Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ
методическая разработка по обж по теме

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_priemy_refleksii.doc119 КБ

Предварительный просмотр:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАТАЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Приложение №7.5

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ

НА УРОКАХ ОБЖ


Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии естественнонаучных  и общеобразовательных дисциплин

№ дата    

Составитель: Санин Андрей Валентинович, преподаватель ОБЖ

ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум»

2012 год


Введение

Обучающийся среднего профессионального образования нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность наших действий во многом связана с нашим умением понимать ситуацию и себя в ней. Этим умением обуславливается как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения.

Рефлексивные умения не даются человеку от рождения, они совершенствуются с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня, социально-экономического статуса человека. Формирование рефлексивных умений процесс сложный и длительный.

Педагогическая рефлексия - это деятельностная способность интеллекта объектировать собственные психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность. Являясь механизмом самоанализа, педагогическая рефлексия становится инструментом самоконтроля, осмысления, ответственного поведения, дает возможность проследить причинно-следственные отношения в собственном мире.

Формирование рефлексивных умений у обучающихся требует от преподавателя качественно иной организации взаимодействия с ними. Преподаватель использует приемы рефлексивного выхода во время изучения предметного материала, организует разные (индивидуальные, групповые, парные, коллективные) формы работы, включает обучающихся во все этапы деятельности: планирования, производства, учения, рефлексии.

С помощью процедуры рефлексии достигаются такие цели обучения, как самостоятельное нахождение новых норм деятельности на основе анализа деятельности и ее критической реконструкции. Для эффективности проведения рефлексии выделяют следующие педагогические условия:

  1. Полное доверие к преподавателю, к членам группы.
  2. Отсутствие страха, неуверенности.
  3. Недопустимость нескромности, субъективность оценок, иронии, иных проявлений бестактности.
  4. Демократичность, корректность в отношениях.
  5. Регулярность проведения рефлексии, что проявляется в повторном использовании одного и того же упражнения.
  6. Уместность записи в процессе рефлексии, фиксации впечатления от основных фактов, рисования. Это обеспечивает последовательность хода мыслей.


Приемы рефлексии

Приём «Букет настроения»

В начале урока обучающимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока преподаватель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы удовлетворены своей работой, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось –    голубой»

Прием «Комплимент»

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться данным прием, в котором обучающиеся оценивают работы и вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Метафорическая игра

Это форма организации активной работы обучающихся, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении. Уникальность данного метода заключается в том, что для решения в деловой ситуации берется метафора. 

Например,  нам необходимо выявить последствия употребления вредных привычек. Для этой задачи мы можем использовать метафорическую игру "Пациент". Участники погружаются в ситуацию, когда пациенту наркологической клиники необходимо сделать выбор какую из вредных привычек бросить. Для того, чтобы каждый врач наркологического отделения клиники (наркотическое, алгологическое, табакокурительное) мог выиграть, его готовят медицинские работники этого отделения. В задачи работников входит   представления своего отделения, освещения последствий употребления вредной привычки, способов борьбы с ней и убеждение пациента бросить именно эту привычку. По окончании игры проводится ее разбор с целью выявить эффективные способы борьбы с вредными привычками.

Использование такой формы обучения помогает активизировать творческие способности участников, дает возможность по-новому взглянуть на знакомую ситуацию и изменить сложившиеся стереотипы.

Метафорическую игру можно использовать и применять для любой проблемной ситуации. В ее основе могут лежать сказки, притчи, легенды, передающие проблематику отношений в бизнес-ситуациях.

Прием «Запрет»

Этот прием используется, когда обучающиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Обучающимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия 

1. Hа уроках ОБЖ я:

- узнал

- понял

 - научился

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось

3. Основные трудности при изучении темы

4. Оцените свои знания по урокам (в виде оценки, рисунка, цвета) (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»)

Правильное питание

Двигательная активность

Вредные привычки

Закаливание организма

Правила гигиены

Репродуктивное здоровье

5. Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за весь данный период времени (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»).

best

норма

ужас

Правильное питание

Закаливание организма

Двигательная активность

Правила гигиены

Вредные привычки

Репродуктивное здоровье

6. Довольны ли Вы уроками ОБЖ, чтобы я изменил на уроке, чтобы улучшить свои результаты?

9. Что бы Вы изменили в индивидуальных заданиях по предмету?

10 . Мое настроение обычно, когда я иду на урок ОБЖ?

11. Мое настроение после урока ОБЖ?

12.  Сформулируйте пожелания:

а) себе,  

б) своим одногруппникам,

в) преподавателю

Для оценивания обучающимися своей активности и качества своей работы предлагается на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«
| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  обучающиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Прием Синквейн (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться прием «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«+»Что понравилось на уроке?

«-» Что не понравилось на уроке?

«И»Любопытные факты, о которых узнали. Что бы ещё хотелось узнать

Прием ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

 В конце урока в каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет преподавателю проконтролировать работу каждого обучающегося на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Прием «Выглядит, как... Звучит, как ..

Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова обучающимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием.

Выглядит как...

Звучит как...

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.

Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий,  способов организации работы,  итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)

        - Какое задание выполняли? Что надо было сделать? Что  делали?  Как выполняли задание? Что не получилось и почему?  Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)?  Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?

-Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

-Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?

- Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?

-Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили?

- Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок?

- Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?

-Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)

Прием «Схематизация»

Обучающимся предлагается схематизировать, т.е. нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Например: изобрази на схеме организацию работу обучающихся в учебных ситуациях сегодня на нашем занятии.

Можно использовать обратный прием. Например: воссоздай возможные события на учебном занятии, охваченном данной схемой.

Варианты рефлексивных листов

Вариант№1

  1. Понравилось на уроке? (отметьте галочкой Мордашку?)

  1. Поставьте оценку преподавателю за работу по 10 бальной системе
  2. Поставьте оценку себе за работу по 10 бальной системе

Вариант№2

Умение

Задание

Как я выполнил задание

Как нужно было выполнить задание

В чем была моя ошибка

Вариант №3

  1. Каковы мои результаты, что я понял?
  2. Какие задания вызвали трудности, как ты справлялся с ними?
  3.  Готов ли ты к контрольной работе?
  4. Определи в % степень готовности к контрольной работе
  5. Трудно ли было определять траекторию своей деятельности?
  6. Если бы тебе сейчас предложили повторить урок, что бы ты изменил в плане своей деятельности?
  7. Самооценка за урок:           

Прием «Демонстрации»

Во время учебного процесса преподаватель сам должен демонстрировать рефлексию своей деятельности:

«Вот сейчас я закончил первую часть своего рассуждения и перехожу ко второй»,

«Мне кажется, что у нас очень хорошо идет работа. Это, наверное, происходит потому, что вначале мы четко определили цели и выделили шаги ее достижения…»,

«Сейчас своей интонацией хотел подчеркнуть, как я отношусь к...»,

«Я очень волнуюсь, потому что…» и т.д.

Прием «Вопрос себе»

Этот прием обучает обучающихся самим себе задавать вопросы. Вопрос – это средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам обучающийся, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию.

Некоторым вопросам обучающегося надо обучить в явной форме. Например, таким: «Что я сейчас делаю?», «Я понял, но что же я понял?», а также вопросам «Почему?»(« Почему я делаю то, что делаю сейчас?», «Почему я понял именно так?», «Почему я сначала понял так, а затем иначе?»), «Как?» («Как я это сделал?») и «Зачем?» («Зачем я это делаю?») применительно ко всем типам ситуаций.

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)

Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как обучающиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать.

Для того, чтобы обучающиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения, проявить инициативу, самостоятельность, предлагаются и такие виды заданий, например:

  1. составьте схему (модель) изученного материала, в которой отразите основные понятия и связи между ними;
  2. составьте вопросы и задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы;
  3. напишите перечень основных вопросов по теме и отметьте, как вы их усвоили;
  4. перечислите умения, которые вы формировали в процессе изучения темы.
  5. восстановите (перечислите), что сделал за занятие?
  6. определите свою деятельность по шкале успеха.
  7. подумайте, что нужно изменить, чтобы работать лучше.

Шкала успеха

Я мог (ла) бы работать и лучше.

Сегодня понял (а), чего мне не хватает для успешной работы.

Сегодня я работал (а) в полную силу. У меня все получилось.

Я очень старался (ась), но у меня не все получилось.

Я сегодня плохо работал (а).

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

Лист самодиагногстики

Обучающимся предлагается проанализировать свои знания и умения (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»).

Самооценка

Оценка преподавателя

Я знаю:

  1. Последствия употребления наркотиков

  1. Чем вреден никотин

  1. Из чего состоит правильное питание

  1. Как закаливать организм

  1. О вреде алкоголя

  1. Виды кровотечений

Я умею:

  1. Составить свой распорядок дня

  1. Составить меню правильного питания

  1. Останавливать кровотечения

  1. Делать непрямой массаж сердца

  1. Фиксировать переломы

  1. Накладывать повязки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"

Мастер-класс на тему:" Использование  приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....

Приемы рефлексии на уроках

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смыслову...

Приемы рефлексии на уроках математики в 5-ом классе

В работе представлены  приемы рефлексии, связанные с разными темами курса математики 5 класса.  Разработанные приемы позволяют связать подведение итогов урока, рефлексию, самооценку с ...

Выступление Бородачёвой Е.А. на городском семинаре «Приемы рефлексии на уроках")»

Обучение письму по учебникам И.Н.Верещагиной, О.В. Афанасьевой, "In Touch - 3", "New Opportunities"...

Приемы рефлексии на уроках математики

Данная работа содержит несколько приемов рефлексии, которые были опрбированы мной на уроках математики в основной школе....

Приемы рефлексии на уроках английского языка в начальной школе

Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления....