«Предупреждение и смягчение террористических актов»
учебно-методическое пособие по обж на тему

Подкорытова Ольга Петровна

                                                    Содержание

1.     Ведение………………………………………………………..3-4

2.     Организация действий должностных лиц  и персонала  

по предотвращению террористических актов………… .5-13

3.     Основы организации аварийно-спасательных работ при

ликвидации последствий террористического акта…… …14-24

4.     Заключение …………………………………………………….25

5.     Список литературы…………………………………………….26

6.     Приложения ………………………………………………...27-28

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение                      «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по Курганской области»

РЕФЕРАТ

Тема: «Предупреждение и смягчение террористических актов»

Выполнил слушатель:

Подкорытова Ольга Петровна,

директор МКОУ «Плотниковская ООШ» Притобольного района

                                                 Курган

                                                      2013 год

                                                    Содержание

  1. Ведение………………………………………………………..3-4
  2. Организация действий должностных лиц  и персонала  

по предотвращению террористических актов………… .5-13

  1. Основы организации аварийно-спасательных работ при

ликвидации последствий террористического акта…… …14-24

  1. Заключение …………………………………………………….25
  2. Список литературы…………………………………………….26
  3. Приложения ………………………………………………...27-28

Введение

 Проблема терроризма глобальна по своей сути, и нет ни одного государства в мире, которое может жить сегодня в полной уверенности в том, что это явление рано или поздно не коснется его граждан.

Во второй половине XX века терроризм превратился в одну из крупнейших угроз национальной и международной безопасности государств. На современном этапе терроризм характеризуется следующими особенностями: расширением границ, качественным усилением разрушительного потенциала, высокой степенью организованности, резким возрастанием числа возможных жертв бандитских акций за счет случайных лиц. Общество должно быть готово к тому, что борьба с терроризмом может приобрести долговременный характер, а не сводиться лишь к проведению отдельных мероприятий.

Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением.

В России в конце XX – начале XXI века опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла. Наряду с ростом числа террористических актов, жестокими стали и способы их совершения. Дерзкие террористические акты в Москве, Волгодонске, Буденовске, Беслане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России порождают страх, панику среди населения, нарушают общественную безопасность и являются реальной угрозой для безопасности общества и государства.

Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой не только для внутренней, но и внешней безопасности государства. В настоящее время практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на ее государственной границе, имеют международный характер и связаны с терроризмом и трансграничной преступностью. Поэтому поиск путей противодействия терроризму сегодня является первоочередной задачей и имеет особую актуальность.

Особенности ликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностями террористических актов, сопровождающихся взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно химически-опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте.

Целью работы является рассмотрение вопросов предупреждения и смягчения последствий террористических актов в ходе организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта и управление в ходе их ведения.

В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:

-изучение основных требований предъявляемых к действиям должностных лиц и персонала по предупреждению и смягчению последствий террористических актов ;

 -проведение анализа основ организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта;

Объектом исследования является террористический акт и его последствия.

Предметом исследования является процесс предупреждения террористического акта, организация аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта.

Организация действий должностных лиц  и персонала   по предотвращению террористических актов

    Основу мероприятий по организации действий должностных лиц и персонала организаций и предприятий по предотвращению террористических актов представляет фундамент из нормативно-правовых актов, рекомендаций компетентных органов и должностных инструкций, разрабатываемых в органах управления предприятий и организаций, применимо к местным условиям и с учетом специфики организации производственного процесса.

    Правовую основу борьбы с терроризмом в РФ составляют:

Конституция Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон «О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ» (принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года), который определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом;

общепризнанные принципы и нормы международного права;

международные договоры Российской Федерации;

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты (постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму от сентября 1999 г.; Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью, утвержденная Правительством РФ 10 марта 1999 г. и дополненная правительственным постановлением от 9 февраля 2002 г.).

      Для более четкого и конкретного восприятия данной проблемы необходимо остановиться на основных терминах и определениях, которые составляют основу знаний о данной проблеме.

      ТЕРРОРИЗМ - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

 нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

      ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, включающая в себя:

1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

    МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - террористическая деятельность, осуществляемая:

1) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

2) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

3) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств.

     ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме:

взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов;

посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека;

создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности;

распространения угроз в любой форме и любыми средствами;

иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

     Существуют принципы, цели борьбы с терроризмом на территории России, они озвучены президентом В.Путиным и закреплены в законодательных актах Российской Федерации.

     Субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом на территории России, являются:

1. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с

терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Служба внешней разведки Российской Федерации;

Федеральная служба охраны Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации;

Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

    Все эти субъекты решают задачи борьбы с терроризмом в пределах своей компетенции и полномочий.

      При проведении контртеррористической операции для ее  непосредственного управления в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.

     В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

   -принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

  -проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

  -задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

   -беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

   -использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

   -использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

     В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Задачи МЧС по борьбе с терроризмом и защите населения

Борьба с терроризмом, проявлением его в различных формах стали насущной задачей, проблемой для всех органов  МЧС России.

