Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у школьников.
статья (основы безопасности жизнедеятельности) на тему

Педагогические отношения формирования культуры межнациональных отношений у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования культуры     межнациональных отношений у школьников.

      Знания влияют на отношения человека, но влияние это не однозначное. Можно с любовью относиться к какому либо народу, почти ничего о нем не зная, и можно быть враждебным к нему, зная очень много. Враждебность предполагает наличие знания, т.к. оно должно на чем-то основываться. Так происходит и на уровне межличностных отношений: люди, как правило ненавидят тех, с кем они часто встречаются, т.е. тех, о ком им многое известно. Таким образом, получается что знания-всего лишь фактор, влияющий на культуру межнациональных отношений, причем влияющий не всегда в одном и том же направлении. Но, с другой стороны, знание лицом одной национальности языка, истории, культуры, обычаев другой нации рассматривается представлениями последней как проявления уважения к себе. Как правило так оно и есть. То есть человек стремится иметь такие знания, потому что ему приходится постоянно вступать  во взаимодействие с лицами  какой-то национальности, и ему нужно поддерживать с ними хорошие отношения. Знание оказывается структурным  элементом культуры межнациональных отношений, но только знания для ее формирования не достаточно.

      В качестве второго структурного элемента специалисты выделяют сложившиеся стереотипы этнического восприятия. Необходимо рассматривать стереотипы двух уровней. Во-первых, существует общий стереотип восприятия другой нации, проявляющийся в целостном отношении к ней. Оно может быть как позитивным, так и негативным. Во- вторых, существуют частные стереотипы восприятия отдельных  особенностей того или иного народа, например тех или иных  психологических характеристик (щедрость, трудолюбие, дружелюбие и т.д.)  В последнем случае стереотипы часто приобретают форму предрассудков, но могут и адекватно отражать реальность.

     Третьим важнейшим элементом является, толерантность (или, говоря по-русски, терпимость).

   Приведу примеры. Если где-нибудь в России встречаются и вступают в отношения  друг с другом эфиоп и малаец, они могут оба ничего не знать о народе, представителем которого является другая сторона, но из этого еще не следует, что у них низко развита культура межнациональных  отношений. Если в Россию приезжает на время или даже на постоянное жительство, предположим, португалец и вступает в отношения с местным населением, он не может рассчитывать на то, что все вокруг будут знать и учитывать его национальную принадлежность, особенности его национального  менталитета и культуры. Скорее всего, таких знаний не будет почти ни у кого, но это опять-таки не является свидетельством низкой культуры окружающих  (напротив, приезжай должен  будет узнать особенности культуры народа, в среде которого собирается жить).  Но, если рядом на протяжении столетий живут два народа, и между их представителями происходят ежедневные контакты, отсутствие у них или у одной из сторон знаний о другой стороне, безусловно, говорит о недостаточном развитии культуры межнациональных  отношений.

    Таким образом, в структуре культуры межнациональных  отношений есть инвариантные и вариативные элементы. Инвариантные элементы носят общий характер. Они связаны с общим отношением к лицам иной национальности и с толерантностью в поведении. Следовательно, они не зависят от национальной принадлежности вступающих в отношения людей. В рамках инвариантной части культуры межнациональных отношений сама национальность того или иного человека вообще не имеет никакого значения.

    Вариативные элементы культуры межнациональных отношений обусловлены специфическими особенностями связей между конкретными народами и их представителями. Между двумя полюсами, на одном из которых постоянные и очень интенсивны связи между целыми народами или значительными их частями, а на другом случайные, эпизодические контакты между отдельными представителями разных народов, располагается ряд промежуточных вариантов. В зависимости от этих вариантов культура межнациональных  отношений предполагает, во-первых, возможность разного объема знаний о национальной культуре, истории и национальных черт характера друг друга, во-вторых, возможность разного уровня сформированности частных стереотипов восприятия, точнее, возможность разного уровня их адекватности. Однако и в том случае, когда между нациями имеется постоянное взаимодействие, частные стереотипы восприятия могут искажать реальность под влиянием, например, общего предвзятого отношения.

В рамках инвариантной части культуры межнациональных  отношений необходимо соблюдение, т.к. превращение во внутреннее убеждение каждого человека всего лишь нескольких важнейших принципов. Среди них можно выделить следующие:

  1. Не отрицание национальных различий и не стремление к их стиранию, в принятие их как реально существующего факта: формирование убеждения в том, что люди разные, но должны успешно сотрудничать;
  2. Убеждение в том, что нет народов великих и  не великих, что все народы равны во всех сферах социальной, экономической и культурной жизни;
  3. Отсутствие предупреждения к какому-либо народу, понимание того, что нет наций (и, соответственно, национальных культур) хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых и т.д.;

    Из сказанного следует, что культура межнациональных  отношений предполагает обоюдное знание представителями разных наций:

  1. Черт национального характера,
  2. Особенности этнического и религиозного менталитета,
  3. Национальных и религиозных традиций и обычаев,
  4. Языка,
  5. Специфики материальной и духовной культуры друг друга.

    Невозможно добиться абсолютного знания, полного понимания и психологического принятия всего и вся. Каждый человек может что-то знать, а что-то не знать. Трудно ожидать (и требовать), например, чтобы все люди  одинаково хорошо владели не только родным языком, но и языками соседних народов. Не может также человек одновременно внутренне принимать две разные религии. Он может знать особенности каждой из них,  но считать «своей» все равно будет только одну. Поэтому культура межнациональных  отношений в её вариативной части не предполагает, что представители каждого народа будут знать различные особенности культуры другого, как своей собственной, и будут относиться к ним с такой же любовью. Однако очевидно, что, чем выше средний уровень такого рода знаний и чем более благоприятными являются взаимные установки и стереотипы восприятия, тем выше её уровень во взаимодействии между данными народами.

