Урок ОБЖ. 8 класс Пожары на объектах экономики. Основные понятия и определения.
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Скоробогатов Валерий Алексеевич

Тема: Пожары на объектах экономики. Основные понятия и определения.

Цель урока: изучить условия возникновения пожаров на промышленных объектах, поражающие факторы пожара, способы прекращения горения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozhary_na_obektakh.doc68 КБ
Office presentation icon pozhary_na_obektakh.ppt291.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 5.

Тема: Пожары на объектах экономики. Основные понятия и определения.

Цель урока: изучить условия возникновения пожаров на промышленных объектах, поражающие факторы пожара, способы прекращения горения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

Проверка выполнения домашнего задания. Повторение и закрепление знаний приобретенных на предыдущих уроках.  

  1. Что  такое  авария,  какую  аварию  называют  катастрофой?

(Авария — происшествие с большим материальным ущербом.

Катастрофа—аварии повлекшие за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, разрушение объектов и другие тяжелые последствия).

  1. На какие группы подразделяют техногенные чрезвычайные ситуации в зависимости от характера их проявления. (Назовите 3 вида)

Транспортные аварии.

Пожары и взрывы.

Аварии с выбросом опасных химических веществ.

Аварии с выбросом радиоактивных  веществ.

Аварии с выбросом биологически опасных веществ.

Обрушение зданий и сооружений.

Аварии на электроэнергетических системах.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Арии на очистных сооружениях.

Гидродинамические аварии.

  1. Каким   образом   подразделяют   производственные аварии и катастрофы в зависимости от масштаба распространения и тяжести последствий?

Локальные

Местные

Территориальные

Региональные

Федеральные

Трансграничные

  1. Перечислите   главные   причины,   приводящие   к авариям и катастрофам.

Ошибочные действия персонала или нарушение правил эксплуатации объекта.

Отказ оборудования из-за несовершенства конструкции или нарушения технологии  его изготовления.

Износ оборудования.

Несовершенство технологий.

Отсутствие средств контроля и защиты.

Ошибки персонала, нарушение технологического процесса.

  1. Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий, перечислите основные фазы развития ЧС.

Имеется пять фаз развития ЧС:

  1. Накопление отклонений
  2. Инициирование ЧС
  3. Процесс ЧС
  4. Действие остаточных факторов
  5. Ликвидация ЧС
  1. «У каждой аварии или катастрофы есть конкретные фамилия, имя и отчество». Как Вы понимаете это высказывание.
  2. Назовите  статьи уголовного кодекса РФ, по которым привлекаются к ответственности должностные лица, виновные  в возникновении ЧС.

 Изучение нового материала.

Вступительная беседа

Учитель: Пожары и взрывы самые распространенные источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

 Пожары возникают повсюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях и в жилых домах, при перевозках грузов на всех видах транспорта.

Каждые 4-5 минут в нашей стране вспыхивает пожар. В дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей, жилые дома, имущество граждан. Ежегодно на пожарах гибнет много людей, в том числе детей. Еще больше становится обожженных и калек.

 О пожарах как стихийных бедствиях вы вели разговор в 7-ом классе, а сегодня на уроке мы поговорим о пожарах, как ЧС техногенного характера.

Наиболее часто пожары возникают на пожароопасных объектах, на которых производятся, хранятся или транспортируются продукты способные к возгоранию. Это объекты нефтяной, газовой, химической, деревообрабатывающей, текстильной промышленности.

Самым крупным бедствием в истории Российской промышленности стал пожар на автогиганте — Камском автомобильном заводе в апреле 1993 г., на котором в три смены работали 18 тыс. человек.

Девять дней и ночей на территории более 80 га бушевал огненный ураган. Пламя пожара достигало 60-метровой высоты, пожирая даже то, что, казалось бы, не должно гореть. К исходу девятого дня в Набережных Челнах на месте завода осталась куча покореженного и расплавленного металла. Россия лишилась одного из главных поставщиков большегрузного автотранспорта. Одним из факторов, способствовавших распространению огня, было широкое применение горючих материалов при гидроизоляции кровли заводских цехов.

Терминологическая работа
Учитель:  Что же понимается под словом «Пожар»?

Пожар — это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Для возникновения пожара необходимы определенные условия, а именно — совмещение в одном месте в одно время трех основных составляющих:

•        горючего вещества в виде горючих материалов (дерева, бумаги, бензина, керосина, природного газа и др.). Горючие вещества встречаются в различных производственных циклах, применяются в отделке жилых и общественных зданий, значительное их
количество содержится в конструкциях зданий и транспортных средств;

•        окислителя, в качестве которого при горении веществ чаще всего выступает кислород воздуха (О2). Кроме кислорода, окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул (селитры, азотная кислота, окислы азота), а также отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор). Некоторые вещества содержат кислород в количестве, достаточном для того, чтобы реакция горения происходила даже без доступа воздуха (порох, взрывчатые вещества, термит, целлулоид);

источника воспламенения, постоянно и в достаточном количестве поступающего в зону горения (искры, пламя спички, костра, горелки, непогашенного окурка).

Отсутствие одного из перечисленных элементов делает невозможным возникновение пожара или приводит к прекращению горения и ликвидации пожара.

Горючее вещество или горючие материалы

Окислитель (О2 воздуха, окислы азота, селитры)

Источник воспламенения

Пожар

Основными поражающими факторами пожара являются:

  • Высокая температура окружающей среды;
  • Ядовитые вещества, участвующие в технологическом процессе или возникающие в ходе аварии (угарный газ).
  • Потеря видимости вследствие задымления.

Способы прекращения горения при тушении пожаров:

Охлаждением водой, специальными растворами, углекислотой и другими огнетушащими веществами.

Разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водяным паром, углекислым газом, азотом и другими газами, не поддерживающими горение.

Изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом, песком, прекращающими поступление горючих веществ или воздуха в зону горения.

Закрепление изученного материала

  1. Процесс горения протекает при следующих условиях:

(Найдите ошибку в приведенных примерах).

а)        наличие горючего вещества;

б)        наличие окислителя;

в)        наличие условий для теплообмена;

г)        наличие источника воспламенения.

  1. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а)        бензин + кислород воздуха;

б)        гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

в)        дерево + кислород воздуха + факел;

г)        ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

  1. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:

а)        открытый огонь;

б)        разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;

в)        интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

г)        токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;

  1. Какие условия способствуют распространению начавшегося пожара? Выберите из приведенных ответов правильные:

а)        неправильные действия людей по тушению пожара;

б)        скопление различных средств пожаротушения у очага загорания;

в)        отсутствие или неисправность средств пожаротушения;

г)        скопление большого количества горючих веществ и материалов;

д) запоздалое обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную охрану;

е) отсутствие достаточного количества кислорода воздуха.

  1. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей? Назовите правильные ответы:

а)        остановитесь и объясните им, что это опасно;

б)        пройдете мимо;

в)        попытаетесь занять их чем-то другим;

г)        затушите костер.

  1. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:

а)        побежите и постараетесь сорвать одежду;

б)        остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

в)        подождете помощи от взрослых,  товарищей.

Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

(в)

( в; г)

(а; г)

(а; в; г; д; )

(а; г)

(б)

  1. Заключительная часть.
  1. Анализ учебной деятельности учащихся.
  2. Выставление и мотивация оценок
  3. Домашнее задание:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе по теме: "Гражданская оборона- основные понятия, определения и задачи"

Урок- лекция. Изучение нового материала.Оборудование: учебник ОБЖ, учебная доска, закон РФ «О гражданской обороне».Методы проведения урока:  рассказ, лекция, объяснение, фронтальный устный ...

МЕТОДИЧЕСКА РАЗРАБОТКА ПО ИНФОРМАТИКЕ "Системы программирования. Основные понятия и определения"

В пятидесятые годы двадцатого века с появлением компьютеров на электронных лампах началось бурное развитие систем программирования.К сегодняшнему дню насчитывают несколько поколений систем прогр...

Тема: «Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи ГО»

Мероприятие было проведено с обучающимися 9-11 классов, приурочено к Дню ГО....

Тест по алгебре (8 класс) по теме "Квадратные уравнения. Основные понятия."

Тест по алгебре (8 класс) по теме "Квадратные уравнения. Основные понятия." Материал подготовлен на основе учебника "Алгебра. 8 класс. Мордкович А.Г."...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Векторы на плоскости. Основные понятия и определения. Действия над векторами в геометрической форме.

Векторы на плоскости. Основные понятия и определения. Действия над векторами в геометрической форме....