Как избежать попадания в экстремальную ситуацию, урок, 6 класс
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему

Конспект сурока с тестами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_kak_izbezhat_popadaniya_v_es.rar30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.

Цель: По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных правилах поведения в природных условиях.

Вопросы урока:

1. Подготовка к походу.

2. Правила безопасного поведения на природе.

  1. Оргмомент
  2. Повторение и контроль:
  1. Что такое стресс?
  2. Выбрать стрессоры и болезни из списка
  3. К чему может привести стресс
  4. Как преодолеть отрицательные последствия стресса
  1. Новое: Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.

  1. Что нужно сделать для того, чтобы избежать возникновения экстремальных ситуаций в природных условиях? Знающие люди утверждают, что для этого прежде всего необходимо: 1) правильно подготовиться к походу; 2) соблюдать правила безопасного поведения на природе; 3) иметь надежные обувь и одежду. Давайте рассмотрим это на примере туристского похода школьников.

Туристы обычно подготовлены к автономному существованию. Для них это нормальное явление, они идут на это сознательно. Они планомерно готовятся к безаварийной жизни далеко от населенных пунктов, к самостоятельному приготовлению пищи, оказанию медицинской помощи.

  1. Подготовка к походу

Ежегодно тысячи туристов-школьников уходят в походы, экспедиции. Руководят ими учителя или руководители туристских кружков.

Туристы реально знают и представляют себе сложности походной жизни и заблаговременно готовятся к их преодолению. Главная задача при подготовке и проведении похода — обеспечение безопасности.

Не подумайте только, что поход — это сплошное удовольствие. В походе бывает и трудно, и холодно.

Туристскую группу школьников обязательно возглавляют двое взрослых: руководитель группы и его заместитель. Если что-то произойдет во время похода с руководителем, группу возглавит его заместитель.

Руководителя группы назначают из опытных туристов. Он несет ответственность за жизнь и здоровье членов группы. Поэтому он обладает абсолютной властью, как капитан корабля.

Подготовки требуют и многодневные, сложные походы, и одно- двухдневные. В нее входят определение целей и задач похода, разработка маршрута, приобретение продуктов, общественного (палатки, посуда для приготовления пищи) и личного снаряжения.

Особенно много времени занимает подготовка многодневного похода. Так как многодневные походы часто проводят вдалеке от дома, от населенных пунктов, необходимо тщательно разработать маршрут, познакомиться с климатическими условиями района путешествия.

С учетом разработанного маршрута, климата и рельефа местности подбирают необходимое снаряжение группы и приобретают продукты питания.

В интересах безопасности продукты и снаряжение желательно распределять так, чтобы у каждого члена группы были самые необходимые в экстремальной ситуации вещи: спички, какие-либо продукты, личная посуда, позволяющая приготовить пищу (например, железная кружка), и нож.

Предложите ученикам разгадать слово, зашифрованное в ребусе.

Руководитель похода после разработки маршрута представляет его в маршрутно-квалификационную комиссию, членами которой являются самые опытные туристы, хорошо знающие выбранный для похода район. Они проверяют правильность разработки маршрута, запасные варианты выхода на случай непредвиденных обстоятельств, соответствие снаряжения, дают советы и консультации.

О маршруте и сроках его прохождения руководитель обязан сообщить в Поисково-спасательную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий того района, где будет совершен поход. Поисково-спасательные службы действуют во всех областях, краях, республиках России. Сообщения им посылают для того, чтобы они смогли оперативно оказать помощь группе, если она вовремя не завершит маршрут или подаст сигнал об экстремальной ситуации, в которой оказалась.

Вот один пример из газетных сообщений (Российская газета. 1997. 3 сентября):

«От группы туристов, совершающих путешествие по отрогам горного массива Иегош, поздним вечером был получен сигнал бедствия. У 18-летней студентки Сочинского политехнического колледжа Жени Горбуновой начались резкие боли в животе. Уже через час в воздухе был вертолет «Спецавиа» с пятью спасателями на борту. В темноте найти группу не удалось, и тогда ребята решили десантироваться. Это был самый драматичный этап операции: в дождливую и ветреную погоду спуститься по веревке с высоты 30 метров совсем не просто. Но парни один за другим скользнули в темноту. За ночь разыскали туристов, сообщили их точные координаты, оказали заболевшей девушке первую помощь. А уже утром вторым рейсом вертолета пострадавшая была доставлена в Сочи и госпитализирована...»

Наконец маршрут разработан и проверен, подготовлены снаряжение и продукты, поставлена в известность местная поисково-спасательная служба. Но и после тщательной подготовки группа не застрахована от экстремальных ситуаций.

  1. Правила безопасного поведения на природе.

У туристов существуют четкие правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий, направленные на обеспечение их безопасности.

Запомните: в походе необходимо быть дисциплинированным, ведь большая часть экстремальных ситуаций в природе возникает из-за недисциплинированности участников.

Во время движения члены группы идут в колонне по одному. Впереди в роли направляющего может идти руководитель или штурман группы, сзади — замыкающий. У него ответственная задача: следить, чтобы колонна не растягивалась, никто не отставал. Если вдруг что-то случилось с одним из участников, то замыкающий решает, останавливать ли всю группу или остановиться с этим участником для устранения неполадок. Но в любом случае он сначала сообщит об этом руководителю. Самого слабого участника следует ставить вслед за ведущим.

Запомните: на маршруте или на привале ни в коем случае нельзя уходить от группы.

Особенно внимательными надо быть при движении по сложным участкам местности. Можно поскользнуться на крутом горном склоне, на сырых камнях на берегу горной реки, на переправе через нее, оступиться при движении по болоту, да и просто запнуться ногой за поваленное дерево, ветку в густой траве.

