"Вредные привычки" (план-конспект урока, 10 класс)
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс) по теме

Арепьев Олег Вячеславович

План-конспект урока "Вредные привычки" (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_vrednie_privicki_10_kl.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

Цель: дать представление о вредных привычках: никотиновая зависимость, ее механизм,  алкоголизм, наркомания; к каким последствиям они приводят и какие люди более склонны к их употреблению. Рассказать об оказание первой помощи при отравлении никотином, алкоголем, наркотическими препаратами.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, диск с программой «ОБЖ. 10 класс», раздаточный материал.

Ход урока

I. Вводная часть.

Начать сегодняшний урок хотелось бы со статистических данных наркологического диспансера и СПИД-центра по г. Бийску. (Таблицы «Статистические данные по г. Бийску»).

Статистика наркодиспансера (табл.).

Из данных статистики СПИД-центра основными путями распространения ВИЧ-инфекции в г. Бийске являются заражение через кровь (употребление инъекционных наркотиков), половой путь (как правило, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения). Поэтому факторами, влияющими на здоровье человека, являются употребление наркотиков, алкоголя и табакокурение.

Поэтому, тема сегодняшнего урока звучит так: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Вашему вниманию будет предложен фильм, который состоит из 3 частей. После каждой части будет тест. Кому-то из вас предстоит ответить на вопросы теста устно.

II. Изложение нового программного материала.

Обратите внимание при просмотре фильма

НИКОТИНОВАЯ  ЗАВИСИМОСТЬ. (Фильм. Часть 1)

  1. Представление о вредных привычках.
  2. Никотиновая зависимость, ее механизм.
  3. Оказание первой помощи при отравлении никотином.

Тест 1.

АЛКОГОЛИЗМ  И  ПЬЯНСТВО. (Фильм. Часть 2)

  1. Что такое алкоголизм.
  2. Какие люди больше всего склонны к алкогольной зависимости.
  3. К каким последствиям приводит алкоголизм.
  4. Оказание первой помощи при отравлении алкоголем.

Тест 2.

НАРКОМАНИЯ. (Фильм. Часть 3)

  1. Что такое наркомания.
  2. Какие люди больше всего склонны к употреблению наркотиков.
  3. К каким последствиям приводит наркомания.
  4. Оказание первой помощи при отравлении наркотическими препаратами.

Тест 3.

III. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке вы узнали о вредных привычках: никотиновой зависимости, ее механизмах,  алкоголизме, наркомании; к каким последствиям они приводят и какие люди более склонны к их употреблению; об оказание первой помощи при отравлении никотином, алкоголем, наркотическими препаратами.

Раздаточный материал:

  • Вопросы для самостоятельной работы (принести на следующий урок).
  • Распечатки теоретической части урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

НИКОТИНОВАЯ    ЗАВИСИМОСТЬ

  1. Представление о вредных привычках.
  2. Никотиновая зависимость, ее механизм.
  3. Оказание первой помощи при отравлении никотином.

АЛКОГОЛИЗМ   И   ПЬЯНСТВО 

  1. Что такое алкоголизм.
  2. Какие люди больше всего склонны к алкогольной зависимости.
  3. К каким последствиям приводит алкоголизм.
  4. Оказание первой помощи при отравлении алкоголем.

НАРКОМАНИЯ

  1. Что такое наркомания.
  2. Какие люди больше всего склонны к употреблению наркотиков.
  3. К каким последствиям приводит наркомания.
  4. Оказание первой помощи при отравлении наркотическими препаратами.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ. ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

ПОНЯТИЕ О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ

Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.

Вредная привычка — закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или к обществу.

К вредным привычкам чаще всего относят:

  • курение,
  • пьянство,
  • употребление наркотиков,
  • вдыхание ароматических углеводородов.

Все перечисленные явления представляют собой различные формы отклонения от здорового образа жизни. Ниже будут представлены их основные социальные и личностные последствия.

Курение ведет к никотиномании, зависимости дыхательного центра головного мозга от стимулирующих его работу веществ» содержащихся в табачном дыме, что превращается в дестабилизирующий фактор для всего организма.

Многие молодые родители, выходя на прогулку со спящим в коляске ребенком, в течение нескольких часов не выпускают изо рта сигарету. А ведь при этом дым поступает прямо в легкие малыша. Запомните это на будущее и никогда так не поступайте.

Пьянство ведет к алкоголизму. Этиловый спирт постоянно присутствует в организме человека, он образуется в процессе обмена веществ. Поступающий же через пищеварительный тракт алкоголь распадается до ядовитого ацетальдегида и оказывает на клетки и органы разрушительное воздействие.

Наиболее тяжелыми социальными последствиями алкогольной зависимости можно считать деградацию личности пьяницы, разрушение семейных отношений, появление детей с различными формами отклонений от нормы. Большое количество аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий происходит по вине людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Наркомания — это зависимость организма на физиологическом уровне от успокаивающих, одурманивающих, погружающих в видения веществ. Наркомания — болезнь быстроразвивающаяся.

Социальные последствия наркомании — это не только потеря физического и психического здоровья отдельной личностью, но и зависимость наркомана от продавца наркотиков, добывание денег не трудовым, а иногда и вовсе преступным путем.

НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Большинство людей не убеждают приводимые Всемирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих людей.

Число курильщиков в России — одно из самых высоких среди индустриально развитых стран. 50-60% мужчин являются постоянными покупателями сигарет.

В Москве были проведены опросы среди школьников.

Оказалось, что среди пятиклассников доля курящих мальчиков составляет 14%, в восьмых классах курят 35% мальчиков и 14% девочек. У десятиклассников эти цифры составляют соответственно 53% и 28%. Особым пристрастием к сигаретам отличаются студенты-медики.

Следует скептически относиться к заявлениям курильщиков с многолетним стажем, что при желании они запросто могут бросить курить. Сами того не подозревая, они заблуждаются, полагая, что одним усилием воли можно избавиться от никотиновой зависимости. На какое-то время заядлый курильщик может отказаться от табака, и это может продолжаться месяцы и даже годы, но наступает момент и он опять начинает курить. Как правило, человеку не удается избавиться от пагубной привычки.

Механизм никотиновой зависимости следующий: никотиновая кислота и другие компоненты, включенные в обычный обмен веществ человеческого организма, перестают вырабатываться, а получаемые извне при курении встраиваются в его циклы жизнедеятельности. С годами человеку требуются все большие дозировки этих веществ. Но получает он их со все возрастающим количеством канцерогенных веществ — продуктов сгорания смол.

Помимо этого существует еще один механизм вредного воздействия табака. Наверно, вы замечали, что довольно часто курильщики кашляют. Обычно по утрам они отхаркивают скопившуюся за ночь мокроту. В норме у человека в крупных бронхах и трахее на слизистой оболочке имеются ворсинки, которые «мерцают» (колеблются) в сторону ротовой полости. Этот, механизм выводит из организма слизь с прилипшими к ней частичками инородных тел и микроорганизмами. Никотиновая кислота и никотинамид, находящиеся в дыме, парализуют мышечные волокна, присутствующие в ворсинках, и в результате инфекция скапливается в бронхах и трахее, а содержащиеся в слизи защитные системы иммунитета нейтрализуются. Это ведет к тяжелым воспалительным состояниям, которые впоследствии распространяются на все нижележащие отделы бронхо-легочной системы.

Легкие, вопреки представлениям далеких от медицины людей, — не просто орган газообмена, а система жизнеобеспечения. Здесь вырабатываются специальные жидкие вещества и клетки-убийцы инфекционных и опухолевых клеток, которые являются факторами защиты. В легких имеются «энергетические станции» организма, поддерживающие его энергетический ресурс. В них же происходит разложение ядовитых веществ до безвредных элементов. Перечисление нереспираторных (недыхательных) функций, которые выполняют легкие, можно продолжить. Другими словами, приводя в негодность свои легкие, человек медленно, но очень упорно сводит себя в могилу. Еще никому из живущих на земле курение не укрепило здоровья.

Когда в спортивную секцию приходит подросток, от которого исходит запах табака, опытный тренер твердо знает: долго здесь курильщик не задержится, если не избавится от вредной привычки. У таких ребят быстрее наступает утомление. Когда дело доходит до интенсивной тренировки, им не хватает дыхания.

Как же избавиться подростку от вредной привычки? Мы далеки от того, чтобы просто посоветовать: «Бросьте и все!» Это иногда невозможно.

Бросающему курить следует определить, сколько сигарет в день он выкуривает (по максимуму), и уменьшать дневную норму на одну сигарету в три-четыре дня (можно в неделю). Таким образом, никотиновая зависимость постепенно уменьшится. Только если количество сигарет определено, ни на одну больше выкуривать нельзя!

Если сделать это не удается, следует обратиться к специалисту, который различными методами (психологическими, медикаментозными, физиотерапевтическими, рефлексотерапевтическими) сможет помочь больному. Это не оговорка — никотиновую зависимость можно считать болезнью.

