«Все в наших руках» интегрированный урок психологии, ОБЖ.
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс) на тему

Кондрашова Джамиля Нормухамедовна

Интегрированный урок «Все в наших руках» ОБЖ по теме «Как защитить себя в социально опасных ситуациях» и психологии по теме «Индивидуальные особенности, общение, взаимодействие». Урок разработан с применением технологической карты, что позволяет планировать работу в требованиях ФГОС, организовать работу по формированию предметных, метапредметных и личностных умений. Результатом деятельности на уроке могут стать индивидуальные и групповые проекты на тему «Правила поведения в социально опасных ситуациях».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

Задание 1

  1. Самое главное правило в нашей семье – это …….
  2. Самое главное правило в школе – это …….
  3. Самое главное правило на улице – это …….

Задание 2

  1. Террор – политика устрашения людей вплоть до их физического истребления.
  2. Угроза – запугивание, обещание причинить кому-либо вред, зло.
  3. Вымогательство – незаконное требование от кого-либо совершения каких-либо действий под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, распространения истинных или ложных сведений, позорящих или могущих причинить любой вред тем, кому это требование предъявляется, или их близким.
  4. Индивидуальные особенности – проявляются в общении, деятельности, общении.
  5. Шантаж – угроза компрометирующих или клеветнических разоблачений с целью вымогательства чужого имущества или разного рода уступок.
  6. Общение – установление и развитие контактов между людьми.
  7. Взаимодействие – это процесс, благодаря которому люди действуют и испытывают воздействие друг на друга.
  8. Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и  мерам: провокация беспорядков, террористические акты, методы партизанской войны.
  9. Захват – это завладение человеком с последующим ограничением свободы его передвижения.

Задание 3

Расшифруйте правила безопасности, пропуская одинаковое количество букв

  2                                                                                                                          1

Задание 4

1 группа

Ситуация 1

Если незнакомец просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину, как вы поступите?                                    

Ситуация 2

Если вам предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, как вы поступите?

2 группа

Ситуация 3

Если вам предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи, как вы поступите?

Ситуация 4

Если рядом с вами тормозит машина, предлагают тебя подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру, как вы поступите?

3 группа

Ситуация 5

Если вы возвращаетесь домой поздно вечером, как вы поступите в подъезде дома, в лифте?

Ситуация 6

Если за вами в школу пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее, как вы поступите?

4 группа

Ситуация 7

Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, просит впустить его в квартиру или идти с ним куда-то,  как вы поступите?

Ситуация 8

Если вы возвращаетесь поздно домой  по улице, как вы поступите?

5 группа

Ситуация 9

Если незнакомый звонит вам по телефону, задает разные вопросы, как вы поступите?

Ситуация 10

Если вы обнаружите подозрительный предмет, похожий на взрывное устройство, как вы поступите?

  Задание 5

Разминка «Аплодисменты»

Чаще всего люди аплодируют на концертах и на собраниях. С помощью аплодисментов мы выражаем свое отношение к выступающему. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как...

• бурные, восторженные (1 группа);

• громкие, подбадривающие (2 группа);

• сдержанные, деликатные (3 группа);

• ленивые, снисходительные (4 группа);

• заискивающие, подхалимские (5 группа).

Задание 6

Необычная декламация

Декламация — это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть стихотворение Ю. Форостенко «Защити себя сам!», словно...

• вы сильно замерзли (1 группа);

• вам придавило ногу (2 группа);

• у вас во рту горячая картошка (3 группа);

• вы очень сильно хотите спать (4 группа);

• вам сейчас дадут приз (5 группа).

Пред бедой не теряйся, будь смелым,

Подави страх невольный в душе.

Чтобы грамотно браться за дело,

Юный друг, изучай ОБЖ!

Задание 7

Правила поведения на улице (1 группа):

      -  Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой  паре и идти рядом с ними.

     -  В автобусе, трамвае, метро, в электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.

     - Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвести или просьбу показать, как проехать куда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу. Постарайся объяснить на словах

     -  Не ходи в отдаленные и безлюдные места, избегай ходить через лес или парк.

     - Если тебе показалось, что за тобой следят, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.

     - Если твой маршрут проходит по проезжей части, иди навстречу транспорту; если машина тормозит, отойдите от нее подальше.

Правила поведения в своем доме: (2 группа)

-  Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.

- Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди,  пока они не уйдут.

- Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом, и наведи справки.

- Если, возвращаясь, домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не входи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи.

- Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

- Если звонят в вашу квартиру, сначала посмотрите в глазок и спросите: «Кто?»

- Не оставляйте на дверях квартиры записки о том, куда вы ушли и когда вернетесь.

Правила поведения в подъезде (3 группа):

- Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек.

- Не надо подходить к дверям квартиры и открывать ее, если на площадке находится незнакомый человек.

- При угрозах или нападении привлекайте внимание соседей, кричите. Создавайте любой шум.

- Оказавшись в безопасности, сообщите в милицию.

Правила поведения в лифте (4 группа):

- Не входите в лифт, если там незнакомый человек.

- Оказавшись в кабине с другим человеком, не стойте к нему спиной.

- При попытке нападения кричите, стучите по стенам лифта, защищайтесь любым способом. Постарайтесь нажать на кнопку «вызов диспетчера».

- Если двери лифта открылись, следует стремительно выбежать и звонить в любые квартиры.

- Оказавшись в безопасности, сообщите в полицию.

Правила поведения в ситуациях, связанных с терроризмом (5 группа):

- Сохранять спокойствие, не делать резких движений, выполнять все требования террористов, не вступать в конфликт.

- На совершение любых действий (встать, попить) спрашивать разрешение.

- По возможности не допускайте прямого зрительного контакта, разговаривайте спокойно, на вопросы отвечайте кратко.

- Запоминайте всё, что может помочь спецслужбам.

- Стараться быть незаметными и по возможности успокаивать других.

- При обнаружении подозрительного предмета сообщить в полицию, в транспорте – водителю.

- Не подходить, не трогать, не вскрывать, не передвигать, не пользоваться вблизи сотовыми телефонами, т.к. его сигнал может вызвать взрыв.

- Предупредить людей, чтобы отошли дальше от опасной находки, дождаться специалистов, ведь вы свидетель.

Задание 8

Пословицы о безопасном поведении

Осторожность лучше прибыли.

От малого опасенья великое спасенье.

Не стой там, где дрова рубят.

Берегись бед, пока их нет!

Задел рукой - поплатился головой.

Не всякому верь, запирай крепче дверь!

Не верь чужим речам, верь своим очам!

Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим глазом коршуна.

Скорый напереди, осторожный назади.

Кто сам себя стережет, того и бог бережет.

Поспешность приводит к раскаянию, а осторожность - к благополучию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Кондрашова Джамиля Нормухамедовна,

педагог-психолог МБОУ «СОШ №17», г.Усть-Илимска.

Цехмистер Наталья Николаевна,

учитель ОБЖ МБОУ «СОШ №17», г.Усть-Илимска

Модуль «Мир, в котором мы живем»

Технологическая карта

Интегрированный урок «Все в наших руках»

Тема

Психология: Индивидуальные особенности, общение, взаимодействие.

ОБЖ: Как защитить себя в социально опасных ситуациях.

Тип урока:

Изучение нового  материала

Дата урока

03.09.2013

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, С.Н. Вангородский - М.: Дрофа, 2011

Психология, 6 класс: Учеб. Пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007

Мультимедийная установка, персональный компьютер, интерактивная доска, тетрадь, карточки с заданиями, цветные карандаши

План урока

  1. Оргмомент – 3 мин.
  2. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Разминка. - 7 мин.
  3. Устная работа – 10 мин.
  4. Групповая работа (с просмотром презентации Power Point) – 25 мин.
  5.  Физкультминутка. Гимнастика для глаз – 4 мин.
  6. Продолжение групповой работы – 25 мин.
  7. Презентация результатов работы групп – 8мин.
  8. Рефлексия – 5 мин.
  9. Домашнее задание - 3 мин.

