Методические рекомендации при написании рефератов по ОБЖ
методическая разработка по обж (10 класс) на тему

Лоскутова Татьяна Леонидовна

Одной из форм самостоятельной работы по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности» является реферат (выступление, доклад, сообщение).

Цель такого вида самостоятельной работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов, а также развитие умений использовать нормативную, правовую, справочную и другую литературу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г.Москвы

ГОУ СПО Политехнический колледж №19

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по  разработке и оформлению рефератов

при выполнении самостоятельной работы

по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»

Разработано

преподавателем дисциплин

«Безопасность жизнедеятельности» и

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Лоскутовой Т.Л.

Москва

2010


Самостоятельная работа студентов предусмотрена учебным планом образовательной программы каждого учебного заведения при изучении каждой образовательной дисциплины. Она является неотъемлемой частью учебного процесса.

Одной из форм самостоятельной работы по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности» является реферат (выступление, доклад, сообщение).

Цель такого вида самостоятельной работы – систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов, а также развитие умений использовать нормативную, правовую, справочную и другую литературу.

Работа над рефератом способствует развитию познавательных способностей и активности студентов, формирует самостоятельность мышления, развивает исследовательские умения.

Объем работы, самостоятельно выполняемый студентами, зависит от рассматриваемой темы и может быть представлен в виде следующих печатных материалов:

  1. Сообщение.
  • Объем не более 3 страниц печатного текста.
  • Цель – формирование у студентов навыков отбора и систематизации информации по заданной теме.
  • Критерии оценки – соответствие заданной теме, стиль изложения, правильность оформления.
  1. Выступление.
  • Объем от 3 до 7 страниц печатного текста.
  • Цель – формирование навыков сбора, систематизации и обобщения информации по заданной теме.
  • Критерии оценки – соответствие заданной теме, характер и стиль изложения, логика выводов, правильность оформления.

  1. Доклад.
  • Объем от 7 до 10 страниц печатного текста.
  • Цель – формирование навыков сбора, систематизации и анализа дополнительной информации по заданной теме.
  • Критерии оценки - соответствие заданной теме, характер и стиль изложения, логика выводов, проведенный анализ, правильность оформления.
  1. Реферат.
  • Объем не более 15 страниц печатного текста.
  • Цель – самостоятельное углубленное изучение материала по заданной теме. Предполагает сбор информации, сравнение различных взглядов на проблему, умение делать свой выбор из существующих вариантов в рамках заданной темы и обосновать его.
  • Критерии оценки – соответствие собранной информации заданной теме, характер и стиль изложения, проведенный анализ, логика и обоснованность выводов, их соответствие теме, правильность оформления.


Требования к содержанию реферата (доклада, выступления, сообщения).

Учебные дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» - обязательные общеобразовательная и общепрофессиональная дисциплины, в которых рассматриваются темы безопасного взаимодействия человека и окружающей среды и вопросы защиты от негативных факторов внешней среды и чрезвычайных ситуаций.

Данные предметы базируются на знаниях, полученных студентами при изучении общеобразовательных, социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В результате изучения учебной дисциплины в области безопасности жизнедеятельности  студент должен:

знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
  • основы военной службы и обороны государства;

уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

иметь представление:

  • о здоровье и здоровом образе жизни.

Структурно программы дисциплин включают три раздела.

В первом разделе – «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения» раскрываются общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и их последствиях.

Второй раздел  – «Основы военной службы» формирует у студентов знания об обороне государства и о военной службе как особом виде федеральной государственной службы.

Третий раздел  – «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» дает представление о медицинских знаниях, о здоровом образе жизни и формирует умения в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.

По каждому разделу дисциплин разработаны темы для самостоятельной работы учащихся.

При написании реферата студент должен соблюдать следующие требования:

  • проработать курс лекций по заданной теме
  • выбрать из прилагаемого списка необходимую литературу, соответствующую данной теме, проработать и проанализировать материал, изложенный в ней по исследуемой теме
  • всесторонне использовать статистические и другие необходимые данные для более полной характеристики рассматриваемой темы
  • правильно систематизировать и обобщить все полученные материалы
  • связать вопросы теории с практикой, сделать выводы и предложения по разрабатываемой теме, предложить рекомендации
  • оформить работу в соответствии с требованиями стандарта, приложив при необходимости схемы, рисунки, фотографии.

Реферат (выступление, сообщение, доклад) должен полностью раскрывать тему, быть связан с современной жизнью и содержать конкретные выводы и рекомендации.

Рефераты по темам первого раздела должны содержать:

  • общую характеристику рассматриваемых чрезвычайных ситуаций
  • источники возникновения данных чрезвычайных ситуаций
  • историческую справку о конкретных проявлениях изучаемых чрезвычайных ситуаций
  • методы защиты от рассматриваемых чрезвычайных ситуаций
  • правила поведения при чрезвычайных ситуациях

По структуре рефераты данного раздела должны быть практического характера:

  • первый раздел содержит теоретические сведения по данной проблеме
  • второй раздел представлен в виде иллюстраций, схем, таблиц, в которых наглядно показаны действия при чрезвычайных ситуациях, исследуемых по данной теме.

Рефераты по темам второго раздела должны содержать:

  • общую характеристику военной службы
  • историческую справку по изучаемой теме
  • обзор правовых документов по данной теме (Конституции РФ, федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне»)
  • сравнительный анализ исторических и современных фактов по изучаемой теме.

По структуре рефераты данного раздела могут быть

  1. теоретического характера:
  • дается теоретический анализ истории вопроса, проводится сравнение проблемных вопросов, исходя из анализа проработанной и изученной по данной теме литературы
  1. практического характера:
  • в первом разделе содержатся теоретические сведения по данной теме
  • второй раздел представлен иллюстрациями, схемами, таблицами, в которых подтверждены все теоретические выкладки.

Рефераты по темам третьего раздела должны содержать:

  • общую характеристику основных понятий выбранной темы
  • примеры факторов, формирующих или разрушающих здоровье, применительно к разрабатываемой теме
  • правовые основы оказания первой медицинской помощи
  • описание методов и приемов оказания первой помощи пострадавшему в рассматриваемом, согласно теме работы, случае.

По структуре рефераты данного раздела должны быть практического характера:

  • первый раздел посвящен теоретическому обоснованию вопроса, обзору фактов, касающихся данной темы, разъяснению определений и формулировок
  • во втором разделе в виде иллюстраций и рисунков приводятся конкретные методы и приемы оказания первой помощи пострадавшему.
  • в отдельных случаях допускается выполнять приложения к работе (докладу, реферату, сообщению, выступлению) в виде фотографий, слайдов, представленных в электронном виде – на дискете или диске.

При защите работы студент достаточно кратко излагает цель, задачи исследования, рассказывает о применяемых методах и полученных результатах. Выводы, сделанные в работе, обосновываются, даются конкретные рекомендации. На защиту работы отводится 7-10 минут.


Требования к оформлению реферата (доклада, выступления, сообщения)

Самостоятельная работа оформляется в соответствии с общими правилами оформления официальных документов и научно-исследовательских работ и должна содержать:

  1. Титульный лист, в котором указываются наименование учебного заведения, название дисциплины, по которой написана работа; название темы, фамилия, инициалы преподавателя, задавшего задание, а также фамилия и инициалы студента, номер группы, отделение, название, год написания работы (Приложение)
  2. Оглавление. Работа может состоять из введения, основной части и заключения. Основная часть, как правило, разбивается  на два или три раздела (главы). Каждая из частей, в сою очередь делится на два и более подраздела. Все разделы нумеруются арабскими цифрами с точкой (1.3).Названия разделов и подразделов должны соответствовать аналогичным названиям в оглавлении, но не должны совпадать с названием (темой) работы. Справа, на уровне последней строки названия, указывается номер страницы, на которой написано название раздела.
  3. Введение обычно содержит следующие пункты, не указываемые в оглавлении и не имеющие заголовков:
  • определение темы работы, ее актуальность
  • определение границ исследования
  • определение основной цели исследования и ее более частных задач
  1. Основная часть выполняется в соответствии с выбранной структурой работы. Размеры полей установлены ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» не менее (мм): левое – 20; правое – 10; верхнее – 20; нижнее – 20. Текст на формате А4 оформляется через 1,5 межстрочных интервала, вторая и последующие страницы нумеруются. Текст выравнивается по ширине страницы. Перенос слов не осуществляется. Размер шрифта 13-14, для таблиц – 12. Для набора текста используется, в основном, шрифт Times New Roman. Для выделения абзаца его начинают с новой строки. Первую строку начинают с отступа. В рамках работы все абзацные отступы должны быть строго одинаковыми.
  2. Заключение должно содержать конкретные выводы и итоги работы, а также рекомендации автора работы.
  3. Список источников и литературы оформляется, как правило, на языке выходных сведений. Сведения об источниках располагаются по алфавиту.
  4. Приложения оформляются как продолжение работы. Если приложений несколько, то они нумеруются.

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних учебных заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Г.В.Гуськов. – М: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. – М: Высшая школа, НМЦ СПО, 2007.
  3. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов – М: Издательский центр «Академия», 2008.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие из двух частей для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования. Часть 1./ под редакцией В.Я. Сюнькова. Изд. 2-е, переработанное. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2008.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие из двух частей для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования. Часть 2./ под редакцией В.Я. Сюнькова. Изд. 2-е, переработанное. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2008.
  6. Сборник нормативных документов и материалы по подготовке к военной службе / сост. В.С.Добровольский, М.П. Фролов, Б.И.Мишин. – М: Высшая школа, 2008.
  7. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  8. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» - М: ИНФА-М, 2002.

Дополнительная:

  1. Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2004.
  3. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2003.
  4. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Приложение

Департамент образования г. Москвы

ГОУ СПО Политехнический колледж № 19

Специальность 230101

«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»

Реферат

По учебной дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»

На тему: «_____________________________________________»

Выполнил (а)

Студент (ка) группы____________

______________________________

Преподаватель: Лоскутова Т.Л.

Срок сдачи ____________________

Проверено ____________________

Оценка _______________________

Подпись ______________________

Москва

2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к написанию реферата по социальной психологии.

В данном материале представлены тематика рефератов по курсу "Социальная психология", примерный план и литература к каждой теме и основные требования к написанию....

Методические рекомендации для написания рефератов по дисциплине "Основы микробиологии"

В данном пособии даны рекомендации по составлению  и содержанию реферата, требования к оформлению и тематика рефератов по данной дисциплине....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ...

Методические рекомендации по написанию реферата по обществознанию.

Методические рекомендации учащимся по написанию реферата....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ Дисциплина Основы импульсной радиотехники

Методические рекомендации разработаны на основе учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)...

Методические рекомендации по написанию рефератов по физической культуре

Рекомендации по написанию рефератов по физической культуре...

Методические рекомендации по написанию реферата по учебной дисциплине «Биология»

Написание реферата является одной из форм обучения, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы обучающихся. Методические рекомендации составлены в целях унификации требовани...