Таблица 9

Первая помощь при отравлениях

Отравляющие вещества

Первая помощь

Жевательная резинка с никотином

1, Б

Курительный табак

1 + 2 + 3, Б

Табак сигаретный

1 + 2 + 3, Б

Винный спирт

1, Б

Водка

1 + 2, А

Духи

1 + 2, В

Средство от кашля

1 + 2 + 3, Б

Инсектицид (средство от насекомых)

1 + 2 + 3, А

Французская водка (для втирания)

1 + 2 + 3, Б

Туалетная вода

1 + 2, В

Гашиш

1 + 2 + 3, Б

Героин

1 + 2 + 3, А

Кокаин

1 + 2 + 3, Б

Морфий

1 + 2 + 3, Б

Примечание:

1 – напоить водой (чаем или соком, не содержащими газировку). Ни в коем случае не давать молоко, помогающее усвоению ядов организмом.

2 – вызвать рвоту (чтобы вывести яды из организма). Сначала дать отравленному воды, чай или сок, затем, наклонив верхнюю часть туловища вперед, вызвать раздражение неба пальцем или чайной ложкой.

3 – дать 2-3 таблетки активированного угля (чтобы связать оставшийся в организме яд).

А – опасно для жизни (вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь).

Б – опасно (вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь).

В – относительно безопасно (оказать первую помощь, потом проконсультироваться со специалистами).

При отравлении никотином действовать нужно в соответствии с табл. 9, где рядом с названием отравляющего вещества приведены цифры и буквы. Соответствующие им действия вы найдете в примечании к таблице.

АЛКОГОЛИЗМ И ПЬЯНСТВО

70% преступлений против личности совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения.

Почему одни быстро спиваются и становятся алкоголиками, а другие остаются просто бытовыми пьяницами и у них не развивается болезненной зависимости от спиртного в виде запоев и похмельного синдрома? Все дело в наследственных факторах, передаваемых от родителей детям через гены, обусловливающие процессы обмена веществ в организме человека.

Однако алкоголиком теоретически может стать любой человек. Тревогу следует бить уже тогда, когда появляется желание выпить по поводу и без повода, особенно ежедневно. Любитель спиртного не замечает, что характер его меняется: он делается забывчивым, обидчивым, агрессивным, а иногда просто глупеет.

Алкоголь уничтожает клетки печени, а ведь в ней происходит образование АТФ (аденозинпгри-фосфорной кислоты) — основного источника энергии в организме, детоксикация (обезвреживание) ядов, депонирование крови, выработка ферментов (катализаторов химических процессов в организме) и многое другое.

Люди, злоупотребляющие алкоголем, полагают, что здоровье они потеряют очень не скоро, поэтому не отказывают себе в удовольствии принять новую дозу спиртного. Но деградация личности все равно происходит: у кого-то раньше, у кого-то позже.

Алкоголь особенно вреден для растущего организма. Те дозы, которые являются приемлемыми для взрослых, для молодых людей могут стать смертельными. Алкогольная интоксикация наступает у них быстрее. При поражении головного мозга могут произойти необратимые изменения, способные привести к инвалидности и смерти.

При отравлении алкоголем действовать нужно в соответствии с табл. 9.

НАРКОМАНИЯ

Всем известно, что наркомания — это тяжелейшее заболевание. Если к алкоголизму и курению привычка приходит не сразу, а постепенно, то к наркотикам человек может пристраститься за несколько приемов, а к некоторым — и за один-два. Лечение таких больных — процесс долгий и, увы, часто бесперспективный.

Молодые люди должны знать, что ни в коем случае нельзя пробовать лечиться самим, особенно воздержанием от наркотиков: во время ломки, если своевременно не будет оказана медицинская помощь, можно просто погибнуть. То же самое произойдет, если на пике ломки ввести слишком большую дозу. Поэтому лечиться надо, конечно, в стационаре. Там в первую очередь окажет помощь реаниматолог, а уж потом психиатр и нарколог. Но для возвращения в нормальную жизнь необходим и психолог.

По существующему законодательству стационар (наркологическая больница, например) не имеет права соблюдать анонимность. Но некоторые коммерческие клиники лечат больных в условиях полной анонимности, правда, не всегда это лечение приносит результат...

 При наркомании чаще, чем при алкоголизме, происходит смерть от передозировки наркотических препаратов.

При отравлении наркотиками действовать нужно в соответствии с табл. 9.


ВОПРОСЫ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ:

1.  Что такое здоровый образ жизни?

2.  Какое значение имеют особенности питания для здоровья человека?

3.  Каковы недостатки питания современного человека?

4.  Как учитывать существование биологических ритмов в повседневной жизни?

5.  В чем, по вашему мнению, причина природной ритмичности жизнедеятельности живых существ?

6.  Какова связь между движением и здоровьем человека? Считаете ли вы свою двигательную активность достаточной? Ответ поясните.

