Методические рекомендации по проведению уроков ОБЖ с учащимися начальных классов.
методическая разработка по обж на тему

Данные методические рекомендации помогут в работе молодым учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению уроков ОБЖ с учащимися начальных классов

ТЕМА 1. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1.1. Город, микрорайон, в котором мы живем и возможные ЧС.

Цели занятия: расширить представление о городе, где живут дети, о своем районе, воспитывать любовь к родному краю, Родине. Учить детей решительно и быстро действовать при опасной ситуации.

Содержание занятия. Готовясь к этому занятию, попросить детей, чтобы они принесли открытки и иллюстрации с видами своего города, района для оформления выставки

«Наш город (район)».

На доске учитель заранее пишет:

Наша Родина называется...

Мы живем в городе...

Главная улица нашего города (района)...

Дети успешно дополняют записанные на доске предложения. Учитель рассказывает о достопримечательностях своего города, микрорайона, в котором живут дети. Что производят в их городе и какое это имеет значение для всей страны. Рассматривая рисунки, учащиеся говорят, что изображено на них: памятники, музеи, школы, театры, институты и тд. Нужно обратить внимание на широкие улицы, по которым движется транспорт. Учитель задает вопрос: как обходить автобус, троллейбус, трамвай’? (Автобус и троллейбус обходят сзади, а трамвай — спереди, чтобы видеть встречный транспорт).

Далее рассказать об опасностях, которые подстерегают детей на улице, рассматривая сюжетные картинки: мальчик попал под машину, скатившись зимой с горки на дорогу; автобус занесло на скользкой дороге вблизи играющих детей; мальчик упал в открытый колодец канализации и т.д. Ученики подводят итог, как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду. Почему нельзя играть на улице? Какие правила поведения необходимо знать?

Затем организуется экскурсия по городу, которая начинается территории вокруг  школы, и включает наиболее интересные или часто посещаемые места в городе или микрорайоне. Если это невозможно, то учитель ведет детей на ближайшую большую улицу и говорит: «мы пришли на улицу (площадь)... Она названа в честь...» Он обращает внимание детей на движение транспорта, учащиеся наблюдают за пешеходами, за регулированием улиц светофором, рассматривают дорожные знаки. Важно подчеркнуть, что водители транспорта строго соблюдают правила дорожного движения, а пешеходы не всегда внимательны, поэтому происходят н несчастные случаи. Дети убеждаются в том, как важно всем соблюдать правила дорожного движения.

1.2. Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Цели занятия: учить детей видеть все, что представляет опасность для жизни и здоровья, воспитывать умение контролировать свое поведение.

Содержание занятия. Занятие начинается с беседы. Учитель объясняет, что дорогу в школу надо выбирать самую безопасную, на которой меньше пересечений улиц, т.е. меньше опасностей. Дети работают с учебным пособием «Правила дорожного движения», На стр. 10 предлагается изучить два рисунка: на левом — путь ученика в школу в городе, на правом — в сельской местности. Выходя из дома, в какую сторону надо сначала посмотреть’? (Сначала надо посмотреть налево, потом направо). Как переходит улицу мальчик, живущий в городе? (Сначала он переходит дорогу по «Пешеходной дорожке», затем идет по тротуару, а затем опять переходит улицу по «Пешеходной дорожке»), А если бы у светофора горел красный свет? (Он должен подождать, когда загорится зеленый). Соблюдает ли правила дорожного движения ученик, живущий в сельской местности? (Он идет по обочине дороги, дойдя до «зебры», посмотрит налево, затем направо и, если нет машин, перейдет дорогу). По какой стороне должен идти ученик, когда идет по тротуару или обочине? (Идти надо по правой стороне тротуара или обочины, чтобы не мешать встречным пешеходам). Как ты поступишь, если навстречу идет взрослый человек, а тротуар узкий? (На узком тротуаре надо остановиться и пропустить идущего навстречу взрослого).

Каждый вопрос сопровождается изучением рисунков а учебнике

Учитель приводит несколько ситуаций, когда дети нарушили правила дорожного движения. Например: показывает сюжетную картинку, где ученик перебегает улицу вблизи идущего транспорта. Как он должен был вести себя‚ чтобы не попасть в беду? (Дорогу переходить надо по «Пешеходным переходам» или по «Подземным переходам»).

Затем учитель выводит детей на улицу. Под его руководством они наблюдают, как люди выходят из транспорта, как обходят автобус, трамвай и т.п. Соблюдая все меры предосторожности, учитель вместе с детьми переходит улицу. Желательно пройти путь от школы до места где живет большинство учащихся класса, или маршрутом одного из них, на котором  наибольшее число сложных перекрестков или опасных мест.

1.3. Как правильно переходить улицу.

Цели занятия: продолжать знакомить детей, как правильно переходить улицу; воспитывать культуру поведения с окружающими людьми на улице.

Содержание занятия. Проводится беседа. Учитель предлагает детям показать, как правильно переходить улицу. Затем читает им небольшой рассказ, сопровождая его динамическим рисунком. «Однажды папа пошел гулять с Борей и Мишей.

— Посмотри, посмотри на мостовую, — вдруг крикнул Боря, — видишь пуговицы, прямо на мостовой.

— Да, похоже, — улыбнулся папа, — но это не пуговицы, а железные кнопки. Между двумя линиями кнопок могут проходить пешеходы, Когда шофер увидит их, он сбавит ход, поедет осторожно, а то и совсем становится, чтобы не мешать нам проходить.

Они пошли дальше и папа показал им «зебру».

— Ей не надо корма, но по ней за день проезжает много машин и проходит много пешеходов.

И он показал на мостовую, по которой были проведены широкие белые полосы. По ним шли люди, а автомобили, Подъезжая к ним, терпеливо ждали, когда же пройдут. Яркие белые полосы видно издалека. Заметят «зебру» водители и поедут тише. «Сейчас перейдем улицу по «зебре», — решили дети, но не успели они дойти до середины, как снова поехали машины. Они оказались на небольшой площадке, обведенной белой линией.

Площадка напоминала островок. «Островок спасения, — решили мальчики, или лучше  - островок безопасности».

На доске схематично изображается их путь (переход — «зебра», светофор, «островок безопасности» и другие), на нее постепенно вывешиваются дорожные знаки: «Переход», «Дети», «Поворот», «Движение разрешено».

Затем учитель может объяснить разницу между улицами с односторонним и двусторонним движением. Он рассказывает детям о переходе таких улиц. (По улице с односторонним движением транспорт двигается только в одном направлении).

Во время беседы желательно использовать плакаты, учебное пособие «Правила дорожного движения».

Затем учитель проводит учебную прогулку. Организуя прогулку, учитель показывает

учащимся различные переходы, «островок безопасности» и, по возможности, улицы с односторонним и двусторонним движением, дорожные знаки, Дети практически учатся правильному движению по тротуару, по обочине дороги.

Важно обратить внимание на меры предосторожности на улице во время гололеда. В конце прогулки можно провести игру по правилам дорожного движения.

1.4. Светофор и его сигналы.

Цепи занятия: расширить знание детей о сигналах светофора, учить их быть особенно дисциплинированными и внимательными при переходе улицы.

Содержание занятия. Занятие начинается с беседы о светофоре постановкой следующих вопросов: что такое светофор? (Техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов) Зачем он нужен? (Чтобы избежать несчастных случаев) Сколько у него сигналов’? (З сигнала: красный, желтый, зеленый).

Учитель рассказывает, для чего служит светофор. (Светофоры устанавливаются на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения. Слушаясь сигналов светофоров, пешеходы переходят улицы и перекрестки, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Сигналы светофоров помогают водителю избегать столкновений и других несчастных случаев).

Ученики уже знакомы со значением каждого сигнала светофора, и учитель предлагает отгадать, о каком сигнале светофора говорится в загадке: он идти не разрешает и меня не удивляет Возле «зебры» мы стоим, и за светом мы следим.

Заранее приготовить картонные кружочки: красный, желтый, зеленый.

— О каком сигнале светофора идет речь? (Дети поднимают картонный кружочек красного цвета). Вот моргнул он очень мило, словно солнышко игриво, Засияло все кругом, мы стоим и не идем. (Дети поднимают кружок желтого цвета). Вот зажегся самый милый свет у светофора, и пошли мы все гурьбой, кто куда, а я домой (Дети поднимают кружок зеленого цвета).

Затем проводится игра «Светофор» (автор Н.А.Извекова).

