Возможности проекта «Будь готов!» в развитии системы гражданско-патриотического воспитания учащихся
методическая разработка по обж на тему

Гордеев Александр Иванович

Цель проекта "Будь готов!" - привлечение учащихся к практической деятельности, в рамках которой формируются гражданско-патриотические основания личности подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности проекта «Будь готов!» в развитии системы гражданско-патриотического воспитания учащихся

Причины особого внимания сегодня к проблеме патриотического воспитания заключаются в изменении в сознании граждан, произошедшие в конце XX – начале XI века, в утрате  нашим обществом традиционного российского сознания. Процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. Значит, особенно актуальным сегодня является воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

        В связи с этим очень актуальным оказался проект «Будь готов!», разработанный под моим руководством учениками-членами военно-патриотического клуба «Знамя» МАОУ Лицей №17. Его цель – организация работы по привлечению учащихся к практической деятельности, формирующей гражданско-патриотические основания личности подростка.

В рамках проекта деятельность клуба осуществляется в следующих направлениях: участие в движении «Школа безопасности»; юнармейское движение; туризм; стрелковая секция.

Учитывая, что для подростка значим факт практического содержания в любой деятельности, я ввожу такие формы работы, чтобы не только учитель воздействовал на ученика. В движении «Школа безопасности» активно участвуют обучающиеся 6-11 классов. На теоретических занятиях у них формируется тактическое мышление, причем немаловажную роль играет при этом самоконтроль, стремление учесть реальные опасности, с которыми можно столкнуться при прохождении маршрута.  Такая работа ведет за собой изменения «в образе деятельности, стиле мышления». На местности мы проверяем правильность выбранных решений, корректируем неточности, отрабатываем технические приемы.

Благодаря таким занятиям развивается в лицее и туризм. Вязание узлов, ориентирование, спасательные работы – эти навыки приобретаются членами клуба благодаря множеству тренировок. Они сумели применить полученные умения во время походов на Северный Урал, в Смолинскую пещеру, сплавов по Чусовой, Пышме. Привитие любви к  родному краю формирует у ребят осознание себя частью родины.

Те же качества успешно формируются у подростков, которые входят в состав юнармейских отрядов. Основная цель военно-спортивной игры «Зарница», в которой отряды принимают участие, – совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи, повышение мотивации к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.

Исходя из возможностей, особенностей характера детей, мы работаем над развитием у них трудолюбия, целеустремленности, упорства, соединяя упражнения по развитию этих качеств с основополагающим направлением – развитием культуры безопасности. Это касается умения стрелять, оказывать первую помощь, пользоваться ОЗК. Такая подготовка – равнозначный компонент всего процесса формирования личности, так как волевые качества, сочетающиеся с умением мыслить, сделать свою жизнь безопасной, нужны не только в юнармейском отряде, но и жизни.

Мероприятия, посвященные тем, кто обеспечил победу в Великой Отечественной войне, ежегодно проводятся в городе Сухой Лог. В них постоянно участвует юнармейский отряд «Знамя». Благодаря творческому подходу к проводимым мероприятиям, они становятся все более зрелищными, помогая привлечь подрастающее поколение к прошлому нашей Родины, сопереживать тем, кто отстаивал ее независимость, популяризируя идею защиты Отечества. В перспективе члены отряда «Знамя» планируют расширить количество участников этих мероприятий, проводить их в тесном сотрудничестве с другими органами ученического самоуправления лицея.

А вот стрелковые занятия имеют военно-спортивную направленность. Они пользуются очень большой популярностью среди ребят. Стрелковую секцию посещают ученики 5-11 классов. Доступной формой обучения школьников приемам стрельбы является стрельба из пневматических винтовок, пневматических пистолетов

        Все формы работы нацелены на достижение практического результата – успешного выступления на соревнованиях. Работа проводится серьезная, в разных направлениях. Теоретическая подготовка знакомит учеников с правилами соревнований, с элементами производства меткого выстрела, с необходимостью системы в тренировках; с характеристикой вооружения Российской армии, историей ее создания; с условными знаками. Техническая подготовка учит находить рациональную изготовку для производства точного выстрела, правильной работы мышц-сгибателей фаланг указательного пальца, нажимающего на спусковой крючок оружия. Физическая подготовка необходима для повышения функциональных возможностей организма. А психологическая и тактическая подготовка проходит в процессе всего обучения.

Благодаря теоретической, технической, тактической и психологической подготовке ребята расширяют объем знаний, учатся анализировать свои действия. Они осознают, из каких компонентов складывается точный и меткий выстрел; учатся самостоятельно развивать свои физические качества: выносливость, силу, быстроту и ловкость. У них повышается интерес к занятиям физкультурой и спортом.

        Нужно заметить, что работа по развитию в лицее стрелкового спорта ведется уже третий год и она дает свои результаты. В ежегодно проводящихся в городском округе Сухой Лог соревнованиях по стрельбе на кубок начальника Управления образования наши  команды представлены во всех возрастных категориях и постоянно занимают все первые места. Такая работы востребована и при подготовке к смотрам юнармейских отрядов, к участию в военно-спортивной игре «Зарница». Команда лицея неизменно успешно представляет городской округ на окружных, областных соревнованиях, являясь их призером.

В результате реализации проекта «Будь готов!» достигнуты ожидаемые результаты:

  • повышение эффективности патриотического, гражданского воспитания;
  • участие добровольцев в решении проблемы гражданского воспитания через участие в юнармейском движении;
  • уменьшение количества подростков, не занятых во внеурочной деятельности, в результате организации их взаимодействия друг с другом, различными организациями и ведомствами;
  • формирование активной гражданской позиции молодежи и подростков;
  • организация новых форм предъявления юнармейским отрядом собственной деятельности;
  • осуществление взаимосвязи различных форм самоуправления лицея при подготовке и предъявлении результатов работы участникам образовательного процесса, социальным партнерам.

Обладание этими качествами обеспечивает успешность моих выпускников: они успешно адаптируются в период службы в армии, среди ценностных ориентаций на первом месте они называют здоровье. Происходит актуализация творческого потенциала, усиленная тесной связью основного и дополнительного образования. Самое же главное – выпускники готовы решать те задачи, которые ставит перед ними жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...

Проект «Организация внеурочной деятельности в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом требований ФГОС».

Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц...

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...