Пед.совет.
материал по обж на тему

вылиток жанна сергеевна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_no3_word.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Бекасовская сош

Выступление на пед.совете учителя ОБЖ: Ж.С.Вылиток

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках ОБЖ».

Расскажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Дай мне действовать самому — и я научусь.

Китайская мудрость

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности литературе.

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

1.формировать и развивать творческие способности ученика;

2.развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

3.создавать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

4.заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

5.постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.

Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта. Важным результатом такой совместной работы является и выработка специфических методологических умений школьника. Когда он, выполнив проект и защитив его, научился:

1.планировать работу;

2.письменно и устно представлять результаты своей работы;

3.защищать и отстаивать свою точку зрения;

4.отвечать за результаты работы;

5.оформлять работу и т.д.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Для внедрения в практику проектной деятельности, исследовательского метода, прежде всего необходимо решить такой вопрос: с какого возраста ученики могут принять участие в такой деятельности и в каких формах это будет происходить, как будет происходить защита проектов и кто к ней будет привлечен (эксперты-учителя, родители, слушатели и т.д.).

Одной из серьезных проблем проектной работы, как для учителя, так и для ученика, является выбор темы. Дело в том, что проектная деятельность многозначна и может осуществляться с различными педагогическими целями.

Например, она может быть направлена на развитие способностей каждого учащегося класса, независимо от его интереса к конкретному предмету. Например, на уроках ОБЖ все ученики занимаются решением проблемных задач, хотя некоторые из этих учащихся и не интересуютсяпредметом.

Ученики могут и не проявлять интереса к предмету, но исследовательской деятельностью занимаются, и она приносит им определенную пользу. Другой пример, когда тема работы это предмет активного интереса ученика, его интересует как объект изучения, так и собственное наблюдение, исследование.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение части учебного года не должна отнимать много времени. Ведь не надо забывать и о том, что существует учебная программа, домашние задания по другим предметам, о том, что многие ученики помимо школьной жизни имеют и другие интересные для них занятия.

Всегда надо помнить, что на ученика ложатся задачи по наблюдению, описанию и обобщению результатов работы, требующие от него ответственного отношения и определенных затрат времени.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

Учитель должен напомнить об этом, подсказать направление, в котором следует искать, отредактировать текст аналитической части, при необходимости оказать техническую помощь.

Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?

Составить план работы.

Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.

Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.

Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.

Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.

Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.

Составить нормы и требования по оформлению работы.

Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.

Составить положения методического подхода к проектной деятельности.

Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.

Поскольку проект в значительной степени отличается от реферативной работы, приведу общие требования, примерные критерии оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению проекта, оформлению проекта и защите проекта.

Методический подход.

Прежде всего, следует четко сформулировать цель работы и составить план исследования.

Учащийся или группа учащихся, выбравших разработку проекта, должны понимать, что эта работа потребует от них больших усилий и разносторонней подготовки. Они должны научиться организовывать свои исследования, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность.

Учащиеся должны овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от них потребуются умения составлять таблицы, диаграммы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу.

Тематика проектов по ОБЖ может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы.

Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые, будут, по сути носить реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.

В первую очередь при защите проекта оценивается:

1.четкость поставленной цели и задачи, а также обоснованность выбранной методики исследования;

2.полнота освещения (раскрытия) выбранной темы;

3.наличие и значимость выводов и соответствие их поставленным задачам;

4.представление полученных данных и если это необходимо, то их математическая обработка;

5.использование литературных источников (знание предмета исследования);

6.анализ полученных данных и выводы по ним;

7.качество оформления работы;

8.самостоятельность при выполнении исследований и работы в целом.

Общие требования к проектной работе.

Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

1.введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;

2.место и время выполнения работы;

3.краткое описание используемых методик с сылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);

4.систематизированные, обработанные результаты исследований;

5.выводы, сделанные после завершения работы над проектом;

6.практическое использование результатов проекта;

7.социальная значимость проекта;

8.приложение: фотографии, схемы, чертежи, таблицы со статистическими данными и т.д.

Критерии оценки проектов по биологии:

1.четкость поставленной цели и задач;

2.тематическая актуальность и объем использованной литературы;

3.обоснованность выбранных методик для проведения исследований;

4.полнота раскрытия выбранной темы проекта;

5.обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;

6.уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);

7.анализ полученных данных;

8.наличие в работе вывода или практических рекомендаций;

9.качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, и т.д.).

Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

1.обоснованность структуры доклада;

2.вычленение главного;

3.полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

4.использование наглядно-иллюстративного материала;

5.компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

6.уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Общие требования к оформлению проекта:

При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.

Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям, которые хотят помочь детям в подготовке домашнего задания

В презентации даются рекомендации для родителей по  подготовке домашних заданий с детьми начальной школы...

Курирование Совета старшеклассников

В данном документе представлена система работы по школьному самоуправлению. Есть текстовой документ...

Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей

В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Удостоверение члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Удостоверение   члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации...