Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
рабочая программа по обж по теме

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования колледж «Угреша», реализующее образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих начального профессионального звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 24.02.12__rab._pr._113__gr..doc377 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

Колледж  «Угреша»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина  ОСНОВЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для специальности      260807.01  «Повар, кондитер»____________________

г. Дзержинский - 2011 г.

ОДОБРЕНА

кафедрой  

общеобразовательных дисциплин

Составлена в соответствии с              Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности: НПО

260807.01 «Повар, кондитер»

Заведующий кафедры                                                       Директор ГОУ СПО МО колледж «Угреша»

__________ Ю.В. Есикова                                                                 _______________Б.М. Балоян

«_____»____________  2011 год                                                        «_____»_____________2011 год

 

Автор  ______________________                                                        Н.А. Кирильчатенко______

Рецензент____________________                                                      Г.А. Колодницкий____________

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования колледж «Угреша», реализующее образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих начального профессионального звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии федеральным базисным  учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы безопасности жизнедеятельности изучаются как базовый предмет в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО)  независимо от профиля получаемого профессионального образования.

Рабочая программа предусматривает логическое завершение подготовки обучаемых в области безопасности жизнедеятельности, проводимой по курсу ОБЖ в основной школе.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей

  1. освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
  2. воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
  3. развитие  черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  4. овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- организационно-планирующую,  предусматривающую выделение этапов обучения,  структуирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Основными содержательными модулями программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность; основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Таким образом, рабочая программа представляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности;

умений оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе;

умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии.

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана в общем объеме на 105 часов: 70 часов аудиторных и 35 часов самостоятельных занятий и изучается студентами всех специальностей в соответствии с учебным планом.

Требования к результатам обучения

        В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся  должен:

знать:

  1. основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  2. потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  3. основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  4. основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  5. порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыв на военную службу;
  6. состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  7. основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  8. основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  9. требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  10. предназначение, структура и задачи РСЧС;
  11. предназначение, структура и задачи гражданской обороны;

уметь:

  1. владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  2. оказывать первую помощь пострадавшим;
  3. пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  4. оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для ведения здорового образа жизни;
  2. оказания первой медицинской помощи;
  3. развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  4. вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

Общая трудоемкость дисциплины

105

50

55

Аудиторные часы

70

34

36

Лекции

42

22

20

Практические занятия (ПЗ)

16

6

10

Семинары (С)

12

6

6

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

Самостоятельная работа

35

16

19

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Вид итогового контроля

зачет

зачет

Тематический план

Наименование разделов и тем

Макси

мальная  нагрузка студента,

 час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоя

тельная работа

Всего

Практические занятия

1

2

3

5

6

Раздел 1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

44

30

6

14

Тема 1.1

 Опасные и чрезвычайные ситуации природного,  техногенного и социального характера; поведение человека в этих ситуациях

10

8

2

2

Тема 1.2

Проблемы экологии и их влияние на безопасность  жизнедеятельности человека в среде обитания

4

2

2

Тема 1.3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

6

4

2

Тема 1.4

Гражданская оборона - составная часть оборонной способности страны

18

14

4

4

Тема 1.5

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

6

2

4

Раздел 2

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

18

12

2

6

Тема 2.1

Здоровье и здоровый образ жизни

6

4

2

Тема 2.2

Вредные привычки и их

профилактика

6

4

2

2

Тема 2.3

Нравственность и здоровье. Репродуктивное здоровье.

6

4

2

Раздел 3

Основы медицинских знаний

26

20

8

6

Тема 3.1

Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях

16

14

6

2

Тема 3.2

Производственный травматизм, меры профилактики, первая медицинская помощь при травмах

10

6

2

4

Раздел 4

Основы обороны государства и воинская обязанность

15

6

9

Тема 4.1

История создания Вооруженных Сил России.  Организационная структура  Вооруженных Сил  РФ

4

2

2

Тема 4.2

Воинская обязанность

5

2

3

Тема 4.3

Военнослужащий – защитник своего Отечества

6

2

4

Зачет

2

2

Итого

105

70

16

35

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и

 чрезвычайных ситуациях

Тема 1.1.  Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера;

поведение человека в этих ситуациях

Студент должен:

знать:

- опасные ситуации природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, и правила поведения в них;

уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала:

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам  их распространения и тяжести последствия; действия населения при их возникновении.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Роль несовершеннолетних в возникновении опасных ситуаций социального характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Хулиганство, грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества, вандализм, насилие над личностью. Виды наказаний, назначенных несовершеннолетним.

Практическое занятие № 1. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

Самостоятельная работа. Краткая характеристика опасных ситуаций социального характера. Криминогенная обстановка в местах проживания, правила безопасного поведения в местах повышенной криминогенной опасности: рынок, общественный транспорт, подъезд дома, лифт, стадион. – 2 часа

Тема 1.2. Проблемы экологии и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека в среде его обитания

Студент должен:

знать:

- влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу и биосферу:

уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала:

Промышленная экология. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу и биосферу. Характеристика предприятий в районе проживания и их влияние на человека и природную окружающую среду.

Самостоятельная работа. Роль антропогенного фактора в возникновении чрезвычайных и опасных ситуаций (деятельность АЭС, химическое производство, товаров массового потребления.

Предельно допустимая концентрация токсических выбросов и уровни энергетических загрязнителей. Меры по охране окружающей среды. – 2 часа.

Тема 1.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Студент должен:

знать:

- права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала:

        Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, структура, силы и средства, предназначение, решаемые задачи по защите населения от чрезвычайных ситуаций; структура. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Самостоятельная работа. ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». – 2 часа.

Тема 1.4. Гражданская оборона – составная часть

обороноспособности страны

Студент должен:

знать:

- основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- способы защиты и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

уметь:

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях;

- действовать по сигналу «Внимание, Всем!»

Содержание учебного материала:

Гражданская оборона (ГО), история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация и структура управления ГО.

Современные средства поражения и их поражающие фактор: ядерное, химическое, бактериологическое оружие; современные средства поражения. Проводимые мероприятия по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты населения. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Эвакуация населения. Организация и проведение эвакуации. Назначение и работа эвакокомиссий. Обязанности и правила поведения населения при эвакуации.

Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях, её предназначение.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Практическое занятие № 2.  Единая система доведения предупредительного сигнала «Внимание, Всем!». Передача речевой информации о чрезвычайных ситуациях, примерное её содержание. Действия населения и персонала объектов по сигналам оповещения.

Практическое занятие № 3.  Использование средств индивидуальной и коллективной защиты. Отработка правил поведения в защитных сооружениях.

Самостоятельная работа. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые  в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. – 2 часа.

 Самостоятельная работа.  Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. – 2 часа.

Тема 1.5. Государственные службы по охране здоровья и

безопасности граждан

Студент должен:

знать:

- основные мероприятия, проводимые государственными службами, по охране населения в чрезвычайных ситуаций мирного времени;

уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала:

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Самостоятельная работа.  Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. – 2 часа.

Самостоятельная работа. Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности. – 2 часа.

        Контрольная работа № 1. Тема: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Раздел 2. Обеспечение личной безопасности и

 сохранение здоровья

Тема 2.1. Здоровье и здоровый образ жизни

        

Студент должен:

знать:

- основные положения о здоровье и  здоровом образе жизни и личной гигиены;

уметь: 

- планировать свой режим дня, рационально сочетая в нем умственные и физические нагрузки;

- составлять рацион питания.

- поддерживать необходимый уровень своего здоровья – работоспособность;

Содержание учебного материала:

Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Рациональное питание и его значение для здоровья и работоспособности человека. Гигиена питания.

Самостоятельная работа.  Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.  Режим труда и отдыха.  Биологические ритмы и трудоспособность человека. – 2 часа.

Тема 2.2. Вредные привычки и их профилактика

Студент должен:

знать:

-  о влияние на здоровье человека вредных привычек;

- о значении профилактики вредных привычек для сохранения здоровья;

уметь: 

- противостоять вредным привычкам;

- проводить профилактические мероприятия за здоровый образ жизни.

        Содержание учебного материала:

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика  вредных привычек.

        Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

        Курение и его влияние на состояние здоровья.  Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

        Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.

        Практическое занятие № 4.  Презентации о профилактике вредных привычек

Самостоятельная работа.  –  2 часа. Социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Правовые основы об ограничении курения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Тема 2.3. Нравственность и здоровье. Репродуктивное здоровье.

        

Студент должен:

знать:

- основные понятия репродуктивного здоровья;

- меры профилактики венерических болезней;

уметь: 

- соблюдать правила личной гигиены;

- проводить профилактические мероприятия за здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала:

        Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Правила личной гигиены. Гигиена одежды.

        Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

        ВИЧ – инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. Профилактика  СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ – инфекцией.

        Самостоятельная работа.  Семья в современном обществе. Семейное законодательство Российской Федерации. Брак и семья.  Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. – 2 часа.

Раздел 3. Основы медицинских знаний

Тема 3.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях

Студент должен:

знать:

- методы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях;

- наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;

уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ранениях, кровотечениях, травмах;

-  проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание;

- проводить профилактические мероприятия в борьбе с инфекционными болезнями

Содержание учебного материала:

Ранения, их виды.  Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран.

        Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Острая сердечная недостаточность, инсульт, профилактика.

Первая помощь при переохлаждении, обморожении; тепловом и солнечном ударах. Оказание первой медицинской помощи утопающему.

Первая помощь при укусах животных и насекомых.

Практическое занятие № 5.  Правила наложения  стерильных повязок.

Практическое занятие № 6.  Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута.

Практическое занятие № 7.  Первая помощь при остановке сердца. Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Самостоятельная работа.  Инфекционные заболевания, эпидемии и их профилактика.– 2 ч.

3.2. Производственный травматизм, меры профилактики, оказание первой помощи при травмах

Студент должен:

знать:

- методы средства оказания первой медицинской помощи при возможных травмах на производстве;

-  требования по технике безопасности на рабочем месте;

уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при травмах;

Содержание учебного материала:

Общие требования к технике безопасности при работе с электрическими приборами, режущими инструментами во время работы.

Поражение человека электрическим током, оказание первой медицинской помощи.

Травматический шок, его профилактика.

Производственные травмы: порезы, ушибы, вывихи, растяжения связок; переломы костей скелета человека.

Ожоги. Виды ожогов. Первая помощь при ожогах.

Отравления. Виды отравлений, правила оказания первой помощи.

Практическое занятие № 8.  Правила оказания первой помощи при производственных травмах: порезах, ушибе, вывихе, растяжение связок; переломах костей скелета человека.

Самостоятельная работа.  Меры профилактики производственного травматизма. – 2 часа.

Контрольная работа № 2. «Основы медицинских знаний»

Раздел 4. Основы обороны государства и

воинская обязанность.

Тема 4.1. История создания Вооруженных Сил России.

Организационная структура Вооруженных Сил

Студент должен:

знать:

- основные требования Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации

- виды и рода  войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

уметь:

- развивать в себе необходимые познавательные качества, отвечающие требованиям

военной службы.

Содержание учебного материала:

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, их структура и предназначение. Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск.

Самостоятельная работа.  Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформы Вооруженных Сил. – 2 часа.

Тема 4.2. Воинская обязанность

Студент должен:

знать:

- основные понятия воинской обязанности граждан;

- общие требования к уровню подготовки призывника;

уметь:

- развивать в себе необходимые физические качества, отвечающие требованиям военной службы.

Содержание учебного материала:

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Призыв на военную службу. Обязанности военнослужащих.

Прохождение военной службы по контракту. Основные условия и требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы.

Альтернативная гражданская служба. Основные условия и требования, предъявляемые  к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Самостоятельная работа.  Обязательная подготовка граждан к военной службе.  Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Общие права и обязанности военнослужащих. – 2 часа.

Тема 4.3. Военнослужащий – защитник своего Отечества

 

Студент должен:

знать:

- правовые основы военной службы и порядок её прохождения;

уметь:

- развивать в себе необходимые психологические и профессиональные качества, отвечающие требованиям военной службы.

Содержание учебного материала:

Воинский долг - священная обязанность Отечеству, его вооруженной защите. Особенности воинского коллектива.

Статус военнослужащего, его права, свободы и обязанности, льготы представляемые военнослужащим.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы.

Самостоятельная работа.  Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. – 2 часа.

Самостоятельная работа.  Ритуал приведения к воинской присяге.

Запас Вооруженных сил РФ, его предназначение. – 2 часа.

Самостоятельная работа.  Конституция РФ  и Законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих",   "О воинской обязанности и военной службе".– 2 часа.

Формы проведения текущего, промежуточного и итогового

контроля знаний студентов

Текущий контроль знаний осуществляется для всех студентов колледжа, обучающихся по основным образовательным программам в соответствии с требованиями ГОС, ФГОС СПО.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного  на соответствующую учебную дисциплину, профессиональный модуль как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.

Текущий контроль знаний проводится на любом из видов учебных занятий. Методы текущего контроля выбираются преподавателем, исходя из специфики учебной дисциплины, сформированных профессиональных и общих компетенций. Преподаватель обеспечивает разработку и формирование блока заданий, используемых для проведения текущего контроля качества обучения.

Текущий контроль знаний имеет следующие виды:

 -  устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;

-  проверка выполнения письменных домашних заданий и практических работ;

-  защита практических;

-  контрольные работы;

-  тестирование;

-  контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);

-  семинарские занятия;

Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются преподавателями и методической службой колледжа.

Виды и сроки проведения текущего контроля знаний студентов устанавливаются программой учебной дисциплины, календарно-тематическим планом.

В начале учебного года или семестра преподаватель, по своему усмотрению, проводит входной контроль (срезы) знаний студентов, приобретённых на предшествующем этапе обучения. Показатели входного контроля знаний используются для коррекции процесса усвоения дидактических единиц и при анализе результативности изучения учебной дисциплины.

Обобщение результатов текущего контроля проводится 2 раза в семестр.

Результаты успеваемости за месяц каждого обучающегося и группы в целом предоставляются в форме ведомости преподавателями в учебную часть и кураторам.

Данные обобщаются, анализируются и вырабатываются  предложениями по повышению качества знаний, используются для обеспечения эффективной учебной работы студентов, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики преподавания учебных дисциплин, коррекции учебного процесса.

Промежуточный контроль знаний обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента, ее корректировку и проводится с целью определения:

-  соответствия уровня и качества подготовки специалиста ГОС, ФГОС СПО;

-  полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине;

-  сформированности профессиональных компетенций, умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач;

-  сформированности общих компетенций.

Промежуточный контроль оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр. Основными формами промежуточного контроля являются:

-  зачет/дифференцированный;

-  зачет по отдельной дисциплине.

Итоговая форма контроля экзамен, целью которого является оценка теоретических знаний и практических навыков, способности студентов к мышлению, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.

Экзамен проводятся в период экзаменационной сессии, по установленному графику учебного процесса. Перед экзаменом планируется проведение консультации

Форма проведения экзамена по дисциплине: устная, практическая, смешанная

Экзамен может проводиться в тестовой форме, в т.ч. в электронном виде.

Экзаменационные материалы составляются на основе программы учебной дисциплины  и охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы.  Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателем дисциплины, обсуждается на заседании кафедры не позднее, чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.

К началу экзамена преподаватель готовит экзаменационные билеты, наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене.

В критерии оценки уровня подготовки студента на экзамене входят:

- уровень освоения студентом материала, предусмотренного программой по учебной дисциплине;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.

 Зачет (дифференцированный зачет)- это форма контроля, при помощи которого проверяется выполнение студентами усвоение учебного материала практических и семинарских занятий. Вопросы и практические задачи соответствуют примерному перечню вопросов к зачету (ГОС), формам контроля знаний (ФГОС).

Экзаменационные вопросы, вопросы к зачетам на бумажных носителях

должны быть доступны для студентов не позднее 2 недель до экзамена, зачета.

Перечень заданий для самостоятельной работы

№ темы

Кол-во часов

Вид и содержание самостоятельной работы

1.1.

2

Реферат. Краткая характеристика опасных ситуаций социального характера. Криминогенная обстановка в местах проживания, правила безопасного поведения в местах повышенной криминогенной опасности: рынок, общественный транспорт, подъезд дома, лифт, стадион.

1.2

2

Доклад. Роль антропогенного фактора в возникновении чрезвычайных и опасных ситуаций (деятельность АЭС, химическое производство, товаров массового потребления и т. д. ПДК токсических выбросов и уровни энергетических загрязнителей. Меры по охране окружающей среды.

1.3

2

Конспект. ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1.4

2

Конспект. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые  в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

1.4

2

Реферат. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени  

1.5

2

Доклад. Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств

1.5

2

Конспект. Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности

2.1

2

Презентации. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Режим труда и отдыха.  Биологические ритмы и трудоспособность человека

2.2

2

Презентации.  Социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Правовые основы об ограничении курения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании

2.3

2

Конспект. Семья в современном обществе. Семейное законодательство Р Ф. Брак и семья.  Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей

3.1

2

Реферат. Инфекционные заболевания, эпидемии и их профилактика

3.2

2

Доклад. Меры профилактики производственного травматизма

4.1

2

Конспект. Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности

4.2

2

Конспект. Обязательная подготовка граждан к военной службе.  Добровольная подготовка граждан к военной службе. Общие права и обязанности военнослужащих

4.3

2

Конспект.  Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной служб

4.3

2

Презентация. Ритуал приведения к воинской присяге

4.3

2

1

Реферат. Конституция РФ  и Законы "Об обороне", "О статусе  военнослужащих",   "О воинской обязанности и военной службе".

