Рабочая программа по ПДД
рабочая программа по обж на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что школа является второй ступенью в системе непрерывного образования после садика, педагогическим коллективом Кировской школы особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В рамках реализации работы в этом направлении в Кировской школе была создана программа обучения ПДД. Занятия по правилам дорожного движения проводить с 1 по 11 классы не более двух раз в месяц, включая темы по безопасности дорожного движения и оказания первой медицинской помощи.
На изучение Правил дорожного движения в 1-4 классах выделяется по 18 часов в год на каждый класс, а 5-11 классах – по 14 часов на каждый класс в год.
При этом учебная программа по ПДД в 1-4 классах должна проводиться за счет следующих предметов (письмо, пение, ознакомление с окружающим миром, природоведение, развитие речи, внеклассное чтение, физическое воспитание, изобразительное искусство, трудовое обучение) и войти в календарное планирование по месяцам. В 5-11 классах изучение ПДД проводится во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов.
Обучение Правилам дорожного движения осуществляется в общеобразовательных школах учителями начальных классов, классными руководителями.
В журнале заполняется отдельная страница, где записываются темы занятий, отмечается посещаемость. Критерии оценок соответствуют общепринятым нормам выставления оценок по гуманитарным предметам. Как правило, занятия проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД в школе и администрацией.
Занятия по ПДД с учащимися рекомендуется проводить в специально оборудованном кабинете или на специальной автоплощадке (во дворе школы, физкультурном зале) с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств.
На площадке наносится дорожная разметка проезжей части: перекрестков, пешеходных переходов; временно или постоянно устанавливаются светофоры, дорожные знаки и другое оборудование.
Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке, площади (с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования), в общественном транспорте.
Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. учитель (классный руководитель) может привлекать работников дорожной полиции, водителей транспортных средств.
В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются короткометражные кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, диапозитивы, организуются КВНы, викторины, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения. После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили Правила дорожного движения.
Цель программы: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи программы:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Этапы реализации программы:
I этап – начальное звено( 1-4 классы)
II этап – среднее звено ( 5-7 классы)
III этап – старшее звено ( 8- 11 классы)
Участники программы:
дети;
педагоги;
отряд ЮИД (МОУ Кировская СОШ );
инспектор ГИБДД;
родители.
Основные направления работы с детьми:
диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
организованные формы обучения на занятиях;
совместная деятельность взрослого и ребенка;
самостоятельная деятельность ребенка;
экскурсии и наблюдения;
ознакомление с окружающим;
викторина, КВН по ПДД;
игра;
выступления агитбригады отряда ЮИД;
встречи с инспектором ГИБДД;
досуги и развлечения.
Модель реализации программы:
В Кировской школе обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:
картотека подвижных игр по ПДД;
картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
анкетирование;
памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
консультационный материал “Школьник и дорога”;
родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
Ресурсное обеспечение программы:
1. Уголок “Дородного движения”.
2 . Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
3. Методический инструментарий.
4 . Сотрудничество и встречи с инспекторами ГИБДД.
Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
1 КЛАСС
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | сентябрь | Улица полна неожиданностей. | 2 |
2. | сентябрь | Улица полна неожиданностей. | |
3. | октябрь | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) | 1 |
4. | октябрь | Остановочный путь и скорость движения. | 1 |
5. | ноябрь | Пешеходные переходы. | 1 |
6. | ноябрь | Нерегулируемые перекрестки. | 1 |
7. | декабрь | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 |
8. | декабрь | Где еще можно переходить дорогу. | 1 |
9. | январь | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 |
10. | январь | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 |
11. | февраль | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 |
12. | февраль | Где можно и где нельзя играть. | 1 |
13. | март | Виды травм при ДТП. | 1 |
14. | март | Как помочь себе и товарищу при получении травмы. | 1 |
15. | апрель | Ты – велосипедист. | 1 |
16. | апрель | Поездка за город. | 1 |
17. | май | Дорога глазами водителей. | 1 |
18. | май | Итоговое занятие. | 1 |
Всего: | 18 |
2 КЛАСС
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | сентябрь | Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах. | 1 |
2. | сентябрь | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). | 1 |
3. | октябрь | Остановочный путь и скорость движения. | 1 |
4. | октябрь | Пешеходные переходы. | 1 |
5. | ноябрь | Нерегулируемые перекрестки. | 1 |
6. | ноябрь | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 |
7. | декабрь | Регулировщик и его сигналы. | 1 |
8. | декабрь | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 |
9. | январь | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 |
10. | январь | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 |
11. | февраль | Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.) | 1 |
12. | февраль | Где можно и где нельзя играть. | 1 |
13. | март | Виды травм при ДТП. | 1 |
14. | март | Как помочь себе и товарищу при получении травмы. | 1 |
15. | апрель | Ты – велосипедист. | 1 |
16. | апрель | Поездка за город. | 1 |
17. | май | Дорога глазами водителей. | 1 |
18. | май | Итоговое занятие. | 1 |
Всего: | 18 |
3 КЛАСС
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | сентябрь | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 |
2. | сентябрь | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | |
3. | октябрь | Остановочный путь и скорость движения. | 1 |
