Урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 классов.
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 классов.

Тема урока: «Не будь врагом себе! Выбирай здоровый образ жизни!».

Цель: Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье.

Задачи:

  1. Обучить учащихся пониманию и осознанию влияния вредных привычек на будущее человека;
  2. Воспитывать уважение к себе, уметь делать осознанный выбор в отношении своего здоровья, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем
  3. Помочь учащимся в осознании масштабов того вреда, которое курение оказывает на здоровье человека
  4. Развивать умение анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
  5. Формировать навыки и умения по созданию проекта из модулей.
  6. Способствовать развитию у учащихся умения выступать перед аудиторией и взаимодействовать с другими участниками.
  7. Развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно выбор необходимой информации.

 Оборудование: компьютеры, экран, мультимедиа, тест.

  1. Организационный момент - 2 мин

Приветствие учащихся.

  1. Вводная часть.

Учитель:

Слайд № 1.

Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! «Здравствуйте!» - мы ежедневно повторяем эти приветствие.

Задумывались ли вы когда – нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. К сожалению, обычно начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Следующая печальная статистика навела меня на мысль провести этот необычный урок.

Слайд №3

1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет! В начале ХХ в. количество не пригодных к службе в армии призывников было всего 10%, к середине столетия- 50%, а сейчас- 80%.

2. По данным Департамента образования г. Москвы, 52,3% ребят хронически больны, 12% из них страдают артериальной дистонией. Еще 12%- воспалением верхних дыхательных путей, включая тонзиллит, фарингит и синусит. Нарушения опорно-двигательного аппарата имеются у 11,5%, а у 7,5% детей плохое зрение.

3. Всероссийская диспансеризация 2002 г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51%- имеют отклонения в здоровье, у 16%- хронические патологии.

Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!

Давайте уточним: что такое здоровье? (Учащиеся по очереди говорят, что для них значит это слово.)

- Здоровье - это когда тебе хорошо.

- Здоровье - это когда ничего не болит.

- Здоровье - это от слова «здорово».

- Здоровье - это красота.

- Здоровье - это сила и т.д.

Всемирная организация здравоохранения дает такую формулировку: «Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия».

Итак, от чего зависит здоровье человека?

Слайд №4

Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его, работая в группах.

А пока вот первое задание:

Помните, как несколько недель тому назад на первом уроке, посвященном здоровому образу, жизни я просила вас сделать выбор 5 основных ценностей жизни в порядке значимости для вас.

  • Свобода;
  • Здоровье;
  • Деньги;
  • Труд;
  • Семья;
  • Дружба;
  • Слава;
  • Уважение;
  • Образование;

Вы все поставили на первое место по ценности здоровье. И это неспроста. Ведь здоровье для человека всего дороже.

Как ни странно, в наш информационный век вы, школьники, обладаете скудными знаниями о возможностях своего организма, чаще всего под здоровым образом жизни вы понимаете отсутствие вредных привычек. Да, это действительно важно, но это мало, нужно быть грамотным человеком, чтобы ценить свое здоровье.

Ребята я предлагаю вам вспомнить о слагаемых здоровья.

Слайд № 6

Какие слагаемые помогают вам быть здоровым?

(Дети отвечают с места - спорт, режим дня, утренняя гимнастика, правильное питание, отказ от вредных привычек, прогулки на свежем воздухе).

Какие слагаемые разрушают здоровье?

(дети отвечают с места - алкоголь, наркотики, курение, бесконечное занятия за компьютером, не правильное питание и т.д.)

Я взрослым задала один вопрос: «Что больше всего волнует в поведении детей в возрасте от 10 до 17 лет и вот какой результат получился:

Слайд № 7

Курение – 35 %

Употребление алкоголя - 20 %

Наркотики – 15 %

Внешний вид – 12 %

Занятость подростков -11 %

Агрессивность -7 %

Отвечая на этот вопрос, взрослые ставят такие проблемы подростков на первые три места как курение, употребление алкоголя и наркомания. Ваши родители обеспокоены тем, что вы иногда не задумываетесь о последствиях этих вредных привычек. Многие из вас считают, что так вы выражаете свою независимость и самостоятельность, не осознавая, что вредные привычки укорачивают вашу жизнь и жизнь своих близких, а что самое страшное подвергают опасности жизнь и здоровье своих детей.

К сожалению, в учебнике «ОБЖ» не так уж подробно говорится о вредных привычках, поэтому я решила, что сегодня на уроке мы постараемся с вами обобщить все те знания, которые мы получили из учебника и узнать побольше сведений из других источников: литературы, интернета.

