Урок в 5 классе "Безопасное поведение в бытовых ситуациях"
методическая разработка по обж (5 класс) по теме

Курбанова Раиса Петровна

Учащиеся знакомятся с опасными ситуациями  в быту, участся правильно вести себя в конкретных ситуациях. В процессе урока вырабатывается бережное отношение к своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bytovye_opsnostidoc.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Тема: Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

  Цели и задачи урока:

- познакомить детей с опасностями, возникающими в бытовых ситуациях;

 научить правилам безопасного поведения в быту;

- расширять кругозор учащихся, развивать творческие способности;

- воспитывать бережное отношение к своей жизни.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Проверьте все ли на месте, все ли в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

А теперь мы можем начинать наш урок.

II. Проверка д/з.

Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

Ответ.

1слайд

 А сейчас мы вспомним материал прошлого урока. Для этого проведём тест. А теперь давайте откроем свои рабочие тетради

Вопросы:

1. По какому телефону можно вызвать пожарную охрану?

А) 04

Б) 03

В) 01

2. Что самое опасное при пожаре

А) огонь

Б) дым

В) плохая видимость

3. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

А) убежать;

Б) закричать, позвать на помощь;

В) вызвать пожарников по телефону 01.

4. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

А) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

Б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми  тряпками;

В) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

5. Как вести себя в задымленном помещении?

А) передвигаться на четвереньках;

Б) забраться как можно выше;

-А сейчас давайте проверим. Выпишите  в строчку буквы правильных ответов. У вас получилось подряд 5 букв. Поменяйтесь с соседом листочками. Оценим товарища.

 Слайд Ключ к тесту   В Б В БА

III. Изучение новой темы.

Тема сегодняшнего урока «Безопасное поведение  в бытовых ситуациях».

Запись темы в тетрадь.

  Сегодня мы познакомимся с опасностями, которые могут возникнуть в бытовых ситуациях и научимся правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, для того, чтобы оградить свою жизнь и жизнь близких людей от опасностей.

 Быт – это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.

- Какое оборудование и бытовые приборы имеются в вашем доме (квартире)?

  Каждый день мы умываемся и чистим зубы, принимаем душ, для чего используем краны, установленные в ванной и на кухне. С помощью кранов мы подбираем напор струи и  регулируем температуру воды. Возможно, с разрешения родителей вы пользуетесь газовой плитой для приготовления пищи.

   Для использования бытового газа в каждой квартире подведен газопровод и установлены газовая плита и газовая колонка. Вы постоянно пользуетесь различными электрическими приборами: утюгом, светильником, телевизором, радиоаппаратурой. Для этого существует электропроводка, а в определенных местах установлены электророзетки и выключатели.

  Все это обыденно и привычно. Однако в определенных условиях при использовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома.

  Такие ситуации могут возникать по двум причинам. В первом случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования  оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потек кран и другие.

  Для того, чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить ее вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определенные правила.

1. БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ (слайд)

Давайте запишем в свои тетради.

Ребята, как вы думаете, для чего нам в жизни нужно электричество?

Ответы.

- Да, действительно, в доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу бытовых приборов…Но  иногда электричество может представлять серьезную опасность для человека.

опасность в доме – электрические приборы . Давайте вспомним, какие электроприборы есть у нас дома.

Дети загадывают загадки.

И зимой, и летом
Холод в нем и лед.
Рыбу, суп, котлеты
Он нам сбережет. 
(Холодильник)

Она висит под потолком,
Ее подвески из стекла,
Ее мы включим вечерком,
И станет комната светла. 
(Люстра)

Он сосет и пыль и сор, 
Чистит кресла и ковер.
В доме мусор собирает
И ни разу не чихает. 
(Пылесос)

Мокрые волосы после мытья.
Быстро сумею им высушить я. 
(Фен)

Соберу рубашки, майки,
И скажу ей: «Постирай-ка!
В барабане покрути,
Белье чистым возврати» 
(Стиральная машина)

 При неправильной эксплуатации Они могут ударить током или стать причиной пожара.

-Какие правила соблюдаются в вашем доме (квартире) при пользовании различными электрическими приборами?

Уходя из комнаты или дома, обязательно выключайте электроприборы. Никогда не тяните за электрический провод руками. Не подходите к оголенным проводам и не дотрагивайтесь до них руками.

-Ребята, чтобы  не произошло несчастного случая , в повседневной жизни надо соблюдать эти правила . Посмотрим видеоролик о правилах безопасного использования Эл. Приборов

-Какие еще правила пользования электроприборами мы не назвали.

А теперь обратимся к слайду. .Прочтем Правила.

2. БЕЗОПАСНОСТЬ И КОМПЬЮТЕР (записать в тетрадь)

  1. Сообщение учащегося

Я просила разработать комплекс упражнений для отдыха, после работы за компьютером.

Представим, что мы сидим за компьютерным столом. И после работы нам надо отдохнуть.

  1. Гимнастика за компьютером.

Вот и гимнастику сделали и отдохнули.

3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ В ДОМЕ ВОДОЙ (записать в тетрадь)

- Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители и т.д.).