Итого

35

    *1.  В.Н. Латчук, Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10-11 кл. Дрофа – М., 2008            2. Смирнов А.Т.,  Васнев В.В. Основы военной службы. Учебное пособие. – М. «Дрофа», 2007.

Перечень практических заданий

по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

№ занятия

Раздел

Темы занятий

1

Раздел 1.

Тема 1.1

Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). – 2 часа

2

Раздел 1.

Тема 1.4

Единая система доведения предупредительного сигнала «Внимание, Всем!». Передача речевой информации о чрезвычайных ситуациях, примерное её содержание. Действия населения и персонала объектов по сигналам оповещения. – 2 часа

3

Раздел 1.

Тема 1.4

Использование средств индивидуальной и коллективной защиты. Отработка правил поведения в защитных сооружениях. – 2 часа

4

Раздел 2

Тема 2.2

Презентации о профилактике вредных привычек – 2 часа

5

Раздел 3

Тема 3.1

Правила наложения  стерильных повязок.

Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. – 2 часа

6

Раздел 3

Тема 3.1

Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. – 2 часа

7

Раздел 3

Тема 3.1

Первая помощь при остановке сердца. Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.     -   2 часа

8

Раздел 3

Тема 3.2

Правила оказания первой помощи при                       - 2 часа производственных травмах: порезах, ушибе, вывихе, растяжение связок; переломах костей скелета человека.

Итого:           16 часов

Контрольная работа № 1

Вариант № 1

1.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам  их распространения и тяжести последствия; действия населения при их возникновении.

2. Перечислите  наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера для района проживания; защита населения и территорий.

3. Современные средства поражения и их поражающие факторы.

Вариант № 2

1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам  их распространения и тяжести последствия; действия населения при их возникновении.

2. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний, назначенных несовершеннолетним.

3. Организация и структура управления ГО. Гражданская оборона в колледже; основные задачи, силы и средства.

Вариант № 3

 1.  Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Меры по охране окружающей среды.

2.  Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

3. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Средства индивидуальной защиты населения

Вариант № 4

 1.  Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.  Действия населения и персонала объектов по сигналам оповещения.

2. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.

3. Медицинские средства защиты и профилактики.

Эвакуация населения. Организация и проведение эвакуации. Назначение и работа эвакокомиссий. Обязанности и правила поведения населения при эвакуации

Контрольная работа № 2

Вариант № 1

1. Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

2. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

3. Ранения, их виды.  Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран. Реанимация.

Вариант № 2

1. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

2. Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

3. Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Реанимация.

Вариант № 3

 1. Рациональное питание и его значение для здоровья и работоспособности человека. Гигиена питания

2.  ВИЧ – инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. Профилактика  СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ – инфекцией.

3. Острая сердечная недостаточность, инсульт, профилактика. Реанимация.

Вариант № 4

 1.  Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Режим труда и отдыха.

2. Профилактика  вредных привычек.  Социальные последствия вредных привычек.

3. Способы временной остановки кровотечений. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. Реанимация.

Вопросы к зачету

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций. Действия населения при их возникновении.

2. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций наиболее вероятных для данной местности Защита населения в этих чрезвычайных ситуациях.

3. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний.  

4. Криминогенная обстановка в местах проживания, правила безопасного поведения в местах повышенной криминогенной опасности.

5. Характеристика предприятий в районе проживания и их влияние на человека на природную окружающую среду.

        6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС; силы и средства, предназначение.

7. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

8. Гражданская оборона (ГО); предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей.

9. Современные средства поражения и их поражающие фактор: ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Проводимые мероприятия по защите населения от современных средств поражения.

10. Защитные сооружения гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

11. Средства индивидуальной защиты населения. Медицинские средства защиты и профилактики.

12. Эвакуация населения. Организация и проведение эвакуации. Назначение и работа эвакокомиссий. Обязанности и правила поведения населения при эвакуации.

13. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях, её предназначение. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, по защите учащихся и персонала от ЧС техногенного характера.

14. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

15. Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья.

16. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

17. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика  вредных привычек.

  18. Отравление спиртами и табачным дымом. Доврачебная помощь при отравлении спиртами и табачным дымом.

        19. Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

20. ВИЧ – инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. Профилактика  СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ – инфекцией.

        21. Семья в современном обществе. Семейное законодательство Российской Федерации. Брак и семья. Права и обязанности родителей.

22.  Ранения, их виды.  Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран.

        23. Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

24. Острая сердечная недостаточность, инсульт, профилактика. Реанимация.

25. Поражение человека электрическим током, оказание первой медицинской помощи. Травматический шок, его профилактика.

26. Производственные травмы: порезы, ушибы, вывихи, растяжения связок; переломы костей скелета человека.

27. Ожоги. Виды ожогов. Первая помощь при ожогах.

28. Отравления, правила оказания первой помощи.

29. Вооруженные Силы Российской Федерации, их структура и предназначение. Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск.

30. Воинский учет и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету

31. Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по контракту.. Права и льготы.

32. Альтернативная гражданская служба. Основные условия и требования, предъявляемые  к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Контрольные вопросы

Тема «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

        Вариант 1.

  1. Как подразделяются преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности? Какое максимальное наказание предусмотрено Уголовным кодексом РФ для каждого вида преступления?
  2. Что понимается под угоном автомобиля и какое наказание предусмотрено за это преступление?
  3. Что такое хулиганство? Какими признаками оно характеризуется?

Вариант 2.

  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность, и какие виды наказаний назначаются несовершеннолетним?
  2. Какая уголовная ответственность предусмотрена за криминальные действия на железнодорожном, воздушном и водном транспорте?
  3. Что такое вандализм? В каких действиях он может выражаться?

Контрольные вопросы

Тема «Правила поведения в условиях

чрезвычайных ситуаций природного характера»

        Вариант 1.

  1. Какие места в доме и на улице наиболее безопасны в случае землетрясения, урагана, бури и смерча?
  2. Как следует действовать во время пожара в здании?
  3. Какие действия необходимо предпринять при заблаговременном оповещении о наводнениях?

