Мастер – класс «Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения»
план-конспект занятия по обж (10 класс) по теме

 

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек». Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала. В рамках компетентностного подхода в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности учащихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке. Деятельность учителя и учащихся реализуется через принципы обучения: научность  и доступность подачи материала, системность и последовательность его рас­смотрения, принцип наглядности (использование  слайдовой мультимедийной презентации «Вредные привычки, их влияние на здоровье», фильм «Вредные привычки»), принцип интеграции - межпредметные связи (биология, физическая культура).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс110 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс преподавателя – организатора ОБЖ

Сафиуллина Якуба Гумеровича

«Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек

 как одного из продуктивных методов обучения»

Цель мастер-класса: 

  • повысить мотивацию педагогов к овладению методом демонстраций на классных часах по профилактике вредных привычек как одним из продуктивных методов обучения.

Задачи:

  • познакомить педагогов с опытом работы по использованию  метода продуктивного обучения – метода демонстраций;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Ход мастер - класса:

I. ЦЕЛЬ МАСТЕР - КЛАССА:

      - Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться опытом по использованию метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одним из продуктивных методов обучения.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА.

      - Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. Проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый. Человеку начала 21 века приходится учиться быть здоровым.

      - Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья человека, образ жизни не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

      - Здоровым быть никого насильно не заставишь. Л. Н. Толстой писал «Смешны требования людей курящих, пьющих…о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни.

     - Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков – актуальная проблема современного общества.

     - Поэтому, необходимо привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья.  

     - Очень важно, чтобы школьники имели знания в этой области, умели их применять в жизни.

     - Несомненно, расширению знаний детей о вреде опасных привычек способствуют разные формы работы организации воспитательной деятельности. Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е. продуктивных методов обучения.

     

      - Для меня таким методом стал метод демонстраций - это наглядный показ различных предметов, материалов, пособий и опытов, проведение экспериментов, который является мощным средством развития познавательного интереса у школьников; обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно -чувственного, повышающего качество усвоения материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений.

Народная мудрость гласит: “Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.”

   1.   Я хочу рассказать об использовании на классных мероприятиях по ЗОЖ такого приёма как опыт.

    -  Этот приём играет важную роль в процессе обучения и воспитания учащихся. Значение его состоит в том, что он способствуют развитию у школьников умения вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и на основе анализа результатов наблюдения дети учатся самостоятельно делать выводы и обобщения.  На основе наблюдений формируются представления учащихся и глубже, достовернее становятся их знания, они отчетливо, осознанно и многосторонне воспринимают наблюдаемый материал, переживают целый ряд эмоций, а главное получают немедленный и наглядный результат.

      -  А сейчас я проведу с вами практическое занятие, эпиграфом к которому может стать китайское изречение: «Скажи мне – я забуду,
                                                          Покажи мне – я запомню».

   

   - Предлагаю вашему вниманию опыт, который я провожу на уроках по профилактике табакокурения, он позволит наглядно увидеть, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и лёгкие, какой след там оставляют.

Сжав бутылку, выдавить из неё часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начнет дымиться. На дно бутылки можно положить ватные шарики. В этом случае после демонстрации часть смолистых веществ осядет на стенках бутылки, и шарики окажутся светлее.

- Представьте, это лёгкие, чистые, здоровые. Посмотрите, что с ними происходит, когда человек прикуривает сигарету….  и затягивается……

Вы видите, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и лёгкие, какой след там оставляют.

- Как выглядит ёмкость?

- Как, по-вашему, мнению выглядят лёгкие курильщика?

- Какой вывод можно сделать?

- На внеклассных мероприятиях по профилактике алкоголизма, провожу опыты, которые позволяют наглядно рассмотреть последствия алкоголя.

Опыты:

1. Пшеница, смоченная водой и пшеница, смоченная водой, разведённой со спиртом.

2. 2 стакана: в 1 – луковица в воде, во 2 – лук в воде, разведённой со спиртом.

Результат: пшеница, замоченная в воде – проросла, а в воде со спиртом – не проросла.

                  Луковица в воде – зелень, а со спиртом – сгнила.

    - Какой вывод можно сделать? (Алкоголь – это яд. Он вызывает заболевания внутренних органов, поражает центральную нервную систему).

    - Такие приемы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысливание, повышают прочность запоминания материала.

2.  Широко использую приём «проведение экспериментов», эффективность  которого достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно “замерять результаты”.

Давайте проведем маленький эксперимент…

Сколько мы совершаем за одну минуту вдохов и выдохов? Считать мы будем в дыхательных актах = вдох + выдох . Дышим, как обычно, учащать или замедлять дыхание не нужно. А эксперимент проведем стоя.  

(Песочные часы на 1 мин, все встали).

- Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого получилось актов дыхания меньше 15. У кого от 15 до 20? У кого больше 20? Спасибо.

- Обратите внимание, что некоторые из вас совершают больше 20 актов дыхания в минуту, это сигнал к тому, что вам нужно заниматься физкультурой (если нет противопоказаний, то бег – универсальное упражнение для поддержания своего здоровья в хорошей форме).

  1. А сейчас я вам предлагаю решить задачу, условия которой помещены на слайде:

Задача 1.

Смертельная для человека доза спиртного – 7 г на килограмм массы тела.

 Рассчитайте, основываясь на этих данных смертельную дозу для вас?

     

Для расчёта необходимо использовать вес собственного тела.

Вывод: Следовательно, смерть может наступить, если…

Задача 2.

     Известно, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на                 1 кг массы тела.

     В одной сигарете содержится от 3 до 15 мг никотина (в зависимости от сорта).

      Для расчёта возьмём среднее арифметическое и предположим, что сигарета содержит 6 мг никотина.

      Рассчитайте, основываясь на этих данных, выкуривание скольких сигарет одновременно составляет смертельную дозу для вас.

      Для расчёта необходимо использовать вес собственного тела.

Вывод: Следовательно, смерть может наступить, если ….. выкурит … сигарет одновременно. Но известны случаи, когда человек умирал от выкуривания 2-3 сигарет подряд, тогда смерть наступает от остановки сердца и органов дыхания, от «токсического удара» по нервным центрам.

     4.  Результатом использования опыта на внеклассных мероприятиях по профилактике табакокурения стал рекламный видеоролик «Сигарета – здоровью преграда».

Видеоролик.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР – КЛАССА:

      - Вашему вниманию был представлен мастер – класс по теме: «Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения».

      - Считаю, именно такая форма активного обучения облегчает осмысливание, развивает умение анализировать и помогает сделать правильный выбор, приближает обучение и воспитание к жизни.

      - Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал поможет использовать активные формы обучения в работе с детьми по профилактике вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

Мастер класс "Использование методов интерактивного обучения"

Использование методов интерактивного обучения на уроках химии...

Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы

Пояснительная записка.Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)Цель:1.Презентац...

Мастер -класс "Использование технологии Активных методов обучения (АМО) как способ формирования у обучающихся УУД"

Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди ог...

Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...

мастер-класс "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"

Мастер-класс  "Использование  интерактивных  методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"...