Цели

Образовательные: 

ОБЖ: Ознакомление с понятием «опасные ситуации социального характера», с основными правилами поведения в социально опасных ситуациях, обучение правильной оценке и грамотному действию в опасной ситуации.

Психология: Расширение понятия «Общение», знакомство с ролью общения в жизни людей, соблюдение установленных в обществе правил общения и поведения.

  Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, развитие навыков конструктивного взаимодействия, адекватного реагирования на трудности.

Познавательные: освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в групповой работе, в совместном анализе памяток, представлении результатов совместной деятельности.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: правила безопасного поведения в социальных ситуациях

Уметь: соблюдать правила безопасного поведения  

Применять: правила  безопасного поведения

Основные понятия

Индивидуальные особенности, общение, взаимодействие, экстремизм, терроризм, шантаж, вымогательство, угроза, захват.

Межпредметные связи

Информатика, обществознание

Методы и формы обучения

Метод: – моделирование.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник ОБЖ, учебник психологии

Презентация, плакаты

Организация пространства

Педагогические, психологические, личностные

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас у каждого листочек с заданием, продолжите предложения (Задание 1, слайд 2).

- Как вы думаете, нужны ли правила людям и для чего?

Учащиеся заполняют карточки с  незаконченными предложениями, отвечают на вопрос учителя.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (Р, П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Выполните задание со слайда №3. Распределите слова по группам, соответственно учебному предмету: угроза, вымогательство, индивидуальные особенности, шантаж, общение, взаимодействие, захват, террор, экстремизм.

2.По каким признакам распределяли слова? (Понятия по предмету ОБЖ, психологические понятия).

3. Оцените работу соседа по парте.

4. Прочитайте значение данных слов (Задание №2)

5. Сделайте вывод: что обозначает для нашего урока высказывание «Все в наших руках»?

6. Как вы думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) Слайд №4

7. Каковы цели урока? Слайд №5

1. Распределяют слова.

2. Выделяют признаки, отвечают на вопросы.

3. Осуществляют взаимопроверку.

4. Выдвигают гипотезы.

5. Знакомятся со значениями слов.

6. Формулируют тему урока (Как защитить себя в опасных ситуациях. Индивидуальные особенности, общение, взаимодействие)

7. Формулируют цель (понять, как можно защитить себя, как организовать взаимодействие, чтобы избежать угроз)

 

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, какие виды опасных ситуаций бывают, как вести себя в случаях угрозы, получение информации о роли общения в жизни людей, о необходимости соблюдения установленных в обществе правил общения и поведения.

1. Выполните задание: расшифруйте правило безопасного поведения, пропуская одинаковое количество букв. (Задание №3)

2. Сформулируйте правило безопасного поведения. (Избегай опасных мест)

3. Деление учащихся на 5 групп. Принцип объединения по группам: или по цвету, или по формам, чтобы избежать намеренных выборов детей.  

4. Предлагает  обсудить ситуации и  возможные действия по их решению. Каждая группа должна. предварительно договорившись, представить по одному действию на каждую ситуацию  (Задание 4).

5. Организует взаимопроверку. Слайды №6,7.

6. Проводит разминку «Аплодисменты». С помощью аплодисментов выразить свое отношение к выступающему. У каждой группы свое задание. (Задание 5).

7. Задает проблемный вопрос: Зависят ли наши  успехи от соблюдения нами установленных в обществе правил общения и  поведения. Знакомит с содержанием стихотворения. Слайд №8.

8. Подводит к выводу, что один человек не хуже и не лучше чем другой, просто все мы разные, мы индивидуальности. Люди постоянно вступают во взаимодействие друг с другом,  возникает и осуществляется взаимная связь между людьми. Как люди узнают и понимают друг друга?  Из чего же состоит общение? Слайд № 9
9.
Предлагает  озвучить ситуации. (Задание №6). Консультирует в случае затруднения.