Вариант 2.

     

  1. Каким образом можно подать сигналы, позволяющие вас обнаружить при внезапном наводнении и если вы, оказались в завале?
  2. Какие действия необходимо предпринять при  оповещении об аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ?
  3. Как следует действовать при внезапном землетрясении?

Контрольные вопросы

Тема «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)»

        Вариант 1.

  1. С какой целью создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
  2. Из каких подсистем и уровней состоит РСЧС?
  3. Какие права имеют граждане Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

     Вариант 2.

  1. Какие основные задачи выполняет РСЧС?
  2. Что включают в себе силы и средства РСЧС? Какие функции на них возложены?
  3. Какие обязанности возложены граждан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

Контрольные вопросы

Тема «Законодательные и нормативные акты Российской Федерации

 по обеспечению безопасности»

        Вариант 1.

  1. Какими законами Российской Федерации обеспечивается безопасность граждан нашей страны?
  2. Что такое безопасность? В чем заключаются основные принципы обеспечения безопасности?
  3. Какие права и обязанности установлены для граждан Федеральным законом «Об обороне»?

Вариант 2.

  1. Что включают в себя силы обеспечения безопасности в соответствии с законом Российской Федерации «О безопасности»?
  2. Какие права установлены для граждан Федеральным законом «О пожарной безопасности»?
  3. В чем заключаются основные принципы обеспечения безопасного дорожного движения?

Контрольные вопросы

Тема «Гражданская оборона как система мер по защите

населения в военное время»

        Вариант 1.

       

  1. Для какой цели предназначена гражданская оборона Российской Федерации?
  2. Какие основные задачи возложены на общеобразовательные учреждения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
  3. Что должен знать и уметь учащийся, чтобы защитить себя и окружающих в чрезвычайной ситуации?

Вариант 2.

  1. Для выполнения, каких основных задач предназначена гражданская оборона Российской Федерации?
  2. Графически изобразите систему предупреждения и ликвидации ЧС нашего учреждения.
  3. Какие основные документы разрабатываются в образовательных учреждениях на случай возникновения чрезвычайной ситуации?

Контрольные вопросы

Тема «Современные средства поражения

и их поражающие факторы»

        Вариант 1.

       

  1. На чем основано поражающее действие ядерного оружия? На какие виды подразделяются ядерные взрывы?
  2. Дайте определение отравляющих веществ. На какие виды они подразделяются в зависимости на организм человека?
  3. Что такое бактериологическое оружие? Какими способами оно может применяться?

Вариант 2.

  1. Назовите поражающие факторы ядерного взрыва. Каким образом  они воздействуют на человека?
  2. В каком виде могут быть применены отравляющие вещества и, какими средствами они могут быть доставлены к цели?
  3. На какие виды подразделяются современные обычные средства поражения?

Контрольные вопросы

Тема «Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны

 по защите населения в мирное и военное время»

        Вариант 1.

  1. Какими способами производится оповещение населения о чрезвычайной ситуации и в чем они заключаются?
  2. Какие сооружения относятся к средствам коллективной защиты? Что запрещается делать в защитных сооружениях?

Вариант 2.

  1. На какие виды подразделяются средства индивидуальной защиты населения? Какие защитные средства относятся к каждому из видов?
  2. Что такое санитарная обработка? Какие виды санитарной обработки вы знаете и, в чем они заключаются?

Контрольные вопросы

Тема «Основы медицинских знаний и профилактика

инфекционных заболеваний»

        Вариант 1.

     

  1. Дайте определения понятия «здоровье», сформулированного Всемирной организацией здравоохранения. Из каких составляющих складывается здоровье?
  2. На какие группы подразделяются инфекционные заболевания? Какие наиболее распространенные инфекции входят в каждую из этих групп?
  3.  Какими способами передается инфекция?

Вариант 2.

  1. По каким основным критериям принято оценивать здоровье человека?
  2. Что такое иммунитет? Назовите разновидности иммунитета.
  3. Сформулируйте основные правила профилактики инфекционных заболеваний.

Контрольные вопросы

Тема «Основы здорового образа жизни»

        Вариант 1.

     

  1. Что такое здоровый образ жизни и, каковы его составляющие?
  2. Что понимается под режимом труда и отдыха и, каковы его основополагающие принципы?
  3. Какие правила следует выполнять, чтобы занятия физической культурой стали привычкой?

Вариант 2.

  1. Какие основные элементы жизнедеятельности человека обеспечивают высокий уровень жизни?
  2. Оценкой, каких составляющих можно определить уровень физической формы человека? Дайте определение этих составляющих.
  3. Каким образом влияют на организм человека закаливающие процедуры? Назовите основные виды закаливания.

Контрольные вопросы

Тема «Вооруженные силы Российской Федерации –

защитники нашего Отечества»

        Вариант 1.

  1. Дайте определение Вооруженных Сил государства. Из каких видов и других организационных структур состоят Вооруженные Силы Российской Федерации?
  2. Что понимается под обороноспособностью государства и, от каких факторов она зависит?
  3. Какие войска и организации, кроме Вооруженных Сил, выполняют задачи в области обороны государства? Перечислите основные из этих задач.

Вариант 2.

  1. Назовите наиболее известные военные реформы, проведенные в России. Какими причинами обусловлена необходимость проведения военной реформы в Российской Федерации в настоящее время?
  2. Для чего предназначены специальные войска? Из каких войск, частей и подразделений они состоят?
  3. Что включают в себя силы обеспечения безопасности  Российской Федерации?

Контрольные вопросы

Тема «Боевые традиции Вооруженных Сил России»

        Вариант 1.

       

  1. Что такое боевые традиции? Назовите важнейшие боевые традиции Российских Вооруженных Сил.
  2. Какие качества присущи военнослужащим воинского долга?
  3. Что вы понимаете под войсковым товариществом? В каких формах оно проявляется?

Вариант 2.

