Методические разработки по предметам: « Развитие речи и окружающий мир», Альтернативное чтение», « Графика и письмо», « ОБЖ»
методическая разработка по обж (5 класс) по теме

Числова Наталия Ивановна

«Формирование умения у детей с ОВЗ пользоваться

коммуникативной  доской    с   пиктографическими  изображениями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_2.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методические разработки по предметам:

 « Развитие речи и окружающий мир», Альтернативное чтение»,

 « Графика и письмо»,

« ОБЖ»

 «Формирование умения у детей с ОВЗ пользоваться

коммуникативной  доской    с   пиктографическими  изображениями»

                                                                                 

                                                                           Учитель: Числова Н. И.

                                                                                       

г. Санкт- Пб.

2013г.

 Для большинства  при  формировании умения у детей с ОВЗ пользоваться коммуникативной доской    с   пиктографическими  изображениями  на уроках

 Во-первых, следует осуществлять общение с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать  различные пиктографические  изображения. Это предусматривает учет характерных форм поведения и учета особенностей ребенка взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Во-вторых, формирование у детей умений и навыков  развития коммуникативной деятельности, детей:

- воспитание у детей интереса к окружающим людям. Взаимоуважения, взаимодоверия;

- создание ситуаций позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;

- использование вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов не речевого общения: мимика, пантомимика,  использование пиктограмм;

- практических методов обучения: упражнения, самостоятельные работы, дидактические игры, рассматривания картин, иллюстраций, картины  по различным видам деятельности;

Практические методы обучения имеют,  большое  коррекционное  значение, на занятиях используются, знакомые пикограммы и  пиктографические изображения  направлены на выработку умений пользоваться различными предметами или использовать то или иной предмет по назначению.   Постепенно на занятиях можно использовать  иллюстрации из журналов, открытки, картинки, знакомые пиктограммы.  Таким образом, воспитанники  составляют с  помощью воспитателя  альбомы,  рассказы и имеют представления о труде взрослых  о досуге, о других видах деятельности и посещения детьми различных  кружков или занятий дополнительного обучения, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. С помощью пиктограмм и знакомых пиктографических изображений воспитанники более охотно выполняют или рассказывают с помощью жестов, мимики, пантомимики.

 Надо помнить  при использовании  пиктограмм  или  пиктографических изображений необходимо соблюдать темп, не перенасыщать игровые упражнения вопросами.  Необходимо последовательное рассматривание тех или  иных пиктограмм или пиктографических изображений.

    Особое место на занятиях на уроках по «ОБЖ» занимает демонстрация  и обобщение пиктографических изображений. Например, при ознакомлении трудом взрослых целесообразно  непосредственно проводить наблюдение использовать  предметы труда, если пройденный материал нуждается в дополнительном обобщении и закреплении.

Надо помнить при использовании  на занятиях пиктограмм и пиктографических изображений требуют особых приемов работы с ними.

Мало показать воспитанникам пиктографическое изображение, надо                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        представали себе  изображенные  на ней предметы;

- время рассказа должно быть непродолжительным;

- пиктографические изображения должны быть   предельно ясны ;

-речь воспитателя должна быть правильной, без непонятных воспитанникам выражений

 При обучении умения пользоваться  коммуникативной доской следует помнить;

- о развитии  умения концентрировать  внимание;

-о развитии умения знать  очередность режимных моментов;

- знать части суток;

- ориентироваться во временных представлениях;

- знать и называть педагогов дополнительного образования;

-развивать умения применять навыки общения в повседневной жизни;

- развивать умения жестами выполнить  простые указания.

 

«Роль организационных процессов обучения письму»

Роль организационных процессов обучения письму включает в себя перевод звуковой  структуры звука или слова в систему графических символов ( графем) и их правильную пространственную организацию. Овладение навыком письма, как и всяким навыком, встречает на своем пути ряд трудностей.  Таки образом, анализ нарушений письма у детей  в отставании в развитии позволяет точнее оценить ту роль, которую играет в процессе письма такие условия, как звуковой анализ, проговаривание звука пространственная организация при графическом  изображении буквы пространственная организация воспринимаемых графем.

  На уроках письма очень важна особенность  организации коррекционных работ, а также правильной организации процесса обучения детей письму с проблемами в развитии.

 Из-за неправильной  организации  процесса обучения письму многие  ученики  испытывают трудности: легко утомляются, легко отвлекаются и не могут работать в быстром темпе, так и в медленном,  для них; не могут  соблюдать ни высоту, ни ширину, ни наклон, могут менять конфигурацию букв и зеркально изображать некоторые из них.

   У некоторых детей  отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к упрямству, повышенная  утомляемость, быстрая смена настроения, быстро утрачивают интерес.  Поэтому для детей с нарушением моторных функций  зрительного и пространственного восприятия, зрительно- моторной координации важен подбор упражнений и заданий.  Для  достижения, оптимального результата.  Обучению письму следует проводить в индивидуальной форме, в спокойной домашней обстановке, а также характерны:

 - подбор игр, заданий, а также упражнений графических изображений по отработки письма  высоты, ширины, и наклона букв;

- отработка, как медленного и быстрого  темпа письма;

-  в первую очередь следует подбирать игры, упражнения и задания для уменьшения дрожания руки, а также для приобретения твёрдости написания прямой линии и замкнутых линий;

 

   При сильном треморе наблюдаются « Бисеринки» утолщений на линии письма, дополнительные штрихи, неправильное соединение. Таким образом, демонстрационный и раздаточный материал должен быть разнообразным, учитывать особенности восприятие детей  и проблемами  нарушениями моторных функций  в подготовительный период на первом этапе составляют упражнения  направленные  на восстановление  особенности удерживать в руке ручку или карандаш.

