Рабочие программы по ОБЖ
рабочая программа по обж (5 класс) по теме

Маркина Римма Фарисовна

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлено на основе программы для общеобразова­тельных учреждений: Основы безопасности жизнедеятель­ности: 1-11 классы/ А.Т. Смирнов, Л.П. Анастасов, Б.О. Хренников и др.; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2011 - 112с. И в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс», Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2014 год из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.

   Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- учебник  для учащихся: «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс», Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2014 год;

-методические рекомендации:

Основы безопасности жизнедеятельности. 5класс. ... Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов /под общ.ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2008. Латчук В.Н., Миронов С.К. Справочник по ОБЖ безопасность при пожарах.

Входной тест по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5 класса создан в программе TestEdu.ru. Тест содержит 15 вопросов, которые содержат задания с одним или несколькими правильными ответами. Тест предназначен для диагностики знаний обучающихся по основным темам, изученным в курсе ОБЖ в начальных классах.

- рабочая тетрадь: ОБЖ, 5 класс Автор: Смирнов А.Т., Хренников Б.О Издательство: Просвещение Год издания: 2012 Страниц: 192 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Хорошее Размер: 25.86 MB.

 

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования),  утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)
  5. Учебный план МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ» на 2014/2015 учебный год.
  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh_5_klass_2014-2015.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная      записка

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Основы безопасности жизнедеятельности: 1-11 классы/ А.Т. Смирнов, Л.П. Анастасов, Б.О. Хренников и др.; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2011 - 112с. И в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс», Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2014 год из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.

   Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- учебник  для учащихся: «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс», Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2014 год;

-методические рекомендации: 

Основы безопасности жизнедеятельности. 5класс. ... Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов /под общ.ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2008. Латчук В.Н., Миронов С.К. Справочник по ОБЖ безопасность при пожарах.

Входной тест по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5 класса создан в программе TestEdu.ru. Тест содержит 15 вопросов, которые содержат задания с одним или несколькими правильными ответами. Тест предназначен для диагностики знаний обучающихся по основным темам, изученным в курсе ОБЖ в начальных классах.

- рабочая тетрадь: ОБЖ, 5 класс Автор: Смирнов А.Т., Хренников Б.О Издательство: Просвещение Год издания: 2012 Страниц: 192 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Хорошее Размер: 25.86 MB.

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования),  утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)
  5. Учебный план МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ» на 2014/2015 учебный год.
  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

Цели и задачи курса:

  • Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;
  • Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;
  • Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
  • Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;
  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
  • Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;
  • Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  • дать: знания о здоровье и ЗОЖ; знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;
  • научить: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь;
  • воспитать: культуру мышления; культуру общения;
  • формировать: достоинство, нравственные убеждения;
  • развить: способности, память, внимание; самоконтроль.

Обстановка,  складывающаяся  в  стране  в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего

поколения  россиян  в  области  безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию  у них  современного

уровня культуры безопасности. Такой подход будет  способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на без-

опасность жизнедеятельности личности, общества и  государства от внешних и внутренних  угроз,  связанных  с различными опасными и

чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

   Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе

социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов

вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из  трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к  ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Изучение программы «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.

Контроль за знаниями, умениями и навыками проводится по окончанию изучения темы в виде контрольных работ, тестов, практических работ, рефератов и других творческих работ, а также проводится текущий контроль. Используются разноуровневые тестовые задания.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила  личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия;
  • Знать правила обеспечения безопасности на современном транспорте;
  • Объяснять основные правила дорожного движения, правильность определения знаков ДД;
  • Уметь правильно оценить ситуацию при пожаре;
  • Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
  • Уметь пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);
  • Иметь знания по оказанию первой медицинской помощи.

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных  ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных  состояниях.
  • Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  • – обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • — подготовки и  участия в различных видах    активного отдыха в природных;
  • — оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • — выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Содержание учебной программы ОБЖ, 5 класс.

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.  

1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношение людей, проживающих в городе, и безопасность. Основы безопасности жизнедеятельности человека.

Опасные ситуации техногенного характера

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

 3. Опасные ситуации природного характера

Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоемах.

4. Опасные ситуации социального характера.

Криминогенные ситуации и личная безопасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице.

Раздел II.   Чрезвычайные ситуации

5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

 Чрезвычайные ситуации природного характера.  Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Раздел III.   Основы здорового образа жизни

6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия).

Раздел IV.   Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

  1. Первая медицинская помощь и правила ее оказания. Первая медицинская помощь при различных видах повреждения. Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия). Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия).  

Календарно-тематическое планирование.

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

проведения

I четверть

по плану

по факту

I.   Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

16

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

5

1.1

Город как среда обитания

1

03.09.14

1.2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

10.09.14

1.3

Особенности природных условий в городе

1

17.09.14

1.4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

1

24.09.14

1.5

Основы безопасности жизнедеятельности человека

1

01.10.14

2

Опасные ситуации техногенного характера

     6    

2.1

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

08.10.14

2.2

Пешеход. Безопасность пешехода

1

15.10.14

2.3

Пассажир. Безопасность пассажира

1

22.10.14

2.4

Водитель

1

29.10.14

II четверть

2.5

Пожарная безопасность

1

12.11.14

2.6

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

19.11.14

3

Опасные ситуации природного характера

2

3.1

Погодные условия и безопасность человека

1

26.11.14

3.2

Безопасность на водоемах

1

03.12.14

4

Опасные ситуации социального характера

3

4.1

Криминогенные ситуации и личная безопасность

1

10.12.14

4.2

Обеспечение личной безопасности дома

1

17.12.14

4.3

Обеспечение личной безопасности на улице

1

24.12.14

III четверть

II. Чрезвычайные ситуации

6

5

Чрезвычайные ситуации природного техногенного характера

6

5.1

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

14.01.15

5.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

21.01.15

5.3

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера

1

28.01.15

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера

1

04.02.15

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера

1

11.02.15

III. Основы здорового образа жизни

5

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

5

6.1

О здоровом образе жизни

1

18.02.15

6.2

Двигательная активность и закаливание организма -необходимые условия укрепления здоровья

1

25.02.15

6.3

Рациональное питание. Гигиена питания  

1

04.03.15

6.4

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

1

11.03.15

6.5

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

1

18.03.15

IV четверть

IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8

7.1

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

01.04.15

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

08.04.15

7.2

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении(практические занятия)

1

15.04.15

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении(практические занятия)

1

22.04.15

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении(практические занятия)

1

29.04.15

7.3

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

1

06.05.15

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

1

13.05.15

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

1

20.05.15

Всего часов

34

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная литература

            Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2011.

           Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

            Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Система заданий 5 – 9 классы. /Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2013.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов  /под общ. ред. Смирнова А. Т.  – М.: Просвещение, 2008.  

Латчук В.Н., Миронов С.К. Справочник по ОБЖ безопасность при пожарах. – М:,Дрофа, 2010.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Система заданий 5 – 9 классы. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М:, Просвещение, 2013.

            ТСО:

             Ноутбук                                                                    

             Проектор

             Экран

             Плакаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...