  1. Какие боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации можно отнести к главным? Дайте определение каждой из них.
  2. Что собой представляет воинский коллектив и, какими основными чертами он характеризуется?
  3. Каким образом проявляется войсковое товарищество в повседневной армейской жизни?

Контрольные вопросы

Тема «Символы воинской чести»

        Вариант 1.

       

  1. Что есть Боевое Знамя воинской части и на что оно указывает?
  2. Какие ордена предусмотрены в наградной системе Российской Федерации для награждения за воинские и другие отличия и заслуги?
  3. Что понимается под воинскими ритуалами? На какие виды условно могут быть разделены воинские ритуалы?

Вариант 2.

  1. Каким образом хранится и кем охраняется Боевое Знамя части?
  2. Кем и когда в качестве государственных наград были утверждены медали? Какие медали предусмотрены наградной системой Российской Федерации?
  3. Какие воинские ритуалы следует отнести к ритуалам боевой деятельности?

Контрольные вопросы

Тема «Основы здорового образа жизни»

        Вариант 1.

  1. Какие гигиенические правила следует выполнять, ухаживая за своей кожей?
  2. Как правильно ухаживать за своими волосами?
  3. Что такое семья и каковы ее главные функции?
  4. Какие правила следует соблюдать, чтобы избежать заражения венерической болезнью?

Вариант 2.

  1. Сформулировать правила ухода за зубами и полостью рта.
  2. Каких правил следует придерживаться супругам, чтобы сохранить любовь и уважение друг другу?
  3. В каких случаях действующее  законодательство Российской Федерации не допускает заключение брака?
  4. Назовите известные вам венерические болезни. Какие из них являются наиболее опасным для здоровья человека

Контрольные вопросы

Тема «Первая медицинская помощь

при кровотечениях и ранениях»

        Вариант 1.

 

  1. Назовите виды кровотечений и их характеристики.
  2. Какие способы используют для временной остановки кровотечения?
  3. Что представляет собой внутреннее кровотечение и каковы его признаки?

Что такое рана? Какие бывают раны?

Вариант 2.

1. Назовите признаки наружного артериального и поверхностного венозного кровотечения.

2. Какие ошибки совершают оказывающие помощь при наложении кровоостанавливающего жгута?

3. Какую помощь следует оказать пострадавшему при внутреннем кровотечении?

Каких правил следует придерживаться при наложении повязки на ран

Контрольные вопросы

«Первая медицинская помощь при травмах

опорно-двигательного аппарата»

        Вариант 1.

  1. Что включает в себя опорно-двигательного аппарата человека, и какие функции он выполняет?
  2. Сформулируйте общие действия по оказанию первой помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах.
  3. Что собой представляет открытые переломы и чем они опасны?

Вариант 2.

  1. Какие закрытые травмы, и по каким причинам могут возникать при механическом воздействии на опорно-двигательный аппарат?
  2. Какие симптомы характерны для закрытого перелома? Как можно обнаружить закрытый перелом?
  3. Какие правила следует выполнять при наложении шины на место перелома

Контрольные вопросы

«Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме,

при повреждении позвоночника, травмах груди, живота и таза»

        Вариант 1.

  1. Какие причины чаще всего вызывают травмы головы и позвоночника?
  2. Какие симптомы характерны при сотрясении головного мозга?
  3. Что такое пневмоторакс? В результате чего он возникает? Как избежать пневмоторакса?

Вариант 2.

  1. Какие признаки свидетельствуют о травме головы и позвоночника?
  2. В результате, каких действий чаще всего травмируются грудь, живот и таз?
  3. Назовите наиболее распространенные виды травм груди, живота и таза

Контрольные вопросы

«Первая медицинская помощь при травматическом шоке,

остановке сердца, острой сердечной недостаточности и инсульте»

Вариант 1.

  1. Что такое травматический шок? Какие причины чаще всего приводят к нему?
  2. В какой последовательности проводятся реанимационные мероприятия при оказании помощи человеку, находящемуся в состоянии клинической смерти?
  3. Какие признаки свидетельствуют об остановке сердца?
  4. Что такое острая сердечная недостаточность, и по каким причинам она возникает?

Вариант 2.

  1. Как следует оказывать первую медицинскую помощь при травматическом шоке?
  2. Что такое клиническая смерть? Какие признаки свидетельствуют о её наступлении?
  3. Каким образом определяется наличие пульса на сонной артерии?
  4. В результате, каких причин возникает инсульт? Какие симптомы в состоянии пострадавшего свидетельствует об инсульте

Контрольные вопросы

«Воинская обязанность»

        Вариант 1.

  1. Что такое воинская обязанность, и какую структуру она имеет?
  2. Какие основные особенности отличают военную службу от других видов государственной службы?
  3. Какие причины являются уважительными в случае неявки по вызову военкомата?
  4. В каких случаях военнослужащий (не офицер), проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение?

Вариант 2.

  1. Что такое военная служба, и в каких войсках, органах и формированиях она исполняется?
  2. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.
  3. Какие виды подготовки граждан к военной службе установлены Федеральным законом «О воинской обязанности  и военной службе»?
  4. Для чего предназначен запас Вооруженных Сил Российской Федерации, и из каких категорий граждан он создается?

Контрольные вопросы

«Особенности военной службы»

        Вариант 1.

  1. Какими законодательными и нормативными правовыми актами регламентируются вопросы обороны и военного строительства в Российской Федерации?
  2. Какие категории граждан подлежат освобождению от призыва на военную службу?
  3. В чем заключаются общие обязанности военнослужащих в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации?
  4. Какие виды ответственности несут военнослужащие в случае совершения ими правонарушений?

Вариант 2.

  1. Какие виды льгот представляются военнослужащим, проходящим военную службу по призыву?
  2. Какие функции выполняют уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, и на какие виды они подразделяются?
  3. Какие категории граждан имеют право заключить контракт о прохождении военной службы?
  4. Какие права и свободы военнослужащих ограничены в связи со спецификой военной службы, и каким образом они реализуются?

Контрольные вопросы

«Военнослужащий – защитник своего Отечества.  