Главными задачами этих органов и формирований являются:

- разработка и осуществление мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму;

 - несение предложений по формированию системы мер по антитеррористической защите населения;

- осуществление контроля за выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления существующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом, политическим, национальным и религиозным экстремизмом;

- организация безопасности и бесперебойного функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения;

- оказание помощи представителям органов местного самоуправления, органам внутренних дел, ФСБ, органам управления ГОЧС в предупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка при угрозе или возникновении ЧС. обеспечении их взаимодействия при проведении эвакуационных мероприятий, ликвидации последствий терактов с минимальными потерями, организации жизнеобеспечения в районах временного отселения;

- координация органов исполнительной власти по разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к их компетенции;

привлечение для этой работы широких масс населения;

усиление охраны подведомственных объектов, недопущение несанкционированного проникновения на территорию и объекты органов управления по делам ГО ЧС посторонних лиц, попадания неизвестных предметов, обеспечение работоспособности охранных систем и автоматической пожарной сигнализации.

Пример.  Так в пунктах постоянной дислокации подразделений МЧС в Чеченской Республике, в лагерях вынужденных переселенцев, на объектах жизнеобеспечения ежедневно проводится работа по обеспечению безопасности военнослужащих и населения от террористических актов, предотвращению минирования объектов и территории, отравления водоисточников и продуктов питания, другие мероприятия.

   Для МЧС встали задачи о необходимости организации выполнения долгосрочных мероприятий по охране жилых массивов и объектов экономики от возможных террористических актов. Обеспечение безопасности функционирования объектов экономики республики, особенно с потенциально опасным для населения и территории производством, систем жизнеобеспечения начинается с выполнения комплекса превентивных мероприятий, закладываемых на стадии проектирования строительства и реконструкции объектов повышенной опасности, жизнеобеспечення и массового скопления людей.

      В целях совершенствования организации противодействия терроризму на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения необходимо сосредоточить усилия на решении следующих проблемных вопросов:

1.Организация нормативного, социального, финансового обеспечения и стимулирования подразделений ГО ГО, призванных выполнять внезапно возникающие задачи по борьбе с терроризмом.

2. Четкое определение и нормативное закрепление функций МЧС России, структурных подразделений по организации выполнения мероприятий по защите населения и территорий от террористических актов и ликвидации их последствий.

3. В целях предупреждения поступления ложной информации о готовящихся террористических актах оснастить все дежурные службы системами определения номеров и записи телефонных сообщений.

4. Внедрение в органах управления и силах МЧС министерствах, ведомствах, организациях цифровых (электронных) карт геоинформационной системы и типовых программ по их использованию в целях оперативной оценки обстановки и принятия обоснованных решений на проведение не только антитеррористических операций, но и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

5. Оснащение специальных подразделений и спасательных  служб, привлекаемых к выполнению мероприятий по пресечению терактов, современными специальными средствами связи, инструментом, оргтехникой и т.д.

6. Проведение комплексных обследований объектов жизнеобеспечения, потенциально опасных объектов на предмет проверки режимно-охранных мероприятий, соблюдению технологии производства, режима хранения взрывчатых, радиоактивных, отравляющих и других веществ повышенной опасности.

        Учитывая возможность совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, организаций и фирм, перед их руководителями встают задачи как по обеспечению их безопасности, так и по выработке и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозы террористического характера.

В целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в условиях возможных террористических проявлений главными управлениями по делам ГО ЧС:

  -уточняются перечни объектов и систем жизнеобеспечения как наиболее вероятные для проведения на них террористических актов;

   -на объектах экономики разрабатываются мероприятия по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц; производится декларирование опасных производственных объектов и прогнозирование  

 -возможных ЧС на них в случае террористических актов;

  -внедряются системы обязательного страхования объектов и производств от возможных аварий в результате террористических актов;

  -осуществляется лицензирования опасных производств с учетом их готовности к локализации и ликвидации ЧС, защите при возникновении аварий в результате террористических актов;

  -готовятся специальные разведывательные группы для обнаружения и идентификации опасных веществ, применяемых террористическими группами:

  -определяется перечень и готовятся специальные мероприятия по обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.

   Представляется, что одним из важнейших направлений повышения устойчивости к террористическим актам    таких объектов являет совершенствование ИТМ ГО и предупреждение чрезвычайных ситуаций на них.

     В современных условиях одним из способов террористического нападения на объекты повышенной опасности может быть применение высокоточного  оружия  по  предварительно  разведанным  зданиям, сооружениям, технологическим блокам и другим элементам объекта.

    В связи с этим существенно возрастает роль ИТМ по обеспечению комплексной маскировки и снижению заметности указанных объектов и их элементов в оптическом, инфракрасном тепловом и сверхвысокочастотном (радиолокационном) диапазонах электромагнитного спектра.

