Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и афоризмов
статья по обж по теме

Формирование у школьников психологии

безопасного поведения на основе малых жанров

устного народного творчества и  афоризмов

 

                                                                                                               Ермолаев А. В.

              МБОУШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа – интернат

                                                                                 пос. Лямина, Сургутский район

 

     Не было, нет и не будет человека, который бы в жизни не совершал ошибок, не видел горя, опасности, не попадал в трудные жизненные ситуации. Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» формирует у школьников психологию безопасного поведения, знакомит с теми проблемами и опасностями, которые могут встретиться в их жизни, обучает способам, приемам, с помощью которых можно избежать эти проблемы и опасности или выйти из них с минимальными физическими и психическими потерями, а так же с основами и особенностями воинской службы.

     Психологами доказано, что знания, воспринимаемые без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся является их воспитание и обучение на основе народных традиций, в частности – на основе составной части традиций – фольклоре (от англ. «мудрость народа»), применения на уроках ОБЖ наряду с  литературными произведениями малых жанров устного народного творчества (пословиц, поговорок, загадок), фразеологических оборотов и устойчивых выражений пословичного типа (крылатых выражений), афоризмов.

    Некоторое время в российской педагогике наблюдалась тенденция к поиску новых педагогических методов, приемов. Но не лишне напомнить известное выражение, что новое – это основательно забытое старое, а все, что старое, то и составляет историю народов, в том числе и этнопедагогику, составляющей частью которой является народный фольклор.

    Пословица – краткая притча, изречение с назиданием, поучением. Поговорка – выражение, не составляющее законченного высказывания.

     Писатель – моралист Антуан де Ривароль дал достаточно точную и образную оценку пословицам: «Пословицы суть плоды опытности всех народов, переложенные в формулы». Пословицы кратки, ёмки, облачены  в яркую выразительную форму, в них каждое слово взвешено, отобрано, точно, и поэтому они лишены расплывчатости суждений, излишней назидательности, что вызывает неподдельный интерес у учащихся.

      Социальная значимость пословиц и поговорок представлена в определении Даля В.И.: пословица – это «свод народной мудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

      Знакомство с окружающим миром и выработанными народным опытом правилами разумного поведения в этом мире, облечённый в художественную форму, несомненно, даёт возможность человеку лучше понять и запомнить, как вести себя в той или иной ситуации, развивается творческий потенциал учащихся, так как в процессе использования фольклорного материала ребёнок переживает, учится лучше понимать родную речь и образность устного народного творчества, обогащает свой словарный запас, развивается воображение, мнемоническая память и мышление.

    В статье «Не доглядишь оком – заплатишь боком» (ж. «Основы безопасности жизнедеятельности» №4, 2004) О.Понамарева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности ГПУ г. Пензы так оценивает педагогическую значимость пословиц и поговорок: «В пословицах и поговорках в яркой, легко запоминающейся, до предела лаконичной форме обобщены самые разнообразные знания. Их запоминание развивает память, мышление, смекалку, расширяет кругозор. Передача знаний осуществляется как бы мимоходом, без особого напряжения; и эти знания, опыт народа осваиваются прочно, на всю жизнь. Это и есть желаемый вариант, когда учение проходит без мучения»

     Пословицы – народные изречения, в которых отражаются не мнения отдельных людей, а народная оценка, народный, коллективный ум относительно самых разных сторон жизни. Но малые жанры устного народного творчества – это не нечто аморфное, раз и навсегда устоявшееся. Они постоянно развиваются, совершенствуются, охватывая новые стороны человеческой деятельности. В истории остаются только те пословицы, поговорки, которые отражают закономерности, апробированы в жизни большинством людей, а те, которые не прошли проверку временем, отсеиваются и забываются.

