Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ
статья по обж на тему

Шаповалов Игорь Михайлович

Развитие событий на планете, в мире, стране поставило перед человечеством проблему выживания и в буквальном, и в фигуральном контексте. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни. Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. Целенаправленная подготовка подрастающего поколения в обществе осуществляется в школе, которая призвана решать многочисленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_obzh.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ

Шаповалов Игорь Михайлович

e-mail: schapovalovgoha@yandex.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области.

Развитие событий на планете, в мире, стране поставило перед человечеством проблему выживания и в буквальном, и в фигуральном контексте. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни. Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. Целенаправленная подготовка подрастающего поколения в обществе осуществляется в школе, которая призвана решать многочисленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи

Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед учителем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. урок должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у школьников к учебному предмету и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию способностей учеников.

Применение компьютерной техники на уроках как раз и позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. Пути конкретной реализации этого подхода могут быть любыми, что обусловливается и своеобразием изучаемых вопросов, и уровнем владения программными средствами, и применением уроков разного типа.

Пользуясь возможностями компьютера, преподаватель может изменить порядок и структуру, исходя из уровня подготовленности класса, дополнить учебный материал,  и наглядно проиллюстрировать квалифицированно отобранный дополнительный материал, в режиме реального времени получить доступ через Интернет к интересующей информации.

При этом вовсе не исключаются традиционные виды деятельности учеников на уроке. Значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в процессе преподавания. Нынешнее же понимание нами роли компьютерных уроков исходит из того, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека и повысить его производительность. В этом плане учитель видит компьютер как:

•эффективного помощника, позволяющего автоматизировать наиболее трудоемкие элементы учительского труда;

•   еще один источник информации;

• еще одну возможность чередовать различные формы уроков и приемы обучения.

В процессе практической работы с использованием мультимедийных учебников, применением методических рекомендаций по их использованию выявилось несколько вариантов организации учебной работы на уроке. Из всех опробованных и проработанных  вариантов работы на уроке мы остановились на следующих:

1.Учитель ОБЖ ведет урок изучения нового материала, используя видеоряд учебника в качестве наглядных пособий. Урок проходит в форме лекции с применением мультимедийного проектора.

2.Каждый учащийся на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и зарабатывая итоговую оценку работы. Более сильные ученики получают дополнительные задания. Контроль осуществляется через составление учеником плана-конспекта и внесения в него ответов на поставленные учителем вопросы.

3.Комбинированный урок, сочетающий рассказ учителя с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над отдельными вопросами урока или другими материалами мультимедийного учебника.

4.«Диагональная схема» урока, предполагающая дифференцированное обучение в условиях, когда компьютеров меньше, чем учеников. Класс разбивается на три или более групп. Каждой из них преподаватель готовит задание на урок, предусматривающее 10-12-минутную самостоятельную работу с компьютером. Пока одна группа работает на компьютерах, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с использованием традиционных учебников.

5.Несколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготовленным преподавателем инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы, по возможности сопровождая его показом иллюстративного ряда.

6.Игровой урок (урок-конкурс, урок-соревнование) на основе групповой работы. В ходе игры класс делится на группы, которые проходят игровые этапы и выполняют определенные задания, пользуясь компьютером. Такие уроки могут использоваться при обобщении или повторении тем раздела курса.

7.Лабораторно-практические занятия с использованием материалов мультимедийного учебника на основе самостоятельной работы каждого ученика или парной работы. Данная форма предполагает, что большую часть урока ученики работают с мультимедийным учебником, составляют схемы, таблицы, диаграммы (например, алгоритм действий при возникновении чрезвычайной ситуации), выполняют подготовленные преподавателем задания и результаты работы оформляют, используя различные приложения. Готовые результаты могут быть распечатаны.

8.Использование материалов мультимедийного учебника и сети Интернет для творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом. Реферат может быть записан на дискету или распечатан. В дальнейшем подготовленный иллюстративный материал, совмещенный с рассказом учеников о полученных результатах, предъявляется на презентации.

9.Использование материалов мультимедийного учебника для повторения содержания курса и подготовки к итоговому контролю знаний за год. С помощью тестирования выявляются пробелы в знаниях учащихся, которые им предлагается восполнить самостоятельно: пользуясь мультимедийным учебником, отыскать правильные ответы на вопросы тестов.

10.Организация коррекционной работы на дополнительных занятиях. На дополнительных занятиях отстающих учеников или пропустивших уроки по болезни можно посадить за компьютеры, чтобы они изучили видео лекции, по которым у них недостаточно знаний.

Практика проведения «компьютерных» уроков также показала их высокое эмоциональное воздействие на обучающихся при изучении тем, нацеленных на формирование

В заключение необходимо отметить, что применение компьютерных технологий способствует решению еще одной задачи - повышению общей информационной культуры учеников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.
2. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
3. Алешин, Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2011. - 384 c.
4. Алиев, В.С. Информационные технологии и системы финансового менеджмента: Учебное пособие / В.С. оглы Алиев. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2011. - 320 c.
5. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / К.В. Балдин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 288 c.
6. Вдовин, В.М. Информационные технологии в налогообложении: Практикум / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова. - М.: Дашков и К, 2012. - 248 c.
7. Вдовин, В.М. Информационные технологии в налогообложении: Практикум / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова. - М.: Дашков и К, 2014. - 248 c.
8. Вдовин, В.М. Информационные технологии в налогообложении: Учебное пособие / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, А.В. Смирнова. - М.: Дашков и К, 2012. - 208 c.
9. Вдовин, В.М. Информационные технологии в финансово-банковской сфере: Практикум / В.М. Вдовин. - М.: Дашков и К, 2012. - 248 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень у...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы

В своей методической разработке «Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы» я представляю свой практический опыт использования метода проекта ...

Урок английского языка в 11 классе с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве

Данный урок предназначен для начинающих учителей, которые испытывают трудности при организации открытого урока.......

Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания родного языка

Наш мастер-класс называется «Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания  родного языка».Цель нашего мастер-класса: продемонстрировать возможности ИКТ...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»

Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций  учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...