РАЗДЕЛ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ Тема: Понятие о терроризме. Современный терроризм
план-конспект урока по обж (10, 11 класс) на тему

Желдак Сергей Анатольевич

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока

 

Тема: «Понятие о терроризме. Современный терроризм (Действия при террористических актах)»

 

 

 

 

 

Разработал:   С.А. Желдак

преподаватель - организатор ОБЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горнозаводск

2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка45.27 КБ
Файл презентация2.9 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

Методическая разработка открытого урока

Тема: «Понятие о терроризме. Современный терроризм (Действия при террористических актах)»

Разработал:   С.А. Желдак

преподаватель - организатор ОБЖ

Горнозаводск

2015


РАЗДЕЛ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

Понятие о терроризме. Современный терроризм

Цели:

образовательная: сформировать знания о правилах поведения при террористических актах

развивающая: развивать навыки и умения действовать в экстримальных ситуациях различного характера

воспитательная:  формировать у обучающихся стремление к постоянному развитию личностных способностей и творческой инициативы, самостоятельности, навыки сотрудничества.

Тип урока:                  Комбинированный

Форма проведения: Проблемный семинар с методом «мозговой штурм»,            с использованием ИКТ

Вид контроля:            Устный опрос; выполнении заданий; работа с таблицами

Оснащение урока:  компьютер, проектор, презентация, конверты с заданиями для обучающихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент

1.1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

1.2. Мобилизация внимания обучающихся

 1.3. Разделение обучающихся на 3 группы (количество от 5 до 8 человек), путем жеребьевки (коробочка с разделением ролей)

1.4. Назначение в каждой группе спикера

1.5. Сообщение темы и целей урока.

Подведение обучающихся к теме и целям урока.

Что общего между данными датами и городами? Слайд № 2

16.06.1995

Москва

11.09.2001

Синай

23.10.2002

Буденновск

01.09.2004

Беслан

31.10.2015

Нью -Йорк

Ответ: террористические акты в мире Слайд № 3

Дата

Город

Терракт

23.10.2002

Москва

театр на Дубровке, мюзикл Норд-Ост

31.10.2015

Синай

авиакатастрофа A321 на Синайском полуострове

16.06.1995

Буденновск

захват больницы и заложников

01.09.2004

Беслан

школа № 1 г.Беслан

11.09.2001

Нью -Йорк

серия четырёх координированных террористических актов (обрушение башней- близнецов )

Тема и цели урока – Понятие о терроризме. Современный терроризм. Слайд № 4

Рассказ преподавателя. В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов.

Предупрежден, значит, вооружен! (др. латинское высказывание) Поэтому наш урок сегодня посвящен безопасности жизни при захвате заложников.

3. Актуализация новых знаний Слайд № 5

Термин “террор” в переводе с латинского «terror» означает страх, ужас. Поэтому терроризм  – опаснейшее преступление против человечества, крайняя форма проявления насилия и жестокости в отношении человека или государства. ( Записать в тетрадь)

Как и любое другое явление, терроризм имеет свои отличительные особенности.

Во-первых, терроризм порождает высокую общественную опасность.

Во-вторых, терроризм отличает публичный характер.

В-третьих,  особенностью терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности.

В-четвертых, оказывает психологическое воздействие.

         Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, - поставить на колени целые народы и государства.

Современный и международный терроризм.

История показывает, что все самые громкие террористические события современности приходятся на конец XX начало XXI века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика.

 Раньше он существовал в основном в форме единичных покушений на руководителей государств, правительств и высокопоставленных чиновников. Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Современный терроризм - это уже не разрозненные индивидуальные действия, а серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками. (записать в тетрадь)

Международный терроризм – организованная сеть террористов, осуществляющая акции, проводимые с целью подрыва конституционного строя отдельных стран либо международного правопорядка или международных отношений в целом. (записать в тетрадь)

Мировые террористические организации.