      Рассмотрим взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за её могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

     Патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы они имеют большое значение в моральном развитии личности способствует поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей  идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

    Следует более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; об инте6ресах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные  и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованными от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

    К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов, проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.

     Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

    Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой.

    Важную роль в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Потребности в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда он пол влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений пережить противоречие между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

    Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента культуры межнациональных отношений включает в себя обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а так же чувств, связанных с культурой межнациональных отношений.

     Чтобы эффективно использовать содержание обучения для обогащения учащихся знаниями по вопросу межнациональных отношений, необходимо, чтобы каждый учитель хорошо осознавал тот конкретный материал по своему предмету, который следует использовать при решении этой проблемы.

     Процесс выработки нравственных представлений в области культуры межнациональных отношений требует умелого учета возрастных особенностей учащихся. У младших школьников формируется самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Представления же учащихся становятся гораздо шире и глубже  и по многим вопросам находятся на уровне моральных понятий. Вполне естественно, что чем больше и ярче эти представления и понятия, тес успешнее вырабатываются у школьников оценочные мнения и суждения, и развивается их патриотическое сознание.

    Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросу культуры межнациональных отношений. Усваиваемые человеком знания по указанному вопросу не всегда определяют соответствующие этому качеству умонастроение и поведение. Здесь многое зависит от того, в какой мере эти знания приобретают для него личностные мысли, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков. В личностном плане эти принципы, или мотивы, деятельности и поведения приобретают форму взглядов и убеждений, формирование которых и составляет важнейшую задачу воспитания у учащихся культуры межнациональных отношений.

    Процесс этот представляет большую методическую сложность и сопряжен с немалыми практическими трудностями. Как уже отмечено, его составными элементами выступают следующие: возбуждение у учащихся глубоких эмоциональных переживаний в системе учебно-воспитательной деятельности по овладению идеями культуры межнациональных отношений, умелое использование положительных примеров межнациональных отношений и включения учащихся в разнообразные формы дискуссионной работы, которая способствует углубленному осмыслению рассматриваемого вопроса. Именно в таком направлении должна осуществляться воспитательная работа в школах по решению данной проблемы.

    Но учителя не ограничиваются активизацией познавательной деятельности учащихся и побуждением их к глубокому восприятию идеи культуры межнациональных отношений. При воспитании, связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочняется своя внутренняя позиция. Конечно, подобные дискуссии и диспуты не могут проводиться слишком часто. Их надо тщательно готовить, придавать им высокую содержательность с тем, чтобы каждый из них стал учащихся запоминающимся событием, глубоко запечатлевался в их сознании, затрагивал их чувства. Нельзя забывать, что для установления прочных взглядов и особенно убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально-интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в её потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой её жизненных устремлений и идеалов.

     Однако устойчивость и прочность взглядов и убеждений достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и поведения. Только те убеждения действительно определяются моральную направленность личности, которые воплощаются в соответствующих общественно значимых делах и поступках. Это требует такой организации воспитательной работы, которая способствовала бы формированию у школьников культуры межнациональных отношений.

    Формированию культуры межнациональных отношений способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь, прежде всего, используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края, неделях культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества и т.д.

   Таким образом, определяю следующие педагогические условия:

  1. Обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а так же чувств, связанных с культурой межнациональных отношений.
  2. Что бы эффективно использовать содержание обучения для обогащения учащихся знаниями по вопросам межнациональных отношений, необходимо, что бы каждый учитель хорошо осознал тот конкретный материал по своему предмету, который следует использовать при решении этой проблемы.
  3. Процесс выработки нравственных представлений в области культуры межнациональных отношений требует умелого учета возрастных особенностей учащихся.
  4. Устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания учащихся по вопросам культуры межнациональных отношений приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
  5. Включение учащихся в разнообразные форсы дискуссионной работы, которая способствует углубленному осмыслению рассмотренного вопроса.

   Культура межнациональных отношений – целостно организованная совокупность ценностей и норм, которая находит отражение в стереотипах восприятия и шаблонах поведения и призвана регулировать отношения и взаимодействие между нациями и этическими группами (в том числе, межличностное общение между их конкретеными представителями).

      Важную роль в процессе воспитания культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

     Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента культуры межнациональных отношений включает в себя обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с культурой межнациональных отношений.

     Процесс выработки нравственных представлений в области культуры межнациональных отношений требует умелого учета возрастных особенностей учащихся.

     При воспитании, связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочняется своя внутренняя позиция.  

                                                           

                                                                              Заместитель директора по          воспитательной работе школы №662 Баланенко А.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном пространстве"

Статья содержит материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений....

Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс

Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....

Воспитание культуры межнациональных отношений

Выступление на городском семинаре классных руководителей, посвящённого историческому и национальному воспитанию...

Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.

Формирование  культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....

«Формирование толерантных межнациональных отношений у старшеклассников»

Презентация покажет основные причины возникновения межнационального конфликта. А при помощи методов, приёмов и упражнений поможет недопустить подобного в вашей школе....

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»...

Управленческий проект «Проектирование системы работы школы по формированию культуры межнациональных отношений».

Управленческий проект был подготовлен в рамках программы профессиональной переподготовки "Менеджмент в образовании"...