Рабочая программа
рабочая программа по обж (6 класс) по теме

Ликучёва Вера Евгеньевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_2013-2014.doc116.5 КБ
Файл rabochaya_programma_2013-2014.docx49.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

Чернослободская основная общеобразовательная школа

муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области

Согласовано                                                                          Утверждено

Протокол   методического                                      Директор МОУ Чернослободская оош                                                  

Совета  от _____ №_____                                         ___________________Трандина Л.Н.

                                                                                      Приказ от  __________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ОБЖ

8 класс

на 2013-2014 учебный год

Составила учитель

высшей квалификационной категории

Ликучева

Вера Евгеньевна

село Чёрная Слобода

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание   учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  9. Список литературы

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

ПРОГРАММА          разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа -2010

Категория обучающихся

Учащиеся 8 класса МОУ Чернослободская оош

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

34 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

1 час в неделю

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии  с федеральным компонентом  Государственного стандарта среднего общего образования.

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по четырем линиям:

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

2. Основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях.

3. Основы здорового образа жизни;

4. Оказание первой медицинской помощи;

Цели и задачи курса:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Основные формы:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Основные технологии:

  1. Технология проблемного обучения
  2. Развивающее обучение
  3. Модульная технология
  4. Технология критического мышления
  5. Исследовательско-проектная технология

Методы обучения:

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
  1. Содержание   учебного курса

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (20 часов)

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (3 часа)

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Глава 2. Взрывы и пожары (5часов)

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.  Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

     Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины.  Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

Глава 3. Аварии с выбросом химически опасных веществ (5 часов)

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа)

Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Производственный и научно-технологический потенциал атомной энергетики в Российской Федерации.

Последствия радиационных аварий. Свойства радиоактивных веществ. Вредные последствия радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на объекте ядерной энергетики.

Характер поражения людей и животных при авариях на ядерных энергетических установках и при транспортировке радиационно-опасных веществ. Понятие о степени лучевых (радиационных) поражений. И их зависимость от полученной дозы и времени облучения. Однократное и многократное облучение. Последствия острого однократного и многократного облучения организма человека.

Характеристика радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания при авариях на ядерных энергетических установках. Механизм загрязнения. Допустимые значения загрязнения продуктов питания и воды.

 Что должно знать население, проживающее в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов? Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Подготовка к эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.

Защита населения при радиационных авариях. Мероприятия защиты населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты. Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания.

Глава 5. Гидродинамические аварии (3 часа)

Гидродинамические аварии. Виды гидродинамических аварий. Понятие о гидродинамически опасном объекте. Понятие о зоне катастрофического затопления. Классификация гидродинамических объектов: постоянные, временные, основные, второстепенные. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий.

Причины аварий, сопровождающиеся прорывом гидротехнических сооружений и затоплением территорий. Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах.

Мероприятия, направленные на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления. Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объектах .

Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.  

Глава 6. Нарушение экологического равновесия (6 часов)

Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду.  Экология и экологическая безопасность.  

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

     Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

Раздел 2. Основы безопасного поведения  (3 часов)

Уроки обобщающего повторения – 4 часа

Резерв – 1 час

  1. Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Домашнее задание

Дата

Корректировка даты

1

Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Их классификация.

П.1.1

2

Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий.

П.1.2

3

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.

П.1.3

4

Пожары.

П.2.1

5

Взрывы.

П.2.2

6

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

П.2.3

7

Возможные последствия пожаров и взрывов.

П.2.4

8

Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

П.2.5

9

Опасные химические вещества и объекты.

П.3.1

10

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов

П.3.2

11

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

П.3.3

12

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.

П.3.4

13

Первая помощь пострадавшим от АХОВ

П.3.5

14

Обобщающий урок по теме: «Пожары, взрывы и аварии с выбросом АХОВ»

15

Радиоактивность и радиационно -  опасные объекты.

П.4.1

16

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.

П.4.2

17

Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения.

П.4.3-4.4

18

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях радиоактивном загрязнении местности.

П.4.5

19

Гидротехнические аварии и гидротехнические сооружения.

П.5.1

20

Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий.

П.5.2-5.3

21

Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

П.5.4

22

Контрольная работа по теме: «Опасные и чрезвычайные ситуации  техногенного характера»

23

Экология и экологическая безопасность.

П.6.1

24

Биосфера и человек.

П.6.2

25

Загрязнение атмосферы.

П.63

26

Загрязнение почв.

П.6.4

27

Загрязнение природных вод.

П.6.5

28

Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.

П.6.6

29

Правила для велосипедистов.

П.7.1

30

Правила для роллинга.

Снаряжение.

Как научиться кататься на роликовых коньках без травм и увечий.

П.7.2

31

Основные понятия об уголовной ответственности

несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений.