В России террористическими признаны порядка 17 организаций,  в США -  42. Группировки, известные во всем мире это:…

  1. Аль – Кайда – международная террористическая организация, создана в 1988 году саудовским миллиардером Усамой Бен Ладеном. Основная цель является – свержение режимов и установление шариата. Единое общеисламское государство - ХАЛИФАТ.
  2. «Братья – мусульмане» функционирует в Лондоне, Париже, Вене, Бонне, столицах всех арабских государств, в Пакистане, Иране, Афганистане, Турции, Таджикистане, Чечне, Дагестане, Кабардино – Балкарии.
  3. «Серые волки» Чечня, Амир аль – Хаттаб (иорданец или араб) прославился своими боевыми операциями на территории Чечни и Дагестана против Российской армии.
  4. ХАМАС
  5. Хезболлах
  6. Талибан.
  • Ознакомится с памяткой «Как действовать при совершенном теракте!» - Слайд № 6
  • Просмотр видео «Как вести себя, если вы - заложник»
  • Отработка ситуационных заданий

Рассказ преподавателя. Перед инсценировкой заданий внимательно ознакомьтесь с вашими заданиями, не забывайте что это игра, относитесь друг к другу с уважением!!!

У каждой группы на столе находится пакет с заданиями, а также вспомогательные предметы, которые помогут вам для выполнения поставленных задач. Время выполнения заданий 5 минут (для каждой группы).

Задание для 1 группы. Продумайте и разыграйте сценку «Ваши действия при захвате заложников»

Карточки с ролями участников действия:  террористы- 1-3 чел., заложники – 4-6 чел.

Вспомогательный  материал:муляж пистолета – 2 шт., мобильный телефон, бейджик согласно выполняемой роли.

Задания для террористов.

  1. Совершить захват заложников
  2. Выполнить физическое насилие (например: толкнуть заложника)
  3. Забрать у заложника ценную вещь (например: мобильный телефон)
  4. Оскорбить заложников

Задания для заложников.

Выполнять правила поведения заложников.

После выполненных заданий, спикеру рассказать правила поведения заложников при захвате террористами, пользуясь материалами просмотренного видео.

Отчет спикера:  

  1. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
  2. Переносите лишения, оскорбления и унижения;
  3. Не смотрите в глаза преступникам, не ведите вызывающе;
  4. При необходимости выполняйте требования преступников;
  5. Не допускайте истерик и паник;
  6. Не совершайте любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) без разрешения;
  7. Пытайтесь найти места наибольшей безопасности;
  8. Сохраняйте умственную и физическую активность;
  9. Запоминайте приметы террористов, даже самые незначительные.

Оценивание действий группы преподавателем. Обсудить и указать недостатки, если имеются.

Задание для 2 группы. Продумайте и разыграйте сценку «Ваши действия при освобождении заложников».

Карточки с ролями участников действия: террористы- 1-2 чел., заложники – 3-4 чел., агенты спец. службы – 1-2 чел.

Вспомогательный  материал:муляж пистолета – 2 шт., бейджик согласно выполняемой роли

Задания для агентов спец. служб.

  1. Совершить освобождение заложников
  2. Выполнить действия спец.служб (усадить всех на стулья с поднятыми руками), если идет сопротивление, уничтожить противника.

Задания для заложников.

Оставаться на месте, не бежать, не выполнять резких движений. Выполнять все требования агентов спец.служб.

Задания для заложника-1.

Не выполнять требования спец.служб, кричите, сигнализируйте, проявите «героизм», попытайтесь задержать террористов (ПОМНИТЕ! Что за невыполнение требований вы будите, убиты!).

Задания для террористов.

  1. Не выполнять требования агентов спец.служб;
  2. Убейте заложника который будет пытаться вас задержать;
  3. Пытайтесь убежать.

После выполненных заданий, спикеру рассказать правила поведения заложников при освобождении специализированными службами, пользуясь материалами просмотренного видео.

Отчет спикера:

  1. Не бегите, лягте на пол и закройте голову руками;
  2. Не кричите, не сигнализируйте, не проявляйте «героизм»;
  3. Будьте готовы к грубостям спасателей, четко выполняйте все команды исходящие от членов группы освобождения;
  4. Психологически настройтесь на успешный исход операции;
  5. После освобождения обязательно обратитесь за психологической помощью;
  6. Сотрудничайте с сотрудниками ФСБ, сообщите приметы террористов, даже самые незначительные.

Оценивание действий группы преподавателем. Обсудить и указать недостатки, если имеются.

Задание для 3 группы. Продумайте и разыграйте сценку «Ваши действия при совершенном террористическом акте (взрыве)в учебном заведении».

Карточки с ролями участников действия: староста или командир класса- 1 чел., обучающиеся – 1-2 чел., толпа -3-5 чел.

Вспомогательный  материал: носовые платки 2-3 шт, бутылка с водой, денежная купюра, бейджик согласно выполняемой роли

Задания для старосты или командира класса

  1. Вам необходимо вывести обучающихся из здания(в вашем случае из учебного класса);
  2. Уронить ценную вещь (например: денежную купюру)

Задания для толпы.

