Урок на тему: Пожар. Средства пожаротушения
методическая разработка по обж (5 класс) по теме

 

Основным метод проведения этого урока - рассказ.  Это обусловлено, прежде всего, целью и задачами урока. В ходе урока учитель не ставит своей целью обучение пятиклассников правилам тушения пожара и, соответственно, правилам пользования средствами пожаротушения. Цель урока в основном ознакомительная. Наряду с этим на уроке в достаточной мере применяется метод видеопросмотра, что позволяет сделать урок ярче и интереснее. В кульминации урока – метод наглядной демонстрации. Ученикам демонстрируют непосредственно работу огнетушителя, объясняют правила работы с ним, делая особый акцент на соблюдении правил техники безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Урок ОБЖ

5 класс

Тема: Пожар. Средства пожаротушения

  1. Информация об участнике
  1. Полное наименование и адрес образовательного учреждения:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №416 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа развития личности имени Веры Васильевны Павловой»; 198510 СПб Петродворец, Эрлеровский б-р, 1/35

  1. Фамилия, имя, отчество автора разработки: Воробьев Альберт Владимирович;
  2. Контактный телефон: 8-911-115-35-75;
  3. Программа, по которой работает учитель, тема урока, класс (с определением уровня образования): 

Программа для учащихся общеобразовательных учреждений «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5-11 классы, подготовлена В.Н.Латчуком (руководитель), С.М.Мироновым, С.Н.Вангородским; рекомендована Министерством образования РФ в 1998 году;

Тема: Пожар. Средства пожаротушения; 5 класс

  1. Методическая разработка (сценарий) урока

  1. Цель урока: знакомство учащихся с основными способами тушения пожара

Задачи урока:

- знакомство учащихся с основными средствами пожаротушения;

- знакомство учащихся с принципом работы огнетушителя;

- обучение учащихся технике безопасности при работе с огнетушителем

 2.2 Содержание и этапы урока:

№ п\п

Действия преподавателя

Действия учащихся

Отведенное время

Приветствую учащихся. Проверяю наличие учащихся на занятии. Объявляю тему урока

Приветствуют преподавателя, записывают тему урока в тетради

3 минуты

Объясняю классификацию основных средств пожаротушения. Диктую под запись.

Средства пожаротушения делятся на:

- Мобильные;

- Автоматические (стационарные);

- Первичные;

Мобильные средства пожаротушения:

  1. пожарные автомобили (основные и специальные);
  2. пожарные самолеты, вертолеты ;
  3. пожарные поезда;
  4. пожарные суда;

Автоматические средства пожаротушения (АСПТ) — средства пожаротушения, автоматически срабатывающие при повышении температуры и (или) появлении дыма в защищаемой зоне. Отличительной особенностью автоматических установок является выполнение ими и функций автоматической пожарной сигнализации.

Включаю видеоролик «стационарные средства пожаротушения» (ССП-1; ССП-2) и объясняю принцип их работы; Перехожу на первичные средства пожаротушения.

К первичным средствам пожаротушения принято относить внутренние пожарные краны, различного типа огнетушители, песок, войлок, кошму, асбестовое полотно, бочки с водой. Применяются первичные средства пожаротушения для тушения небольших очагов пожара.

Огнетушители - технические устройства, предназначенные для тушения пожаров на начальной стадии их возникновения. Они классифицируются:

- Огнетушитель порошковый (ОП);

- Огнетушитель углекислотные (ОУ);

- Огнетушитель химический-пенный (ОХП);

Порошковые огнетушители предназначены для тушения загораний бензина, дизельного топлива и других горючих жидкостей, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В. Применяются для оснащения легковых автомобилей, на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, на автотранспортных предприятиях, в авто-, авиа- и судостроении, в быту и т. д.

Слушают и записывают в тетрадь основные материалы урока.

5 минут

5 минут

Углекислотные огнетушители служат для тушения небольших очагов горения веществ, материалов и электроустановок, за исключением веществ, которые горят без доступа кислорода. Огнетушащий эффект достигается за счет снижения температуры горения и процентного содержания кислорода в зоне горения.

Огнетушители химические пенные (аэрозольные) служат для тушения небольших очагов горения веществ, материалов, за исключением веществ, которые горят без доступа кислорода. Огнетушащий эффект достигается за счет снижения процентного содержания кислорода в зоне горения.

Включаю презентацию «Огнетушители» на экране мультимедийного проектора.

Объясняю на примере огнетушителя ОП-2 его устройство.

Беру защитные перчатки, списанный огнетушитель ОП-4 и предлагаю классу пройти на школьный двор для демонстрации действия огнетушителя.

На школьном дворе строю класс в стороне противоположной от направления ветра, поджигаю заранее приготовленный материал. Объясняя технику безопасности при работе с огнетушителем, привожу его в рабочее состояние и тушу горящий материал.