4. | октябрь | Пешеходные переходы. | 1 |
5. | ноябрь | Нерегулируемые перекрестки. | 1 |
6. | ноябрь | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 |
7. | декабрь | Регулировщик и его сигналы. | 1 |
8. | декабрь | Где еще можно переходить дорогу. | 1 |
9. | январь | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 |
10. | январь | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 |
11. | февраль | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 |
12. | февраль | Где можно и где нельзя играть. | 1 |
13. | март | Первая медицинская помощь при травмах. | 1 |
14. | март | Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах. | 1 |
15. | апрель | Ты – велосипедист. | 1 |
16. | апрель | Поездка за город. | 1 |
17. | май | Улица глазами водителей. | 1 |
18. | май | Итоговое занятие. | 1 |
Всего: | 18 |
4 КЛАСС
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | сентябрь | Безопасность пешеходов. | 1 |
2. | сентябрь | Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 |
3. | октябрь | Проверка знаний правил дорожного движения. | 1 |
4. | октябрь | Основные понятия и термины ПДД. | 1 |
5. | ноябрь | Предупредительные сигналы. | 1 |
6. | ноябрь | Движение учащихся группами и в колонне. | 1 |
7. | декабрь | Перевозка людей. | 1 |
8. | декабрь | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 1 |
9. | январь | Нерегулируемые перекрестки. | 1 |
10. | январь | Оборудование автомобилей специальными приборами. | 1 |
11. | февраль | Труд водителя. | 1 |
12. | февраль | Разбор дорожных ситуаций на макете. Практическое занятие на специальной автоплощадке. | 1 |
13. | март | Дорожные знаки. | 1 |
14. | март | Железнодорожные переезды. | 1 |
15. | апрель | Основные виды и причины травм у детей, пострадавших в ДТП. | 1 |
16. | апрель | Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. | 1 |
17. | май | Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах. | 1 |
18. | май | Итоговое занятие. | 1 |
Всего: | 18 |
5 КЛАСС
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | сентябрь | Наш город (поселок), район. | 1 |
2. | сентябрь | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1 |
3. | октябрь | Назначение дорожной разметки. | 1 |
4. | октябрь | Сигналы светофора с дополнительными секциями. | 1 |
5. | ноябрь | Сигналы регулировщика. | 1 |
6. | декабрь | Дорожные знаки и их назначение. | 1 |
7. | декабрь | Дорожные знаки и их назначение. | 1 |
8. | январь | Особенности труда водителя и его основные обязанности. Современный транспорт – зона повышенной опасности.Общественный транспорт. | 1 |
9. | февраль | Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. | 1 |
10. | март | Езда на велосипеде. | 1 |
11. | март | Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. | 1 |
12. | апрель | Оказание первой медицинской помощи при ранениях. Правила оказания первой медицинской помощи при вывихах и переломах верхних и нижних конечностей. | 1 |
13. | апрель | Участие школьников в пропаганде ПДД. | 1 |
14. | май | Итоговое занятие. | 1 |
Всего: | 14 |
6 КЛАСС
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | сентябрь | Правила дорожного движения (повторение). | 1 |
2. | сентябрь | Движение транспортных средств. | 1 |
3. | октябрь | Остановочный путь транспортных средств. | 1 |
4. | октябрь | Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. | 1 |
5. | ноябрь | Поведение учащихся при дорожно-транспортном происшествии. | 1 |
6. | ноябрь | Первая медицинская помощь при различных видах травм. | 1 |
7. | декабрь | Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания. | 1 |
8. | декабрь | Безопасность дорожного движения. | 1 |
9. | январь | Юные инспектора движения – ЮИД. | 1 |
10. | январь | Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. | 1 |
11. | февраль | Правила дорожного движения для пешеходов. Дорожные «ловушки». | 1 |
12. | март | Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1 |
13. | апрель | Изучение дорожных ситуаций, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям. | 1 |
14. | май | Итоговое занятие. | 1 |
Всего: | 14 |
7 КЛАСС
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | сентябрь | Роль автомобильного транспорта в экономике республики. | 1 |
2. | сентябрь | Правила пользования транспортными средствами. | |
3. | октябрь | Остановка и стоянка транспортных средств. | 1 |
4. | октябрь | Интервал и дистанция. Скорость движения. | 1 |
5. | ноябрь | Полоса движения. Обгон. | 1 |
6. | ноябрь | Работоспособность водителей и их надежность. | 1 |
7. | декабрь | Медицинская аптечка в автомобиле. | 1 |
8. | декабрь | Правила снятия одежды у пострадавшего в ДТП. | 1 |
9. | январь | Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях. | 1 |
10. | январь | Первая медицинская помощь при переломах и кровотечениях. | 1 |
11. | февраль | Проезд железнодорожных переездов. На загородных дорогах. | 1 |
12. | март | Правила движения велосипедистов, мопедистов. Правила перевозки пассажиров и груза на велосипедах, мотоциклах и мотороллерах. | 1 |
13. | апрель | Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке. | 1 |
14. | май | Итоговое занятие. | 1 |
Всего: | 14 |
8-11 КЛАСС
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | сентябрь | История возникновения правил дорожного движения. Международный язык дорожных знаков. | 1 |
2. | сентябрь | Формы регулирования движения. | 1 |
3. | октябрь | Дорожные знаки. | 1 |
4. | ноябрь | Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение ПДД. | 1 |
5. | ноябрь | В новый век безопасности (экология и транспорт). | 1 |
6. | декабрь | Подготовка утренника, беседы по ПДД для учащихся начальных классов. | 1 |
7. | декабрь | Безопасность и организация дорожного движения. | 1 |
8. | январь | Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта. | 1 |
9. | январь | Оказание первой медицинской помощи при переломах и кровотечениях. | 1 |
10. | февраль | Оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания. | 1 |
11. | февраль | Оказание первой медицинской помощи при вывихах. Оказание первой медицинской помощи при ожогах. | 1 |
12. | март | Велосипед с подвесным двигателем и мопед. | 1 |
13. | апрель | Технические требования, предъявляемые к велосипеду с подвесным двигателем (мопеду). Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1 |
14. | май | Итоговое занятие. | 1 |
Всего: | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...