Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса (ФГОС).
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Москотельникова Наталья Владимировна

Рабочая программа и КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_rp_5_klass_fgos_2.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа  по основам безопасности жизнедеятельности  в 5 классе составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной учебной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы, серия «Стандарты второго поколения»), базисного учебного плана, учебного плана школы, тематического и поурочного планирование по ОБЖ 5  кл.: к учебнику М.П. Фролова, Е. Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс»  под редакцией Ю.Л. Воробьева.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации:

- ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года;

- ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года ;

- ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;

- «ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;

- ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года;

- ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;

- ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года;

- ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года;

-  постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»  и других нормативно-правовых актов в области безопасности, общества и государства. 

          Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 5-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

         Предмет ОБЖ в 5-х классах  реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. При  изучении курса ОБЖ активно используются знания учащихся, полученные при изучении других дисциплин: природоведение, физическая культура, ИЗО, история и математика.

          Содержание рабочей программы  выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Цели  и задачи учебного курса

        Изучение ОБЖ в 5 классе направлено на достижение  следующих целей:

  • формирование у обучающихся основных понятий, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
  •  приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
  • понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

        Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у обучающихся безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и  в чрезвычайных ситуациях социального характера;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность.

Место предмета в базисном учебном плане

           В соответствии с учебным планом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9», г. Воскресенска, в соответствии с вариативной частью базисного учебного плана (БУП) и годовым календарным учебным графиком рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 5-х классов рассчитана на 17 часов учебного времени в год (0,5 часа в неделю).

Результаты обучения

Личностными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников и новых информационных технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;
  • овладение обучающимися умениями анализировать причины возникновения, последствия и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека  в опасных и чрезвычайных  ситуаций;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:

  • знания об опасных и чрезвычайных  ситуациях; о влиянии их последствий  на безопасность человека;
  • умения применять полученные теоретические знания на практике;
  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а  также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при укусах, отравлениях, ожогах, кровотечениях.

         Обучающиеся должны научиться  самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённые знания в реальной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
"ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

5 КЛАСС

I. Раздел. Безопасность и защита человека в Чрезвычайных ситуациях (15ч)

Город (поселок) как источник опасности (2ч)        

         Опасные и чрезвычайные ситуации. Особенности города (поселка) как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей). Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности (милиция, пожарная охрана, скорая помощь и др.), их задачи и возможности.

Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище (4ч)

Современное жилище, его конструкция и особенности его жизнеобеспечения. Возможные ситуации аварийного характера в жилищах. 

Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожаров (неполадки или нарушения правил эксплуатации электросети, возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печей, нарушение правил эксплуатации нагревательных приборов, обращения с огнем и др.).  Способы эвакуации. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.), огнетушители, их типы. Угарный, бытовой газы.

Затопление жилища. Правила поведения при затоплении. Разрушение здания.

Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии. Отравление ртутью, пестицидами, лекарствами, продуктами питания. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

Чрезвычайные ситуации в транспорте (4ч)

Общественный транспорт. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Правила поведения в аварийных ситуациях, первая помощь пострадавшим. Железнодорожный транспорт. Обеспечение безопасности пассажиров, правила поведения при их возникновении опасных ситуаций на железной дороге.

Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Возможные чрезвычайные ситуации, способы покидания судна, правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Авиационный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях (при взлете, посадке, возникновении пожара, вынужденной посадке).

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера (2ч)

Общая криминогенная ситуация в городе (поселке), районе проживания, наиболее характерные случаи ее проявления.

Возможные ситуации покушения на имущество и жилище, основные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения детей дома в различных криминогенных ситуациях.

Зоны повышенной криминогенной опасности (вокзалы, стадионы, рынки, киноконцертные залы, другие места массового скопления людей), правила поведения в криминогенной ситуации. Террористический акт. Правила поведения при обнаружении взрывного устройства, при угрозе взрыва, при захвате самолета террористами.

Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушениями экологического равновесия в местах проживания (2ч)

Загрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, возможные их причины.

Недоброкачественность продуктов питания и возможные опасности для здоровья. Шум, вибрация, радиоактивное загрязнение, компьютер, телевизор и опасности для здоровья.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания (герметизация жилья, очистка воздуха в квартире, водоочистка, контроль за качеством продуктов  и т.д.)  и порядок их выполнения.

II. Раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей (2ч)

Основы медицинских знаний

Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ожогах.

Обобщение и повторение  (1ч)

Практические занятия  по I  и  II разделам

Рекомендации по правилам поведения при пожаре.

Точка пальцевого прижатия артерий. Способы временной остановки кровотечений. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Правила оказания первой помощи при ожогах.          

Требование к уровню подготовки

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 5 класса должен знать:

  • понятия «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;
  • главные правила ОБЖ;
  • источники и зоны опасности современного города;
  • сигналы оповещения;
  • опасные ситуации в жилище (пожар,  электричество, затопление, опасные вещества);  
  • чрезвычайные ситуации на транспорте;
  •  опасные ситуации криминального характера  (дома,  на улице, в общественных местах).

Ученик должен уметь:

  •  действовать при возникновении пожара в жилище, учебном учреждении  и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  •  соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  •  соблюдать меры предосторожности и правила поведения на улицах и дорогах, в общественном транспорте;
  • пользоваться бытовыми приборами;
  •  вести себя в криминогенных ситуациях и местах большого скопления людей;
  • оказать  первую помощь при укусах, отравлениях, ожогах, кровотечениях.

        Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний  и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для: 

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами; проявления  бдительности при угрозе террористического акта;
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы.

Формы контроля

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.

        В ходе обучения проводятся:

  • Тестирование, самостоятельные работы, творческие работы, викторины, практические задания, устные ответы, с использованием иллюстративного материала.

Требования к уровню усвоения дисциплины

        Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные  и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

        Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов, практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе.


Тематическое планирование

5   класс

(0,5 часа в неделю, всего 19 ч)

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Характеристика  основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

теорети-ческих

практи-ческих

Раздел I. Безопасность и защита человека в Чрезвычайных ситуациях (16ч)

1.

Город (поселок) как источник опасности (2ч)

1.1.Опасные и чрезвычайные ситуации.

1.2. Главные правила ОБЖ.

1.3. Как научиться выявлять и предвидеть опасности.

1.4. Опасности в городе и в поселке.

2

Учебно-познавательная

Объяснять понятия опасные, экстремальные, чрезвычайные ситуации; безопасность.

Знакомиться с главными правилами ОБЖ.

Выявлять и предвидеть опасности.

Знать  особенности жизни городского и сельского  жителя и основные виды опасностей.

Аналитическая

Анализировать опасные и чрезвычайные ситуации в городе и посёлке.

Практическая

Отработать действия по сигналу оповещения «Внимание всем!»

Моделировать ситуацию вызова экстренных служб защиты населения.

2.

Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище (5ч)

2.1. Опасные ситуации в жилище.

2.2. Правила обращения с животными. Первая медицинская помощь при укусах.

2.3. Пожары в жилище.

2.4. Пожары в жилище.

2.5. Правила поведения при пожаре. Эвакуация. Средства тушения пожаров.

2.6. Правила поведения при пожаре.

2.7. Угарный газ. Бытовой газ. Первая помощь при отравлении газом.

2.8. Затопление жилища.

2.9. Разрушение здания.

2.10. Опасные вещества. Отравления.

2.11. Опасные вещества. Отравления.

4

1

Учебно-познавательная

Знакомиться с опасными ситуациями в жилище.

Знать причины возникновения.

Составлять правила собственного безопасного поведения дома.

Выбирать  наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

Аналитическая

Анализировать последствия опасных ситуаций и  причины их возникновения.

 Анализировать причины возникновения пожаров в жилых зданиях.

 Различать предметы бытовой химии.

Практическая

Вырабатывать практические навыки по оказанию первой помощи при отравлении газом.

Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения.

3.

Чрезвычайные ситуации в транспорте (5ч)

3.1. Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.

3.2. Общественный транспорт.

3.3. Метро. Правила безопасности.

3.4. Другие опасности на улицах города.

3.5. Железнодорожный транспорт.

3.6. Опасности на воде и водном транспорте.

3.7. Безопасное поведение на льду.

3.8. Воздушный транспорт.

5

Учебно-познавательная

Изучить причины опасных ситуаций на транспорте.

Составлять правила собственного безопасного поведения  в общественном транспорте.

Запоминать правила безопасного поведения на дорогах, тротуарах.

Различать состояние водоёмов в различное время года.

Объяснять правила поведения на водоёмах.

Характеризовать средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, судна и запоминать правила их использования.

Аналитическая

Анализировать порядок обеспечения личной безопасности при пользовании различными видами транспорта.

Практическая

Вырабатывать алгоритм безопасного поведения  в общественном транспорте.

Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения на транспорте.

Применять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

4.

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера (2ч)

4.1. Опасные ситуации криминального характера. Как защитить свой дом.

4.2. Криминальные ситуации на улице и других общественных местах.

4.3. Террористический акт. Как защитить себя.

2

Учебно-познавательная

Характеризовать опасные ситуации криминального характера.

Изучать правила безопасного поведения  во время взрыва, захвата самолёта, при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство.

Аналитическая

Анализировать свои возможности безопасного поведения.

Практическая

Вырабатывать правила собственного безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах при возникновении различных опасных ситуациях.

5.

Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушениями экологического равновесия в местах проживания (2ч)

5.1. Нарушение экологического равновесия.

5.2. Нарушение экологического равновесия.

5.3. Шумовое загрязнение. Радиоактивное загрязнение. Безопасный компьютер.

2

Учебно-познавательная

Характеризовать влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Аналитическая

Анализировать  состояние окружающей среды.

Практическая

Запоминать приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Осваивать способы очистки воды и воздуха в быту.

Раздел II. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей (3ч)

6.

Основы медицинских знаний (3ч)

6.1. Что следует знать об оказании первой  помощи.

6.2. Кровотечения. Остановка кровотечения.

6.3. Кровотечения. Остановка кровотечения.

6.4. Термические и химические ожоги. Первая помощь.

1

2

Учебно-познавательная

Характеризовать общие правила оказания первой помощи.

Овладевать способами остановки кровотечения.

Аналитическая

Анализировать возможные последствия при различных повреждениях.

Практическая

Отрабатывать приёмы оказания первой помощи при кровотечениях, термических и химических ожогах.

Итого:

16

3


Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

 * Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.; под редакцией Воробьева Ю.Л.  

  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 классов   общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2014;

* Подолян Ю.П. Рабочая тетрадь по ОБЖ к  учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» под редакцией Воробьева Ю.Л., -М., Астрель-АСТ, 2014;

* Тематическое и поурочного планирование по ОБЖ 5  кл.: к учебнику М.П. Фролова, Е. Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс»  под редакцией Ю.Л. Воробьева, -М., Астрель-АСТ, 2010г

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса:

1) Компьютер;

2) Мультимедиапроектор;

3) Аптечка;

4) Комплект плакатов «Пожарная безопасность»;

5) Комплект плакатов «Правила безопасного поведения в быту»;

6) Использование видеороликов и презентаций интернет-сайта «Фестиваль «Открытый урок» 1 СЕНТЯБРЯ»;

7) Макет микрорайона школы (для изучения ПДД). 

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/М.М. Андреева /

«_____» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...

Рабочая программа по информатике 11 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 11 класса.Базовый уровень

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классах основной школы. Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 ...