10. Подводит к выводу, что при успешном общении почти в любой жизненной ситуации мы можем получить помощь окружающих (взрослых, сверстников) при условии соблюдения правил общения. (Слайд 10)

1. Дети в парах работают с кроссвордом.

Приводят варианты ответов.

2. Проговаривают правило безопасного поведения.

3. Учащиеся в случайном порядке выбирают цветные карточки разных геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, садятся  по  группам.

4. Каждая группа знакомится с ситуациями (по 2 на группу). Обсуждают внутри групп, выбирают возможное действие путем договоренности. Представители от каждой группы  предлагают правило поведения в данной ситуации.

5. Сравнивают варианты ответов представителей групп с вариантами на слайдах.

6. Выполняют задание №5. Каждая группа хлопает в ладоши.

6. Отвечают на поставленный вопрос, слушают стихотворение.

7. Знакомятся с информацией на слайде № 8. Работают в группах, выполняют задание №6.  

9. Знакомятся с содержанием слайда №9 , делают выводы по слайду №10.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала и их коррекция

1. Предлагает прочитать правила поведения в различных опасных ситуациях. Каждая группа получает карточку с правилами поведения. (Задание 7)

2. Дает задание: в игровой форме обыграть какую-либо ситуацию. Участники групп пытаются угадать ситуацию и озвучить правила поведения.

3. Угадайте и составьте пословицу, соединив части из правого и левого столбца. Проверьте себя.  (Задание 7, Слайд №11)

4. Выступает в роли ведущего своеобразной «переклички» между группами.

1. Выполняют задание в группах:  знакомятся с содержанием карточек, выбирают 2-3 правила, в игровой форме представляют их другим группам.

2. Группы должны назвать, где это происходит, и назвать ситуации.

3. Соединяют части пословиц, проверяют себя (Слайд № 11).

4. Работают индивидуально с проговариванием.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1. Задает вопросы на осознание:

- Какова основная тема урока?

- Какие понятия мы разобрали?

- Добились ли мы цели урока?

- Каким способом мы ее решили?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

- Оцените свое настроение: если вам понравился урок, поднимите руки вверх и дружно произнесите эпиграф урока «Все в наших руках».

2. Комментирует варианты выполнения домашнего задания. Слайд №12

1. Дают ответы на вопросы

2. Анализируют работу на уроке через самооценку и взаимооценку.

3. Оценивают свое настроение.

4. Произносят эпиграф.

5. Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"

Цели урокаОбразовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.Раз...

Интегрированный урок психологии и обществознания. 5 класс

Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....

«Дом, в котором мы живем» интегрированный урок психологии, ОБЖ, 5 класс.

Интегрированная форма урока предоставляет большие возможности для работы над изучаемым материалом в условиях практического применения знаний учащимися. Отличительной особенностью интегрированных уроко...

Мужчина и женщина (интегрированный урок психологии и литературы)

Мужчина и женщина(11 класс, 2 часа)Цели:углубление знаний учащихся о психологических, нравственных различиях между мужчиной и женщиной;стимулирование стремления учащихся к самопознанию, саморазвитию и...

презентация к интегрированному уроку психологии с обществознанием

В 6 классе в рамках предмета обществознания есть тема, тесно связаная с психологией. Тема конфликтов раскрывается на материале по способам поведения в конфликтах....

рабочий лист к интегрированному уроку психологии с обществознанием для 6 класса " Способы поведения в конфликте"

Рабочий лист для учащегося 6 класса к активному и продуктивному  изучению темы по обществознанию и психологии "Способы поведения в конфликте"...

Презентация к интегрированному уроку психологии с биологией по теме Темперамент

Урок биологии для 8 класса по теме "Темперамент" проводился в формате деловой игры "Прием на работу". Учащиеся в ходе игры узнают свой темперамент, создают резюме и в игровой форме...