Методы, приемы и формы преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», повышающие мотивацию к обучению и качество знаний учащихся (из опыта работы)
статья по обж на тему

Крылова Светлана Викторовна

В статье рассмотрены методы, приемы и формы, повышающие мотивацию к обучению и качество знаний обучающихся на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Совершенствование процесса обучения как условие повышения качества знаний»

 преподавателя- организатора ОБЖ Крыловой С.В. на тему:

«Методы, приемы и формы преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», повышающие мотивацию к обучению и качество знаний учащихся».

Термин «метод» означает путь, способ продвижения к истине, к обучению, ожидаемому результату. В педагогической практике под методом принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Т.о., методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах:

в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово): рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия): метод иллюстраций и метод демонстраций.

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия): упражнения

         Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели - это отсутствие должного интереса к изучению предмета: получению знаний и развитию навыков.

В последнее время изучение предмета ОБЖ  в 10-11 классах осложнилось отменой экзамена по этой дисциплине после окончания школы. Так, если раньше после 11 класса ОБЖ был самым популярным предметом по выбору, и ребята в 10-11 классах по этой дисциплине имели только оценки «5» и «4» («5» - хорошая оценка, «4» плохая оценка по ОБЖ»), то сейчас выпускники выбирают 3-5 предметов, которые будут сдавать в формате ЕГЭ, а остальные дисциплины изучают поверхностно. Поэтому приходится достаточно сложно, чтобы убедить их в нужности добросовестного изучения данного предмета.

 Сейчас мы поговорим о методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.

МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ.

1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Так, при изучении тем по первой медицинской помощи, лесным пожарам и т.д. учащимся необходимо объяснить, что незнание материала может стоить жизни. Так, неумение остановить кровотечение при долговременном прибытии скорой помощи может стоить их близким и им самим жизни. Неправильное поведение в других ЧС тоже может иметь плачевный результат.  Незнание что делать и оставление в опасности пострадавшего может повлечь за собой уголовную ответственность. А неправильное, неграмотное оказание помощи может привести к смерти, по неосторожности, что так же наказывается УК. Позитивным моментом является обратная связь от учащихся, когда они рассказывают, 1) как тушили пожар на даче и оказывали себе помощь при ожоге 2 степени; 2) при оказании помощи в травмпункте (вывих) была наложена очень тугая повязка, девочка, увидев синюшность руки, вспомнила, что такие симптомы наблюдаются при неправильно наложенной, очень тугой повязке, смогла сама себе правильно ее наложить вновь.

2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого- то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

Например, программа 11 класса в основном представляет из себя скучный материал по изучению законодательной базы об  обороне государства и основ военной службы. При изучении темы «Воинская обязанность» делается акцент на то, что если мы плохо усвоим структуру воинской обязанности, будет крайне сложно говорить об отдельных ее элементах. В частности, призыве на военную службу и категории лиц, имеющих освобождение и отсрочку от призыва.

3. Прием третий: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.

. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Например, при изучении  темы «Медицинская сортировка» учащимся предлагается следующее задание: Произошло ДТП. Имеются 3 пострадавших: младенец, у которого непроходимость дыхательных путей (лицо синее, не дышит), мужчина с артериальным кровотечением бедра и женщина в состоянии клинической смерти. Необходимо оказать ПМП и объяснить, кого мы спасаем 1, кого 2, кого 3. Мы знаем, что головной мозг при отсутствии поступления в него кислорода и крови живет в среднем не более 5 мин, огромные кровопотери из-за обильного артериального кровотечения также быстро несут за собой смерть…(учителям предлагается провести сортировку).

4. Прием четвертый: ролевой подход.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Специфика предмета «ОБЖ» заключается в том, что обучение проводится не только на уроках (1 час в неделю), но и на выездных сборах, соревнованиях.

Например, при проведении на сборах поисково- спасательной операции роли распределяются следующим образом: на группу 10-12 человек 2 пострадавших. Остальные – 2 группы спасателей. После того как пострадавшие спрятались на определенной территории леса, группам «спасателей» рассказывается легенда о «случившемся происшествии». Это могут быть потерявшиеся рыбаки, парашютисты и т.д. Задача спасателей: найти пострадавших, оказать медицинскую помощь в соответствии с обозначенными травмами, изготовить носилки из подручных средств и доставить их в намеченный пункт.

