Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ
статья по обж на тему

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

 

Ермолаев А.В.

 

Муниципальная общеобразовательная школа- интернат

«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»

п. Лямина, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО- ЮГРА, Российская Федерация.

 

Обеспечение личной безопасности и сохранения своего здоровья является одной из важнейших сторон жизнедеятельности человека. В современном обществе с развитием цивилизации к естественным, природным опасностям  постоянно добавляются опасности техногенного характера, которые на современном этапе приняли угрожающую форму как для всего человечества, так и для населения нашей страны. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию и т.д.

В этих условиях одна из главных задач школы видится в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, адекватно вести себя в условиях острых социальных, социально- политических конфликтах. С этой целью и введен в школьный курс учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

Одним из дидактических принципов в обучении является принцип связи теории обучения с жизнью. Литературное наследие обско- угорских писателей, народная педагогика и народная медицина малых народов Севера являются неоценимым помощником в преподавании курса ОБЖ., предоставляя дидактический материал по вопросам:

- семейного, нравственного, физического, экологического, трудового, правового воспитания в народной педагогике малых народов Севера

- традиционной системы питания  малых народов Севера

- быта в народной педагогике малых народов Севера

- народной медицины малых народов Севера

 

Мною  этнокомпонент введен по следующим темам уроков:

 

5 класс:

«Дом, в котором мы живем»

«Пожар»

«Морской и речной транспорт»

«Различные виды ранений и их причины»

«Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при некоторых видах повреждений»

«Движение и здоровье»

«Физическое и нравственное взросление человека»

 

6 класс:

«Факторы выживания в природных условиях»

«Влияние характера на поступки в условиях выживания»

«Правила безопасного поведения на природе»

«Сооружение временного жилища»

«Способы добывания огня»

«Определение направления выхода»

«Обеспечение питанием и водой»

«Поиск и приготовление пищи»

«Отморожение и охлаждение организма»

«Значение питания для детей и подростков»

«Что такое подростковый возраст. Изменение поведения в подростковом возрасте. Отношение с родителями»

«Средства оказания первой медицинской помощи.Укусы насекомых. Укусы змей»

 

7 класс:

«Человек и стихия. Характер и темперамент»

«Влюбленность и эротика»

«Опасности аварий и катастроф»

 

8 класс:

«Состояние природной среды и жизнедеятельность человека»

«Изменение состояния гидросферы»

«Занятия физкультурой и спортом. Закаливание организма»

«Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма»

«Признаки беременности. Рождение ребенка и уход за ним»

 

9 класс:

«Здоровый образ жизни -  путь к достижению высокого уровня здоровья»

«Гигиена одежды, жилища, индивидуального строительства»

«Управление чувствами и эмоциями»

«Употребление табака и его влияние на здоровье»

«Алкоголь, его влияние на организм»

 

10 класс:

«Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях»

«Здоровый образ жизни и его составляющие»

«Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека»

«Вредные привычки, их влияние на здоровье»

«Профилактика вредных привычек»

«Патриотизм и верность воинскому долгу- качества защитника Отечества»

«Снаряжение туриста»

«Организация бивака»

«Сущность ориентирования»

«Обеспечение безопасности в походе»

 

11 класс:

«Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов»

«Военнослужащий- патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества»

 

Опора на художественную литературу, народную педагогику и народную медицину обско- угорских народов в преподавании курса ОБЖ содействует более эмоциональному восприятию учебного материала, помогает создать запоминающиеся образы.

 

Например, на уроке «Загрязнение почвы» (5 класс) знакомятся со следующими сведениями:

«Самым большим добром, нравственно благородным поступком считается чистка дороги от палок, гвоздей, металлолома, камней, и при этом от души желать благополучия всему движущемуся по этому пути».

А.Б. Григорян,  У.Н. Зуева.  Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики. Х.- М., ГуиПП, Полиграфист, 2002 с. 41

 

На уроке «Пожар»  (5 класс):

«Особое отношение было к огню, его почитали, перед ним преклонялись. Оно (отношение) было и мерилом нравственного здоровья семьи. Члены семьи общались с огнем, его оберегали. Народный обычай запрещал плевать на огонь, огню приписывались целебные и очистительные свойства и т.п. За свое непочтительное отношение к огню человек мог быть наказан пожаром».

М.А. Лапина. Этика и этикет хантов. Изд. Томского ун., Т., 1998, с. 27

 

На уроке «Сооружение временного жилища» (6 класс):

«Одна из ярких особенностей традиционной культуры хантов – большое разнообразие типов жилищ. Один из них были постоянными, а другие временными, разборными. Для ночлега в пути сооружали временный навес или заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и покрытием из бересты имели форму шалаша с крышей, полусферическую, полуконическую и наиболее распространенную – коническую – чум. Его покрывали не только берестой, но и шкурами. К стационарным неразборным жилищам относятся землянки и надземные постройки из бревен и досок.

   Срубные постройки различались по конструкции крыши: плоской, односкатной, двускатной. Во временных постройках очагом служил костер, а в стационарных – очаг – чувал, сделанный из обмазанных глиной бревен и напоминающий камин.

