познавательную активность, повышает самооценку.    

 На своих уроках я применяю следующие образовательные технологии                                      деятельностного типа:

1. технология уровневой дифференциации

2. коррекционно-развивающие;

3. проблемного обучения;

4. игровые технологии;

5. информационно-коммуникативные;

6. здоровьесберегающие.

   

1.        Технология уровневой дифференциации.

Дети с ОВЗ, как и обычные дети, совершенно разные по уровню своей подготовки, способностям, возможностям. Данная технология учитывает все особенности ребенка, создавая для каждого ситуацию успеха как на уроке и во внеурочной деятельности. При проверке домашнего задания или на уроке учащиеся сами выбирают себе вариант задания на «3», «4» или «5». Оценка может зависеть от того, какое количество дат выучил обучающийся, при пересказе – сколько составил предложений, в историческом лото – сколько правильно сопоставил понятий и определений, или дат и событий.

2. Коррекционно-развивающие технологии

На уроках создаю оптимальные условия для организации деятельности учащегося с ОВЗ.  

Новый  учебный материал изучается небольшими фрагментами, используется наглядность, презентации.  При закреплении материала применяю  тренировочные упражнения. При проверке знаний использую тестовые задания с упрощенными формулировками.

   В начале урока истории на этапе актуализации уже имеющихся знаний по данной проблеме, применяю такой наглядный пример,

опорные картинки, иллюстрации к историческим событиям.

С целью развития поисковой деятельности учащегося использую следующие коррекционные задания:

- соедини стрелками даты и события, расположенные вразброс, убери лишнее;

- заполни пропуски (пропущены либо даты, либо события);

- расположи в хронологической последовательности (исторические события даны непоследовательно);

-Для активизации деятельности по изучению темы на уроках истории часто используется работа с таблицами и схемами: заполни недостающие пункты таблицы, подбери информацию к схеме; и т.д.

 Для детей с ОВЗ достаточно сложно систематизировать материал, вписывать информацию в нужную строчку или колонку. Поэтому для таких детей, можно предложить таблицы с пропусками. Или уже готовые, заполненные таблицы, разрезанные на части.

При обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса применяю некоторые простые приемы:

1.Карточки для запоминания дат и терминов. (односторонние, двухсторонние)

2.Три вопроса к тексту. При работе с учебным текстом учащемуся (в зависимости от возможностей) дается задание – ответить на три вопроса или составить три вопроса к тексту. Затем при помощи учителя можно проверить работу.

3.Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. (Система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.)

4. Визуализация темы. По теме, которая изучается на уроке, учащемуся предлагается дополнить схему недостающими элементами или нарисовать рисунок по теме. Составить схему из готовых элементов, рисунков.

 В ходе уроков привлекаю учащихся к помощи в прочтении, пролистывании мультимедийной презентации, которая способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также развитию информационной грамотности, облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.    

На каждом уроке истории и обществознания обязательно провожу словарную работу.  Если ученику трудно  сформулировать свой ответ, даю возможность пользоваться вспомогательными карточками с опорными словами, а также пользоваться схемами и картами, словами-подсказками.

Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию. Очень важно научить детей с ОВЗ работать по алгоритму. Для этого использую памятки-алгоритмы для пересказа, для работы с текстом учебника, для работы с картой, при изучении войн(сражений)

    Чередую  различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающегося. Организую, выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке. 

Картографические задания.

Ученикам, работая в парах, предлагается прочитать фрагмент из русской летописи "Повесть временных лет".

Цель работы: выяснить где, по каким рекам, проходил древний торговый путь восточных славян; выделить древние географические названия и дать их современные варианты, формирование навыков самостоятельной работы с картой

3.Технология проблемного обучения:

Также на уроках для активизации познавательной деятельности использую проблемные вопросы и проблемные ситуации . Их стараюсь задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы учащимся необходимо к собственному опыту, актуализировать имеющиеся знания. Например, предлагаю ответить на ряд проблемных вопросов:

Тема «Образование средневековых городов» ставится проблема: «Почему и каким образом стали возникать средневековые города?»

Тема «Отечественная война 1812 г»: Кому принадлежит победа в Бородинском сражении?

Формулировка проблемы урока в обозначении темы занятия «Иван IV – тиран или реформатор?»

4. Наилучшими технологиями обучения детей с ОВЗ, на мой взгляд, являются: 

Игровая - можно заинтересовать учащихся и преподнести материал в более легкой, доступной форме. Например, урок «Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность и изобретения» можно полностью провести как урок-игру, или на уроке можно частично использовать игровую технологию.

1 «Историческая азбука»  - игра, в которой учащиеся подбирают исторические термины на заданную букву. Побеждает тот, кто больше назовёт слов, связанных с изученными историческими событиями.

2. Игра-конкурс «Аукцион знаний»  - учащиеся получают опережающие задания, например нарисовать предметы быта, одежды, оружие. Далее учащиеся с аукциона «продают» эти предметы. Покупает тот ученик, кто больше и глубже знает о предмете продажи.

3. «Аукцион имён»  - один ученик называет любое историческое лицо. Имена записываются на доске, комментируются. Другие отгадывают.

4. Игра «Третий лишний»  - даны три названия, одно из них лишнее. Объяснить почему. Например: Кирилл – Мефодий – Владимир. Днепр – Почайна – Волхов.

5. Игра «Отгадай героя»  - учитель даёт характеристику историческому деятелю, а учащиеся должны назвать имя.

6. Игру “Экскурсия”  можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины. При работе с картиной учащиеся приобретают умения ее анализировать, извлекать из нее знания, использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить по ней рассказ. Школьники должны не просто “взглянуть на картинку”, а действительно увидеть, что там изображено, обратить внимание не только на общий план, но и рассмотреть детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа.

5. Информационно-коммуникционные технологии

Использую презентации и фрагменты  презентации по ходу занятия.

Использую картинный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти,

Просмотр видеоматериалов для того, чтобы начать урок, погрузиться в тему.

Без компьютера невозможно создание раздаточного материала для использования на уроках.

6. Здоровьесберегающие технологии.

Также на уроках для активизации познавательной деятельности использую проблемные вопросы и проблемные ситуации . Их стараюсь задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы учащимся необходимо к собственному опыту, актуализировать имеющиеся знания. Например, предлагаю ответить на ряд проблемных вопросов:

Тема «Образование средневековых городов» ставится проблема: «Почему и каким образом стали возникать средневековые города?»

Тема «Отечественная война 1812 г»: Кому принадлежит победа в Бородинском сражении?

Формулировка проблемы урока в обозначении темы занятия «Иван IV – тиран или реформатор?»

Вывод: Таким образом, для обеспечения получения детьми с ОВЗ качественного образования необходимо:

использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности обучающегося,

заинтересовать ребенка, создать ситуацию успеха для каждого ученика,

способствовать адаптации и формированию коммуникативных компетенций учащихся.

работать в постоянном контакте с родителями, психологом и классным руководителем;

экспериментировать, пробовать новые приемы и методы работы с детьми с ОВЗ, искать свой собственный подход.

приучать детей к постоянной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Доклад на ШМО гуманитарных дисциплин на тему «Методы обучения детей с ОВЗ на уроках истории»

Доклад на ШМО гуманитарных дисциплин на тему «Методы обучения детей с ОВЗ на уроках истории»...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.

Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...