    Результаты исследований и разработок, выполненных к настоящему времени, показывают, что перечисленные мероприятия могут быть выполнены с применением радиопоглощаюших и теплопоглощающих покрытий, маскировочных сетей и завес (аэрозольных, дымовых,  водно-пенных и др.), имитацией реальных объектов с использованием надувных макетов элементов объектов, уголковых отражателей, инфракрасных и лазерных ложных целей (ловушек).

    Анализ содержания разрабатываемых в настоящее время разделов. Мероприятия предупреждению чрезвычайных ситуаций проектов строительства предприятий, зданий и сооружений показывает свод правил по проектированию и строительству СП 11-107-98, светомаскировочные и другие мероприятия по маскировке объектов в подавляющем большинстве ограничены только действиями по светомаскировке (СНиП 2.01.53-84).

     По вопросам же комплексной маскировки объектов строительные нормы и правила отсутствуют. Это вызывает значительные затруднения как у специалистов органов управления по делам ГО ЧС при разработке и обосновании правомерности требований по комплексной маскировке объектов, так и у специалистов проектных организаций при разработке и обосновании технических решений, направленных на реализацию указанных требований.

   В качестве мер предупредительного характера рекомендуется:

  -ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установку систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

  -ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;

  -периодическую комиссионную проверку складских помещений;

  -более тщательный подбор и проверку кадров;

  -организацию и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях;

  -при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

    В случае обнаружения подозрительного предмета необходимо незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России.

      До прибытия оперативно-следственной группы необходимо дать указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета в соответствии с данными табл. 1.1.  

                                                                                                         Таблица 1.1

Радиус безопасности (Rб) при эвакуации и оцепления при обнаружении подозрительного предмета или взрывчатого устройства

Тип взрывчатого устройства или предмет (машина, где взрывчатое устройство размещено)

Безопасное расстояние от взрывчатого устройства Rб, м

Граната РГД-5

не менее 50

Граната Ф-1

не менее 200

Тротиловая шашка массой 200 граммов

45

Тротиловая шашка массой 400 граммов

55

Пивная банка 0,33 литра

60

Мина МОН-50

85

Чемодан (кейс)

230

Дорожный чемодан

350

Автомобиль типа «Жигули»

460

Автомобиль типа «Волга»

580

Микроавтобус

920

Грузовая автомашина (фургон)

1240

В случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

        С учетом особенностей объекта их руководителям, органам управления ГОЧС надлежит совместно в правоохранительными органами (ФСБ и МВД России) в обязательном порядке разработать инструкции и планы действий на случай возникновения следующих чрезвычайных ситуаций:

Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством (Приложение 1).

Поступление угрозы по телефону(Приложение 2).

Поступление угрозы в письменной форме ( Приложение 3).

Захват заложников(Приложение 4).

Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством (Приложение 5).

2. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта

2.1 Сущность и содержание организации аварийно-спасательных работ

 

К аварийно-спасательным работам относят:

·  разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ;

·  локализация и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ;

·  розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;

·  подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;

·  вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений, спасение находящихся там людей;

·  оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

·  вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

·  санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.

Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения проводятся другие неотложные работы. К ним относятся:

·  прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;

·  локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;

·  укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

·  обнаружение, обезвреживание и уничтожение не взорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении;

·  ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

·  Одновременно могут проводиться и такие работы, как

·  обеззараживание очагов поражения;

·  сбор материальных ценностей;

·  обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;

·  утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является одной из основных задач гражданской обороны.

2.2 Методы работы органов управления на этапе организации

Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций координирующими органами являются: на территориальном (территория субъекта РФ) уровне – комитета чрезвычайных ситуаций субъекта РФ; на местном уровне (территория города, района в городе) – комитета чрезвычайных ситуаций местного самоуправления.

С момента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации (признаков ее возникновения) оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций всех уровней становятся рабочими органами комитета чрезвычайных ситуаций. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций формируют оперативную группу. Комитет чрезвычайных ситуаций и оперативная группа (в особых случаях орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в полном составе) поддерживают тесную связь с отделами внутренних дел и пожарной охраны, с гидрометеостанциями, а также с территориальными НФГО, НГО объектов полиграфии и гарнизона. Все это позволяет оперативно получать сведения о внезапно возникающих задачах и быстро принимать необходимые решения.