 Овладение письмом  с того момента, когда ребенок в состоянии, держать  в руке ручку или карандаш в рабочей позе. Для начала можно дать ребёнку палочку . чуть больше длины, чем ручка. Рука с палочкой  в рабочей позе для письма устанавливает на столе с обязательным касанием ребра ладони поверхности стола  ( исходное положение)

 Упражнение1.   Слегка придерживая палочку большим, указательным  и средним  пальцем  ( как при письме), производить  одновременное сгибание и  разгибание указанных пальцев, стараясь. Чтобы палочка не двигалась и не падала. Повторять эти движения по возможности ритмично, но не быстро, не отрывая ребро ладони от стола.

 Упражнение2.    Рука с палочкой находится на столе в исходном  положении. Пальцами перебирать палочку от верхнего конца книжнему и обратно. Во избежание повышения тонуса в руке следует делать паузы, расслаблять мышцы. Манипулировать  с ними пальцами вне процесса письма. Дальнейшее обучение письму составляют упражнения для тренировки возможности, регулировать,  движений  при  письме удерживать, строку.

Упражнение 3.    На  доске мелом во всю высоту пространства между линейками на одной строчке выписывать орнамент по образцу. Сначала орнамент из трёх элементов, выполняется, не отрывая  руки с доведением верхней и нижней линейки.

  Обучение письму должно строиться таким образом, чтобы дети справлялись с работой. Преодолевая определенные трудности, требующие пусть небольшого , но постоянного увеличения степени самостоятельности

  Успешность формирования навыка письма во многом зависит от соблюдения при письме основных правил:

  • установление, какой рукой левой или правой, ребёнок пишет;
  • при  обучению письму левой рукой изменяется  расположение тетради на столе. Тетрадь надо развернуть к груди,  пишущего  правым нижним углом, а не левым, как это делается  при письме провой рукой. Тогда строчка и то, что на ней пишется, оказываются  хорошо   видны пациенту, а также правильный выбор мебели.

                      Роль слухового анализатора в процессе письма

 Остановимся сначала на той роли, которую играет в осуществлении письма слуховой анализ, являющийся непосредственной функцией при обучении детей с отклонениями в развитии. Возникает, однако, вопрос: участвует ли слуховой анализ в процессе письма только на начальных этапах? При развитии навыка письма ребенок вслушивается в каждый диктуемый звук

Или слово. Нужно убедиться может ли ребенок, сознательно анализировать при участии слухового анализатора. При организации учебных процессов по обучению письму нужно убедиться в том, что до ребёнка дошёл нужный звук или слово. И ребёнок сохраняет звуковой образ звука или слова.

 Остановимся  на  следующим вопросе, какую роль в процессе письма играют  громкие, артикуляции пишущего ребенка.

Над начальными ступенями обучению письму необходимо, чтобы ученик писал, проигрывая звук.  Процесс  проговаривания играет при письме существенную роль, также неизбежно пытается ребенку дать произнести нужный звук после ( понимания интонацией речи) того, как он его написал, или в слове выделить интонационно.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как говорят животные, птицы, ...? Материалы для уроков по "Развитию речи и окружающему миру", "Альтернативному чтению", СБО, ОБЖ.

Материалы с озвучкой для уроков по "Развитию речи и окружающему миру", "Альтернативному чтению", СБО, ОБЖ....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для 4 класса "Особый ребенок"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия  для 4 класса "Особый ребенок" по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Путешествие в зимний лес"....

Конспект занятия по предметам «Развитие речи и окружающий мир» и «Альтернативное чтение». Тема: «Дикие животные зимой».

Конспек интегрированного занятия в 6 классе "особый ребенок" в коррекционной школе 8 вида с использование альтернативной коммуникации и визуального рассписания....

Методическая разработка Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему "Лесные ягоды"

Урок направлен на знакомство с такими лесными ягодами как черника, брусника, клюква, с характерными внешними особенностями каждого вида ягод, вкуса, особенностями произрастания....

Презентация к интегрированному уроку по предмету "Развитие речи и окружающий мир" и "Альтернативное чтение" по теме "Домашние животные" для учащихся 6 класса

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Домашние животные» Название ЭОР: Презентация на тему «Домашние животные»Тип ЭОР:  презентацияА...

Методическая разработка урока по теме «Посуда» для учащихся 4-х классов школы VIII вида по предмету «Развитие речи и окружающий мир»

Методическая разработка урока по теме «Посуда» для учащихся 4-х классов школы VIII вида по предмету «Развитие речи и окружающий мир»  Цель урока - уточнение...

Адаптированные рабочие программы по предметам: развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – быт

Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 2...