"Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Прилуцкая Нина Николаевна

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 по

Основам безопасности жизнедеятельности

Тема: «Правила  поведения в условиях чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера»

разработала преподаватель-организатор ОБЖ

                МОУ «СОШ №19»

г. Ухты

Прилуцкая Нина Николаевна

        Пояснительная записка

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование

 универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного

усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта

возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие

широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к   саморазвитию самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся, поэтому в своей работе я использовала системно-деятельностный подход в обучении.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями

  1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3.   Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Работа состоит из технологической карты и презентации. При помощи презентации объясняется новый материал и проводится тестирование на проверку знаний учащихся.

Технологическая карта урока

Тема

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.10 класс

Тип урока

Изучение нового материала

Образовательные ресурсы

 «Основы безопасности жизнедеятельности»10класс: учебник для  общеобразовательных учреждений /В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский – Москва: Дрофа, 2013;  презентация, Конституция, Федеральные законы

План

1. Узнать какие существуют чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2. Узнать какие бывают последствия чрезвычайных ситуаций.

3. Узнать какое влияние  они оказывают на жизнедеятельность человека.

4. Узнать порядок действий при ЧС.

5. Систематизировать изученный материал.

6.Закрепить навыки практических действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Цели урока

Познакомить учащихся с видами ЧС техногенного и природного характера, с ФЗ « О защите населения и территорий от ЧС

природного и техногенного характера»,  общими правилами поведения в ЧС.

Научить навыкам практических действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Развить способность к выживанию в ЧС.

Воспитать чувство  товарищества, взаимовыручки в чрезвычайных ситуациях.

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый

Основные понятия

Правила безопасного поведения при землетрясении, наводнении, при угрозе схода оползней, селей, обвалов, лавин,

во время лесного пожара, при пожаре в здании, при обрушении здания, при выбросе аварийно химически опасных веществ,

при авариях на радиационно- опасных объектах

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Приобретенная компетентность

Научатся: разбираться в многообразии чрезвычайных ситуаций , определять признаки ЧС и правила поведения при ЧС, обосновывать свои действия, выбирать способы защиты; определять последствия для жизнедеятельности  человека.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное; принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы

Учебно-познавательная

Умеют:

ставить цель и организовывать ее достижение, проводить сравнительный анализ, рассуждать, давать оценку своей учебно-познавательной деятельности, определять познавательные задачи и делать вывод

Коммуникативная

Умеют:

вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой, формулировать вопросы

Информационная

Владеют:

навыками работы с различными источниками информации: учебником, интернет-ресурсами.

Умеют:

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию,  необходимую для решения учебных задач; ориентироваться в различных источниках информации, выделять в них главное

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету; вступать в речевое общение; работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

(мин.)

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на уроке

УУД

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация к учебной деятельности

5

Подготовка учащихся к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку.

С помощью информации слайда № 1, 2,3добивается, чтобы учащиеся сформулировали тему урока, цели и задачи

Записывают тему и план в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

фронтальная

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов

Регулятивные:

принимают учебную задачу; самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

записи в тетрадях

II.Актуализа-ция знаний

7

Беседа по теме

Вопросы по теме:

1.Что вы видите на этих фотографиях?

2.Где это происходит?

3.Вследствии чего это происходит?

4. Каковы последствия этих явлений?\

Проблема–Как защитить себя в таких ситуациях?

Как вы думаете?

Какая  тема нашего урока?

Отвечают на вопросы, аргументировано высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников

фронтальная

Коммуникативные:

применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя

Устный опрос

III. Изучение нового материала

20

Презентация

работа с текстом учебника

1.Показывает и комментирует слайды презентации

2.Нацеливает учащихся на самостоятельную работу:

1) написать порядок действий при ЧС в тетрадях

2) сравнить с текстом учебника

3. Проводит беседу по вопросу: «Какие задачи должна решать Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с ФЗ « О защите населения и территорий от ЧС

природного и техногенного характера»

4.Делит класс на группы:

1) генераторы (вносят свои предложения, идеи)

2) критики

3) эксперты

 Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию в группах по вопросам:

1. Какую потенциальную опасность возникновения ЧС природного характера представляет собой территория г.Ухты?

2. Какую потенциальную опасность возникновения ЧС природного характера представляет собой территория Республики Коми?

3. Какие потенциально опасные объекты существуют на территории г.Ухты?

4.Какие потенциально опасные объекты существуют на территории Республики Коми?

5.Какие дополнения

хотели бы вы внести

в порядок действий

при пожаре в здании, приведенном в учебнике?

6.Вы считаете, что порядок действий при пожаре в здании, приведенный в учебнике полный и правильный и его дополнять нецелесообразно?

1.Участвуют в беседе с учителем и одноклассниками, составляют план дальнейшей работы

2. Просматривают презентацию, пишут порядок действий при ЧС в тетрадь.

3. Сравнивают с текстом учебника,

знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы

Предполагаемые

ответы учащихся:

1.Наводнения,

землетрясения,

ураганы, снежные

заносы, обвалы.

2.Наводнения,

землетрясения,

ураганы, снежные

заносы, обвалы.

3.Нефте- перерабатывающий завод, газопровод,

заправки.

4.ЛПК в п. Эжве,

ГЭС в г. Печора.

5.Нельзя пользоваться лифтом.

6.Да.Учебник дает полную и проверенную

информацию.

1.Индивиду-альная

2.Фронталь-ная

3.Работа в группах.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;   структурируют знания;

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, пони-мают позицию партнера;  планируют цели и способы взаимодействия, согласовы-вают действия с партнером,  строят монологические высказывания

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план последовательности действий своей работы;  вносят изменения и дополнения в процессе работы с презентацией,

учебником, записями в тетрадях;

 удерживают цель деятельности до получения ее результата

Личностные:

мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; сотрудничают

1.записи в тетрадях

2. устные ответы

IV. Итоги урока. Рефлексия

10

Обобщающая беседа

Рефлексия проводится в виде тестовых заданий.

Учитель подводит общий итог урока и в соответствии с критериями выставляет отметки.

Отвечают на вопросы. Оценивают свои знания («+» за правильный ответ), подводят итоги. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

индивидуальная

Личностные:

оценивают собственную учебную деятельность

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; умеют оценивать свою работу на уроке

оценивание учащихся за работу на уроке

V. Домашнее задание

3

Конкретизирует домашнее задание.

Гл.4, задание15-17 с. 67 (используем компьютер)

Дополнительно

Каждый учащийся может выбрать или одно, или два предложенных задания:

1.Подготовить сообщение о ЧС в Республике Коми

2.Сделать презентацию о ЧС в РФ.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Список использованной литературы

      1.Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».-     2011.-№9.-С.14-15

2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

       3.Конституция Российской Федерации.

       4. «Основы безопасности жизнедеятельности»10 класс.учебник для общеобразовательных учреждений /В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н.Вангородский – Москва: Дрофа, 2014.

5. Основы безопасности жизнедеятельности10 класс: методическое пособие /В.Н.Латчук, В.В.Марков-  : М.: Дрофа 2014.

6.Тесты по основам безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы / С.К. Миронов, В.К. Миронов Т.А. Карташева –

М.: Издательство « Экзамен», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе про­исходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары,...

«Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»

ОглавлениеВведениеГлава 1. Чрезвычайные ситуации природного характера1.1.  Характеристика и классификация ЧС природного характера1.2. Оползни1.3. Сели1.4. Обвалы1.5. Способы борьбы с оползнями, с...

ТЕСТ РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Тест для контроля знаний по теме: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»....

Технологическая карта урока по ОБЖ 5 класса Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Тема урока "Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера" Тип урока - урок обобщения....

«Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»

Усвоение правил индивидуального и коллективного- безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;формирование понимания ц...