Изучение пожарной безопасности на уроках ОБЖ.
статья по обж на тему

Кухаренко Михаил Павлович

     Огонь в жизни человека играет двоякую роль: положительную и отрицательную. Он согревает, кормит, возит, защищает и др. Но приручить его до конца можно лишь соблюдая определенные правила.  Одной из важнейших проблем ОУ в настоящее время, является обеспечение пожарной безопасности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа села Вяжля Аткарского района Саратовской области

Изучение пожарной безопасности на уроках ОБЖ.

Учитель ОБЖ МОУ-ООШ с. Вяжля

 Кухаренко Михаил Павлович

     Огонь в жизни человека играет двоякую роль: положительную и отрицательную. Он согревает, кормит, возит, защищает и др. Но приручить его до конца можно лишь соблюдая определенные правила.  Одной из важнейших проблем ОУ в настоящее время, является обеспечение пожарной безопасности. Связано это с тем, что очень часто на объектах образования случаются пожары и возгорания, несущие большую угрозу как обучающимся, так и преподавателям и персоналу заведения.

      Контроль противопожарного состояния образовательных учреждений проводят подразделения ГПС МЧС России. Устанавливают системы оповещения, тревожные кнопки, проверяют наличие действующих огнетушителей, первичных средств тушения огня. Но, как показывает практика, и факты о  возникновении пожаров, этого недостаточно для того, чтобы оградить образовательные учреждения от пожаров. Проведение тренировок эвакуации школы при пожаре, знание правил техники безопасности, умение пользоваться огнетушителями различных типов, а так же подручными средствами пожаротушения, вот лишь малая часть того что поможет в чрезвычайной ситуации, возникающей в ОУ. С этой целью, руководители образовательных учреждений и сотрудники, непосредственно отвечающие за противопожарную защиту, проводят инструктажи с педагогами, персоналом , обучающимися.

 Но, существуют некоторые проблемы, связанные с преподаванием ОБЖ как предмета. На смену серьезного предмета ОБЖ пришел ОЗОЖ (основы здорового образа жизни), который ведется с 5-го класса по 9класс. В программе ОЗОЖ нет ни слова о том, что делать, если случился пожар или как его предотвратить. Предмет ОБЖ есть в двух классах 8 и 9 (по одному часу).

      Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего образования. В этой программе реализованы требования Федеральных законов, в том числе:     -от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В разделе «Пожарная безопасность» отведено три урока по темам:

- Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

- Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

- Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

В  9 классе тем, касающихся непосредственно пожарной безопасности как таковых нет. Что очень печально. На мой взгляд,  занятий , предусматривающих выработку поведенческих умений и навыков при пожаре, с обучающимися  необоснованно  мало.

Объем требований к знаниям и умениям по данной тематике  достаточно большой, а времени на изучение  теории и формирования  навыков недостаточно. Давайте проанализируем:

 Требования к уровню подготовки обучающихся предполагают:

  В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах учащийся должен знать:

=потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

=основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

=наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию и т.д.

Обучающийся должен уметь:

=предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

=принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

=пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

=оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях и т.д.

  Делая определенные выводы, можно согласиться с тем, что, обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.  Поэтому, нашей задачей является изучение тем, связанных с пожарной безопасностью начиная  с младших классов, а не с 8 класса. Ключевая роль в формировании современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение вопросов безопасности на уроках физики

Внеклассное мероприятие "Физика и дорожная безопасномть"...

"Пожарная безопасность"-разработка урока

ЦЕЛЬ :  1. Ознакомить  учащихся   с  видами   пожаров  и  способами  борьбы  с  ними...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»

Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...

Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....

Дополнительная образовательная программа «Пожарный кадет» как инструмент формирования обучения детей основам пожарной безопасности и умению действовать при пожаре, изучение правил противопожарного режима.

В статье рассматривается актуальность дополнительной образовательной программы "Пожарный кадет"  в системе патриотического воспитания и обучения основам жизнедеятельности несовершенноле...