"Лес наш батюшка..." интегрированный урок географии и ОБЖ в 8 классе
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме

Желтухинская Татьяна Михайловна

  План – конспект интегрированного урока  ОБЖ + География в 8 классе «Лес наш батюшка…» учитель ОБЖ: Желтухинская Татьяна Михайловна; учитель географии: Бандина Надежда Леонтьевна. для данного урока можно использовать размещенную на моем сайте презентацию "Лесные пожары"

 

 

 

 

 

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_obzh_8_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

  План – конспект интегрированного урока в 8 классе

ОБЖ + География

«Лес наш батюшка…»

Учитель ОБЖ: Желтухинская Татьяна Михайловна;

              Учитель географии: Бандина Надежда Леонтьевна.

   Зрительный ряд (репродукции работ художников о лесе ): Мясоедов. Лесной ручей; И.Шишкин. Смешанный лес,  Кама близ Елабуги, Родник в лесу, Лесные дали; В.Казанцев. Старая ель в лесу; А.Васнецов. Дождь в лесу. А.Степанов. Лоси; Л.Бродская. Лесные тропы;  А. Денисов - Уральский. Лесной пожар и другие.

Видеоролик: «Летний лес», «Пожар в лесу».

Звуковой ряд: запись «Звуки леса», музыкальная композиция «Русские наигрыши» по мотивам русских народных песен.

 (Звучит фонограмма « Шумы леса…»)

Люблю дорожкою лесною

Не зная сам куда, брести,

Двойной глубокой колеёю

Идешь – и нет конца пути…

Кругом пестреет лес зелёный,

Уже разметит осень клёны,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьёт тревогу,

Осыпался с берёзы лист

И, как ковёр, устлал дорогу

Идёшь как будто по водам-

Нога шумит…а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красный мухоморов ряд,

Что карлы сказочные спят…

  Тема сегодняшнего урока звучит так: «ЛЕС – наш батюшка…» В конце урока мы должны с вами поставить знак «!» или «?», а это будет зависеть от тех выводов, которые ВЫ сделаете. Урок интегрированный (смешанный)

ГЕОГРАФИЯ + ОБЖ. С точки зрения географии мы повторяем с вами пройденный материал, а так же добавим в свою копилку новые знания.

Татьяна Михайловна напомнит вам, чем опасен лес.

   Сейчас четко и грамотно отвечаем на вопросы:

1.Какие природные зоны ограничивают с севера и юга смешанные и широколиственные леса?

2.Покажите на карте России эти природные зоны.

3.В каком климатическом поясе располагаются эти природные зоны?

4.Определите средние температуры и осадки в пределах природных зон.

5.Какие типы почв соответствуют смешанным и широколиственным лесам?

6.Отчего  зависит скорость биологического круговорота, а значит и накопление гумуса (перегноя)?

7.Докажите, что животный и растительный мир лесов отличается разнообразием.

8.Какими видами ресурсов располагает лесная зона?

9.Какой вид лесов в наибольшей степени пострадал в результате хозяйственной деятельности человека? Чем это можно объяснить?

   Учитель:

О светло – светлая и красно украшенная земля Русская!

Многими красотами ты нас дивишь:

Дивишь озерами многими, реками

И источниками

Горами крутыми, холмами

Дубравами частыми, полями чудными,

Зверьми различными и птицами бесчисленными…

Из летописи 8 века.

     Наши с вами предки называли Землю своей матерью, а небо – отцом.

Мир в представлениях древних славян был «скреплен» деревом. Все верования древних славян были основаны на обожествлении Природы.

Да и не могло быть по-другому. Так, например, из дерева делалось всё: от пуговицы до избы. Ягоды, грибы, орехи всегда были частью трапезы.

Священными являлись многие растения, а деревья и вовсе считались предками человека: существовали древние легенды, согласно которым первые люди были сотворены из дерева!

   Далее рассказ о деревьях:

На берёзе – самом быстрорастущем дереве в России – первой появлялись весной листья, поэтому она стала символом женского начала, расцвета всей ПРИРОДЫ. Именно к ней спешили девушки, чтобы узнать о своём будущем.

В тени берёзы можно было загадать желание, и оно обязательно сбудется.

Вокруг неё водили хороводы. В некоторых местах верили, что именно берёзу облюбовали себе русалки и шишиги. Запрещалось ломать это священное дерево круглый год, кроме одного дня на русальной неделе (а с принятием христианства – на ТРОИЦУ), когда небольшую берёзку срубали, украшали лентами, бусами, наряжали в крестьянскую одежду и обходили с ней избы и поля, чтобы она передала свою силу. И хотя берёза растет во многих странах, только в России эта белоствольная красавица стала символом страны.

   Первой зацветает в России верба. Необычное это дерево - на нём еше нет листочков, а оно уже цветёт, возвещая: «Зиме конец, пришла весна!». Считалось, если прикоснуться к человеку или животному веткой распустившейся вербы, тот обретёт здоровье, силу и красоту. Поэтому освященной на Вербное воскресение веткой слегка постукивали детей, приговаривая: «Не я бью, верба бьёт. Как вербочка растёт, так и ты расти».

