Урок-практикум "Средства защиты органов дыхания"
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Урок был проведён в День защиты детей. Видеофильм "Александр Невский" можно найти в сети Интернет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум по теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания».

Цель урока: Научить учащихся пользоваться противогазом, респиратором, изготавливать подручные средства защиты органов дыхания.

Задачи урока:

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес на уроках ОБЖ посредством использования практических заданий.

Образовательные:

  1. Изучить с учащимися основные средства индивидуальной защиты, их предназначение и правила пользования;
  2. Практическое применение средств индивидуальной защиты.

Воспитательная:

  1. Прививать чувства взаимопомощи, корректности и доброжелательности.

Тип урока:  практическое занятие.

Средства обучения:

1. Вата, марля (100х50 см.), ножницы, игла, нитки.
2. Противогазы: ГП-7, ИП-4М.
3. Респиратор: Р-2.
4. Литература:

- Смирнов А.Т., ОБЖ: Учеб. для учащихся 10 кл. М.: Просвещение, 2007.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.
2. Проверить явку учащихся на уроке (с помощью дежурного).
3. Проверить внешний вид учащихся и их готовность к занятию.
4. Вступительное слово учителя.

Сегодня, 18 апреля, мы проводим открытый урок по теме «Средства индивидуальной защиты органов дыхания». Это не простой день, это один из дней воинской славы.

- Кто знает, что и когда произошло в этот день? (В 1942 году состоялось Ледовое побоище. Александр Невский разгромил немецких рыцарей на льду Чудского озера.)

- Сколько лет прошло с тех пор? (2012-1242=770лет)

Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Александр Невский». Обратите внимание на вооружение и снаряжение дружинников. (Просмотр)

- Итак, из чего состояло вооружение? (холодное оружие: копья, лук и стрелы, нож, меч)

- Какое снаряжение было призвано защитить воинов? (кольчуга, шлем, щит)

На протяжении веков с развитием науки и техники менялось и вооружение воинов. А в 20 веке появилось самое грозное оружие – оружие массового поражения.

- Какие виды оружия массового поражения вам известны? (ядерное, химическое, бактериологическое)

Поэтому возникла необходимость защиты людей от поражающих факторов этого оружия.

- А что нужно защищать? (органы дыхания, кожу)

- А только ли во время военных действий это нужно уметь делать? (во время ЧС на химически и радиационно опасных объектах)

- Какие аварии могут угрожать Балашову? (разлив содержимого цистерн на железной дороге, аварии на Балаковской или Нововоронежской атомных станциях и т.д.)

На сегодняшнем уроке-практикуме мы отработаем с вами действия по защите органов дыхания, тем более, что по окончании школы согласно Стандартам вы должны уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Запишите тему урока «Средства индивидуальной защиты органов дыхания». Эпиграфом к уроку я взял слова Р.Бэкона «…теория без практики мертва, практика без теории слепа!»

II. Проверка усвоения предыдущего материала.

Вначале проверим теорию. На предыдущих занятиях мы с вами рассматривали способы оповещения населения при различных ЧС. Давайте вспомним, как происходит оповещение населения при возникновении ЧС:

- Назвать единый сигнал опасности.

«Внимание всем!» 

- Какими способами он подается?

- радио;
- телевидение;
- звуковые и световые сигналы;
- сирены ГО;
- гудки на заводах;
- колокольный звон;
- школьные звонки. 

- С какой целью он подается?

Для привлечения внимания перед подачей речевой информации.

Виды примерных речевых сообщений мы с вами подробно разобрали на предыдущих уроках. Например, при угрозе радиоактивного заражения диктор сообщает: “Внимание! Внимание! Говорит управление ГО ЧС. Граждане! Возникла угроза радиоактивного заражения. Приведите в готовность средства защиты органов дыхания и держите их постоянно при себе. По нашей команде или при необходимости наденьте их ...”

- Что нужно надеть? С помощью чего защищают органы дыхания?

- Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты? (на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировках в День защиты детей, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО)

- Что такое индивидуальные средства защиты органов дыхания?

- На какие разновидности они подразделяются?

- Что такое противогаз? Какие виды противогазов вы знаете?

- Какой вид противогазов можно использовать при пожаре? (Изолирующий)

- От чего защищает противогаз? От чего защитить противогаз не может?

- Как производится подбор шлем-маски противогаза?

- Что такое респиратор? Какие виды респираторов вы знаете, как они различаются?

- От чего защищает каждый тип респиратора?