-Что может произойти в случае их неиспарвности? (затопление)

Были ли  в вашем доме поломки водного оборудования?

как надо пользоваться этими приспособлениями, приборами, чтобы не произошло затопления?

Посмотрим, все ли правила мы назвали?

  Запомните: Когда  кранами, смесителями пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает.

- Рассмотрим следующую ситуацию.

4. БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С БЫТОВЫМ ГАЗОМ (Записали в тетрадь).

  В настоящее время в быту очень часто используется бытовой газ. У каждого из нас в квартире есть газовая плита и колонка. С помощью газа мы готовим пищу и пользуемся горячей водой.

Инсценировка стихотворения «Советы мамы»

1. На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать, 
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:

2. – К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!

-Почему не разрешают пользоваться газовой плитой детям?

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но для того, чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.

-Как вы думаете, чем опасна утечка газа?

Газ может быть очень опасным. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. В-третьих, он тоже может стать причиной пожара

- Чтобы предотвратить это необходимо соблюдать ряд правил. А теперь давайте зачитаем правила безопасности при пользовании бытовым газом.

Читают вслух.

Как надо действовать, если услышали запах газа?

3. Выключай в квартире газ – 
За газом нужен глаз да глаз.
Запах чувствуя в квартире,
Позвоните 04

IV Творческое задание.

А сейчас я предлагаю  придумать и нарисовать знаки безопасности. Я хочу показать знаки, которые придумали другие дети. А почему эти знаки в круге с красной обводкой?

V. Итог урока.

-С какими бытовыми ситуациями мы познакомились сегодня на уроке?

- Почему мы должны строго соблюдать правила безопасности?

Сегодня на уроке мы познакомились с ситуациями, возникающими в быту, узнали о правилах безопасного поведения в них.

Оценки.

Д/з.

П.2.6 учебника ОБЖ.

-Ребята, в течение урока мы делали записи в тетрадь и у нас получился план, который вам поможет при подготовке домашнего задания.

-Урок окончен. Я надеюсь, что вы будете соблюдать все правила безопасного поведения, которые помогут вам сохранить жизнь и здоровье себе и своим  близким.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сообщение учащегося

  Что же делать, чтобы компьютер был не тайным врагом, а помощником?

В первую очередь – берегите глаза! Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см (для телевизора – не менее 3 м), сидеть нужно прямо перед ним, а не сбоку. Экран и комната должны быть освещены равномерно. Хорошо, если удастся вокруг монитора создать освещение голубого или синего цвета той же яркости, что и экран. Настольную лампу лучше поместить за монитором: получится рассеянный свет и на экране не будет бликов. Верхний свет тоже сделайте рассеянным. В поле зрения работающего не должны попадать другие мониторы или экран телевизора – это приводит к другому облучению, перенапряжению глаз и мозга.

  Следите, чтобы руки при работе за компьютером были расположены правильно: согнуты в локтевом суставе под прямым углом, кисть опирается на стол запястьем, пальцы расслаблены. Подставку для текста поместите ближе к экрану. Купите кресло, в котором есть опора для спины в виде валика, используйте специальную мебель -  стол, подставку для ног. Спину нужно держать прямо. Взрослые могут работать на компьютере не более 4 часов, делая перерыв каждые 20-30 минут.

  Общая продолжительность нахождения перед экраном детей и подростков –   не более 1 часа в день.

  Школьники 1-6 классов должны делать перерывы каждые 10 минут. После занятий на компьютере воздержитесь от просмотра телепередач в течение 2-3 часов.

Гимнастика за компьютером

 Первое упражнение выполняется сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.

Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом – вдох, положите руку на колено – выдох. ( Повторить 3 раза)

То же – левой рукой.

 Второе упражнение;

 руки согнуть, кулаки крепко сжать, положить на грудь.

Вытянуть руки вперед, в стороны и вверх. (Повторить 3 раза)

Третье упражнение: кисти к плечам.

Круговые движения локтями назад и вперед.(Повторить 3 раза)

 Четвертое упражнение :Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд.

Затем откройте на 3-5 секунд.( Повторите 3 раза)

       Пятое упражнение выполняется стоя.

Очень медленно выполнить круговое движение головой сначала в одну, потом в другую сторону.

Шестое упражнение стоя, руки на поясе.

Не отрывая от пояса, с напряжением сведите руки вперед, затем отведите локти назад, прогнитесь.(Повторить 3 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 5 классе "Безопасное поведение в бытовых ситуациях"

Знакомство с различными бытовыми опасными ситуациями, правилами поведения при их возникновении. Разноуровневое оценивание работы обучающихся в течение урока. Образец листа самооценки обучающигося ...

«Безопасное поведение школьника в бытовых ситуациях»

Статья на тему «Безопасное поведение школьника в бытовых ситуациях»...

2.6 Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Быт - это повседневный уклад жизни человека. ...

Безопасное поведение школьников в бытовых ситуациях

Опасности, которые могут возникнуть в бытовых ситуациях...

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях".

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях" содержит задания для учащихся, которые могут быть использованы при изучении данны...

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Провести классный час о безопасном поведении в быту...