Допризывная подготовка в рамках предмета ОБЖ и использование мультимедийных презентаций.
статья по обж (11 класс) по теме

Алиханов Нурлан Керубович

В статье рассматривается опыт работы педагога по подготовке к службе в армии с помощью ИКТ через элективный курс в 9 классе, уроки ОБЖ в 10-11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Допризывная подготовка в рамках предмета ОБЖ и использование мультимедийных презентаций.

Алиханов Н.К.

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ Пискловская СОШ 

Важнейшей задачей военно-патриотического воспитания молодёжи является подготовка юношей к службе в рядах Вооружённых Сил, воспитание любви к своей Родине, поднятие престижа военной службы. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе.

Однако практика показывает, что уровень подготовленности определённой части выпускников школы не соответствует современным требованиям армии и флота, предъявляемым к молодому поколению. Результаты ежегодного обследования, проводимого в войсках и военно-учебных заведениях, показывают необходимость повышения во всех школах уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе.

С переходом Вооружённых сил на годичный срок службы и сокращением сроков начальной военной подготовки в армии  встала необходимость более углублённого изучения военного дела именно в школе,  особенно в рамках предпрофильной подготовки. Пройдя элективный курс «Безопасность жизнедеятельности человека» в 9 классе, уроки ОБЖ в 10-11 классах, имеющими разделы, связанные с подготовкой к службе в армии, юноши смогут почувствовать более подготовленными к военной службе, овладевшими азами военного дела.

 В 9 классе в рамках элективного курса рассматриваются вопросы: безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях(9часов), основы медицинских знаний и охрана здоровья детей(15часов), воинская обязанность и особенности военной службы(10часов). Подробно рассматриваются вопросы исполнение и основные сведения  о воинской обязанности, организация воинского учета, обязательная и добровольная подготовка к военной службе, освидетельствование граждан и первоначальная постановка на воинский учет, организация призыва и ответственность по вопросам призыва, прохождение военной службы по призыву.

Таким образом, содержание программы элективного курса, определяемое примерной программой среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности», позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника. Юноши, продолжающие обучение в средних специальных учебных заведениях, техникумах, колледжах, уже имеют некоторую подготовку по вопросам службы в армии.

В 10 классе в курсе ОБЖ в разделе «Основы военной службы»(18ч.) рассматриваются вопросы: Вооруженные силы РФ-защитники нашего Отечества, боевые традиции Вооруженных сил России, Символы воинской чести. 11 класс продолжает подготовку юношей. В разделе «Основы военной службы»(53ч.) учащиеся изучают воинскую обязанность(12ч), особенности военной службы(17ч), военнослужащий защитник своего Отечества(13ч), международное гуманитарное право(5ч), психологические основы подготовки к военной службе(8ч).

Для проведения занятий по допризывной подготовке к службе в армии мною используются компьютерные технологии. Мультимедийная техника, с одной сто роны, облегчает работу учителя, а с другой - обязывает его тщательнее планировать уроки. Она расширяет возможности использования ин терактивных методов обучения, ориентированных на взаимодействие учащихся не только с учите лем, но и друг с другом, доминирование их актив ности, направляемой учителем на достижение це лей урока.

В своей педагогической практике из всех типов уроков чаще всего применяю комбинированный, в структуре которого присутствуют все основные элементы обучения. Для его проведения исполь зую модель Колба, широко известную в различ ных вариациях. В числе наиболее распространен ных их них - структура урока, представленная в таблице.

Структура урока, построенного согласно принципам Д. Колба (Модель Колба - теория Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. В различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.)

Этапы урока

Время, мин

1

Мотивация и объявление новой темы

5

2

Повторение (закрепление) пройденного материала

10

3

Изучение нового материала

15

4

Оценивание

5

5

Подведение итогов (рефлексия)

5

Преимущества урока с применением мульти медийной техники заключаются в том, что при по мощи презентации каждый из перечисленных эта пов можно сделать более наглядным, информаци онно насыщенным и тем самым повысить его познавательную ценность и эффективность обучения. Конечно же, при этом необходимо соблю дать меру, так как чрезмерное использование пре зентаций на уроках может привести к снижению его эффективности и интереса школьников к предмету. Поэтому при проектировании уро ка с использованием презентации учитывается возраст учащихся и особенности их восприятия. Например, применение графиков и диаграмм для младших школьников нецелесообразно, а яркие образы, напротив, способствуют воспри ятию ими нового материала.

На каждом этапе урока с применением презен тации необходимо соблюдать следующие правила:

1. На начальном этапе (организационная и со держательная установка, мотивация), призван ном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходи мость и пользу изучения нового материала, со вместно с ними определить проблему и затем предложить школьникам самим сформулировать тему.

Для создания проблемной ситуации использовать в презентации анимационные эффекты, информа тивность изображения (рисунки, фотографии, гра фики, диаграммы), а также речевое, музыкальное и визуальное (подписи к иллюстрациям) сопро вождение. Они способствуют развитию ассоциа тивного мышления учащихся, формированию уме ний анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

2. На этапе повторения (закрепления) пройденного материала для проверки его понимания и прочности знаний учащихся включать в презентацию опорную информацию, использовать ви зуальные подсказки, возможность возврата к пройденным ранее темам, что способствует укреплению внутрипредметных, межпредметных связей и развитию долговременной памяти школьников.

Эту часть урока иногда можно ставить перед этапом целеполагания, особенно если на уроке продолжается начатое ранее изучение темы или обобщение пройденного.

3. На этапе изучения нового материала подби рать задания, выполнение которых обеспечивает освоение учащимися новых знаний, навыков и уме ний. При их выборе руководствуюсь китайской поговоркой: «Я слышу и забываю, я вижу и запо минаю, я делаю и понимаю». Следуя ей, при создании этой части учебной презентации особое вни мание уделить отбору информации, а также иллюстративных материалов, придерживаясь требования: в презентации должна быть только информация, отражающая цели и задачи урока. В ходе проектирования слайдов планировать поэтапное заполнение схем причинно-следственных свя зей с использованием нового учебного материала и знаний по другим предметам.

В интерактивном режиме, когда процесс усвоения новых знаний идет посредством взаимо действия учащихся с учителем и между собой, работа с презентацией позволяет им заполнять приготовленные заранее формы конспекта урока. При этом  школьники формулируют главные мысли и выражают их конкретно, лаконично.

А в ходе формирования навыков учащихся пре зентация дает возможность путем смены слайдов или анимации последовательно и наглядно демон стрировать каждый шаг, элемент действий, зат рачивая на это минимум времени, поэтому его больше остается для индивидуальной работы с учащимися.

Слайды могут также носить инструктивный характер в преддверии выполнения и закрепления правильной последовательности каких-либо действий.

4. На этапе оценивания для проверки прочнос ти усвоения учебного материала можно использовать слайды презентации, которые предоставляют каждому из школьников возможность самому оценить свои успехи, выявить ошибки и устранить их. Полез ность таких слайдов состоит в том, что они по зволяют не только продемонстрировать правиль ный ответ, но и проиллюстрировать его соответ ствующим фрагментом учебного материала.

5.  При подведении итогов (рефлексии) презен тация помогает построить диалог о достижении целей, задач урока. Учащиеся становятся его ак тивными участниками, вспоминают ход собственных рассуждений и повторно формулируют глав ные мысли. Это дает  информацию об усвоении ими нового материала. А в ходе инструктажа по выполнению домашнего задания презентация позволяет напомнить ход урока и акцентировать внимание на тех его частях, которые наиболее зна чимы для самостоятельной работы школьников дома.

        По всем темам раздела « Основы военной службы» имеются мультимедийные презентации. Конечно же, презентация не может вытеснить традиционные приемы работы на уроке. В процессе работы используется тестирование и он-лайн тестирование. Одиннадцать учащихся из 5-10 классов приняли участие в Интернет олимпиаде  УрФО по ОБЖ (1 этап). Применение  мультимедийной техники расширя ет возможности творчества учителя, способству ет формированию компетенций учащихся и дела ет каждый урок более интересным для них, запо минающимся событием в процессе получения знаний.