- Какие простейшие средства защиты органов дыхания вы знаете?

- Как изготовить ватно-марлевую повязку?

III. Практическое занятие

Прежде чем перейти к практической части нашего урока, мы с вами просмотрим видеофильм.

1). Для проведения практического занятия у нас организовано 3 рабочих места.

№1 – «Подбор лицевой части противогаза» (портновский сантиметр, флакон с перекисью водорода, ватные тампоны, таблица для определения размера противогаза)

№2 – «Правила надевания противогаза» (противогазы, флакон с перекисью водорода, ватные тампоны, Правила надевания противогаза)

№3 – «Отработка норматива по надеванию противогаза» (противогазы, флакон с перекисью водорода, ватные тампоны, Нормативы, секундомер)

Работать будем следующим образом. У вас есть 3 группы. Пока 1-я группа работает на 1-ом пункте, остальные на своих рабочих местах готовят повязки. Как только 1-я группа переходит на 2-ой этап, 2-я группа занимает их место. После соответствующего перехода 3-я группа включается в работу. Группа, закончившая прохождение пунктов, занимается изготовлением ватно-марлевых повязок. Инструкторами на пунктах и экзаменаторами я попрошу быть преподавателей ОБЖ.

Для справившихся раньше – дополнительное задание.

Кроссворд: Разгадав кроссворд, вы узнаете фамилию русского инженера, ставшего соавтором  профессора Зелинского в разработке противогаза (Куммант).

  1. Убежище, ПРУ, перекрытая щель – общий термин (укрытие);
  2. В фильтрующей системе противогаза используется активированный … (уголь);
  3. Страна, войска которой  впервые применили химическое оружие (Германия);
  4. Научная специальность профессора Зелинского, изобретателя противогаза (химик);
  5. Результат воздействия на организм большинства видов химического оружия (отравление);
  6.  HCN – … кислота (синильная);
  7. Отравляющее вещество, получившее название в честь города, близ которого впервые было применено химическое оружие (иприт).

2). Демонстрация повязок.

3). Демонстрация респиратора.

IV. Подведение итогов

  1. Обобщение и систематизация полученных знаний.

- Как производится подбор лицевой части противогаза?

- Назовите правила надевания фильтрующего противогаза ГП – 5? (Затаить дыхание и закрыть глаза, надеть шлем-маску, сделать резкий выдох и открыть глаза).

- Какие характерные ошибки случаются при надевании противогаза?

- Каковы нормативы по надеванию противогаза?

2) Выставление оценок

      3) Итак, сегодня на уроке вы отработали навыки надевания противогаза и сделали         ватно-марлевую повязку.

Скажите, полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?

IV. Домашнее задание 

 В апреле есть ещё один трагический день, в который произошла авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля – День памяти по всем погибшим в радиационных авариях и катастрофах.

Посетите выставку в краеведческом музее «Балашовское эхо Чернобыля»,

Повторите §2.2 «Ядерное оружие» и материал 8 класса «Правила поведения в зоне радиационного заражения».

Кроссворд

        1

                               2

        3

        4

        56

        6

7

  1. Убежище, ПРУ, перекрытая щель – общий термин;
  2. В фильтрующей системе противогаза используется активированный …;
  3. Страна, войска которой  впервые применили химическое оружие;
  4. Научная специальность профессора Зелинского, изобретателя противогаза;
  5. Результат воздействия на организм большинства видов химического оружия;
  6.  HCN – … кислота;
  7. Отравляющее вещество, получившее название в честь города, близ которого впервые было применено химическое оружие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ(СИЗ), ПРАВИЛА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ....

Индивидуальные средства защиты органов дыхания

Конспект по теме "Индивидуальные средства защиты органов дыхания и правила пользования ими" для проведения занятия в ходе учебных сборов с юношами 10 кл....

Индивидуальные средства защиты. Средства защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты

В доступной форме изложен материал по индивидуальным средствам защиты органов дыхания, кожи и медицинским СЗ....

Внеклассное занятие по пожарной безопасности на тему: « Индивидуальные средства защиты органов дыхания»

Цель занятия: познакомить учащихся с названием и устройством средств защиты органов дыхания. Научить учащихся пользоваться простейшими средствами защиты респираторами и противогазами....

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

Материал предназначен для преподавателей ОБЖ в НПО и СПО, для усовершенствования знаний обучающихся....

Презентация "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"

Презентация предназначена для преподавателей и обучающихся НПО и СПО...