Большой объем работ в очагах поражения невозможно провести в короткие сроки без применения различной инженерной техники. Только широкая механизация всех видов работ позволит своевременно осуществить спасение людей. Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ могут применяться все имеющиеся в народном хозяйстве типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального хозяйства района (города). В зависимости от вида проводимых работ они подразделяются на следующие группы:

а) машины и механизмы, используемые при вскрытии заваленных защитных сооружений, разборке завалов, подъеме, перемещении обломков и конструкций разрушенных зданий или погрузке их в транспортные средства (краны, лебедки, блоки, домкраты);

б) машины и механизмы для расчистки завалов, перемещения и транспортировки обломков конструкций, засыпки воронок, устройства валов и насыпей (экскаваторы, бульдозеры, путепрокладчики и машины разграждения, автогрейдеры, скреперы, трайлеры, самосвалы);

в) бурильные и отбойные молотки, входящие в состав компрессорных станций, которые используются для проведения отверстий в каменных, кирпичных и бетонных стенах, перекрытия заваленных убежищ (помещений), с целью подачи в них воздуха или устройства проемов в конструкциях для вывода людей;

г) оборудование для резки металла (керосинорезы, бензорезы, автогенные электросварочные аппараты, резаки металла и железобетона (в т.ч. лазерные), слесарный инструмент);

д) механизмы для откачки воды при затоплении защитных сооружений ГО, подвалов или для заполнения водой траншей при тушении лесных и торфяных пожаров (насосы, мотопомпы, поливоемчные машины, пожарные и авторазливочный станции);

е) переправочные средства, обеспечивающие переправу через водную преграду НФГО машин и оборудования (баржи, паромы, понтонные парки, катера, лодки, подручные средства);

ж) ремонтные средства (ремонтные мастерские, бензо- и водозаправщики, электростанции (осветительные и силовые)).

2.3 Особенности организации аварийно-спасательных работ, вызванные спецификой условий

Последовательность, приемы и способы выполнения АСиДНР зависят от характера разрушений зданий и сооружений, аварий коммунальных, энергетических и технологических сетей, степени радиоактивного и химического заражения территории объекта полиграфии, пожаров и других условий, влияющих на действия формирований.

В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к разрушенным защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям, где могут находиться люди, а также в местах аварий, препятствующих или затрудняющих проведение спасательных работ.

Проезды устраиваются шириной 3–3,5 м для одностроннего и 6–6,5 м для двустороннего движения. При этом при одностороннем движении через каждые 150–200 м делаются разъезды протяженностью 15–20 м.

Для устройства проездов (проходов) используются формирования механизации, имеющие автокраны и бульдозеры. Приданные противопожарные формирования выдвигаются к участкам (объектам) работ одновременно с ними и приступают к локализации и тушению пожаров там, где находятся люди (у входов в защитные сооружения на направлениях ввода формирований, на путях эвакуации пораженных).

Спасением людей, оказавшихся в разрушенных и заваленных убежищах, из-под завалов, поврежденных и горящих зданий, занимаются, как правило, воинские части и формирования гражданской обороны. Но к этой работе привлекается также и все трудоспособное население.

Поиск и спасение людей начинают сразу после ввода спасательных групп на участок (объект) работ по данными разведки. Личный состав формирований разыскивает убежища и укрытия, устанавливает связь с укрывающимися в защитных сооружениях, используя сохранившиеся средства связи, воздухозаборные отверстия, а также путем перестукивания через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления. В первую очередь в убежище подается воздух, для чего расчищают воздухозаборные оголовки, а при необходимости проделывают отверстие в стене или перекрытии ЗСГО для подачи воздуха компрессорной станцией.

При вскрытии убежища используются различные способы в зависимости от его конструкции и характера завала: разборка завала над основным входом с последующим открыванием двери или вырезкой в ней отверстия; откапывание оголовка или люка аварийного выхода; устройство проемов в стенах убежища из подземной галереи; пробивка проема в стене убежища из соседнего примыкающего к нему помещения; разборка завала над перекрытием убежища с последующей пробивкой в нем проема для вывода людей и др.

Наряду с этим при поиске людей в очаге поражения обследуют различные подвальные помещения (не приспособленные для укрытия), дорожные сооружения (трубы, кюветы), наружные оконные и лестничные проемы, околостенные пространства нижних этажей зданий. Разыскивать людей рекомендуется путем оклика.

При разборке завала надо действовать осторожно, в первую очередь стараясь освободить голову и грудь пострадавшего.

Вынос пораженных людей через устроенный проход может осуществляться различными способами: на руках, плащах, брезенте, пленке, одеяле, волоком, с помощью носилок и др. Людям оказывают первую медицинскую помощь и сосредоточивают в безопасных районах.

Опыт спасательных работ по извлечению людей из-под завалов при ликвидации последствий землетрясений в Армении показывает, что для разборки завалов, под которыми часто находятся люди, крайне необходимы мощные подъемные краны, грузоподъемностью не менее 16 т, экскаваторы с большим объемом ковша, передвижные электростанции и прожекторы для работы ночью. Например, для выполнения работ в короткие сроки в районе бедствия после землетрясения в Армении (1988 г.) сразу требовалось более 1200 тяжелых кранов.

По печальной статистике из тысячи человек, попавших в завалы после землетрясения, каждый час умирают 50 человек. Поэтому каждая минута промедления уносит жизнь одного из тысячи заживо погребенных.