7.  Какие способы закаливания вам известны? Каковы правила использования факторов окружающей среды для закаливания?

8.  Каковы социальные последствия алкоголизма и наркомании?

9.  Как вредные привычки матери могут отразиться на здоровье ребенка?

10.  Почему курение опасно в подростковом возрасте? Что такое пассивное курение?

11.  Как частое употребление алкоголя влияет на организм человека?

12.  К каким тяжким последствиям приводит пристрастие к наркотикам? Что может произойти при передозировке наркотиков?

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ:

1.  Что такое здоровый образ жизни?

2.  Какое значение имеют особенности питания для здоровья человека?

3.  Каковы недостатки питания современного человека?

4.  Как учитывать существование биологических ритмов в повседневной жизни?

5.  В чем, по вашему мнению, причина природной ритмичности жизнедеятельности живых существ?

6.  Какова связь между движением и здоровьем человека? Считаете ли вы свою двигательную активность достаточной? Ответ поясните.

7.  Какие способы закаливания вам известны? Каковы правила использования факторов окружающей среды для закаливания?

8.  Каковы социальные последствия алкоголизма и наркомании?

9.  Как вредные привычки матери могут отразиться на здоровье ребенка?

10.  Почему курение опасно в подростковом возрасте? Что такое пассивное курение?

11.  Как частое употребление алкоголя влияет на организм человека?

12.  К каким тяжким последствиям приводит пристрастие к наркотикам? Что может произойти при пере дозировке наркотиков?

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ:

1.  Что такое здоровый образ жизни?

2.  Какое значение имеют особенности питания для здоровья человека?

3.  Каковы недостатки питания современного человека?

4.  Как учитывать существование биологических ритмов в повседневной жизни?

5.  В чем, по вашему мнению, причина природной ритмичности жизнедеятельности живых существ?

6.  Какова связь между движением и здоровьем человека? Считаете ли вы свою двигательную активность достаточной? Ответ поясните.

7.  Какие способы закаливания вам известны? Каковы правила использования факторов окружающей среды для закаливания?

8.  Каковы социальные последствия алкоголизма и наркомании?

9.  Как вредные привычки матери могут отразиться на здоровье ребенка?

10.  Почему курение опасно в подростковом возрасте? Что такое пассивное курение?

11.  Как частое употребление алкоголя влияет на организм человека?

12.  К каким тяжким последствиям приводит пристрастие к наркотикам? Что может произойти при передозировке наркотиков?


Статистические данные по г. Бийску

Данные СПИД-центра

 

2005

2006

Выявлено ВИЧ - инфицированных

177 человек

199 человек

Заражены через кровь (наркоманы)

71 человек

77 человек

Половым путем

61 человек

51 человек

Через мать, которой поставлен диагноз ВИЧ

4 ребенка

4 ребенка

С 2000 г. родилось 196 детей от ВИЧ-инфицированных матерей и поставлен ВИЧ-диагноз 18 детям.

Данные Наркодиспансера

Диагноз

2005

2006

Алкоголизм

1 подросток

6 подростков

Токсикомания

2 ребенка

1 подросток

1 ребенок

Пагубное употребление апиоидов (редкое употребление наркотических веществ)

27 подростков

3 ребенка

27 подростков

6 детей

Синдром зависимости от апиоидов (наркоманы)

22 подростка

14 подростков

Наркомания и ее мотивы

 

Мотивы наркомании

Цифровые значения

1

Подражание другим

25,3%

2

«От скуки»

3,1%

3

Желание забыться

9,6%

4

Незнание тяжелых последствий

1,3%

5

«Чтобы придать себе смелость и уверенность»

8,4%

6

«Чтобы легче общаться с другими людьми»

10,1%

P.S. Согласно отчету ООН 25% населения планеты (около 140 млн. человек) употребляют (наркотики) марихуану или гашиш, 13 млн. - кокаин, 8 млн. - героин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: "Вредные привычки. Курение". Тема урока: "Живи разумом, так и лекаря не надо"

Данный урок расчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развиваю...

Сценарий классного часа "Суд над вредными привычками" для 9-11 классов

Сценарий классного часа "Суд над вредными привычками" для 9-11 классов направлен на профилактику курения, наркомании, алкоголизма....

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Родительское собрание на тему: «Вредным привычкам скажем «нет»!» 7 класс

Родительское собрание. Роль родителей в формировании ЗОЖ. 7 класс...

Профилактическое занятие с использованием технологии «Единого окна» на тему «Вредным привычкам – нет!» (7-8 классы)

Данное занятие проведено с целью профилактики вредных привычек у подростков; формирования отрицательного отношения к употреблению ПАВ;  ознакомления подростков с законами, предусматривающими отве...