   Во временных постройках спальные места настилали циновки и шкуры. Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров».

Мифология хантов. Изд. Томского ун., Т., 2000, с. 15

 

На уроке «Состояние природной среды и жизнедеятельность человека» (8 класс):

«Доброта у хантов и манси естественна и связана с экологической культурой. Человечность природосообразна и как бы вырастает из любви ко всему живому в природе.

   «Первым подбежал Юван, поцеловал олененка в мордочку, потом погладил по короткой шерстке, прикоснулся к уху и шее, затем потрогал крохотные копытца. После подошла Анисья, улыбнулась, чмокнула его, провела рукой по теплому боку, пожелала нараспев: «Рас-ти боль-шой!» Демьян наклонился к мордочке олененка и исполнил обряд приветствия: «Ну, здравствуй, - сказал он и тоже чмокнул олененка в нос. – Хорошо расти!»

 (Айпин Еремей. Ханты или Звезда Утренней Зари. М., 1987, с. 78). .

 

Бесспорный этнопедагогический интерес представляет повесть Еремея Айпина «Я слушаю Землю», которая не только насыщена различными элементами традиционной культуры воспитания – в ней описываются и оригинальные воспитательные приемы, методы и средства народной педагогики.

   «Тогда мне еще неведома была боль природы. Позже я понял, что корень всех корней жизни находится в земле. Корень дерева, само дерево, плоды дерева, жучки-паучки, звери и птицы, человек… Все взаимосвязано, все держится на одном корне, и корень этот уходит в Землю. И поранивший землю поранит и корень всех корней. И замахнувшийся на корень прежде всего замахивается на себя и на человечество.

   Когда мама случайно острием топора задевала землю, она быстро равняла порез, закрывала его щепками и хвоей. Я вспомнил, что так делал и отец, если его топор нечаянно соскальзывал с дерева. И я спросил маму, что все это значит.

   - Это рана на теле Земли, - сказала мама. – Ни в коем случае нельзя оставлять раны на теле Земли. Больно ей!..

   Я вспомнил слова матери о том, что у всего живого есть душа. Есть душа у человека. Есть душа у дерева, у травиночки, у цветка. А все, у кого есть душа, чувствуют боль. И у Земли есть душа, наверное…

   Все люди – народы, все звери и птицы, деревья и трава на Земле живут. Всем дает жизнь священная Земля… Не станет земли – не станет жизни…

   Вот поэтому и нужно помнить о Ней до последнего мгновения…»

А.Б. Григорян,  У.Н. Зуева.  Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики. Х.- М., ГуиПП, Полиграфист, 2002,  с. 47

 

На уроке «Правила использования окружающей среды для закаливания организма» (9 класс):

«Особый интерес представляет народный опыт хантов в закалива­нии только что родившихся детей. Новорожденного сразу обтирали холодной водой, а зимой - прямо снегом, иногда даже погружали в снег. Ребенка с первых минут жизни приобщали к суровым услови­ям Севера, пробуждая в нем жизненные силы для сопротивления. Е. А. Покровский, изучавший физическое воспитание у разных на­родов России, так пишет об этом: «Остяки, самоеды, вогулы погру­жают детей после рождения зимой в снег, а летом катают по утрен­ней и вечерней росистой траве, при этом приговаривая: "Учись терпеть стужу и лужу..."» [1884. С. 98]. Затем ребенка заворачивали в заячьи шкурки, опоясывая ремешками, чтобы он не раскрывался, и клали в берестяную зыбку».

В.И.Прокопенко. Этнопедагогика народа ханты. Физическое воспитание и игры. Екатеринбург, 2005. Стр.51- 54

 

На уроке «Занятия физкультурой и спортом» (9 класс):

«Жителям Севера нужна была также ловкость и быстрота реак­ции. Об одном герое сказки «Тута и Эруля» говорится: «Эруля пе­репрыгнул, как белка, на другое дерево и опять сидит. Так он спа­сался от смерти шесть раз» [Северные сказки, 1936. С. 170]. В сказке «Пюнекэсе» уже упомянутый герой Пальна демонстрирует ловкость и моментальную реакцию, успевая отскочить от стрел, пущенных в него. Пальна был вертким и быстрым, «как стриж» [Северные сказ­ки, 1936. С. 100].

В фольклоре остяков часто упоминается эта феноменальная спо­собность героев - увертываться от пущенных в них стрел. Умение это для остяцких богатырей было обычным. В легендах описывается даже такая способность: остяцкий богатырь «отшибал веслом» стрелы, ко­торые пускали в него самоедские дети [Садовников, 1912. С. 3]. Как это умение приобреталось богатырями, в легендах не говорится. От­вет на этот вопрос дают ученые. По сведениям И. Н. Гемуева, А. И. Соловьева [1989. С. 112], умение защищаться от стрел у многих народов Севера вырабатывалось с помощью специальных упраж­нений. Обычно подростка ставили на открытое место и стреляли в него из лука тупыми стрелами. Сначала стрелы пускали тихонько, потом, по мере того как подросток все более ловко увертывался, стре­лы пускались с большей силой.»