Разработка завалов, которые зачастую представляют собой пологие холмы с торчащими обломками бетонных плит и балок, а главное – розыск и извлечение из-под них людей, являются исключительно сложным делом. При ликвидации последствий землетрясения в Армении большую помощь оказывали специалисты из Франции, Англии, Швейцарии, США и других стран, прибывшие на место катастрофы со специально обученными собаками, способными находить живых людей на большой глубине, и уникальной аппаратурой (чувствительнейшими инфракрасными камерами, которые помогают искать людей в завалах, виброфонами, устройствами для направленного прослушивания завалов: если расстояние невелико, можно услышать даже учащенный стук сердца)

В их экипировку входили средства связи, переносные компактные резаки, которыми поддается и бетон, и стальная арматура, мощные фонари, прочные капроновые стропы с титановыми карабинами.

Ликвидация медико-санитарных последствий использования ОХВ в террористических целях представляет собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей и прекращения действия источника ЧС.

Независимо от различий медико-санитарных последствий террористических актов, при любом из них прежде всего будут задействованы силы местного уровня здравоохранения (медицины катастроф) и лишь при их недостаточности или невозможности выполнения в полном объеме медико-санитарных мероприятий будут привлекаться силы территориального или регионального уровня. К числу мобильных формирований службы медицины катастроф, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов, помимо линейных бригад скорой медицинской помощи, оказывающих первую медицинскую помощь пораженным, относятся бригады специализированной медицинской помощи, санитарно-токсикологические и токсико-терапевтические бригады.

При поражениях быстродействующими ОХВ оптимальным вариантом является максимальное приближение первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи к пораженным.

При поступлении пострадавших в лечебное учреждение осуществляется медицинская сортировка с выделением групп:

Первая группа – пораженные, находящиеся в тяжелом, угрожающем жизни состоянии (острая дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность, кома, судорожный синдром, психомоторное возбуждение), а также лица с повреждением органа зрения. После оказания им неотложной помощи такие пораженные подлежат, в зависимости от ситуации, лечению на данном этапе или первоочередной эвакуации в специализированные ЛПУ.

Вторая группа – пораженные, состояние которых не требует проведения неотложных мероприятий и медицинскую помощь которым оказывают во вторую очередь.

Третья группа – пораженные с признаками интоксикации легкой степени, которая может быть устранена в результате оказания первой врачебной (квалифицированной) помощи, а также лица, у которых к моменту прибытия на данный этап основные признаки поражения уже купированы. Пораженные этой группы нуждаются в амбулаторном лечении и наблюдении.

При поражении ОХВ (ОВ) пораженным на всех этапах медицинской эвакуации должна быть оказана медицинская помощь в полном объеме, иначе значительно снижается эффективность лечения на последующих этапах.

В случае совершения террористического акта с применением ОХВ (ОВ) задачами первоочередной важности будут являться незамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите населения:

·  использование средств коллективной защиты;

·  использование средств индивидуальной защиты;

·  своевременная эвакуация из зон возможного загрязнения

·  своевременный розыск, сбор, вывоз пораженных и оказание им первой медицинской помощи;

·  постоянное информирование населения об обстановке и разъяснение правил поведения

На Московской международной выставке «Средства спасения. Безопасность города» были продемонстрированы образцы отечественной и зарубежной техники и средств, способствующих эффективному проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Среди представленных образцов надо отметить: краны, малогабаритные, но мощные пневмодомкраты, гидроклины, резаки, разжимы, ножницы, кусачки, отрезные машинки; переносные бензо- и дизельгенераторы; акустическая поисковая аппаратура обнаружения людей в завалах, тепловизоры, тепловизоры для «осмотра» труднодоступных помещений; осветители различной мощности, приборы ночного видения; надувные лодки и моторы к ним; комплект пневмокаркасного сооружения с автономным жизнеобеспечением; газоанализаторы и др.

В представленных образцах спасательного оборудования, приборах и спецснаряжении реализованы требования: эффективность и надежность; простота и безопасность в эксплуатации; способность работать от мобильных энергоустановок; возможность транспортировки всеми видами транспорта; малая масса и габариты; наличие сменного инструмента, средств безопасности, запчастей, допустимость их ремонта в полевых условиях.

Ликвидация последствий землетрясения в Армении свидетельствует о том, что если бы начавшиеся в городах пожары не удалось подавить в начальной стадии, то города могли бы превратиться в зоны сплошных пожаров, а дым и угарный газ поставили бы под сомнение ход спасательных работ.

Другие неотложные работы, связанные с локализацией и устранением аварий и повреждений, которые затрудняют проведение спасательных работ и могут вызвать новые аварии и поражения людей, проводятся, как правило, звеньями формирований по водопроводным, канализационным, электрическим, газовым, тепловым и канализационным сетям.

Основной способ локализации аварий и повреждений на коммунально-энергетических и технологических сетях – отключение разрушенных участков и стояков в зданиях (используя задвижки в сохранившихся смотровых колодцах и запорные вентили в подвалах).