        Вариант 1.

  1. Что понимают под воинской дисциплиной, и почему её роль и значение в современных условиях возрастает?
  2. На какие виды условно может быть разделена воинская деятельность?
  3. На основании,  каких законодательных и правовых актов, и с какой целью  осуществля-ется международная (миротворческая) деятельность ВС РФ?

Вариант 2.

  1. Что включает в себя боевая подготовка, и какие цели она преследует?
  2. Что такое личная дисциплинированность воина?
  3. Какие дополнительные льготы установлены военнослужащим, проходящим службу в «горячих» точках.

Основная литература

  1. В.В. Марков , Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. под ред.

– М., 2008

  1. В.Н. Латчук, Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. под ред.

– М., 2008

  1. И.К . Топоров И.К  Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации  10 - 11 кл. под ред .– М., 2005
  2. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.В. Основы  безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2007
  3. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.В. Основы  безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2007
  4. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебник для 10-11 классов. – М. Просвещение, 2007
  5. Смирнов А.Т.,  Васнев В.В. Основы военной службы. Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2007.

Дополнительная литература

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральные законы РФ: «Об образовании», «О гражданской обороне»,

 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе",

«О внесении изменений в Федеральный закон»

О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14

 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии  терроризму».

  1.  Семейный кодекс РФ (действующая редакция)
  2. Уголовный кодекс РФ (последняя редакция)
  3. Вишняков Я.Д. Основы противодействия терроризму Учебное пособие  -

 М Академия, 2006

Интернет - источники

http://www.roman.by/r-21541.html

http://www.neuch.ru/referat/22348.html

www.nestudent.ru (картинки)

www.Grandars.ru  «Основы безопасности жизнедеятельности»

Технические средства обучения

        Видеопроектор, видеоплеер, мультимедийный проектор, персональный компьютер, телевизор, экран, бытовой дозиметр,  тренажер «Гоша», таблицы, плакаты, ноутбук



Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

Колледж «Угреша»

УТВЕРЖДАЮ

Начальник учебной части

                                         _________ А.В. Капранова

  «___»____________ 2011г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2011/2012 учебный год.

  По дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности

                                                                         Специальность     260807.01  «Повар, кондитер»______________

   Для       1___ курса,      группы     №   113________________

   Преподаватель  Кирильчатенко Наталия Александровна

Общее количество часов  по учебному плану на дисциплину     70 часов

В том числе

Количество часов по учебному плану  на 2011/2012 учебный год 70 час.

Из них:

Уроки комбинированные

  16 час

   Практические занятия

 16 час

Уроки-сообщения новых знаний

8 час

Лабораторные работы

0 час

Уроки повторения

6 час

Консультации по курсовой работе

0 час

Лекции

14 час

Экскурсии

0 час

Семинары

10 час

Диспуты

0 час

Составлен в соответствии с учебной  рабочей программой, утвержденной

«____» ______________          __2011__ г.

Рассмотрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин

Протокол от «___» ____________      _2011_г.     №____________

Заведующий кафедры ________________        Ю.В. Есикова


заня

тий

Наименование разделов, тем, занятий

Коли

чество часов

Календарные  сроки изучения (месяц)

Вид занятий

Наглядные посо

бия

Задания для самостоятельной работы студентов

Примеча

ние

план

факт

Раздел 1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

30

Тема 1.1  Опасные и чрезвычайные ситуации природного,  техногенного и социального характера; поведение человека в этих ситуациях

8

1-2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характер. Классификация чрезвычайных ситуаций; действия населения при их возникновении.

2

сентябрь

лекция

плакаты

Реферат. Характе

ристика опасных ситуаций социаль-ного характера в местах прож-я– 2 ч

3-4

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычай

ных ситуаций природного и техногенного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2

сентябрь

Комбирированн.

плакаты

5-6

Роль несовершеннолетних в возникновении опасных ситуаций социального характера. Уголовная ответст

венность несовершеннолетних. Хулиганство, грубое нарушение общественного порядка, повреждение чу

жого имущества, вандализм, насилие над личностью. Виды наказаний, назначенных несовершеннолетним.

2

сентябрь

комбинированн.

презентация

7-8

Практическое занятие № 1 . Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

2

сентябрь

Практи

ческое

видеофильм

Тема 1.2  Проблемы экологии и её влияние на безопасность  жизнедеятельности человека в среде обитания

2

9-10

Промышленная экология. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу и биосферу. Меры по охране окружающей среды

2

октябрь

семинар комбинированн.

видеофильм

Доклад. Роль ан-тропоген. фактора в возникновении чс. ПДК? Меры по охране – 2 час.

Тема 1.3  Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

4

11-12

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, структура, силы и средства; основные задачи по защите населения от ЧС

2

октябрь

лекция

таблицы

Конспект.

ФЗ «О защите насе

ления и террито

рии от ЧС природ и техногенного характера» - 2 час.

13-14

Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

2

октябрь

лекция

Тема 1.4  Гражданская оборона - составная часть оборонной способности страны

14

15-16

Гражданская оборона (ГО), история её создания, пред

назначение и задачи по обеспечению защиты населе

ния от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация и структура управления ГО. Организация ГО в образовательных учреждениях, её предназначение

2

октябрь

лекция

плакаты

Реферат. Правовые основы организа

ции защиты населе

ния РФ от ЧС мир-ного времени

- 2 час

17-18

Современные средства поражения и их поражающие факторы: ядерное, химическое, бактериологическое оружие; современные средства поражения.

2

ноябрь

Сообщение новых знаний

плакаты

Конспект. Аварий

но-спасательные и др. неотложные ра

боты, проводимые  в зонах ЧС–2 час.

19-20

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

2

ноябрь

Комбинированн.

экскурсия

плакаты

21-22

Практическое занятие. № 2 Единая система доведения предупредительного сигнала «Внимание, Всем!». Передача речевой информации о ЧС, примерное её содержание. Действия населения и персонала объектов по сигналам оповещения. Эвакуация населения их обязанности и правила поведения при эвакуации.