    Значительную воспитательную ценность представляют  и афоризмы великих людей разных времен и народов. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – философ, писатель, просветитель, проповедник так охарактеризовал значение афоризмов: «Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное упражнение – оно оплодотворяет ум и изощряет мысль». Я считаю, что афоризмы – это тоже в некоторой степени народное творчество, причем творчество в основном лучших представителей своего народа. В истории сохраняются те высказывания, которые так же, как и пословицы, поговорки, прошли проверку временем. Некоторые из афоризмов, может быть, кажутся спорными, но и пословицы, поговорки также зачастую неоднозначны. Это – закономерность, так как мнения людей по различным вопросам человеческой деятельности не могут быть едиными, они отражают идеологию различных слоев общества.

     Поэтому пословицы, поговорки, афоризмы незаменимы при проблемно – обучающем обучении.

    Немалый интерес вызывают у школьников старинные и современные загадки, в которых в аллегорической форме отражены всевозможные вопросы безопасности человека. Загадки – отличное средство для гимнастики ума, развития образного мышления.

      Мною разработан «Сборник пословиц, поговорок, афоризмов, загадок по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», который содержит около 5500 пословиц, поговорок, загадок, крылатых выражений, афоризмов различных народов по следующим разделам: «Общие принципы безопасности», «Правовые принципы безопасности», «Воспитание позитивного мышления», «Основы пожарной безопасности», «Основы безопасности дорожного движения», «Основы предупреждения  криминогенных ЧС,  виктимного поведения (в том числе опасность вредных привычек: курения, пьянства, азартных игр)», «Основы безопасности на воде», «Безопасность в условиях экстремальных явлений природы», «Основы безопасного поведения с животными», «Основы экологической безопасности», «Основы безопасности в социуме (правила разумного общения, взаимоотношения между людьми)», «Экономическая безопасность», «Основы безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях», «Основы безопасности в туристических походах», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (в том числе: культура питания, культура сна, физическая культура, личная гигиена, лесная аптека, народная медицина), «Семейные отношения», «Любовь к Родине», «Защита Родины».

     Для большей эффективности применения сборника в пословицы, поговорки, загадки и афоризмы распределены в разделах по понятиям. Например, раздел  «Общие принципы безопасности, психологические основы безопасности» содержит понятия: «Адекватность действий», «Беда», «Беспечность»,

«Коллективизм – разобщенность», «Ловкость, находчивость», «Осторожность, внимательность», «Опытность», «Страх – смелость, решительность, воля – бесхарактерность», «Терпение».

      Раздел «Основы безопасности в туристических походах» содержит понятия:

«Безопасность в походах», «Бивуак», «Взаимоотношения людей в походе»,

«Движение», «Питание», «Ноша, снаряжение», «Одежда, обувь»,

«Ориентирование», «Различные туристические навыки», а, например, в понятии «Одежда, обувь» содержатся пословицы:

В жаркий день теплое поддень (испан.).

И сытым не пускайся в путь без пищи, и в ясный день – без бурки.

Как обуешься, так и дойдешь.

Когда обувь тесна, человек не может наслаждаться красотой жизни (турк.).

Мозоль – не пуля, а с ног валит.

На плохую одежду плохая надежда.

Обутому в башмаки – вся земля кожей покрыта (древнеинд.).

По голове и шапка, по ноге и сапог.

Помянешь и лето, когда шубы нету.

Сапог тесен – какой толк, что мир просторен (туркмен.).

Старые башмаки никогда не жмут.

Старая одежда новую бережет (узбек.),

афоризм «Новые сапоги всегда жмут» Козьма Прутков (коллективный псевдоним русских писателей: А.К.Толстого и братьев А.М., А.М. и В.М.Жемчужниковых),

загадка:

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь – у нас работа

Топать – шлепать по болотам (резиновые сапоги) и др.

 

       Раздел «Основы безопасности в социуме,  правила разумного общения» содержит понятия: «Вежливость, такт – наглость», «Внешность», «Гнев, ссора, обида», «Доверие», «Доброта, веселость – злость», «Дружба», «Зависть», «Зазнайство – скромность», «Лицемерие», «Обычаи», «Помощь, обещания, просьба», «Самоуважение, самооценка, самоконтроль», «Сердце, душа», «Слово, молчание», «Умный – дурак», «Управленческая культура».

     Раздел «Экономическая безопасность» содержит понятия «Бережливость, осмотрительность», «Бедность – богатство», «Деньги», «Дешевизна», «Займ, долг», «Жадность», «Умеренность в потребностях».

       Раздел «Защита Родины» содержит понятия: «Армия, оборона страны, мир»,

«Артиллерия, ракетные войска», «Атака, наступление, оборона», «Бдительность, осторожность», «Боевая выучка», «Боевая техника», «Боевой пост», «Боевое Знамя», «Бой», «Взаимовыручка, боевое братство», «Военная песня», «Военно – морской флот», «Воинская дисциплина, выдержка, терпение», «Воинский устав», «Время на  войне», «Гвардия», «Герой», «Граната», «Индивидуальное стрелковое оружие», «Каска», «Командир», «Лыжи», «Маневр», «Маскировка», «Мина, минер», «Мужество, отвага, стойкость», «Воинская честь – малодушие, трусость», «Находчивость, ловкость, военная хитрость», «Начало», «Окоп», «Победа», «Пограничник», «Полк», «Предательство», «Приказ», «Присяга, клятва», «Пуля», «Разведка», «Снайпер», «Стрельба», «Строй», «Штык» и т.д.

    Несомненным достоинством пословиц, поговорок, загадок, афоризмов является различная степень их сложности. Это позволяет их применять с учетом возрастных особенностей детей: в дошкольном, начальном, среднем, старшем школьном звеньях.

    Применение малых жанров устного народного творчества, афоризмов возможно и в самых различных видах обучающей и воспитывающей деятельности: на уроках, внеклассных мероприятиях (диспутах, смотрах строя и песни, классных часах, тематических вечерах, викторинах, читательских конференциях, выставках, встречах с интересными людьми, конкурсах сочинений и др.).

    Наблюдаемое сегодня обращение педагогов к народной культуре является закономерным.  Развитие глобализации человеческого общества – явление прогрессивное, но она неизбежно приводит к  некоторому нивелированию национальных традиций, мышления. Поэтому одной из задач современной семейной, школьной педагогики является восстановление связи поколений, воспитание бережного отношения к  народной духовной культуре своего народа.

     С этой целью в «Сборнике пословиц, поговорок, афоризмов, загадок по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» отражены малые жанры устного народного творчества народов, проживающих как на территории России и в ближнем зарубежье (русских, белорусов, украинцев, ханты, азербайджанцев, таджиков, татар, мордвы, бурятов, тувинцев, марийцев, чувашей, туркменов, узбеков, абхазцев, киргизов, осетин, удмуртов, башкир, эстонцев и др.), так и в дальнем зарубежье (немцев, англичан, французов, итальянцев, американцев, испанцев, вьетнамцев, бенгальцев, индонезийцев и др.).

     Национальный состав учащихся Ханты – Мансийского автономного округа очень пестрый. Поэтому включение в сборник  пословиц, поговорок, загадок, афоризмов приобретает наибольшую актуальность именно в таких многонациональных субъектах Российской Федерации.

     У каждого народа – свои особенности развития и содержания малых жанров устного народного творчества. Но при их изучении у учащихся возникает понимание толерантности всех традиционных народных культур. Это зарождает у детей разных национальностей и гордость за свой народ, и  уважительное отношение к людям другой национальности, позволяет расставить приоритеты в личной и общественной безопасности, что, наряду с другими педагогическими приемами, формирует нравственно здоровую, социально устойчивую, творческую личность,  чувствующую себя комфортно, безопасно в социальной и природной среде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия “Барыня-щеголиха” на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымковская игрушка”

Cоздание авторской работы: “Барыня щеголиха” (Дымковская игрушка)Создать изображение дымковской игрушки ”Барыня-щеголиха” акварелью на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымков...

Статья "Формирование представления о нравственности на основе устного народного творчества"

Статья содержит фольклорный материал, собранный учащимися: частушки, песни, загадки....

НОУ Тема работы :"Формирование здорового образа жизни на основе устного народного творчества"

Высокий уровень здоровья, долголетие людей - вот наиважнейшая цель любого общества, любого государства. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, споко...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...