Серёжки вербы запекали в хлебцы, которыми кормили домашних животных, чтобы те были здоровы.

   Ценится на Руси липа-«медовое дерево». Пчелы, собирая с её цветков нектар, делают самый вкусный и полезный мёд: с одного дерева – до 70кг. Липовых лесов в России осталось не  так много как раньше. Всё потому, что деревья обдирали «как липку»- из липовой коры плели лапти. Для пары лаптей нужно было ободрать 3 пятилетних дерева. В год же крестьянину требовалось около 40 пар! Уж очень быстро изнашивалась эта удобная обувь,

А как используем мы, современные люди, древесину деревьев, произрастающих в зонах смешанных и широколиственных лесов?

дерево

изделия

берёза

Мебель, фанера

Осина

Спички, тара,

дуб

Мебель, паркет, бочки.

липа

Посуда, чертёжные доски, фанера.

ель

Музыкальные инструменты (пианино, рояли, струнные), бумагу, искусственный шелк.

сосна

Шпалы, мебель

А теперь ОБЖ. ( Желтухинская Т.М.)

  Какие природные чрезвычайные ситуации характерны для зоны смешанных и широколиственных лесов?

Совершенно верно: бури, ураганы. сильные морозы, большое количество осадков, но самое страшное – это лесные пожары.

  Есть еще возможность заблудиться в лесу.

Причины, по которым человек может оказаться в лесу один или группой:

 1.Природные стихийные бедствия;

 2. Авария транспортных средств (машины, самолета и др.).

Главное в этой ситуации: спокойствие, грамотные четкие действия,

 активная целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья, работоспособности в условиях автономного существования.

 Но о правилах автономного существования мы будем говорить на другом уроке.  

    Сегодня мы говорим о  лесных пожарах.

 Читаю стихотворение;

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой,

Вот на спичке как на ветке,

Голубой дрожит листок,

Вот, ломая прутья клетки

Хищник делает бросок!

                    Е. Ильин

Когда  я готовилась к этому уроку, я нашла такой пример: в 1915 году в Сибири был один из наиболее крупных пожаров – от Тобольска до Лены (в 3 раза больше территории Франции). Дым от этого пожара закрывал солнце и замедлил созревание урожая в этом районе на 3 недели.

        Как вы думаете, каковы  причины лесных пожаров?

Совершенно верно: гроза, стекло (принцип линзы), но главная причина – это человек и его деятельность (90 – 97%).

Классы пожаров:

1.

Загорание

0,1-0,2 га

2.

Малый пожар

до 2 га

3.

Небольшой пожар

2,1 – 20 га

4.

Средний пожар

21 – 200 га

5.

Крупный пожар

201 – 2000 га

6.

Катастрофический пожар

Более 2000 га

Виды пожаров (разбираем по схематическому рисунку)

Низовые пожары

Слабые

Верховые пожары

Средние

Подземные пожары

Сильные

Разбираем на рисунке-схеме «Виды пожаров» и чем они опасны. При разборе каждого вида пожаров, говорим о последствиях и наносимом ущербе.

Смотрим видеоролик «Пожар в лесу»

Рассматриваем фотографии из космоса.

Запомните, а лучше запишите:

   В пожароопасный сезон в лесу нельзя:

1.Выжигать траву под деревьями;

2.Разводить костры в хвойных  молодняках, на торфяниках;

3. Пользоваться открытым огнем;

4.Оставлять бутылки и стеклянные осколки;

5.Оставлять промасляные и пропитанные бензином обтирочные материалы.

Рассматривая  говорим о том какими средствами люди борются с лесными пожарами.

Задание- игра:  Вы оказались в зоне лесного пожара.

(На доске в беспорядке  прикреплены таблички со словами):  Окунуться в водоеме.  Накрыть голову мокрой одеждой.  Пригнуться к земле. Успокоиться. Ложись на землю и лежи.   Дышать через мокрую ткань. Выходить из леса только в наветренную сторону и быстро.  Бежать, куда глаза глядят. Двигаться под прямым углом к направлению распространения огня.

Ваша задача убрать лишние и постараться разобрать их в нужной последовательности

Запишем в тетради следующие правила:

Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара и его тушения:

1.Успокоиться;

2.Окунуться в ближайший водоём;

3.Накройте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой;

4.Дышите через мокрый платок или смоченную одежду;

5.Для преодоления нехватки кислорода - пригнитесь к земле;

6.Двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня;

7. Выберите маршрут выхода из леса в безопасное место.

 Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер 01!

Ребята, будьте осторожны с огнем в лесу и в поле!

 

Теперь вы знаете,  как поступить в чрезвычайной ситуации, я думаю, что вы не растеряетесь. Я вам желаю, чтобы никому эти знания не понадобились в жизни. Соблюдайте все правила, чтобы огонь оставался другом человека  и не становился врагом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

разработка урока географии "Мировое хозяйство", 10 класс

Урок "Мировое хозяйство" разработан в рамках технологии развития критического мышления. В нем обозначены стадии: вызова, осмысления, рефлексии. Обучающимся дается возможность самим решить главную проб...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Урок географии по ФГОС 6 класс "Ветер" с самоанализом урока

В материале представлен сценарий урока и самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС...