урок по ОБЖ на тему "Как вести себя в гостях"
методическая разработка по обж на тему

Урок игра, путешестиве по"музею гостеприимства",   с использованием группвой формы работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obzh_kak_vesti_sebya_vgostyah.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 11,   ОБЖ,     Дата :    

Тема «Как вести себя в гостях»

Цели урока: Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.

Раздел: Этические нормы социального поведения

Тип урока: изучения новых знаний

Форма урока: урок путешествие ( по музею «Гостеприимства»)

Методы работы: групповая работа.

 Оборудование :  буклеты с залами музе, карточки с заданиями, картины, изображения.

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

    Приветствие, проверка готовности к уроку. -Мы продолжаем с вами работу по культуре поведения. Но урок у нас сегодня необычный.

    Скажите пожалуйста, кто из вас любит ходить в гости?

Все любят ходить в гости, я так и думала.

А что мы знаем с вами о том, каким должен быть хозяин и как должен вести себя гость? Давайте попробуем в этом сегодня разобраться. К концу урока мы должны ответить на вопросы: Каким должен быть хозяин дома? и Какие правила поведения должен знать гость?

А для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие и посетить Музей «Гостеприимства». Экспонаты этого музея - этикетные ситуации, запечатленные выдающимися художниками. А также материалы, для изучения правил этикета на основе предложенных ситуаций. 

В музее 4 зала ,  Нам предстоит посетить все залы и рассмотреть экспонаты этого музея .

Слушают учителя

Изучение нового материала

Итак, отправляемся в музей    «Гостеприимства».

1. ) Мы находимся в первом зале музея,

 который  называется «Зал Истории Гостеприимства» .  Для того чтобы ознакомится с экспонатами этого зала  вам предлагается изучить традиции приема гостей у разных народов мира. И определить что общего в этих традициях и что особого?

                      Задание №1.

1 группа:  Рассмотрите особенности гостеприимства некоторых народов мира. И определите если ли в этих традициях что-то общее, что особого ?

 1.  В Республике Татарстан ( РФ) по древнему обычаю в честь гостя расстилается  праздничная скатерть и на стол выставляются  лучшие угощения - сладкий чак- чак, щербет, липовый мед, и, конечно, душистый чай.

2. Гостеприимство является отличительной чертой молдавского народа. Гостей принято встречать хлебом -  солью и стакаеном доброго вина. Затем гостей принимают в комнате для особых торжеств «касса маре».

3. В Малайзии гостя встречают с  кофе  и легкими закусками, при этом прикасаться к еде нельзя до тех пор, пока не предложит сам хозяин. Даже в том случае, если вы не голодны, попробуйте угощения, иначе сильно обидите того, кто вас принимает в гостях.

Задание №1.

2 группа:  Рассмотрите особенности гостеприимства некоторых народов мира. И определите если ли в этих традициях что-то общее, что особого ?

1.  У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений. Прямо перед входом в дом вам предложат надеть деревянные сандалии гэта: свою обувь необходимо снять и поставить носками к дверям. В том случае, если вы пришли в верхней одежде, то обязательно снимите ее перед тем, как хозяин откроет вам входные двери. 
Обязательно в гости идите с подарком. Негласным правилом японцев считается, что руки даны гостю для того, чтобы нести подарок.

2.  Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. На Руси дорогих гостей всегда встречают хлебом и солью. Гостей принято принимать с радостью – не скупиться, ставить на стол все, что есть.

3. кавказцы

       Итак, мы изучили особенности гостеприимства  разных народов. И рассмотрели экспонаты первого зала музея «гостеприимства».

     Переходим в след зал .

2.) Второй зал музея называется «Зал приглашений »

Этот зал посвящен методике и правилам приглашения в гости. А также тут  хранятся приглашения разных времен.

Для начала давайте  немного больше узнаем о правилах приглашения в гости, а для этого мы послушаем Карину , которая  посетила музей заранее, изучила эти правила и подготовила для нас небольшое сообщение.

Хорошо, спасибо Карина, А теперь  работники музея подготовили для вас задание , чтобы проверить умеете ли вы составлять приглашения.

                               Задание №2.

1 группа: Вам необходимо написать приглашение подруге  на празднование своего дня рождения, учитывая все правила написания приглашений.

Задание №2.

2 группа: Вам необходимо написать приглашение подруге или другу  на празднование Нового года, учитывая все правила написания приглашений.

     А теперь прослушаем составленные вами приглашения. Хорошо.  

   В этом зале мы смогли узнать о правилах приглашения в гости. Отправляемся в следующий зал.

3.) Третий зал музея называется  «Зал Хозяин-Гость »

В этом зале музея хранится экспонаты , в которых указана информация о правилах поведения, как для гостей, так и для принимающей стороны- хозяина.

Но случилось непредвиденно, случайным образом свод правил для хозяина и гостя были перепутаны, поэтому нам предстоит восстановить эти правила, выполнив след задание.

Задание №3.

1 группа: Сопоставьте начало фразы и ее окончанием, собрав свод правил для хозяина.

1. Улыбка

- самое главное при встрече гостей!

3. Хозяева должны представить

всех гостей, если они ранее не были знакомы

4. Общаясь с гостями, не старайтесь говорить громче их

 - это не выгодно тебе же: кто говорит не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.

10. Когда гости  собрались домой,  

проводи  каждого до дверей.

5. Если гость совершит какую-нибудь неловкость

, не подавайте виду, что заметили это

6. За стол хозяева садятся первыми

, но не должны начинать есть раньше гостей

7. Любое блюдо

надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе

8. Не заканчивай еду и не вставай,

если гости еще
едят.

9. Принимая гостей,

нужно продумать программу развлечений.

2. Приветливо встретить гостей

, даже если они пришли без приглашения. 

Задание №3.

2 группа: Сопоставьте начало фразы и ее окончанием, собрав свод правил для хозяина.

1. Приходи в гос
и по приглашению

и без опозданий

2. Веди себя

сдержанно и скромно

3. Если кто-то из других гостей тебе не приятен,

не подчеркивай этого, иначе поставишь в неудобное положение хозяев дома.

4.Сидя за столом, не тянись первым

за самым вкусным и не на
ладывай в тарелку самую большую порцию.

5. Постарайся избежать обсуждения гостей

, которые уже ушли

7. Не следует продлевать свой визит

до бесконечности

8. Уходя,

попрощайся с гостями и  хозяевами.

6. Поддерживай

общую беседу или игру.

За праздничны
стол следует сесть

после приглашения хозяев

    Итак мы смогли восстановить свод правил, и смогли с ними ознакомится,

Также в этом зале хранится «энциклопедия этикета, в которой собраны разнообразные жизненные ситуации. Давайте рассмотрим несколько ситуации и  проведем анализ поведения героев этих сценок.

Задание №4.

1 группа: Прочитайте рассказы из «Энциклопедии этикета» и проведите анализ поведения героев сценки. Правильно ли они поступили или допустили ошибки?

Ситуация № 1.

Маша подходит к Тане:

—        Таня, приходи сегодня ко мне в гости в 5 часов, у меня день
рождения. Ты знаешь, где я живу.

Таня (обреченно):

  • Я не могу, мы с мамой идём в кино.
  • Вот ты, какая подруга! Ради фильма ты даже не хочешь меня
    поздравить. Я больше не приглашу тебя в гости (обиженно уходит).

Ситуация № 2.

Ваня приветливо встречает гостей. С одним рассматривает альбом с фотографиями, другому даёт игрушку, третьему — альбом с марками, четвертому — красочную книгу. С первым оживленно беседует и попутно делает замечания остальным: «Не трогай руками марки»;

«Не пачкай страницы книги»,

«Не ломай игрушку»,

«Клади все на место, аккуратно, и так много времени потрачено на уборку к приходу гостей».

 Пришли еще гости, а посадить некуда. Одному предложено сесть на один стул с ранее пришедшим, а они, оказывается, в ссоре, хозяин командует, гости притихли, настроение у всех испортилось.

Задание №4.

 2 группа: Прочитайте рассказы из «Энциклопедии этикета» и проведите анализ поведения героев сценки. Правильно ли они поступили или допустили ошибки?

Ситуация № 3.

    У Лены день рождения. Лена пригласила гостей к шести часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Лена открыла дверь, увидев Сашу небрежно сказала: "Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре". И убежала на кухню.

Ситуация №2.

Алёша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил — антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алёши. Расставаться не хотелось. Алёша предложил:

 -Пошли к нам ребята. У меня «Жизнь животных» есть. И поедим, а то здорово есть хочется.

-А мама ругаться не будет? — спросил Витя.

 -Ну, что ты, она у меня не такая!- ответил Алёша..

 Мальчикам открыла мама Алёши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились растрепанные волосы. В руках мокрая тряпка.. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда вошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

-Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить,- извиняясь, сказала мама.

   Мальчики стали отказываться, порываясь уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко.

-Кто виноват в этой ситуации?

Итак,  мы ознакомились с экспонатами этого зала,  переместимся в следующий зал.

4.) Четвертый  зал музея называется  «Зал Столового этикета » .  Этот зал посвящен нормам поведения за столом – это комплекс процедур принятия пищи, которые в совокупности составляют столовый этикет.

И первый экспонат этого зала это  сборник  «Юности честного зерцало». Скажите пож, кто принимал участие в его написании и о чем этот сборник?

   Я предлагаю вам на некоторое время стать переводчиками со старорусского на современный язык. Прочитайте правила из этого сборника и дайте его современное толкование.

Задание №5

1 группа:  Прочитайте правила из сборника «Юности честное зерцало»  и дайте его современное толкование. Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила поведения   в современном обществе?

Как младый отрок должен поступить,

когда оный в беседе с другими сидит

         Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь свои ногти, умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не жри как свинья, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первой не пии, будь воздержан, избегай пьянства, в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай Другому, и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай.

Задание №5

2 группа:  Прочитайте правила из сборника «Юности честное зерцало»  и дайте его современное толкование. Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила поведения  в современном обществе?

Как младый отрок должен поступить,

когда оный в беседе с другими сидит ( продолжение)

              Когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пии, пока еще пищи не проглотил. Не грызи костей, но обрежь ножем. Зубов ножем не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь,  еж что пред тобою лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать кашлять не пригожо. Между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около свое тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго. Когда перестане ясти, возблагодари бога, умой руки и лице и выполощи рот.

-Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила поведения, общения  в современном обществе?  Эти правила были придуманы в начале 18 века, но они не потеряли своей значимости и сегодня.

Мы с вами совсем недавно говорили о правилах поведения в ресторане и кафе, и сейчас в этом зале мы дополнили свои знания о правилах поведения за столом, поэтому предлагаю вам пройти викторину, чтобы проверить насколько, вы осведомлены в этой области.

Команда которая наберет больше всего баллов, получит звание знатоков столового этикета

Получают задание, выполнят его.

Определяют различия и сходства в традициях гостеприимства

Слушают учителя

Слушают сообщение ученика

Составляют приглашение

Зачитывают полученное приглашение

Слушают учителя

Составляют свод правил

 (ответы детей)

  приглашать в гости надо заранее. Лучше всего за неделю, лично, письменно или по телефону. Если это просто встреча: просмотр фильма, дружеская вечеринка, которая ни вас, ни родителей особо ни к чему не обязывает, то на такую вечеринку можно пригласить и накануне, и в день встречи.

(Ответы детей.)

Надо обязательно посоветоваться с родителями. У них могут быть свои планы, а вы можете поставить их в неловкое положение.

Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого пособия для обучения и воспитания детей дворян «Юности честное зерцало»

Переводят

Переводят

Закрепление

4.) Итак мы заканчиваем наше путешествие по музею «Гостеприимства», Но прежде чем, покинуть его сотрудники музея подготовили для нас задание , которое позволить определить насколько мы были внимательны на экскурсии.

Тест

 вариант №1

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

   А)  как только вошли в комнату.

    Б)  только после того, как сядут хозяева.

    В) после приглашения хозяйки

2. Можно ли прийти в гости с незнакомым для хозяев человеком?

     А) Можно, если вы с ним только встретились.

     Б) Можно, спросив разрешения у хозяев заранее.

3. Во время еды ...

     А)  Руки не кладите на стол.

     Б)   Кисти рук положите на стол.

     В)  Положите локти на стол.

4. Уходя из гостей надо ...

      А)   Попрощаться, а потом одеться.

      Б) Попрощаться во время одевания.

       В) Одеться, а потом  попрощаться.

5. Как необходимо поступить, если приглашенные гости пришли на час раньше назначенного времени? 

      А)  попросить подождать на улице

      Б) попросить подождать в коридоре

      В) пригласить в дом

Тест

 вариант №2

1. Как следует поступить хозяину, если не все из приглашенных гостей знакомы между собой,

       А)   молча проводить в комнату

        Б)  познакомить всех

       

2. Можно ли при еде издавать какие-либо звуки ?

        А) озвученная еда свидетельствует об удовольствии

         Б) нет, за столом следует вести себя достаточно беззвучно

         В) можно чавкать и причмокивать

3. Как поступить , если вам захотелось попробовать блюдо, стоящее  далеко от вас ?

           А) выйти с тарелкой из-за стола, взять угощение

           Б) постараться  дотянуться и взять блюдо

           В) попросить, чтобы вам передали  нужное блюдо

4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, что следует сделать ?

           А) проигнорировать приглашение

           Б) вежливо отказаться, указав причину

           В) вежливо отказаться

5. Как нужно вести себя в гостях ?

           А) быть веселой

           Б) постараться привлечь всеобщее внимание

           В) быть молчаливой

Выполняют тестирование

Самопроверка

Оценивание, Д/З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как вести себя в сети Интернет"

Как объяснить ребенку об опасности. Как вести себя в сети Интернет....

Игра-викторина "Как вести себя в гостях"

     Учитель может использовать материалы данной викторины на уроке социально-бытовой ориентировки, чтобы сделать его глубже и интереснее, как подспорье при изучении новой ...

Конспект урока по дисциплине «Окружающий мир» 1 класс 2 отделение. Тема: Как вести себя в транспорте.

Конспект урока  по дисциплине «Окружающий мир» 1 класс 2 отделение. Тема: Как вести себя в транспорте....

Классный час "Как вести себя в гостях"

Классный час "Как вести себя в гостях"...

Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.

Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...

Презентация к уроку на тему "Table manners" ("Умение вести себя за столом")

Основные правила этикета при приеме пищи за столом кратко и в картинках для детей....