Перед играющими устанавливают светофор. Класс делится на две команды.  Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда ведущий зажигает зеленый свет, то ребята потихоньку начинают топтать ногами, будто идут; когда горит желтый, хлопают в ладоши. При красном свете в классе должна быть тишина. Выигрывает та команда, ребята которой более внимательны.

Учитель ведет детей к перекрестку, и они наблюдают, как регулируется движение светофором. Наблюдают, как люди выходят из транспорта и переходят улицу. Дети убеждаются в том, как важно соблюдать правила дорожного движения.

1.5. Дорожные знаки.

Цель занятия: при помощи дорожных знаков научить детей правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.

Содержание занятия. Занятие начинается с беседы следующего содержания: «На своем пути в школу, магазин, на стадион — всюду вы встречаете дорожные знаки. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Многие из этих знаков вам известны, покажите, с какими вы знакомы». (На столе у учителя разложены дорожные знаки, дети выбирают знакомый и рассказывают о его службе остальным). Учитель объясняет, что они, как светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей. Знаки облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.  

Дорожные знаки хорошо должны знать водители, пешеходы и велосипедисты. Все они делятся на 6 групп. На знаки нанесены различные рисунки, чтобы быстро определить их назначение. Учитель показывает заранее заготовленные.

К основным из них можно отнести:

Предупреждающие - треугольники белого с красной каймой. Они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности и необходимости повышения внимания, их устанавливают на видном месте.

Запрещающие знаки имеют форму круга белого или синего цвета с красной каймой.

Предписывающие - круглые,  голубого цвета. Для водителей. Информационно-указательные - прямоугольники, окрашенные в голубой цвет. Они информируют Об остановках общественного транспорта, местах стоянки, указывают на правление движения и т.д.

Все знаки устанавливаются на правой стороне улицы или дороги, лицевой стороной навстречу движению, чтобы водители и пешеходы их хорошо видели.

Затем ученики работают с учебными материалами. Дети рассматривают картинки со знаками и рассказывают, что они знают об этих дорожных знаках.

Задание на дом: нарисовать дорожные знаки, которые им встречаются по дороге в школу.

В ходе урока может проводиться прогулка по улице с беседой о том, что учащиеся узнали о дорожных знаках на примерах встречающихся по пути.

ТЕМА 2. ОПАСНОСТИ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.

2.1. Как вести себя дома, когда ты один в квартире.

Цепи занятия: обучить учащихся правильному, безопасному поведению дома на случай криминогенной опасности. Развивать у детей чувства осторожности, смелости, отсутствия страха.

Содержание занятия. Учитель рассказывает о том, какой заботой и вниманием у нас окружены дети.

В обществе есть не только добрые, хорошие люди, но и такие, которые стараются жить не работая, с психическими отклонениями, которые нарушают законы государства в стремлении обогатиться, грабят других, не останавливаясь даже перед убийством. Эти люди — преступники.

Многие из них совершают преступления и по отношению к детям.

Об этом необходимо помнить. Во многих случаях мальчик или девочка, если они будут подготовлены и правильно действуют при опасности, смогут избежать, предупредить направленное преступление.

Очень часто происходят ограбления квартир. Существует много способов проникновения в них.

Чаще всего преступники стараются проникнуть в ту, где в этот момент никого нет.

Выясняется это очень просто: преступник в благоприятное для его замыслов время обходит квартиры и звонит в дверь. Если никто не отвечает, то он, считая, что там пусто, подбирает ключи или другим способом проникает в квартиру и уносит наиболее ценные вещи.

Далее учитель спрашивает детей, часто ли они остаются одни в квартире, без родителей, в какое время это обычно бывает и предлагает обсудить тему, как вести себя, если в дверь звонят, а ты один. Рассмотрев разные варианты действий, предложенные учениками, учитель рекомендует, как наиболее правильно себя вести. Эти рекомендации должны включать следующие основные положения:

  - никогда не открывать никому дверь в отсутствии родителей (преступления часто совершают и знакомые люди);

- при настойчивых звонках, создав впечатление, что в квартире ты не один (громкой фразой «Папа, не беспокойся, я сейчас узнаю, кто к нам идет»), подойти к двери и, посмотрев в глазок, спросить, кто звонит;

- если человек окажется незнакомым, то, не открывая дверь, выяснить, что ему нужно, попросить его подойти минут через 15 — 20, так как отец в ванной (или дать какой-либо другой вариант подходящего ответа);

- при подозрительной настойчивости позвонить по телефону 02 (милиция), постучать в стенку соседям и т.д.

Далее можно разыграть сценки (лучше с элементом шутки), когда один из учеников выходит из класса и стучится якобы в квартиру, изображая злоумышленника и стараясь убедить учащихся открыть ему дверь под разными предлогами (знакомый папы, мамы, Мосгаз, электрик и т.д.), а учащиеся (или один из них) стараются правильными решениями избежать «опасности».

Учитель анализирует поведение сторон и помогает найти правильные варианты поведения и ответов.

В заключении урока дети повторяют основные правила поведения в ситуациях криминогенной опасности дома.

2.2.  Как вести себя на улице, когда посторонний человек пытается увести тебя куда-нибудь.

Цели занятия: обучать учащихся правильному, безопасному поведению в случае попытки преступления по отношению к ребенку. Развивать у детей чувства осторожности, отсутствия страха, смелость и находчивость при криминогенной опасности.

Содержание занятия. Учитель рассказывает, что помимо нормальных людей в обществе есть представители преступного мира, которые живут за счет других, не работая и добывая себе средства преступлениями. Спрашивает детей, что они знают о преступлениях. Он объясняет смысл понятия «преступление закона», дает краткий перечень различных видов преступлений и их целей (покушение на имущество, ограбления, разбойные нападения, хулиганство, наркомания и т.д.).

Подробнее он рассказывает о преступлениях, которые могут совершаться по отношению к детям (насилия, избиения, ограбления, хулиганские действия и т.д.).

Учитель касается вопроса детской преступности и подчеркивает, что часто преступления по отношению к детям совершают их сверстники. Государство и общество, все нормальные люди рассматривают преступления по отношению к детям как самые аморальные и недопустимые.

Затем учитель ставит перед детьми вопрос: где, при каких условиях может быть совершено преступление вообще и в отношении детей в частности. Наводящими вопросами он помогает детям придти к выводу, что преступник делает свое черное дело, предполагая безнаказанность, то есть выбирает удобное место и время и даже погоду. Поэтому если знать такие места, предполагать время, то можно в значительной мере избежать криминогенной опасности. Над детьми чаще всего совершаются преступления в лифтах, подвалах, на чердаках, на крышах домов, в лесопарковых зонах и т.д.

Очень часто ребенка в преступных цепях вначале уводят или увозят из его двора, от дома. Большое распространение получило преступление под названием «киднэппинг» - кража детей с целью последующего выкупа.

Далее учитель создает ситуацию: дети на «продленке» играют на спортивной площадке, а один из них, воспользовавшись краткосрочным отсутствием учителя, убежал на дорогу. К нему подъехала машина, и водитель предложил ему покататься. Ставя вопросы и анализируя ответы, преподаватель подводит детей к мысли о недопустимости садиться в машину к незнакомым (даже знакомым без разрешения родителей) людям, чтобы не стать жертвой преступления.

Затем разыгрывается другая ситуация, когда незнакомая женщина, предлагая игрушку или просмотр интересного «мультика» у нее дома пытается увести учащегося от его дома. Учитель учитывает правильные решения и закрепляет их своим авторитетным мнением.

В заключение занятия дети с помощью учителя закрепляют правила безопасного поведения в условиях криминогенной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

Методические рекомендации по проведению уроков в 5 классе ФГОС ООО

Знакомство современных школьников с компьютером происходит в начальной школе, кроме того, определенный опыт работы со средствами ИКТ они получают и вне школьной жизни.  В основной школе начинаетс...

Методические рекомендации по проведению уроков ОБЖ с учащимися начальных классов.

Данные методические рекомендации помогут в работе молодым учителям начальных классов....

Методические рекомендации по проведению уроков «Безопасность в интернете» в начальной и средней школе

Автор: Комарова Наталия Ивановна —кандидат социологических наук, ведущийнаучный сотрудник НИИСО МГПУТехнический консультант: Гончаров ДмитрийКонстантинович - старший научный сотрудникНИИСО МГПУ...

Методические рекомендации педагогическим работникам по правовому воспитанию учащихся начальной школы

Методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся начальной школы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы

Методические рекомендации предназначены для проведения процедуры входной и итоговой диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы....

Методические рекомендации к курсу функциональной грамотности для учащихся начальной школы с ОВЗ

Методические рекомендации к курсу ФГ для учащихся начальной школы с ОВЗ...