В.И.Прокопенко. Этнопедагогика народа ханты. Физическое воспитание и игры. Екатеринбург, 2005. Стр.23-25

 

 

На уроке «Гигиена питания» (9 класс):

«Основной пищей хантам служили рыба и мясо. Рыбу ели сырой (свежепойманную и мороженую), вареной и жарено-сушеной или вяленой. Из внутренностей вытапливали рыбий жир, который затем употребляли с разными продуктами: рыбой, ягодами, мучными изделиями. Основным источников мяса были крупные звери – лось и дикий олень. Домашнего оленя забивали на мясо только владельцы больших стад. Почки, печень, костный мозг, глаза, уши, губы, а иногда и мясо ели сырыми, но обычно мясо варили. Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили или коптили. Из дикорастущих потребляли, главным образом, ягоды, собирали и некоторые растения.

   Грибы считались «нечистыми», их не ели. Глубокие корни имеет у хантов традиция приготовления некоторых блюд из муки и круп, но хлеб стал широко употребляться только в недавнее время. Напитками служили вода, отвар чаги, и другие растительные отвары.»

 Мифология хантов. Изд. Томского ун-та, Т., 2000, с. 16

 

На уроке «Понятие преступления. Виды и категории преступлений» (9 класс):

«Доверие – норма жизни хантов. Они не запирали на замки свои избушки, орудия промысла. Люди боялись воровать, так как они знали, что об этом все равно узнают, и этот позор ляжет не только на самого вора, но и на весь род его. Так, ханты давали ворам клички, и это клеймо переходило по наследству, из рода в род. По сообщениям информаторов, воровство наказывалось по нормам обычного права. Тот, у кого пропали предметы, проводил обряд гадания. Для этого брали волчью лапу, обдирали ее, оставляя на ней лишь кости с сухожилиями и опускал эту лапу в воду с быстрым течением. При этом произносилось заклинание. Люди об этом знали, поэтому внимательно наблюдали друг за другом. Если замечали, что у кого-то начинали дергаться пальцы рук, то этого человека и называл вором. Если укравший приходил с повинной, то его лечили от этого недуга. Иногда лапу волка держали над огнем, тогда у виновного скрючивало пальцы. Ханты знали о таких наказаниях, поэтому старались избегать воровства…

…Ханты также верили, что за кражу мог наказать дух той территории, на которой произошла кража. Если хант украл оленя, у него могли пропасть все олени. Если Хант украл лодку, у него могла утонуть семья.»

 М.А. Лапина. Этика и этикет хантов. Изд. Томского ун-та , Т., 1998, с. 31- 32

 

Большинство учащихся Ляминской школы- интерната по национальности ханты, поэтому взаимосвязь основ безопасности жизнедеятельности с моральными, этическими, культурными традициями обско- угорских народов неизменно вызывает интерес как у детей- ханты, так и детей других национальностей, формирует у них чувство толерантности.

Синтез применяемых мною на уроках и внеклассных занятиях по ОБЖ методов обучения (опора на жизненный опыт детей- ханты, которые в большинстве своем значительно раньше своих сверстников иных национальностей начинают заниматься хозяйственно- практической деятельностью и, следовательно, имеют больший жизненный опыт; знакомство учащихся с многовековыми традициями, устоями жизни ханты, которые являются составляющими народной педагогики; сочетание теории и практики при проведении учебных и внеклассных занятий, на которых учащиеся  не просто репродуцируют свои умения и навыки, но и развивают их) способствуют значительному развитию учебной мотивации у учащихся при изучении курса ОБЖ. Я считаю, что в ХМАО необходимо подготовить и издать сборник учебных хрестоматий с учетом этнокомпонента по различным учебным дисциплинам: истории, географии, литературе, биологии, зоологии и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.

Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА На тему: «Отражение национального характера в пословицах и поговорках обско – угорских народов»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ученика 8 классаНа тему: «Отражение национального характера в пословицах и поговорках обско – угорских народов»...

Доклад "Развивающие функции декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов»

В настоящее время, когда идет движение в защиту национальных культур, процесс возрождения многих обычаев, традиций стал возможен исключительно благодаря «семейной памяти». Семья – это сакральная или и...

Презентация "Берестяная посуда обско- угорских народов", 5 класс

Презентация предназначена для ознакомления школьников  с берестяной посудой народов ханты и манси....

"История и современность творчества обско-угорских народов"

Предложенные материалы и постановка вопроса являются попыткой посмотреть и изучить  хантыйскую и мансийскую танцевальную культуры  еще с одной стороны, не менее интересной и перспективной,...

Югра. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов (словарные слова)

Рассматривая на уроках   художественного труда предметы быта, одежду, орнаменты народов ханты и манси, хочется узнать значение новых слов, произнести названия предметов на родном языке....

Проверочная работа № 3 по истории ХМАО-Югры на тему "Мифология обско-угорских народов"

Цель- контроль знаний по изученной теме. Позволяет сравнить религиозные представления обских угров и восточных славян, выявить взаимосвязь религиозных верований от особенностей хозяйственной жизни и у...