Урок "Семья и брак. Законодательство о семье"
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Гордиенко Наталия Александровна

Конспект урока "Семья и брак. Законодательство о семье" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_semya_i_brak.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСЕЯ АРСЕНТЬЕВИЧА РОГОЖИНА

___________________________________________________________________________

№___ от __________201_ г.

300045, г. Тула, ул. Перекопская, д. 2

37-56-08, 37-58-70, 37-19-66

ПЛАН - КОНСПЕКТ   ОТКРЫТОГО   УРОКА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         ТЕМА УРОКА:

           

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: 

  • дать представление об условиях заключения брака, правах и   обязанностях  супругов, родителей и детей;
  • сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений.

ТИП УРОКА: комбинированный с элементами практических заданий.

КЛАСС: 11 «А».

ВРЕМЯ УРОКА: 40 минут.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Семейный кодекс Российской Федерации, карточки с ситуационными задачами, опорные схемы, учебник ОБЖ 11 кл., карты-схемы.

Учебные вопросы:

  1. Условия и порядок заключения брака.
  2. Права и обязанности  родителей и детей.

Ход урока:

     Класс делится на три группы.

Время

Формы

работы

Изучаемые вопросы и краткое их изложение

5 мин.

1 мин.

4 мин.

Фронталь-

ный опрос

работа в группах

1. ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ

1.1. Организационный момент.

     Проверка наличия учащихся, готовности к уроку. /На столах лежат учебники, карты-схемы, выдержки из Семейного кодекса, ручки/.

1.2. Проверка домашнего задания.

     Мы продолжаем работу над главой «Основы здорового образа жизни». На прошлом уроке были рассмотрены вопросы нравственности и здоровья, формирование правильного взаимоотношения полов.

     Давайте вспомним,  основные моменты по данной теме и заполним таблицу.

Знаю

Хочу узнать

              Заполнение 1-ой колонки:

  • Что такое семья?
  • Задачи и функции семьи.
  • Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни
  • Пути достижения взаимопонимания и уважения дуг к другу.

     Подумайте и обсудите, что бы вы хотели еще узнать по вопросам, касающихся семейных отношений? На обдумывание вам дается 10 секунд.

Каждая группа озвучивает свой вопрос.

30 мин

Рассказ учителя

Работа с картами-схемами

Работа в группах

Работа с картами-схемами

Самостоя-

тельная работа уч.

 с Семейн. кодексом

Работа с картами-схемами

Пояснения

учителя

Рассказ учителя

Фронталь-

ный опрос

Самостоя-

тельная работа

учащихся с учебни-ком

Рассказ учителя

Работа с картами-схемами

Рассказ учителя

Работа с картами-схемами

Работа в группах.

Индиви-

дуальная

работа  

Рассказ учителя

Региона-

льный

компонент

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Тема урока: Семья и брак. Законодательство о семье.

    Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Признаки брака;
  • Определение брака;
  • Условия заключения брака;
  • Условия недействительности брака;
  • Расторжение брака (развод);
  • Права и обязанности родителей и детей;
  • Лишение родительских прав.

 / одновременно ведется заполнение 2-й колонки таблицы./

     На все эти вопросы нам поможет ответить основной акт, регламентирующий семейные отношения - Семейный кодекс Российской Федерации, принятый в 1995 г.

     В древнерусском лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (отклонять плохое и останавливаться на хорошем). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи (например, бракованный товар). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется  словом «шлюб» (от древнеславянского «сълюбъ»: «сълюбытись» значит «договориться»)

      Можно выделить следующие признаки брака. /Заполняется схема на доске. Одновременно учащиеся заполняют карты-схемы)

Признаки брака

    Свободный союз         Равноправный          Союз мужчины и

                                               Союз                            женщины

   Союз, зарегистрированный            Союз, который порождает

              в органах ЗАГСа                    между супругами юриди-

                                                             ческие права и обязанности

     

     1. Брак – это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор». Помимо распределения обязанностей в семье, союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим.

     2. Брак – это свободный союз. Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака (исключение делается, как правило, в целях защиты интересов детей).

     3. Брак – это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой в отношении как личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и имущества, нажитого совместным трудом во время брака.

     4. Брак – это такой союз, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Фактические брачные отношения, сколько бы они ни продолжались, не могут без регистрации перейти в брачные отношения, которые поддерживает, защищает государство. Если мужчина и женщина, пусть и очень длительно проживающие вместе, поспорят по поводу совместно нажитого ими имущества, то Семейный кодекс разрешить этот спор не поможет.

     5. Брак – это такой союз, который  порождает между супругами юридические права и обязанности. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд, который будет рассматривать спор между ними.

     Попробуйте вывести из данной схемы определение, что же такое брак.  На обсуждение вам дается 10с.

     Каждая группа дает свое определение.

      Законодательство не содержит определения брака. Его помогают выяснить ученые, определяющие брак следующим образом.

     Брак – это свободный и равноправный союз мужчины и женщины,  имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные права и обязанности.

     Запишем в карты-схемы определение брака                

     Таким образом, мы узнали о признаках брака и познакомились с определением брака (отметить на доске данные вопросы).

     Каковы же условия заключения брака?

Обратимся к законодательству.

Выведем данные условия, опираясь на ваши знания и статьи 12, 13, 14 Семейного кодекса. На работу вам дается  2 минуты.

     

  Группы называют условия заключения брака.

  Заполняются карты-схемы.

 

Условия заключения брака

 Взаимное           Не должны состоять        Обе стороны должны

добровольное   в зарегистрированном      быть дееспособными                                                        согласие                              браке

Достижение         Не должны быть           Не должны быть                  брачного                         близкими                     усыновителями и

 возраста                    родственниками              усыновленными

     1. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, которые вступают в брак. Согласие проявляется в том, что жених и невеста лично подают в орган ЗАГС совместное заявление о желании вступить в брак. Кроме того, во время процедуры заключения брака работник органа ЗАГС обязательно задает каждому из вступающих в брак вопрос: «Согласны ли вы заключить брак с господином (госпожой)…?». Отсутствие взаимного согласия будет налицо, если кто-либо из вступающих в брак действует по принуждению, в результате обмана или заблуждения или просто в данный момент не отдает себе отчета в своих действиях, например в результате опьянения (токсического, наркотического или алкогольного).

     2. Достижение брачного возраста. В России брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местной власти вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16-летнего возраста. Обстоятельства, конечно, должны быть очень серьезные  (беременность, рождение ребенка и т.п.). Надо иметь в виду, что с момента заключения брака несовершеннолетний становится дееспособным в полном объеме и должен отвечать за свои действия наравне со взрослыми.

     3. Лица, вступающие в брак, не должны состоять в другом зарегистрированном браке.

     Даже если по какой-то ошибке орган ЗАГС заключит второй зарегистрированный брак, то такой брак будет признан недействительным и не будет порождать правовых последствий.

     4. Не допускается заключение брака между близкими родственниками. Согласно Семейному кодексу, близкими родственниками являются родители и дети, бабушки, дедушки и внуки, сестры и братья, у которых хотя бы один родитель общий (отец или мать). Двоюродные братья и сестры не относятся к числу близких родственников.

     5.  Не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными. Такое положение введено в Семейный кодекс по моральным соображениям: отношения по усыновлению приравниваются к родительским отношениям.

     6. Препятствием для заключения брака является психическое заболевание хотя бы одного из лиц, вступающих в брак. К числу таких серьезных заболеваний относятся шизофрения, слабоумие, эпилепсия (периодически возникающее припадочное состояние). Запрет на вступление в брак недееспособных лиц связан с тем, что многие серьезные психические заболевания передаются по наследству.

     Если данные условия были не соблюдены, то брак может быть признан недействительным. Но это  устанавливается только в судебном порядке.

     Выделим еще два основания недействительности брака актуальных в современном обществе:

  1. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции.
  2. Если брак зарегистрирован без намерения создать семью.

     Порядок заключения брака:

  • Подача заявления в органы ЗАГСа (необходимо личное присутствие)
  • Регистрация по истечении 1 месяца (месячный срок установлен для проверки серьезности намерений будущих супругов)
  • Выдача документа «Свидетельство о регистрации  брака»

/Отметить данный вопрос на доске/

    Расторжение брака. 

     Мы рассмотрели условия и порядок заключения брака. Но, к сожалению, по статистике из 100 заключенных браков, почти 50%  распадаются и наша Тульская область не исключение (на 100 браков приходится 46 разводов). Как утверждают психологи, критическими годами супружества считаются 1, 3, 5, 7 и 10.  

      Как вы думаете, по каким причинам распадаются браки? (супружеская неверность, безразличное отношение к супругу и детям, алкоголизм, наркомания и др.)