Смотрят предложенные презентации, зарисовывают устройство огнетушителя и правила пользования им в тетрадь

10 минут

5 минут

2 минуты

10 минут

Предлагаю отгадать кроссворд по теме урока. Подвожу итоги урока, отвечаю на вопросы учащихся, пишу на доске домашнее задание

Задают вопросы, записывают домашнее задание в дневник

5 минут

  1. Методические обеспечение урока и методическое аспекты организации урока
  1. Используемые образовательные технологии, методы и приемы

Основным метод проведения этого урока - рассказ.  Это обусловлено, прежде всего, целью и задачами урока. В ходе урока учитель не ставит своей целью обучение пятиклассников правилам тушения пожара и, соответственно, правилам пользования средствами пожаротушения. Цель урока в основном ознакомительная. Наряду с этим на уроке в достаточной мере применяется метод видеопросмотра, что позволяет сделать урок ярче и интереснее. В кульминации урока – метод наглядной демонстрации. Ученикам демонстрируют непосредственно работу огнетушителя, объясняют правила работы с ним, делая особый акцент на соблюдении правил техники безопасности.

  1. Дидактические материалы, средства обучения и оформление урока
  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», В.В. Поляков;  М.И. Кузнецов;  В.Н. Латчук;  В.В. Марков, -М. 2006 год;
  2. Персональный компьютер;
  3. Мультимедийный проектор;

4. Видеоролики:    - стационарные средства пожаротушения-1;

                                 - стационарные средства пожаротушения-2;

5. Презентация:      - огнетушители;

  6. Макет огнетушителя ОП-2;

7. Огнетушитель ОП-4 (списанный);

3.3 Рекомендации по подготовке и проведению урока

Урок проводится в рамках изучения пятиклассниками темы «Пожар» после изучения опасных факторов пожара, причин пожаров, правил поведения при пожаре. Целью урока является знакомство учащихся с различными наиболее часто встречающимися средствами тушения пожаров и принципами их работы. Для концентрации внимания учащихся использованы презентации и видео материалы сети Internet с таких сайтов как: http://kuhta.clan.su; http://www.debryansk.ru

                                              http://school-obz.org;

                                              http://prezentacia.ucoz.ru;

                                              http://www.uchportal.ru

                                              http://www.openclass.ru

Для наглядной демонстрации внешнего устройства огнетушителя необходим любой рабочий опломбированный огнетушитель (в данной работе использован огнетушитель ОП-2). Для наглядной демонстрации приведения огнетушителя в рабочее состояние необходим списанный огнетушитель с достаточным рабочим давлением внутри (в данной работе использован огнетушитель ОП-4) и тканевые рукавицы (перчатки).

  1. Итоги урока

В результате изучения темы «Пожар. Средства пожаротушения» ученик пятого класса должен знать:

- основные способы тушения пожара;

- классификацию основных средств пожаротушения;

- принцип работы основных средств пожаротушения;

- классификацию огнетушителей;

- устройство и принцип работы основных типов огнетушителей;

- правила безопасного приведения в рабочее состояние огнетушителя и работы с ним.

Урок заканчивается проверочным кроссвордом.

  1. Видеоматериалы

№ п/п

Части урока

Временная реализация (в минутах)

краткое содержание

деятельности учителя

краткое содержание деятельности учащихся

1.

Преподаватель демонстрирует презентацию «Огнетушители» на экране мультимедийного проектора и на примере огнетушителя ОП-2 объясняет его устройство

Учащиеся смотрят слайды презентации, слушают учителя и зарисовывают в тетрадь устройство огнетушителя

  2,5 минуты

2.

На школьном дворе преподаватель строит класс в стороне противоположной от направления ветра, поджигает заранее приготовленный материал. Объясняя технику безопасности при работе с огнетушителем, приводит его в рабочее состояние и тушит горящий материал.

Наблюдают за действиями преподавателя, слушают правила техники безопасности при работе с огнетушителем

5 минут

3.

Преподаватель предлагает детям отгадать кроссворд по теме урока. Кроссворд и его вопросы выводятся в электронном виде на экран видеопроектора

Отгадывают кроссворд

2,5 минут

Преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ №416

__________ А.В. ВОРОБЬЕВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к урокам по теме "Пожар" и теме "Вредные привычки" .Методическая разработка темы.

Презентационный материал по темам Пожар и Вредные привычки....

Урок ОБЖ в 5 классе по теме "Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения."

Тема урока" Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения"....

Разработка урока на тему "Пожары в жилых помещениях"

Разработка урока на тему "Пожары в жилых помещениях"...

Конспект урока по теме "Пожары" по ОБЖ для 8 класса

Данная методическая разработка была опубликована в 2010 г. в сборнике методических разработок "Детям о правилах пожарной безопасности". Сборник подготовлен и издан по заказу Управления государственног...

Классный час по теме « Первичные средства пожаротушения».

Знать противопожарные объекты в здании – пожарные щиты, огнетушители, запасные выходы; уметь ориентироваться по плану эвакуации на случай пожара; знать последовательность действий при пожаре....

Методическая разработка урока на тему: «Пожары. Способы тушения. Правила поведения»

Методическая разработка урока  на тему: «Пожары. Способы тушения. Правила поведения»...