А для начала - мы проведем следующий тест

Слайд № 8

Тест «Мое здоровье»

Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Но каждого, естественно, интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест. Отвечай на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще и поразмышляй. Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. Возраст не имеет значения. Все равно- 14 тебе лет или 50. Но чем раньше ты окажешься от вредных привычек, тем лучше.

Итак, возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

1. Если ты мужчина, вычти из 72 - 3, а если женщина, прибавь + 4, т.к. женщины в среднем живут на 7 лет дольше мужчин.

2. Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.

3. Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3, если физическим - прибавь 3.

4. Если занимаешься спортом пять раз в неделю не менее 30 мин, прибавь 4, если 2-3 раза- прибавь 2 года.

5. Если ты в будущем собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет- то вычти по одному году за каждые 10 лет холостой жизни, начиная с 25- летнего возраста.

6. Если ты постоянно спишь более 10 ч, вычти 4 года, если по 7-8 часов- ничего не вычитай.

7. Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон,- признаки плохого кровообращения.

8. Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный,- добавь 3.

9. Если ты счастлив, добавь 1 год, если несчастлив, отними 2.

10. Если собираешься получить среднее образование, добавь 1 год, если высшее - добавь 2.

11. Если кто-то из твоих бабушек или дедушек дожил до 85 лет, прибавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался (от инсульта, инфаркта, и т.д.), не дожив до 50 лет, отними сразу 4 года.

12. Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50 лет, умер от инфаркта, рака и т.д., отними- 3 года.

13. Если ты выкуриваешь больше трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если одну пачку в день, отними 6 лет, если меньше пачки – 3 года.

14. Если каждый день ты выпиваешь, хоть каплю спиртного, вычти 1 год.

15. Если твой вес превышает нормальный для твоего возраста и роста на 20 кг, вычти 8 лет, если на 15- 20- то 4 года, если на 5-15- вычти 2 года.

Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить. Как видишь, на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место среди них занимает наследственность. Но очень многое зависит от человека - его привычек и образа жизни. Посмотри еще раз на пункты теста. Убедись, что курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и другие вредные факторы сокращают продолжительность жизни. Влияет и окружающая среда, не зря в тесте есть вопрос о населенном пункте, в котором ты живешь.

Попробуйте найти в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека.

Слайд № 9

Вы правильно оценили факторы продолжительности жизни, которые зависят от воли человека. В наших с вами руках определить позицию к вредным привычкам. Придти к выводу, что лучше для здоровья? И самое главное, найти в жизни правильные ориентиры и уметь сказать “нет”.

Ребята, вы уже знакомы с проектной деятельностью. Сегодня нам предстоит выполнить социальный проект.

Напоминаю, что в основе социального проектирования лежит метод взаимодействия.

Его составляющими являются следующие положения:

  1. Люди поддерживают то, что сами создают.
  2. Качество принимаемых решений повышается, если они основаны на общем согласии.
  3. Равенство вклада и участие каждого члена команды повышает ее производительность в целом.

Исходя из этих положений, можно выделить 4 основных этапа социального проектирования:

Слайд № 9

  1. Подготовительный.
  2. Основной (реализация проекта).
  3. Заключительный (анализ результатов).
  4. Этап последствий.

Слайд № 10

Некоторое время назад класс мы с вами разделились на 3 группы. Каждой группе было дано задание. Обобщим все те сведения, которые вы смогли найти в литературе и в интернете по интересующим нас вопросам. На предыдущих уроках информатики и ОБЖ и, работая дополнительно дома, вы уже выполнили самую трудоемкую подготовительную часть социального проекта. Вы подобрали материал по заданиям и подготовили презентации

Сегодня на уроке подведем итоги по теме «Вредные привычки». Это и будет следующими этапами проектирования.

Слайд № 11

Цель социального проекта:

  1. Формирование у учащихся представление о влиянии вредных привычек на их здоровье.
  2. Разъяснить, как влияют вредные привычки на жизнь.
  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью как к главной ценности.
  4. Формирование у учащихся серьезного отношения к своему здоровью и здоровью будущего поколения.
  5. Отрабатывать умение выражать свое мнение и обосновывать его при помощи фактов.
  6. Ознакомить учащихся с факторами, влияющими на принятие решения в пользу или против вредных привычек.

Слайд № 12.

Тема подпроекта для 1-й группы: «влияние курения на подростковый организм».

Цель:

  1. Узнать новые сведения по данной теме.
  2. Сформировать отрицательное отношение к табакокурению.

Тема подпроекта для 2-й группы: «Детский и подростковый алкоголизм».

Цель:

  1. Разъяснить, как влияет алкоголь на здоровье подростка.
  2. Рассказать о болезнях, связанных с употреблением алкоголя.

Тема подпроекта для 3-й группы: «Наркомания – болезнь или ».

Цель:

  1. Формировать знания учащихся о наркомании.
  2. Формировать знания о способах заражения заболеваний, передающихся половым путем.
  3. Уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.

3. Практическая работа. Защита проекта.

По 3 представителя от группы защищают свои проекты (8-9 мин.)

Учитель после защиты проектов делает обобщение.

Масштабность и глубина проблемы требуют изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и токсикомании, факторов, способствующих им, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие.

В последнее десятилетие в нашей стране резко обострились все вышеперечисленные проблемы. И, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни в СМИ, выпуск многочисленных книг, журналов, плакатов, буклетов под лозунгами “нет – наркомании!”, “жизнь без иглы” и т.д., а также широкомасштабные акций по борьбе с “вредными привычками”, заболеваемость, инвалидность, смертность, в том числе детская, в России достигли катастрофического уровня.

Как мне кажется, проблема “вредных привычек” является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними – это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика “вредных привычек”- это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. И чем раньше мы начнем профилактику “вредных привычек” среди молодого поколения, тем быстрее удастся избежать печальных последствий (тяжелых заболеваний, инвалидности, разрушенных семей, самоубийств и т.д.), повысить процент рождаемости, сохранить численность нашей нации.

Сегодня вы попробовали свои силы в разработке и защите социального проекта.

Из защиты ваших проектов мы поняли, что жизнь без вредных привычек проходит интересней, насыщенней, ярче.

4. Закрепление.

А теперь мы проведем компьютерное тестирование и проверим, как вы усвоили тему раздела «Основы здорового образа жизни».

Проведение компьютерного тестирования.

Выставление оценок за тестирование.

5. Заключительный этап. Рефлексия.

И подводя итог урока, я предлагаю вам заполнить карту выбора.

Слайд № 13.

Я свой выбор сделала давно. И мне хотелось бы, чтобы вы со своими детьми не поднимали эту тему, в связи с ее отсутствием.

6. Обобщение урока.

Как ни банально это звучит, но здоровье - основа благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.

Ребята, наш урок подошел к концу, и мне хотелось бы узнать, понравился вам урок или нет. Если понравился, поднимите розовую карточку, если нет желтую.

7. Домашнее задание. Слайд № 14.

Составьте вопросы к кроссворду по данной теме кроссворд (ученик выбирает свой порядковый номер).

Слайд № 15. Всем большое спасибо! Наш урок окончен.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный 

  момент    

 (2 минуты)

Установочная беседа (слайд 1).

Слушают учителя,   психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

Знакомство с целью урока (слайд 2).

Слушают учителя.

3. Повторение

   материала.

1. Беседа с компьютерной презентации.

2. Читает вслух вопросы учащимся.

3. Работа с тестом «Мое здоровье».

4. Подводит итоги тестирования.

5. Предлагает выбрать в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека.

1. Отвечают вслух, комментируют свои ответы.

2. Работа за компьютером над тестом «Мое здоровье».

3. Отвечают вслух, комментируют

свои ответы.

4. Практическая

работа.

1. Напоминает основы социального проектирования.

2. Ставит цель социального проекта.

3. Учитель оценивает работу команд. Комментирует: удалось ли достичь поставленной цели социального проекта в каждой группе.

1. Участники 1 группы защищают свой проект

2. Участники 2 группы защищают свой проект

3. Участники 3 группы защищают свой проект

4. Обсуждение трудностей при выполнении заданий на уроке.

5. Закрепление.

1. Тест.

2. Выставляет оценки за тестирование.

1. Работа за компьютером над тестом «Мое здоровье».

6. Рефлексия.

1. Предлагает сделать выбор.

1. Делают выбор, поднимая карточки.

7. Домашнее задание.

 

1. Составьте вопросы к кроссворду по данной теме.

1. Каждый ученик выбирает свой порядковый номер.

Литература: 

1. Под редакцией Воробьева Ю.Л. Учебник ОБЖ, 10 класс. Москва, Астрель «АСТ», 2003 год.

2. Составитель Г.И. Григорьева.- Внеклассные мероприятия. 5-9 класс. Волгоград: ООО «Экстремум», 2007 год.

3. Латчук В.Н., Лукьянов В.Р., Миронов С.К. ОБЖ. Дидактические материалы.10-11 класс, Москва Издательство НЦ ЭНАС, 2002 год

4. Составитель В.А. Шкенев «Основы безопасности жизнедеятельности». 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина, В.А. Васнева. Волгоград: Учитель, 2006 год.