  1. Изобразить состояние паники.
  2. Идите против движения обучающихся.
  3. Задания для обучающихся

Произошел взрыв (задымление) в помещении, ваши действия.

После выполненных заданий, спикеру рассказать правила поведения при совершенном теракте, пользуясь памяткой.

Отчет спикера:

  1. Не поддавайтесь панике и постарайтесь уберечь от этого опасного состояния окружающих;
  2. Помните, что действия толпы в состоянии паники не поддаются логике, поэтому постарайтесь как можно быстрее выбраться из толпы целым и невредимым;
  3. От дыма Вас может спасти влажная ткань, приложенная к лицу; 
  4. Ни по каким соображениям не идите против движения толпы;
  5. Не пробуйте за что-то удержаться (могут сломать руки);
  6. Ни в коем случае не пытайтесь поднять оброненную Вами вещь;
  7. Держите руки перед грудью, чтобы толпа не задавила Вас;
  8. Если Вы упали, быстро подтяните к себе ноги, сгруппируйтесь и попытайтесь встать рывком.

Оценивание действий группы преподавателем. Обсудить и указать недостатки, если имеются.

Закрепление нового материала.

Задание на ассоциации.

У каждой группы на столах лежат листочки. Напишите на них 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «терроризм». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 1 мин.

А теперь спикеры каждой группы у доски зачитайте, какие слова вы вписали. На эту работу у вас 1 мин. (выходят три спикера)

Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «терроризм».

Подведение итогов урока Слайд № 7

Личная безопасность людей является сегодня главным.

Как показал опрос:…

34% граждан очень боятся, что жертвами террористов могут стать они сами или их близкие.

47% в какой-то мере опасаются

11% никогда не задумывались об этом

8% уверены, что теракты не грозят ни им, ни их близким

        Сегодня мы с вами изучили безопасное поведение при захвате заложников, которое позволяет сохранить здоровье и жизнь. Ознакомьте с этой информацией своих родных и близких. Наша с вами задача, чтобы процент равнодушных людей был намного меньше. Нужно быть готовым к таким ситуациям, чтобы эта беда не застала нас врасплох.

Оценивание обучающихся

Рефлексия:  Слайд № 8

Обучающимся предлагаются два варианта карточек: красная – поднимается в случае непонимания обучающимися каких – то понятий, выражений, ситуаций б.д.: синяя – в случае, если ребятам все понятно и вопросов не возникло в течение урока.


Приложение

Задания для террористов.

  1. Совершить захват заложников;
  2. Выполнить физическое насилие (например: ударить заложника);
  3. Забрать у заложника ценную вещь (например: мобильный телефон);

4. Оскорбить заложников.

Задания для заложников.

Выполнять правила поведения заложников

  1. Оставаться на месте;
  2. Не бежать;
  3. Не выполнять резких движений;
  4. Выполнять все требования агентов спец. служб.

Задания для агентов специализированных служб.

  1. Совершить освобождение заложников
  2. Выполнить действия спец. служб (усадить всех на стулья с поднятыми руками), если идет сопротивление, уничтожить противника.

Задания для старосты или командира класса

  1. Вам необходимо вывести обучающихся из здания(в вашем случае из учебного класса);
  2. Уронить ценную вещь (например: денежную купюру).

Задания для толпы.

  1. Изобразить состояние паники.
  2. Идите против движения обучающихся.

Задания для обучающихся

  1. Произошел взрыв (задымление) в помещении, ваши действия.
  2. После выполненных заданий, спикеру рассказать правила поведения при совершенном теракте, пользуясь памяткой.

Задание для 1 группы. Продумайте и разыграйте сценку «Ваши действия при захвате и освобождении заложников»

После выполненных заданий, спикеру рассказать правила поведения заложников при захвате террористами, пользуясь материалами просмотренного видео.

Задание для 2 группы. Продумайте и разыграйте сценку «Ваши действия при освобождении заложников».

После выполненных заданий, спикеру рассказать правила поведения заложников при освобождении специализированными службами, пользуясь материалами просмотренного видео.

Задание для 3 группы. Продумайте и разыграйте сценку «Ваши действия при совершенном террористическом акте (взрыве )в учебном заведении».

После выполненных заданий, спикеру рассказать правила поведения при совершенном теракте, пользуясь памяткой.

