Первая медицинская помощь при остановке сердца
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Дмитриева Алина Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ с использованием ИКТ в 10-м классе

по теме "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Урок составила: Дмитриева Алина Леонидовна учитель физической культуры и ОБЖ

Цель: дать понятие о правилах оказания ПМП при остановке сердца.

Задачи:

-рассмотреть материал о работе легких и сердца, научить учащихся правильному  

  выполнению ИВЛ и непрямого массажа сердца;

-развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях;

-воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление

 оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютеры; раздаточный материал (таблицы с алгоритмами действий оказания ПМП при остановке сердца, таблица учёта знаний,  «Оказание ПМП при остановке сердца» и т.д.), тренажер сердечно – легочный и мозговой реанимации «Максим», презентация к уроку, видеоролик.

Ход урока

Организационный момент.

         Приветствие. Постановка целей и задач урока 4 мин.

Проверка домашнего задания: Что такое кровотечение? Какие кровотечения бывают?

         Охарактеризуйте их? Какие кровотечения самые опасные и почему?

Учитель: Сейчас я предлагаю вам, ребята, просмотреть небольшой сюжет презентации, в

          которой показаны фотографии с мест чрезвычайных происшествий. Ваша задача

          подумать и сформулировать цель нашего урока.

Показ презентации.

Учитель: Да действительно, жизнь человеческая полна неожиданностей. Ни один человек в мире не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Очень часто люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь окружающих людей.

Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в очень трудных и опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.

Как вы думаете, зачем в начале урока я показала вам кадры с мест чрезвычайных происшествий?

Ответы учеников. Постановка цели. Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца.

      В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.

II. Усвоение новых знаний. 20 мин.

Учитель: Откройте тетради, запишите дату и тему “Первая медицинская помощь при остановке сердца”.

     Для того чтобы нам научиться выполнять первую помощь при остановке сердца, давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.

    Ученики рассказывают о строении сердца, иллюстрируя текст презентацией 3-5 мин.

Сообщение 1. Строение сердца СЛАЙД 5 (дай задание ученику пусть расскажет)

      Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Ее внутренняя поверхность выделяет жидкость, уменьшающую трение при его сокращениях. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий. Сердечные полулунные клапаны на выходе из желудочков обеспечивают односторонний ток крови из сердца в аорту и легочную артерию. Они состоят из 3-х створок, имеющих вид кармашков, обращенных в просвет сосуда. Предсердия и желудочки соединены друг с другом отверстиями, оснащенными створчатыми клапанами. В левой части сердца находится двустворчатый клапан, а в правой – трехстворчатый клапан. Клапаны прикреплены к стенкам сухожильными нитями с сосочковыми мышцами и обеспечивают ток крови из предсердий в желудочки, препятствуя обратному току крови при сокращении желудочков.

Работа сердца. Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков. Сокращение предсердий длится 0,1 сек, сокращение желудочков – 0,3 сек. Кровь захлопывает под давлением створчатые клапаны и устремляется в аорту и легочную артерию, открывая полулунные клапаны. Расслабление сердца длится 0,4 сек. Кровь свободно притекает из вен в предсердия и оттуда в желудочки. Полулунные клапаны в это время закрыты.

Сообщение 2. Давление крови в сосудах. СЛАЙД 6. (ученик рассказывает)

      Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.

    У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме около 120 мм. рт. ст., а минимальное – 70-80 мм.рт.ст. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.

    СЛАЙД 7. Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту. Скорость тока крови в артериях и капиллярах разная. В капиллярах кровь течет значительно медленнее, благодаря чему осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.

    Учитель: Приходилось ли вам слышать слово реанимация. Дайте ваше определение этому понятию. (Ответы школьников).

СЛАЙД 8

РЕАНИМАЦИЯ – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.

     После прекращения работы сердца и легких клетки тела живут от 3 до 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью. СЛАЙД 9. Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определенного времени еще сохраняется жизнеспособность всех органов, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий.

     В обычных температурных условиях клиническая смерть продолжается, как уже было сказано, 3-5 минут, после чего восстановить нормальную деятельность центральной нервной системы невозможно. СЛАЙД 10.

   Признаками клинической смерти являются:

  • отсутствие сознания;
  • отсутствие дыхания (признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течение 10-15 секунд нет отчетливых координационных дыхательных движений);
  • отсутствие сердечной деятельности (признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях);

При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации.

Учитель: Как вы считаете, каковы частые причины клинической смерти? СЛАЙД 11.

       Ответы учащихся (инфаркт миокарда; тяжелую механическую травму жизненно важных органов; действие электрического тока; острые отравления; удушье или утопление; общее замерзание; различные виды шока).

При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).

        Знакомиться с данными видами оказания первой помощи вы будете самостоятельно. Для этого у вас есть на столах дидактический материал и книга

СЛАЙД 13. Найдите ответы на вопросы и запишите их в тетрадь.

  1. Что такое первая помощь?
  2. Как определить пульс пострадавшего?
  3. Как выполняется непрямой массаж сердца?
  4. Как проводится искусственная вентиляция лёгких?

III. Закрепление изученного материала -10 минут.

Для того, что бы закрепить полученные вами знания, а заодно и проверить правильность их выполнения, я предлагаю вам просмотреть видеоролик «Оказание ПМП при остановке сердца».    (Показ видеоролика. СЛАЙД 14)

Беседа по вопросам, заданным ранее. Комментарий учителя.

1. Что такое первая помощь?

ОТВЕТ УЧЕНИКА ЗАТЕМ СЛАЙД 15

2. Как определить пульс пострадавшего? СЛАЙД 16

ОТВЕТ УЧЕНИКА; ДЕМОНСТРАЦИЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕНИКАМИ

3. Как выполняется непрямой массаж сердца? СЛАЙД 17-18.

ОТВЕТ УЧЕНИКА; демонстрация

4. Как проводится искусственная вентиляция лёгких?

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ; демонстрация - СЛАЙД 19 -20.

5.Подумайте и ответьте можно ли сочетать проведение непрямого массажа сердца и искусственную вентиляцию легких?

ОТВЕТ УЧЕНИКА - СЛАЙД 21.

6.Если помощь оказывают два человека, то один из них делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание. При этом их действия должны быть согласованными.

      Рекомендуется после каждых пяти сжатий груди с интервалом в 1 секунду сделать одно вдувание в легкие.

      В случаях, когда помощь умирающему оказывает один человек, очередность манипуляций и их режим несколько изменяется – через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 сдавливаний груди с интервалом в 1 с.

IV. Подведение итогов - 4 минуты. Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицы, которые я раздала вам в начале урока.

Что я знал по теме урока

Что я нового узнал на уроке

Чему научился

Обсуждение выводов учащихся.

V. Домашнее задание – 1 мин.

       На следующем уроке мы будем отрабатывать полученные знания на тренажере «Максим». Для того чтобы наш следующий урок прошёл плодотворно, я предлагаю вам дома самостоятельно изучить  «Оказание ПМП при остановке сердца» и составить тестовые задания по изученной теме.

      Всего доброго и будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Тест разработан в программе Excel, содержит семь вопросов и варианты ответа...

Первая медицинская помощь при остановке сердца

Ответьте на вопросы:1.Что такое первая помощь?2.Как определить пульс пострадавшего?3.Как выполняется непрямой массаж сердца?4.Что происходит с сердцем во время массажа?5.Что такое искусственная вентил...

Первая медицинская помощь при остановке сердца

- Чем является сердце?- Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение?- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды?- Как характеризуется сердечная недостаточность?...

Первая медицинская помощь при остановке сердца несколькими спасателями

Разработка открытого урока-практикума по ОБЖ в 11 классеДать представление об алгоритмах действий при остановке сердца, научить учащихся правильному выполнению алгоритма первичных действий при сердечн...