При восстановлении водоснабжения для целей тушения пожаров используют запасные и водонапорные резервуары, восстанавливают насосные станции и скважины.

При повреждении системы теплоснабжения внутри зданий и угрозе поражения людей горячей водой, паром или горячим воздухом отключают ее от внешней сети задвижками на вводах в здание или производят ремонт или замену трубопроводов.

Устранение аварий на газовых сетях осуществляется отключением отдельных участков на газораспределительных и газгольдерных станциях, а также с помощью запорных устройств и специальных клиновых задвижек или гидрозатворов (за пределами зданий). Газовые трубы (срезы или разрывы) низкого давления заделывают пробками и обмазывают сырой глиной или обматывают листовой резиной. Трещины на трубах обматывают плотным (брезентовым) бинтом или листовой резиной с накладкой хомутов. При воспламенении газа снижается его давление в сети и пламя гасится песком, землей и глиной. Все работы по устранению газовых аварий проводят в изолирующих противогазах и с использованием взрывобезопасных ламп.

Аварии на электросетях устраняют только после их обесточивания (отключением рубильников на вводах в здания, разъединением предохранителей, перерезанием проводов подводящей сети). При ведении электроработ участков сети заземляют с двух сторон.

2.4 Проблемные вопросы и направления их решения

Эффективность организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта будет зависеть от степени взаимодействия, существующей между участвующими средствами. Учитывая, что террористические акты сопровождаются нередко с тяжелыми последствиями, мероприятия по их предупреждению и ликвидации должны достаточно полно и тщательно отражены в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых в соответствующих органах.

Организация, последовательность, приемы и способы выполнения аварийно-спасательных работ зависят от характера разрушения зданий и сооружений, уровней радиоактивного загрязнения, наличия очагов пожаров и опасности их распространения на другие здания и сооружения, наличия и характера аварий на коммунально-энергетических сетях и технологических системах и других условий, влияющих на организацию и ведение спасательных работ.

Аварийно-Спасательные работы в очаге поражения выполняются, как правило, по следующей схеме:

·  радиационная разведка и устройство проездов и проходов для спасателей и специалистов противопожарной службы к месту террористической акции, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям;

·  локализация и тушение пожаров;

·  локализация последствий террористической акции на коммунально-энергетических и технологических системах;

·  розыск пострадавших в завалах, спасение людей из заваленных, поврежденных и горящих зданий и сооружений;

·  оказание пострадавшим первой медицинской помощи и эвакуация их в пункты оказания первой помощи и в лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий крупномасштабных террористических акций могут быть привлечены подразделения войск гражданской обороны, инженерных и радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России (части ликвидации последствий аварий).

Специфика процесса организации ликвидации последствий террористических актов зависит, прежде всего, от вида и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностями террористических актов, сопровождающихся взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно химически-опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии.

Свои сложности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте. Аварии железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку опасных грузов, могут приводить к пожарам, взрывам, химическому и биологическому заражению, радиоактивному загрязнению. Характерной особенностью этих чрезвычайных ситуаций являются значительные размеры и высокая скорость формирования очага поражения. При аварии, в результате террористического акта, на автотранспорте, перевозящем опасные грузы, необходимо руководствоваться информацией, содержащейся в грузовых документах (аварийной карточке), а также информационными таблицами на транспортных средствах. Информационные таблицы содержат код экстренных мер, идентификационный номер опасного вещества по списку ООН и знак опасности.

В случае террористической акции на гидротехнических сооружениях можно ожидать затопления городов и населенных пунктов, обрушения строений. Выполнение таких объемов аварийно-спасательных работ, в том числе по эвакуации населения и организации их первоочередного жизнеобеспечения, потребует значительных сил и средств.

Особую опасность в России представляет химический и ядерный терроризм в связи с тем, что в зонах возможного опасного химического заражения проживает свыше 57 млн, а в пределах 30километровой зоны вокруг АЭС – более 800 тыс. чел.

По мнению экспертов наиболее вероятными химическими веществами и биологическими агентами для проведения террористических акций являются: токсичные гербициды и инсектициды; химически опасные вещества: хлор, фосген, синильная кислота и др.; отравляющие вещества: зарин, зоман, иприт, люизит; психогенные и наркотические вещества; возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.; природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин и др.

Террористическая акция на крупном химически опасном объекте, находящемся в большом городе, может привести к очагу поражения площадью до 30 км 2, число пострадавших может достигать 60000, а количество погибших – до 5000.

В процессе функционирования биологически опасных объектов возможны чрезвычайные ситуации разного происхождения – от преднамеренного злоумышленного вывода из строя технологического оборудования с выходом в атмосферу биологически активных (инфицирующих) материалов до землетрясений, наводнений и т.п.