5. Прием пятый: деловая игра.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Примером такой игры может быть «Суд над курением» при изучении темы «Профилактика вредных привычек». Роли: Сигарета. Обвинитель, Защитник, Секретарь суда и т.д.

6. Прием шестой: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

Вот некоторые из таких задач:

  • В 5 классе: составить из слов пословицу : Искру  туши  до  пожара,  беду  отводи  до  удара. 
  • В 9-11 классах: из букв слова реанимация составить новые слова, связанные с предметом ОБЖ (рана, мина, рация и т.д.)

7. Прием седьмой: игры и конкурсы.

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации следующего характера.

Например, чья команда быстрее разберет и соберет автомат, завяжет узел, оденет противогаз и т.д… Или в сказке «Красная шапочка» найдет и сформулирует понятиями по ОБЖ опасные ситуации.

8. Прием восьмой: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Учащиеся самостоятельно придумывают тесты, кроссворды по предмету, дети других классов их решают. 10-классники пишут творческие сочинения на темы: «Патриотизм», «Воинская дружба» «Могила Неизвестного солдата» и т.д.

9. Прием девятый: исследовательская деятельность учащихся

Помимо выполнения докладов, рефератов, проектов по изучаемому материалу, учащиеся  ежегодно участвуют в предметной конференции. Наиболее запоминающимся, актуальным и структурированным был проект Черкова Е. «Лесные и торфяные пожары» Учащиеся 11 класса Селиванов А.. Колесник А., Олин А. в своем проекте « Акция памяти в город-герой Волгоград и по местам боевой славы» отобразили результаты своего участия в этой акции материал по Сталинградской битвы. Этот проект и проект по памятнику в Каменке переданы в школьный музей. Проект на тему «Памятник на братской могиле в деревне Каменка». Выполненный учениками 11 класса Мазилкиным В. И Михеевым А. участвовал в конкурсе «Отечество», прошел во 2 очный тур, где ребята его защищали.

10. Соревнования  по военно-прикладным видам спорта (призовые места в таблице)

11. Соревнования «Школа безопасности» (ежегодные призовые места с момента открытия школы – в таблице)

12. Выездные сборы по профилю «Юный спасатель»

13. Всероссийская Олимпиада по ОБЖ.

14. Экскурсии по профилю (в пожарную часть, воинскую часть, Академию гражданской защиты МЧС России) с целью практического ознакомления и профориентации

 15. Встречи с выпускниками, отслужившими в ВС РФ . В прошлом году встреча учащихся 9-11 классов с Ненашевым А, служившим в ВДВ

В заключение - афоризмы

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

:Руссо Жан-Жак

Скажите мне, и я забуду.
Покажите мне, и я запомню.
Вовлеките меня в процесс, и я пойму.
Отойди - и я буду действовать

Аврелий Августин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мониторинг качества знаний по предмету Основы безопасности жизнедеятельности"

Представлена система оценки качества знаний учащихся по ОБЖ....

Тест - презентация по предмету Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 6 класса на тему:"Подготовка к походу. Правила проведения бивачных работ".

Данный тест выполнен в виде презентации из десяти слайдов -вопросов и слайда с ответами для проверки и самоконтроля учащихся. Туристическая тематика, изучаемая в курсе ОБЖ 6 класса сама по себе достат...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в усло-виях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования" (в ...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

В данном учебно-методическом пособии, вы найдете способы реализации законов, цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности, изучите специфику содержания курса ОБЖ,  основные виды уч...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы  безопасности жизнедеятельности» в 2009/2010 учебном году  Региональный базисный учебный план на 2005 – 2009 гг. предусматривает в о...

Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельности»

Методическая разработка: «Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельнос...

Об актуальности формирования у учащихся мотивации и интереса к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Целью настоящей статьи явилась необходимость определить место предмета ОБЖ среди изучаемых в школе предметов, его важность, значимость и актуальность для учащихся, отношение к ОБЖ со стороны обучающих...