2

ноябрь

Практич

видеофильм

23-24

Средства индивидуальной защиты населения и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики в ЧС

2

ноябрь

Комбинированн.

Про

тиво

газы

25-26

Практическое занятие. № 3 Использование средств индивидуальной и коллективной защиты. Отработка правил поведения в защитных сооружениях.

2

декабрь

Практич

Про

тиво

газы

27-28

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения.

2

декабрь

семинар

Тема 1.5  Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан 

2

29

30

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Другие государственные службы в области безопасности.

Контрольная работа № 1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1

1

декабрь

Семинар

Контр. работа

видеофильм

Доклад.  Полиция в РФ - 2 ч.

Конспект. Служба скорой помощи. Другие государст

венные службы в обл. безопа-сти 2 ч

Раздел 2

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

12

Тема 2.1   Здоровье и здоровый образ жизни

4

31-32

Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

2

январь

Комбинированн.

Презентации студентов

Презентация.

Двигательная

Активность и зака

ливание организ

ма. Занятия физку

льтурой. Режим труда  и отдыха – 2 час.

33-34

Режим труда и отдыха.  Биологические ритмы и трудоспособность человека.

Рациональное питание и его значение для здоровья и работоспособности человека. Гигиена питания.

2

январь

Комбинированн.

Презентац.

студентов

Тема 2.2  Вредные привычки и их профилактика

4

35-36

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика  вредных привычек.

2

январь

семинар

Видеофиль

презентац

Презентация. Социальные по

следствия вредных привычек. Право

вые основы – 2 ч.

37-38

Практическое занятие. № 4 Презентации о вреде и профилактике вредных привычек

2

февраль

Практич

семинар

Тема 2.3

Нравственность и здоровье. Репродуктивное здоровье.

4

39-40

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Правила личной гигиены. Гигиена одежды.

2

февраль

Коибинированн.

Конспект. Семья в современном обще

стве. Семейное за

конодательствоРФБрак и семья –2 ч.

41-42

Болезни, передаваемые половым путём. Меры профи-лактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

ВИЧ – инфекция и СПИД. Профилактика  СПИДа.

2

февраль

Сообщ. новых знаний

Видео

презентац

Раздел 3

Основы медицинских знаний

20

Тема 3.1   Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях

14

43-44

Ранения, их виды.  Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран.

2

февраль

Сообщ. новых знаний

плакаты

45-46

Практическое занятие. № 5 Правила наложения  стерильных повязок.

2

март

Практич

бинты

47-48

Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

2

март

лекция

жгут

49-50

Практическое занятие. № 6 Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута.

2

март

практич

жгут

51-52

Острая сердечная недостаточность. Признаки жизни и смерти. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний       Контрольная работа № 2  по разделу

«Основы медицинских знаний»

1

1

март

семинар

Тренажер Гоша

Реферат. Инфекци

онные заболевания

 эпидемии и их профила-ка 2 ч.

53-54

Практическое занятие № 7. Первая помощь при остановке сердца. Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

2

март

практич

Тренажер Гоша

55-56

Первая помощь при переохлаждении, обморожении; тепловом и солнечном ударах.

Первая помощь при укусах животных и насекомых.

2

апрель

Сообщ.

новых знаний

Тема 3.2    Производственный травматизм, меры профилактики, первая медицинская помощь при травмах

6

57-58

Производственные травмы: порезы, ушибы, вывихи, растяжения связок; переломы костей скелета человека.

Ожоги. Виды ожогов. Первая помощь при ожогах.

Отравления. Виды отравлений, правила оказания первой помощи.

2

апрель

лекция

59-60

Общие требования к технике безопасности при работе с электрическими приборами, режущими инструментами во время работы. Поражение человека электрическим током, оказание первой медицинской помощи. Травматический шок, его профилактика.

Контрольная работа № 2 Основы медицинских знаний

1

1

Апрель

апрель

Комбинированн.

таблицы

Доклад.  Меры профилактики про

изводственного травматизма – 2 ч.

61-62

Практическое занятие № 8.  Правила оказания первой помощи при производственных травмах: порезах, ушибе, вывихе, растяжение связок; переломах костей скелета человека.

2

апрель

практич

Бин

ты, шина

Раздел 4

Основы обороны государства и воинская обязанность

6

Тема 4.1  История создания Вооруженных Сил России.

 Организационная структура  ВС  РФ

2

63-64

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы РФ, их структура и предназначение.

Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск.

2

май

лекция

видеофильм

Конспект. Функ

ции и основные за

дачи современных ВС РФ  их роль и место в системе

обеспечения нац-ной безопасности. Реформы ВС РФ – 2 час.

Тема 4.2  Воинская обязанность

2

65-66

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Призыв на военную службу

Прохождение военной службы по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы.

Альтернативная гражданская служба.

2

май

комбинированн

Конспект. Обяза

тельная и добро

вольная подготов

ка граждан к воен

ной службе.Общие права и обязаннос

ти военнослужа

щих – 2 ч.

Тема 4.3  Военнослужащий – защитник своего Отечества

2

67-68

Воинский долг - священная обязанность Отечеству, его вооруженной защите.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы.

2

май

семинар

Конспект  Боевое Знамя воинской части - 2 ч Презентация.-2 ч Военная присяга

Реферат – 3 час. Конституция РФ  и  Законы  "Об обороне» «О воин

ской обязанности и военнойслужбе".

69-70

Итоговая проверочная работа

2

май

Итого

70

35

        

                Преподаватель                                                                                        Н.А. Кирильчатенко



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном казенном учреждении начал...

Рабочая программа по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» 1 курс, базовый уровень

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» Програ...

программа учебной дисциплины: основы безопасности жизнедеятельности

программа предназначена для изучения учащимися спо основ безопасности жизнедеятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей среднего профессионального образования базовой/углубленной подготовки

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"

Представленная рабочая программа разработат для 1-ых курсов  СПО...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технического профиля 43.01.09 «ПОВ...