Характерной сложностью в проведении аварийно-спасательных работ после террористического акт на биологически опасном объекте является то, что возникшая в результате ее локальная или местная чрезвычайная ситуация может затем трансформироваться в региональную или трансграничную. Такое развитие ситуации возможно при выходе в атмосферу возбудителей контагиозных заболеваний, а также генетически модифицированных штаммов инфекционных заболеваний. Особенно тяжелое положение может сложиться, если в результате террористической акции биологическими агентами будут заражены объекты транспортных коммуникаций (аэропорты, вокзалы, станции метрополитена и др.). Неконтролируемыми пассажиропотоками инфекция в считанные часы и сутки может быть разнесена не только по территории России, но и далеко за ее рубежи. В итоге инфекционный процесс может приобрести характер глобальной пандемии с непредсказуемыми последствиями.

Для ликвидации таких последствий террористических акций потребуется привлечение значительных людских ресурсов, специалистов медицинского профиля (от 6 до 20 чел. на одного пораженного), а также колоссальных материальных затрат (до 7,5 тыс. долл. США на одного пораженного).

При террористических акциях на радиационно-опасном объекте возможно заражение природной среды радионуклидами на площади до 1200 км 2, при этом количество пострадавших может достигать до 10 тыс. чел. В отдельных случаях эти цифры могут быть значительно выше.

С развитием ядерной энергетики в последние годы неоднократно возникали угрозы ядерного терроризма. Так, во Франции, в ходе волны промышленных протестов (декабрь 1995 г.) саботажниками была засыпана соль во второй охлаждающий контур третьего энергоблока АЭС «Блейс». Высказывались угрозы взрыва на Игналинской АЭС после вынесения судом Литвы смертельного приговора одному из лидеров преступной группировки (ноябрь 1994 г.), а также в цехе с реакторами на заводе по ремонту подводных лодок, предпринятое сотрудником предприятия по причине многомесячной задержки зарплаты.

Своя специфика при проведении аварийно-спасательных работ есть и при работе в метрополитене: замкнутость пространства, сложный доступ, сложная система вентиляции и электрификации и т.д.

В качестве примера можно привести недавние события: террористические акты в метро 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры».

В аварийно-спасательных работах было задействовано около 400 человек и 180 единиц техники. Больных доставляли в первую клиническую больницу, в больницу имени Склифосовского, в 33 городскую, в 12 и в 23 городскую больницы, а также в детские больницы. Раненных доставляли в медицинские учреждения, как на каретах «Скорой помощи», так и вертолетами МЧС России БК-117 в больницы 71 и 36.

Непосредственно в результате обоих взрывов погибло на месте 36 человек, из них 24 на станции метро «Лубянка» и 12 на станции метро «Парк культуры». В последующие дни в больницах умерло ещё 4 человека. Жертв было бы гораздо больше, если бы взрыв произошел в тоннеле, в замкнутом пространстве сила воздействия взрывной волны значительнее, также была бы крайне высокая степень задымления и т.д., что можно было наблюдать при взрыве на станции метро «Автозаводская»: 6 февраля 2004 года взрыв прогремел в поезде, на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Взрывное устройство мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте привёл в действие террорист-смертник. В результате взрыва погиб 41 человек (не считая самого террориста) и свыше 250 получили ранения. В этом случае аварийно-спасательные работы осложнены бушующим под землей огнем и сильным задымлением. Пожару, который начался в перегоне после взрыва, была присвоена пятая категория сложности.

По мнению ряда ученых и экспертов в последнее время акции национального и международного терроризма начинают создавать стратегические риски, характеризуемые существенными ущербами. При этом обнаруживается перерастание традиционного терроризма с убийством людей (взрывы, огнестрельные поражения) в технологический, когда террористические акции осуществляются с применением сложных технических объектов (авиационных лайнеров, надводных средств) и против объектов техносферы (небоскребы, государственные учреждения, отели, театры, суда, самолеты, поезда). Все это в значительной степени усложняет проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористических актов.

Опыт последних лет показывает, что террористические акции, в том числе с применением опасных химических и биологических веществ, могут совершаться на крупных объектах инфраструктуры с большим скоплением людей. Например:

·  взрывы жилых домов, зданий культурно-зрелищного, спортивного, лечебно-профилактического назначения, промышленных предприятий;

·  взрывы гидротехнических сооружений, объектов транспорта (вокзалы, аэропорты, станции метрополитена) и жилищно-коммунального назначения;

·  применение отравляющих и радиоактивных веществ, а также биологически активных агентов в местах массового скопления населения как на открытой местности, так и в закрытых помещениях, а также с помощью почтовых отправлений.

Последствия таких террористических акций характеризуются значительным количеством жертв и большими объемами аварийно-спасательных и других неотложных работ.

С учетом того, что большинство особо опасных объектов находится в черте крупных городов, масштабы ущерба от террористических актов на таких объектах могут иметь значительные негативные последствия для населения и экономики всей страны.

