Гидродинамические аварии.
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Минаков Владимир Васильевич

Урок с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidro_din._avariiobzh.doc53 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_gidrodin_avarii.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Гидродинамические аварии  8 класс

Главная дидактическая цель урока:

Сформировать целостное представление о  гидродинамических авариях    

Цели урока:

  1. Обучающие (образовательные) цели: начать формировать представление о гидродинамических авариях ,   рассмотреть причины, вызывающие эти аварии и меры их предотвращения

Развивающие: продолжить формирование умения работать с учебником, таблицами, схемами. Вести учебный диалог, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, отбирать главную информацию. 

Воспитательные: Продолжать формировать самостоятельность и правильную самооценку, умение выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей     

Термины: (На доске)

1.Гидродинамические аварии                                                                                                            2. Зона катастрофического затопления                                                                3. Гидродинамически опасные объекты                                                          4. Волна прорыва

Тип урока:

Урок изучения нового материала с использованием ИКТ,  словесных, наглядных и практических методов обучения.  

Методы:  Работа с учебником, работа с таблицей – анализ изменения двигающей волны, запись в тетрадь определений, краткий конспект, опережающие задания

Оборудоваание урока:

Учебник, компьютер, проектор, экран.

                Гидродинамические аварии

Ход урока:        

5.1                                                                                                                                              1. Понятие о гидродинамической аварии. (Учебник стр. 156-157, ученик читает «Из истории гидродинамических аварий» )                                        

    Вопросы:                                                                                                                                         - Что случилось в Калифорнии в 1828 году?        (Отвечают)                                                              - Так что же такое гидродинамическая авария?  (Отвечают)      

Гидродинамические аварии – аварии на гидродинамически опасных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления.  (Слайд2)

2. Виды гидродинамических аварий (Стр. 157)                                                            Сравните все три вида, сделайте вывод.                                                                                   Вывод:                                                                                                                                               Во всех трех случаях это прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.). Но в I-ом  случае образуются (читает один ученик) волны прорыва, приводящие к катастрофическим затоплениям;                                                        Во II – ом  (читает второй  ученик) прорывы плотин, приводящие к возникновению прорывного паводка;                                                                                                                                  В III –ем (читает второй  ученик) прорывы плотин,  приводящие к смыву плодородных почв или отложению наносов на больших территориях.

     Учитель:  Результатом гидродинамической аварии является затопление – покрытие территории водой. (Слайд 3)

               3.  Зона катастрофического затопления – зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений,  значительно  повреждены или уничтожены материальные ценности, в первую очередь здания и другие сооружения. ( Слайд 4)

       

                           Выделяются четыре зоны: (Слайд 5)

            Зона

Территория

Характер волны

Скорость течения

Время прохождения  волны

         I

 Простирается на 6-12 км от гидросооружения

Бурный поток высотой в несколько метров

30 км/час

30 мин.

         II

Протяженность 15-25 км

Быстрое течение

15-20км/час

50-60 мин.

         III  

Протяженность 30-50 км

Среднее течение  

10-15 км/час

2-3 часа        

       IY

35-70 км

Слабое течение

6-10 км/час

Анализ таблицы:

Глядя на таблицу можно сказать, что при удалении от объекта

  1. Протяженность территории зоны увеличивается
  2. Характер течения ослабевает
  3. Скорость течения падает
  4. Время же прохождения волны, напротив, увеличивается.

  1. Понятие о гидродинамически опасных объектах, их классификация (работа с учебником, стр. 158-159)    

Гидродинамически опасными объектами называют сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до и после них (Слайд 6)

-  Постоянные                                                                                                                                   – Временные                                                                                                                          – Основные                                                                                                                                             -  Второстепенные                                                                                                                                                      5. Вывод:                                                                                                                            Основными поражающими факторами гидродинамических аварий,  связанных с разрушением гидротехнических сооружений, являются волна прорыва и затопление местности.

5.2  

Причины   гидродинамических аварий

Поражающие факторы

Последствия аварий     (Слайд 7-12)    

Действия при угрозе гидродинамических аварий (Слайд 13-16)        

Закрепление

Стр. 167 –Вопросы  1-9;

Выставление оценок за работу на уроке

Домашнее задание      Глава 5, тема 5.1-5.2 Задание 25    (На доске)                                                                                        

Литература:


1. ОБЖ, учебник 8 класс, Москва, издательство АСТ, 2005-2010г.

2. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Выпуск 1, Москва, Папирус, 1998г.

3. Энциклопедия для детей. Геология. Том 4, Москва, «Аванта+», 1995г.

4. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

Государственное бюджетное общеобразовательное

                       Учреждение   школа № 559 с углубленным

                              изучением физики и математики

                       Выборгского района  Санкт – Петербурга

Разработка сценария урока ОБЖ

в 8 классе

по теме «Гидродинамические аварии»

           

           

                                                                                                                       

                                               Минаков Владимир

                                                          Васильевич

                                        Преподаватель-организатор

                                                                       ОБЖ

                                       

Санкт – Петербург  

2014 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку ОБЖ 8 класс по теме: «Гидродинамические аварии»

Слайд 2

Гидродинамические аварии ОБЖ 8 КЛАСС

Слайд 3

ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ – это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.

Слайд 7

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ (ГОО) называют сооpужение или естественное обpазование, создающее pазницу уpовней воды до (веpхний бьеф) и после (нижний бьеф) него. К ГОО относятся искусственные и естественные плотины, гидpоузлы, запpуды, дамбы, шлюзы, каналы и т. д.

Слайд 8

Последствиями гидродинамических аварий являются: - повреждение и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций; - поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (для горных районов – до 100 км/ч); - катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и боле е.

Слайд 10

Величина и стpуктуpа потеpь сpеди населения пpи наводнениях могут изменяться в зависимости от плотности населения в зоне затопления, вpемени суток (в ночное вpемя pезко возpастает количество и тяжесть состояния поpаженных), скоpости движения и высоты волны пpоpыва, темпеpатуpы воды и окpужающего воздуха (низкая темпеpатуpа pезко огpаничивает вpемя, в течение которого еще можно спасти пострадавших).

Слайд 11

В зоне затопления часто создается неблагопpиятная эпидемиологическая обстановка. В дальнейшем могут создаваться катастpофические ситуации социального хаpактеpа, связанные с нехваткой пpодуктов питания, отсутствием жилья и пp.

Слайд 12

Материальный ущерб при гидродинамических авариях

Слайд 13

Повреждение и разрушение ГТС, жилых зданий, дорог, линий электропередач, связи; гибель скота и урожая; уничтожение и порча сырья, продуктов, топлива; затраты на эвакуацию; смыв плодородного слоя почвы; затраты на приобретение и доставку продуктов питания; сокращение выработки продукции предприятиями; возникновение заболеваний.

Слайд 14

Как действовать при гидродинамических авариях

Слайд 15

При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания, деревья и т.д.

Слайд 16

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Слайд 17

При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на крупное дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Гидродинамические аварии"

Эта тему проходят в 8 классе. Она очень сложная для восприятия учащихся, поэтому я считаю, что на уроках необходимо использовать видиоматериал или презентацию. Очень буду рада если мой материал кому -...

8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»

Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...

8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»

Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...

Тема: Причины и виды гидродинамических аварий.

Цель урока: ознакомить учащихся с причинами и                        видами гидродинамичес...

Гидродинамическая авария

Урок ОБЖ в 8 классе...

Тест по теме "Гидродинамические аварии"

Тест по теме "Гидродинамические аварии"...