Формирование здорового образа жизни обучающихся как важный сегмент педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ
материал по обж по теме

Опыт работы по организации и проведению уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья;

по реализации образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ);

по проведению внеклассных мероприятий (праздники, недели, месячники здоровья).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_obzh.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни обучающихся

как важный сегмент педагогической деятельности

преподавателя-организатора ОБЖ.

                                                                                                                               

Работа преподавателя-организатора   ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся осуществляется в МОУ «Вейделевская СОШ» следующим направлениям:

1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

 2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

 3.Организация оздоровительной работы.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ В  ШКОЛЕ.

         Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиенического образования и воспитания учащихся в школе  включает:

-        организацию и проведение уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья;

-        реализацию образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ);

-        проведение внеклассных мероприятий (праздники, недели, месячники здоровья).

 Содержание уроков  формирует мотивацию и обеспечивает необходимую  информацию для выработки навыков поведения.

В этом случае можно привести такой пример:

-        Беседа о гигиене полости рта, гигиене тела должна показать, что «свежее дыхание облегчает понимание», элементарные гигиенические процедуры дают возможность человеку быть уверенным в себе, способствуют уравновешенности, облегчают общение, помогают добиться успеха и дать необходимые знания для формирования навыков.

-        Беседы о рациональном питании демонстрируют влияние питания на фигуру, чистоту кожи, настроение, работоспособность.

Формы изложения материала – преимущественно активные:

-        Ролевые и ситуационные игры. Например, «Я заболел гриппом», «Пассивный курильщик», «Молодые родители».

 

2.    СОЗДАНИЕ         ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Образовательная среда подразумевает не только условия обучения (выполнение требований к размещению и планировке  земельного участка, здания, помещений, световому и воздушно-тепловому режиму), но и организацию учебного процесса.

Работа преподавателя-организатора курса ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды включает:

на уроках ОБЖ:

-        приведение содержания обучения в соответствие с возрастными психо-физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с  программами по другим предметам;

-        организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий (ЗСТ), обеспечивающих профилактику школьного стресса;

-          создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.

        

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Цель мониторинговых исследований – обоснование коррекционно-оздоровительных мероприятий.

Оздоровительная  работа преподавателя – организатора курса ОБЖ включает:

-        непосредственное проведение оздоровительных мероприятий

Для коррекции нарушений здоровья школьников, выявленных в процессе мониторинга, была создана оздоровительная группа для часто болеющих детей, детей с нарушением осанки и зрения в составе летнего дневного лагеря при школе. 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Система деятельности преподавателя-организатора курса ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Основными направлениями работы являются:

1.        Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

2.        Создание  здоровьесберегающей

 образовательной среды.

3.        Организация оздоровительной работы.

Основные виды деятельности:

        учебная

        методическая

        организационная

        диагностическая

        коррекционно-профилактическая

Результаты осуществления комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся в МОУ «Вейделевская СОШ»

 Положительная динамика показателей заболеваемости:

 Допустимый уровень сформированности качеств здоровой личности старшеклассников

 Удовлетворительный уровень медико-гигиенических знаний учащихся

 Положительная динамика здоровьесберегающего поведения учащихся (рационализация режима дня, питания и т.д.)


 

 

Важным слагаемым здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа, как правило, осуществляется учителями на уроках физической культуры и ОБЖ.

На организм ребенка воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное воздействие. К ним, прежде всего, стоит отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию, наследственность, медицину. В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти. Однако, в определении стратегии и тактики решения задач оздоровительно направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду с правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подробных принципов и правил имел в виду еще в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Для этого он должен: хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система здоровьесберегающей технологии.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

- осознанное,  целенаправленное  применение  разнообразных  форм физкультурной активности;

- целенаправленное  освоение  гигиенических  навыков  и  навыков охраны здоровья;

- использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

- активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

- деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

 

 На своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей:

-         Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением;

-         Проведение тренингов, ролевых игр, ток-шоу и т.п.;

-         Выполнение творческих заданий (напиши эссе, сочинение, придумай сказку на новый лад, нарисуй плакат, сочини правдивую рекламу, составь информ-дайджест и др.);

-         Проведение социологических опросов, анкетирование, тестирование, выполнение практической работы.

Одной из самых эффективных форм работы является организация проектной деятельности учащихся.

   Проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

1.     По доминирующей направленности деятельности участников:

 - исследовательский "Азбука дорожного движения"

- информационно-просветительский / «Похититель рассудка», «Табачный туман обмана»/;

2. По количеству участников:

- групповые;

- персональный;

3. По продолжительности:

- мини-проекты;

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты исследования по проблеме формирования здорового образа жизни на базе Зубово-Полянского педагогического колледжа

В работе представлены результаты проведенного исследования, оформлены протоколы исследования...

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни обучающихся

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете школы...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»...