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК

ЗАЛОЖНИК

ТЕРРОРИСТ

ТЕРРОРИСТ

ТЕРРОРИСТ

ТЕРРОРИСТ

ТЕРРОРИСТ

СТАРОСТА  КЛАССА

ТОЛПА

ТОЛПА

ТОЛПА

ТОЛПА

ТОЛПА

КОМАНДИР КЛАССА

ОБУЧАЮЩИЙСЯ

ОБУЧАЮЩИЙСЯ

АГЕНТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

СЛУЖБЫ «СОКОЛ»

АГЕНТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

СЛУЖБЫ «СОКОЛ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Сахалинский политехнический центр № 5 Преподаватель – организатор ОБЖ: Желдак Сергей Анатольевич «Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи — это проявление любви к Родине, отчизне, отечеству». Владимир Даль

Слайд 2

16.06.1995 Москва 11.09.2001 Синай 23.10.2002 Буденновск 01.09.2004 Беслан 31.10.2015 Нью -Йорк Что общего между данными датами и городами? 16.06.1995 Москва 11.09.2001 Синай 23.10.2002 Буденновск 01.09.2004 Беслан 31.10.2015 Нью -Йорк

Слайд 3

Дата Город Терракт 23.10.2002 Москва театр на Дубровке, мюзикл Норд-Ост 31.10.2015 Синай авиакатастрофа A321 на Синайском полуострове 16.06.1995 Буденновск захват больницы и заложников 01.09.2004 Беслан школа № 1 г.Беслан 11.09.2001 Нью -Йорк серия четырёх координированных террористических актов (обрушение башней- близнецов ) Ответ: террористические акты произошедшие в мире Дата Город Террористический акт 23.10.2002 Москва Театр на Дубровке, мюзикл Норд-Ост 31.10.2015 Синай Авиакатастрофа A321 на Синайском полуострове 16.06.1995 Буденновск Захват больницы и заложников 01.09.2004 Беслан Школа № 1 г.Беслан 11.09.2001 Нью -Йорк Серия четырёх скоординированных террористических актов (обрушение башней- близнецов )

Слайд 4

Тема: « Действия при террористических актах» сформировать знания о терроризме; его видах; ознакомиться с мировыми террористическими организациями обобщить и отработать правила поведение при террористических актах; захвате заложников

Слайд 5

Памятка « Как действовать при совершенном террористическом акте!» Не поддавайтесь панике и постарайтесь уберечь от этого опасного состояния окружающих; Помните, что действия толпы в состоянии паники не поддаются логике, поэтому постарайтесь как можно быстрее выбраться из толпы целым и невредимым; От дыма Вас может спасти влажная ткань, приложенная к лицу; Ни по каким соображениям не идите против движения толпы; Не пробуйте за что-то удержаться (могут сломать руки); Ни в коем случае не пытайтесь поднять оброненную Вами вещь; Держите руки перед грудью, чтобы толпа не задавила Вас; Если Вы упали, быстро подтяните к себе ноги, сгруппируйтесь и попытайтесь встать рывком.

Слайд 6

Задание для 1 группы: Продумайте и разыграйте сценку «Ваши действия при захвате заложников» Задание для 2 группы: Продумайте и разыграйте сценку «Ваши действия при освобождении заложников» Задание для 3 группы: Продумайте и разыграйте сценку «Ваши действия при совершенном террористическом акте (взрыве) в учебном заведении» Задания

Слайд 7

Показатели опроса: 34% граждан очень боятся, что жертвами террористов могут стать они сами или их близкие. 47% в какой-то мере опасаются 11% никогда не задумывались об террористах 8% уверены, что теракты не грозят ни им, ни их близким

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе по теме: "Гражданская оборона- основные понятия, определения и задачи"

Урок- лекция. Изучение нового материала.Оборудование: учебник ОБЖ, учебная доска, закон РФ «О гражданской обороне».Методы проведения урока:  рассказ, лекция, объяснение, фронтальный устный ...

Гражданская оборона, основные понятия и опре¬деления, задачи гражданской обороны.

Цель урока: Познакомить с основными понятиями ГО, задачи системы  ГО и органы управления ГО.Ход урока....

Тема: «Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи ГО»

Мероприятие было проведено с обучающимися 9-11 классов, приурочено к Дню ГО....

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороны России.

Для изучения с учащимися общеобразовательных организаций....


 

Комментарии

Очень интересно и актуально в наше время.