П.7.3-7.4

32

Обобщающий урок по теме: «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения»

33

Итоговая контрольная работа

34

Повторение

5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

1. Ноутбук

2. Интерактивная доска

3. Проектор

4. Презентации

5. Интернет-ресурсы

6.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

6.Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса должны

знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Четверть

Дата

Кор.дата

Номер урока

Изучаемая тема

Вид работы

14

Пожары, взрывы и аварии с выбросом АХОВ

тест

22

Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера

Контрольная  работа

32

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни

тест

33

Итоговый урок

Контрольная работа

8.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

9.Список литературы

  • ОБЖ. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 190 с.: ил.
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089)
  • Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263)
  • Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы.  Под ред Ю.Л. Воробьева М.: Дрофа 2007

Методическая литература

  • УМК (Учебники, методические пособия к учебникам) 5 - 7 классы /Латчук В.Н., Марков В.В.. Маслов А.Г. М.: Дрофа, 2005, 2009, 2010.

  8-9 классы /Вангородский С.Н, Кузнецов М.И, Латчук В.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.

  • ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,
  • Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5-9 кл. Маслов А.Г.
  • ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. Соловьев С.С.
  • Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 1997
  • Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 1996.
  • Действие населения в ЧС. Пособие. – М.: Зеркало, 1995
  • Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 1997
  • Помощь при травмах и несчастных случаях.  Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 1998.
  • Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб., 1997.
  • Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. - СПб., 1992.
  • Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 1989



Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

Чернослободская основная общеобразовательная школа

муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области

Согласовано                                                                          Утверждено

Протокол   методического                                      Директор МОУ Чернослободская оош                                                  

Совета  от _____ №_____                                         ___________________Трандина Л.Н.

                                                                                      Приказ от  __________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

обществознанию

6-8  класс

на 2013-2014 учебный год

Составила учитель

высшей квалификационной категории

Ликучева

Вера Евгеньевна

село Чёрная Слобода

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание   учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  9. Список литературы

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

авторская программа основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук,  2010г)

Категория обучающихся

Учащиеся 6-8 класса МОУ Чернослободская оош

Сроки освоения программы

3 года

Объём учебного времени

102 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

1 час в неделю

  1. Пояснительная записка

Статус документа

 Программа по обществознанию предназначена для 6 - 9 классов  основной школы. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану (140 часов), авторской программы основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук,  2010г) и реализует стандарты первого поколения

Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса, календарно-тематическое планирование, характеристику самостоятельных лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися, требования к уровню подготовки учащихся, УМК по предмету. 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности   в учебном процессе и социальной практике.

Цель:

создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Задачи:

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих задач:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной; правовой культуры, экономического образа мышлений, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Основные формы:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Основные технологии:

  1. Технология проблемного обучения
  2. Развивающее обучение
  3. Модульная технология
  4. Технология критического мышления
  5. Исследовательско-проектная технология

Методы обучения:

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

  1. Содержание   учебного курса

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 часа)

ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)

 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)

Человек и общество  (6 час)

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе. 

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.

Духовная культура  (4 час)

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.

Экономика  (4 час)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с  имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа.  Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.

Социальная сфера (6 час)

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность.  Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.

Политика и право (6 час)

Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.

Резерв учебного времени  – 9 ч

ВТОРОЙ ЭТАП 7-8 класс

 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  (68 часов)

7 класс (34 ч)

                                                             Тема 1. Человек и другие люди  (5ч)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Тема 2. Человек и закон (11 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и  развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Резерв – 5 часа

8 класс (34 ч)

Тема 1.  Личность и общество (3 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

 Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности

                                            Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. 

                                                        Тема З. Экономика (12 ч)

 Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические  меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

                                             Тема 4. Социальная сфера (4 ч)

 Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь. 

Резерв учебного времени – 9ч.

  1. Учебно-тематический план

6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

 Домашнее задание

Дата

Корректировка даты

Введение

1часа

1.

Вводный урок в курс обществознания

Как работать с учебником

1

Стр. 5-8

Глава 1. Человек

8 часов

2.

Человек родился

1

§ 1

3.

Человек - личность

1

§ 2

4.

Особый возраст: отрочество

1

§ 3

5-6

Познай самого себя

2

§ 4

7.

 

Человек и его деятельность

Учимся правильно организовывать свои занятия

1

§ 5

Стр. 55

8.

Что человек чувствует, о чем размышляет

Учимся размышлять. Тренинг

1

§ 6

Стр. 63

9.

ПОУ по теме «Человек». Практикум

1

 Гл. 1.

Стр. 63

Глава 2. Семья.

6 часов

10-11.

Семья – ячейка общества

2

§ 7

12.

Семейное хозяйство

1

§ 8

13.

Делу время, потехе час

1

§ 9

14.

Практикум. Учимся помогать вести семейное хозяйство  

1

Стр. 85,

стр. 96

15

ПОУ по теме «Семья»

1

Глава 3. Школа.

4 часа

16-17.

Профессия - ученик

2

§10

18.

Одноклассники, сверстники, друзья

1

§11

19.

ПОУ по теме «Школа»

1

Стр. 118 - 120

Глава 4. Труд.

4 часов

20.

Труд – основа жизни

1

§12

21.

Труд и творчество

1

§13

22.

На пути к жизненному успеху

1

§14

23

ПОУ по теме «Труд». Практикум

Учимся трудится и уважать труд

Учимся творчеству

1

Гл. 4.

Стр.  131, 143, 153

Глава 5. Родина.

5 часов

24.

Что значит быть патриотом

1

§15

25.

Символика России

1

§16

26.

Гражданин – Отечества достойный сын

1

§17

27.

Мы – многонациональный народ

1

§18

28.

ПОУ по теме «Родина». Практикум. Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности.

1

Гл.5 .

Стр.  180, 188, 189

Глава 5. Добродетели.

5 часов

29.

Человек славен добрыми делами

1

§19

30.

Будь смелым

1

§20

31.

Что такое человечность

1

§ 21

32.          

Добродетели

1

Творческое задание

33.

ПОУ по теме. Практикум. Учимся делать добро. Учимся быть терпимыми

1

Гл.6 .

Стр.  198, 207, 213

34.

Итоговое повторение  по курсу

 1 час

7 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

Корректировка даты

Введение

1 час

Вводный урок в курс обществознания 7 класса.

Как работать с учебником

1

Записи в тетради

                 Глава 1. Человек среди людей – 5 часов

Отношения между людьми

1

§ 1

Ты и твои товарищи

1

§ 2

Зачем люди общаются

1

§ 3

Почему нужно быть терпимым

1

§ 4

Контрольная работа по теме «Человек среди людей»

Глава 2. Человек и закон

14 часов

Что значит жить по правилам. Многообразие правил

1

§ 5

Правила этикета и хорошие манеры. Сетикет.

1

§ 5

Права и обязанности граждан. Права человека

1

§ 6

Где проходит граница прав. Нет прав без обязанностей

1

§ 6

Почему важно соблюдать законы

1

§ 7

Защита Отечества: долг и обязанность

1

1

§ 8

Военная служба

1

§ 8

Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная, внешняя и внутренняя.

1

§ 9

Дисциплина, воля и самовоспитание

1

§ 9

Законопослушный человек

1

§ 10

Закон наказывает. Виновен – отвечай!

1

§ 10

Кто стоит на страже закона

1

§ 11

Суд осуществляет правосудие. Милиция

1

§ 11

ПОУ по теме « Человек и закон»».

1

Глава 3. Человек и экономика.

10 часов

Экономика и её основные участники

1

§ 12

Золотые руки работника

1

§ 13

Труд и зарплата. Количество и качество труда

1

§ 13

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

§14

Виды и формы бизнеса

1

§15

Торговля и ее формы. Реклама – двигатель торговли

1

§16

Деньги, их функции

1

§17

Экономика семьи. Ресурсы семьи

1

§18

Что такое семейный бюджет

1

§ 18

ПОУ по теме «Человек и экономика»

1

               Глава 4. Человек и природа – 3 часа

31.

Воздействие человека на природу

1

§ 19

32.

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

§ 20

33.

Закон на страже природы

1

§ 21

34.

Итоговое повторение  по курсу

 1 час

8 класс

№ урока

Название урока

Домашнее задание

Дата

Корректи

ровка даты

Введение в курс

Как работать с учебником?

 

Глава I. Личность и общество.    4  часа

Быть личностью

§1

Общество как форма жизнедеятельности людей

§2

Развитие общества

§3

Обобщающий урок по теме «Личность и общество»

§1-3

Глава II. Сфера духовной культуры. 10 часов

Сфера духовной жизни

§4

Мораль

§5

Долг и совесть

§6

Долг и совесть

§6

Моральный выбор – это ответственность

§7

Образование

§8

Образование

§8

Наука в современном обществе

§9

Религия как одна из форм культуры

§10

Обобщение по теме «Сфера духовной культуры»

§4-10

Глава III. Экономика. 13 часов

Экономика и её роль в жизни общества

§11

Главные вопросы экономики

§12

Собственность

§13

Рыночная экономика

§14

Производство – основа экономики

§15

Предпринимательская деятельность

§16

Роль государства в экономике

§17

Распределение доходов

§18

Потребление

§19

Инфляция и семейная экономика

§20

Безработица, её причины и последствия

§21

Мировое хозяйство и международная торговля

§22

Обобщение по теме «Экономика»

§11-22

Глава IV. Социальная сфера.  5 часов

Социальная структура общества

§23

Социальные статусы и роли

§24

Нации и межнациональные отношения

§25

Отклоняющееся поведение

§26

Обобщение по теме «Социальная сфера»

§23-26

Обобщение курса  «Обществознание»

 

5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

1. Интерактивная доска

2. Ноутбук

3. Проектор

4. Презентации

5. Интернет ресурсы

6. Сайты: http://www.proshkolu.ru/ - ProШколу.ru

    http://www.ctege.info/content/view/ - ЕГЭ информационная поддержка

    http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений

6.Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

 Знать/понимать

·  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

·  сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

·  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

·  содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

·  описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

·  сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;

·  объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

·  приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;

·  оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·  осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

            

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

·              полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

·              общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

·              нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

·              реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

·              первичного анализа и использования социальной  информации;

·              сознательного неприятия антиобщественного поведения.

7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

6 класс

Четверть

Дата

Кор.дата

Номер урока

Изучаемая тема

Вид работы

9

Человек

Практикум

14

Учимся помогать вести семейное хозяйство

Практикум

15

Семья

Контрольная работа

19

Школа

Контрольная работа

23

Труд

Практикум

28

Родина

Практикум

33

Учимся делать добро

Практикум

34

Итоговый урок

Контрольная работа

7 класс

Четверть

Дата

Кор.дата

Номер урока

Изучаемая тема

Вид работы

6

Человек среди людей

Контрольная работа

20

Человек и закон

Контрольная работа

30

Человек и экономика

Контрольная работа

34

Итоговый урок

Контрольная работа

8 класса

Четверть

Дата

Кор.дата

Номер урока

Изучаемая тема

Вид работы

5

Личность и общество

Контрольная работа

15

Сфера духовной культуры

Контрольная работа

28

Экономика

Контрольная работа

33

Социальная сфера

Контрольная работа

8.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

         Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

       Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

При оценивании тестовых работ:

Оценка "5"   -  81-100% выполненных заданий

Оценка "4"   -  61-80%

Оценка "3"   -  41-60%

9.Список литературы

Умк по предмету для учителя

Для ученика

  • Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)
  • Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы. М. Просвещение, 2010. Авторская программа Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Иванова. «Обществознание». 6-9 классы, базовый уровень.
  • Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву, 5-9 классы,авт-сост Т.А.Корнеева, -  М.:.Глобус, 2009. – 150с. Серия Образовательный стандарт.
  • 6 класс: «Обществознание» Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. М.: Просвещение,2008-224с.
  • Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 6 класс, М. Русское слово, 2008.
  • «Обществознание» Рабочая тетрадь 6 кл .Л.Ф.Иванова. Я.В.Хоттенкова  М.Просвещение 2009г.
  • «Обществознание. Поурочные разработки» Л.Н,Боголюбов, Н.Ф.Виноградова.                         М.Просвещение 2009г.
  • 7 класс:«Обществознание»Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова- М.: Просвещение,2009-256с..
  • «Поурочные разработки по обществознанию» А.В.Поздеев  М, «ВАКО»,2009г.
  • 8 класс   «Обществознание»Л.Н.Боголюбов,  Л.Ф.Иванова- М.: Просвещение,2005-400с.
  •  «Поурочные разработки по обществознанию» А.В.Поздеев  М, «ВАКО»,2009г.
  • С.Н.Степанько  Поурочное планирование по обществознанию 8 кл по учебнику Л.Н.Боголюбова  Волгоград  Учитель, 2006. – 237с.
  • С.Н.Дыдко Контрольные и проверочные работы по обществознанию 8 класс Издат Экзамен Москва 2004. 94с.
  • 9 класс «Введение в обществознание» 8-9кл, Боголюбов Л.Н., М.Просвещение ,2004г.
  •  «Обществознание. Поурочные планы 9кл.»С.Н.Степанько-Волгоград:Учитель,2007  
  • Чернышква О.А., Пазин Р.В. Обществознание. Подготовка к ГИА – 2010: учебно-метод пособие. Ростов н\Д: Легион, 2010. – 190с.
  • ГИA...2009 : Экзамен в новой форме: Обществознание : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА  в новой форме / авт.СОСТ. О.А. Котова, М.:: Астрель, 2009. - 74,[6] с. - (Федеральный институт педагогических измерений).

6класс:

  • »Обществознание»Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая- М.: Просвещение,2008-224с.
  • В.И.Варющенко «Конституции и права человека (сборник документов), Новосибирск, изд-во «Студия Дизайн Инфолио», 1995г.

  • 7класс:«Обществознание»Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова- М.: Просвещение,2009-256с.

  • 8класс:«Обществознание»Л.Н.Боголюбов, = Л.Ф.Иванова- М.: Просвещение,2005-400с.

  • 9 класс: «Введение в обществознание» 8-9кл, Боголюбов Л.Н., М.Просвещение,2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...