Сложившуюся в стране ситуацию обобщенно можно определить тремя основными моментами: отсутствием единых концептуальных, научно-методических подходов и современной нормативно-правовой базы; сложностью и многоплановостью проблемы, предопределяющей необходимость поиска обобщенных современных межотраслевых решений на основе специализированного опыта и отдельных внутриотраслевых исследований, а также ограниченно доступных зарубежных разработок; новизной и значимостью для государства задачи перехода от отдельных оценочных показателей к созданию основ для системного регулирования, единых подходов, общих критериев и показателей для классификации и категорирования объектов по степени их потенциальной опасности, оценке достаточности контроля эффективности мер защиты.

                                                  Заключение

Терроризм сегодня является, пожалуй, самой обсуждаемой темой. Половина эфирного времени крупных мировых вещательных корпораций посвящена именно борьбе с международным терроризмом. Интернет, газеты, журналы и книжные прилавки пестрят новостями, аналитическими обзорами, комментариями и книгами о терроризме. Сообщения об актах террористической деятельности, будь то захват самолета или подрыв какого-либо объекта, всегда вызывали у большой части населения Земли не только шок, но и попытку понять, как подобное вообще могло случиться.

     В качестве итога можно отметить, что в настоящее время пересматривается концепция национальной безопасности России, которая, с учетом все возрастающих угроз международного терроризма, будет принята до конца нынешнего года. В ней найдут отражение новые задачи, которые в настоящее время стоят перед министерствами и ведомствами в области борьбы с терроризмом. По-видимому, следует ожидать принятия ряда новых законов по борьбе с терроризмом. Ожидается, что там будут поставлены и задачи и МЧС России.

       Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время является одной из основных задач гражданской обороны.

                                         Список  литературы

1.  Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: «Новая волна», 1997.

2.  Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001.

3.  Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. №130-ФЗ. // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998. №31. Ст. 380.

4.  Федеральный Закон от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» «Российская газета», №169, 31.08.1995

5.  Арустамов Э.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. М., 2007. 482 с.

6.  Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. – М., 2008. 384 с.

7.  Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. 254 с.

      8.Методические рекомендации по особенностям  действий сил и средств МЧС России и РСЧС, направленных на предупреждение возможных террористических актов и ликвидацию их последствий. МЧС, М.-1998.

      9.  Террористические акты. Сайт информационно-выставочного центра МЧС РФ. www.arspas.ru

                                                 Приложения  

Приложение 1. В случае обнаружения подозрительных предметов

Незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных управлений ФСБ и МВД России.

        До прибытия оперативно следственной группы дать указание персоналу объекта находится на безопасном расстоянии от обнаруженного объекта.

При необходимости провести эвакуацию людей согласно плана эвакуации.

Обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников МЧС

Обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и зафиксировать их установочные данные.

Во всех случаях дать указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксировать время ее обнаружения.

Помните:  внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.

Не предпринимать самостоятельно никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

Приложение 2.Поступление угрозы по телефону

В настоящее время телефон является основным каналом поступления информации о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

Не оставлять без внимания ни одного подобного сигнала. Обеспечить своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы.

Провести инструктажи с персоналом о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера.

Провести оснащение телефонов объекта, указанных в официальных справочниках автоматическими определителями номера и звукозаписывающей аппаратурой.

Приложение 3.Поступление угрозы в письменной форме

        Угрозы в письменной форме могут поступать на объект как по почте, так и  в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации на дискете и т.д.).

Обеспечить четкое соблюдение персоналом объекта правил обращения с анонимными материалами.

Принять меры к сохранности и своевременной передаче в правоохранительные органы полученных материалов.

Приложение 4.Захват заложников

         Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или получения выкупа. В подобных ситуациях в качестве посредника при переговорах террористы обычно используют руководителей объектов.

Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности.

      При захвате людей в заложники необходимо:

о сложившейся на объекте обстановке незамедлительно сообщить в правоохранительные органы;

не вступать в переговоры с террористами по собственной инициативе;

обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту захвата автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников МЧС;

по прибытии сотрудников спецподразделений, МВД и ФСБ оказать им помощь в получении интересующей их информации;

при необходимости выполнять требования преступников, если это не связанно с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения при возникновении террористического акта

Навглядная памятка поведения в ЧС с террористами...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Правила и порядок поведения персонала и учащихся при угрозе и осуществлении террористического акта

Правила и порядок поведения персонала и учащихся при угрозе и осуществлении террористического  акта адресованы классным руководителям и иным заинтересованным лицам для проведения инструктажа, а т...

Открытый урок « Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.»

Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасн...

Сценарий мероприятия "Погибшим в террористических актах посвящается..."

Проводится мероприятие в форме литературно-музыкальной композиции.Задачи: воспитание чувства сострадания и соучастия к жертвам терроризма, неприятия жестокости и насилия; вызвать отрицание терроризма ...

При угрозе террористического акта

Советы  по предупреждению проведения террористических актов....