     Откройте учебник на стр. 28.  Прочитайте раздел «Расторжение брака» и  расскажите как юридически оформляется факт прекращения брачных отношений между мужчиной и женщиной.

     Ответы учащихся.

/Отмечаем данный вопрос на доске/

Права и обязанности родителей и детей

     С рождением ребенка у супругов появляются новые права и обязанности. Все права детей (и, соответственно, обязанности родителей) можно разделить на две группы: личные и имущественные.

     Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования, защищать их права и материально содержать.

          Запишем кратко в карты-схемы основные обязанности родителей.

      Ребенок имеет широкий круг прав, призванных обеспечить ему счастливое детство. К личным относятся следующие права ребенка:

  • на имя, отчество и фамилию;
  • на знание своих родителей, совместное с ними проживание;
  • на заботу и воспитание;
  • на общение с обоими родителями, дедушками и бабушками, братьями и сестрами;
  • на выражение своего мнения;
  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на защиту своих прав и законных интересов.

          Ребенок имеет следующие имущественные права:

  • на личное имущество;
  • на получение содержания от своих родителей;
  • на алименты.

     Родители, достойно выполнявшие свой долг по содержанию и воспитанию детей, в старости также могут рассчитывать на заботу и поддержку своих детей. Если совершеннолетние дети не делают это добровольно, то закон предусматривает взыскание с них алиментов на своих родителей, которые стали нетрудоспособными и не имеют достаточных средств для жизни.

      Запишем в карты-схемы основные обязанности детей по отношению к родителям.

     Сейчас вам предстоит решить несколько задач, касающихся вопросов прав и обязанностей родителей и детей. Поможет вам в этом  Семейный кодекс РФ.

      Решение ситуационных задач.

  1. Мать ребенка запрещает своим бывшим свекрови и свекру видеться с ним. Правомерно ли это? (ст. 67)
  2. Что делать, если мать, с которой проживает ребенок, не дает отцу ребенка возможности не только общаться с ребенком, но и увидеть его? Законны ли ее действия? Какие меры могут быть к ней приняты? (ст. 66 п. 1, 3).
  3. Михаил Васильев  третий год, работающий на заводе, получил повестку с вызовом в суд. Оказалось, что его отец, который ушел из семьи 20 лет тому назад, вдруг объявился и требует алименты на свое содержание. Какое решение может вынести суд?

     Разбор задач.

/Отмечаем данный вопрос на доске/

Лишение родительских прав.

     Бывают случаи, когда дети не испытали счастья расти и воспитываться в нормальной семье, окруженные любовью, вниманием и заботой.

     За нарушение прав и интересов детей родители могут быть лишены родительских прав. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Лишение родительских прав  не освобождает родителей от обязанности  содержать своего ребенка.

     В нашем городе есть 2 реабилитационных центра, где находятся дети, родители которых лишены родительских прав. Один на ул. Сурикова, в нем находятся дети с рождения до 7 лет, другой на ул. Рихарда Зорге там  живут дети от 7 до 17 лет.

     В каждом районе работают комиссии по защите прав детства. Они объединены городской комиссией «По делам несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности» при администрации города.

/Отмечаем данный вопрос на доске/

5 мин.

Тестиро-

вание

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Закрепление изученного материала.

1. Закончите предложение

    Юридическое оформление брака невозможно, когда…

     а) Нет обоюдной любви между мужчиной и женщиной

     б) Существует значительная разница в возрасте

     в) Женщина не желает менять свою девичью фамилию на фамилию мужа

     г) Желающие вступить в брак являются родными братом и сестрой

2. Вставьте пропущенное слово.

     Добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные права и обязанности, называется….

      а) договор                  

      б) помолвка              

      в) брак

3. Выберите из списка то, что относится к правам ребенка

      а) Жить и воспитываться в семье

      б) Самостоятельно распоряжаться полученным в дар   имуществом

      в) Общаться с родственниками

      г) Распоряжаться имуществом родителей

      д) Самостоятельно распоряжаться своей стипендией

      е) Получать содержание от родителей

4. Какое из приведенных ниже действий нарушает нормы семейного права?

     а) Супруга без согласия мужа подала на развод

     б) Супруг не допускал свою жену к обсуждению вопросов семейного бюджета

     в) Супруг при вступлении в брак поменял свою фамилию на фамилию жены

     г) Супруги проживали в разных городах

Взаимопроверка теста.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: п.1.3, выполнить задания12-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...