Опасны последние километры дневного перехода. Накапливается усталость, теряется внимание.

В группе всегда назначается участник, ответственный за оказание первой медицинской помощи. К слову сказать, навыками ее должны обладать все члены группы, но у назначенного на эту должность хранится медицинская аптечка. Среди туристов принято считать, что поход проведен успешно, если медикаменты и перевязочные средства не потребовались.

Запомните: если вы будете внимательны и осторожны, медикаменты вам не понадобятся.

На маршруте и на привале настоящие туристы бережно относятся к окружающей природе, стараясь как можно меньше нарушать ее гармонию.

Предложите ученикам отгадать загадку:

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой—

Скинет с плеч ее долой?

(Лес)

Запомните: мы гости природы и должны вести себя прилично. Стойки для палаток не стоит вырубать из живых деревьев на каждом привале, лучше взять разборные, легкие из дома. Ушли в прошлое вырубленные рогульки и перекладины для подвешивания ведер над костром: туристы теперь несут с собой легкий разборный таганок или тросик. Соблазнительно подстелить под палатку пушистые еловые ветки, но гуманнее взять с собой теплоизоляционный коврик.

  1. Собираясь в лес:
  1. Если вы один или с друзьями куда-либо уходите, сообщите об этом родителям или кому-то из взрослых. Тогда вероятность того, что тебя будут искать в нужном направлении, если что-то случится, значительно больше. Военные, геологи, туристы определяют ещё контрольное время, т.е. время возвращения. Если это время истекло, а ушедшие в разведку не вернулись, начинают поисковые работы.
  2. На какое бы короткое время вы ни уходили в лес, возьмите с собой спички (но не для игры с огнем!), нож, на всякий случай немного карамелек, пару бутербродов, термос с чаем. Вы будете увереннее чувствовать себя, если возьмете с собой компас.

Чтобы не заблудиться:

  1. Собираясь в незнакомый лес, расспросите о местности, маршрутах местных жителей. Если есть подробная карта этого района — изучите ее. Лучше пойти в незнакомый лес с местными ребятами, а еще надежнее — с кем-то из взрослых.
  2. Прежде чем углубиться в лес, надо обратите внимание на солнце, запомните, с какой стороны оно расположено. Если солнце справа, то при выходе из леса в том же направлении оно должно быть слева (если прошло не так много времени).
  3. Уходя из населенного пункта, постарайтесь определить направление дорог, идущих от него. Прежде чем войти в лес, определитесь по сторонам света, составьте план местности, и возьмите этот план с собой. (нарисовать план на доске)

Расспросите, какими ориентирами ограничен участок леса, в который вы собираетесь идти.

У туристов и ориентировщиков, участвующих в соревнованиях, существует понятие «границы полигона». Это линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи), за которые выходить нельзя.

На всякий случай участникам соревнований сообщают порядок действий в случае потери ориентировки. Это делают для того, чтобы при потере ориентировки участник не ушел далеко из района соревнований, а, следуя указаниям, выходил в определенном направлении на хорошо заметный линейный ориентир и далее шел к месту сбора. Рассмотрим это на примере показанного на схеме района соревнований у деревни Дровяная.

Границы полигона: с севера - р. Андога и овраг с пересыхающим ручьем, с востока — реки Андога и Стача, с юга — р. Стача,

с запада — железная дорога и дорога от деревни Дровяной до железной дороги.

При потере ориентировки требуется выходить на запад до железной дороги и потом идти вдоль нее до деревни к месту старта.

Полученные ориентиры и установки, как действовать в случае потери ориентировки, очень помогают обеспечить безопасность действий участников соревнований

Находясь в лесу:

  1. необходимо все время ясно представлять себе стороны горизонта и направление движения.
  2. Во время прогулки старайтесь запомнить свой путь, какие-то хорошо заметные предметы, по которым можно определить своё местонахождение (их называют ориентирами), развилки троп, перекрестки дорог, поваленное дерево, вывороченный пень, просеки, , реки, ручьи и их изгибы, поляны, вырубки, заболоченность и т.д.. При этом, собирая грибы или ягоды, старайтесь не упускать друг друга из вида.
  3. Куча камней и другие искусственные ориентиры, оставленные человеком в лесу, облегчают нахождение обратного пути.

Иногда в литературе можно встретить совет: при входе в незнакомый лес отмечайте свой путь зарубками на деревьях. Вы представляете себе, во что превратится лес, если все входящие в него начнут делать зарубки или надламывать ветки. Делать это надо только в крайнем случае, в экстремальной ситуации, и об этом мы поговорим позже.

  1. Без зрительных ориентиров человек в лесу начинает кружить, т.к. правая нога делает шаг всегда чуть больше левой. При ходьбе надо мысленно проводить прямую линию между тремя ориентирами впереди. Дойдя до одного, надо выбрать следующий, более дальний ориентир. Таким образом, человек идет как бы по цепочке, и прямая линия остается непрерывной.

  1. Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Тест

  1. Домашнее задание

Изобрази на плане район ближайшего леса, куда вы ходите за грибами, ягодами. Сможет ли по такому плану сориентироваться на местности твой товарищ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.

В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся....

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

Разработка урока-игры по ОБЖ в 7 классе. Тема:"Безопасность человека в экстремальной ситуации"

Урок-игра для 7 класса. Тема урока: "Безопасность человека в экстремальной ситуации"...

Безопасность человека в экстремальных ситуациях. Урок-игра по ОБЖ для 7-х – 8-х классов

“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”....

Безопасность человека в экстремальных ситуациях. Урок-игра по ОБЖ для 8-х классов (VII вида)

“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.Цели урока:1.     Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации п...

План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».

Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...